|
МОДЕЛЬНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД К
ПОСТРОЕНИЮ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ Доктор педагогических наук,
профессор Л.П. Матвеев Следующие проектировочные "шаги" по логике рассматриваемого подхода заключаются в том, чтобы в согласии с выработанной целью, применительно к намеченным конкретизирующим ее параметрам модели целевой соревновательной деятельности и соответственно рассчитанным сдвигам в уровне подготовленности спортсмена спроектировать адекватные содержание и структуру самого процесса подготовки, которая обеспечивала бы реализацию цели. В этом аспекте к настоящему времени также выполнен ряд разработок, хотя они не охватывают пока всех компонентов содержания и структуры спортивной подготовки [9, 11, 12, 14, 15, 18, 22-24, 27-30, 40-42, 44-47 и др.). Отметим некоторые из результатов таких разработок, касающиеся главным образом упорядочения основного состава средств подготовки и моделирования динамики их воздействий по периодам и этапам макроциклов с помощью модельно-целевого подхода. 2.3. Систематизация основного состава средств спортивной подготовки по отношению к модели целевой соревновательной деятельности Если предыдущие операции модельно-целевого подхода выполнены корректно, то созданная в результате модель целевой соревновательной деятельности и необходимых на пути к ней прогрессивных сдвигов в подготовленности спортсмена может кроме прочего служить важнейшим ориентиром при системном комплектовании состава подготовительных упражнений, избираемых в качестве средств спортивной подготовки в предстоящем макроцикле. Имея в виду этот ориентир и последовательно сопоставляя (мысленно аналитически, а по возможности и в практической "прикидке") параметры каждого из избираемых подготовительных упражнений с намеченными параметрами модели целевой соревновательной деятельности по критерию их сходства или различия, можно недвусмысленно и четко определить, какие именно подготовительные функции будут свойственны различным упражнениям при их использовании. Прежде всего определить, какие из них могут иметь параметры, наиболее приближающиеся к заложенным в модели целевой соревновательной деятельности и в силу этого наиболее, так сказать, прямо подводящие к ней, а какие подготовительные упражнения не обладают такими признаками, но могут по-иному способствовать подготовке к новому достижению в ней. Разумеется, такое аналитическое сопоставление подготовительных упражнений с моделью целевой соревновательной деятельности надо проводить на материале достоверной информации как об их формообразующих, "технических" признаках (в частности, их пространственно-временных, динамических и ритмических параметрах), так и по качественным признакам функциональной активности при выполнении действий (в том числе по степени мобилизации силовых, скоростных, других двигательных способностей спортсмена и сопряженной с их проявлением активности различных функциональных систем организма). Нужные для этого фактические материалы эмпирического и научно-исследовательского характера накоплены к настоящему времени в довольно большом количестве и быстро пополняются. Вдумчиво принимая их во внимание, можно с той или иной степенью достоверности представить меру сходства или отличия параметров тех упражнений, какие будут использоваться в предстоящей подготовке, по отношению к параметрам модели соревновательной деятельности и обоснованно классифицировать данные упражнения, распределив их по типологическим группам и подгруппам. В первую группу войдут упражнения, вероятная степень сходства которых с элементами предстоящей соревновательной деятельности или с ее параметрами в целом - самая большая по сравнению с упражнениями других групп как по форме (технике) совершаемых действий, так и по качественным особеннос тям функционирования при выполнении данных действий. Только посредством упражнений этой группы можно "натурализовать", т.е. воплотить в натуре, в естественном материализованном выражении, модель целевой соревновательной деятельности. Поэтому только их в рамках предстоящего макроцикла, где будет происходить практическая реализация намеченной модели соревновательной деятельности, правомерно называть "с о б с т в е н н о с п е ц и а л ь н о - под г о т о в и т е л ь н ы м и у п р а ж н е н и я м и". В силу объективной необходимости они подразделяются на две подгруппы: 1 - упражнения, целостно-прибли женно воспроизводящие модельные параметры целевой соревновательной деятельности (целостно моделирующие упражнения) и 2 - упражнения, фрагментарно воссоздающие ее параметры (фрагментар но моделирующие упражнения). Последние приходится вводить постольку, поскольку на протяжении значительной части подготовительного периода спортсмен еще не в состоянии (не готов) практически целиком воплотить в действительности все те параметры, которые намечены в проектировочной модели целевой соревновательной деятельности, рассчитанной на новое, еще не реализованное достижение. Тем не менее уже с началом подготовительного периода можно и нужно материализовать в реальных действиях эти модельные параметры фрагментарно - как бы по частям, в сокращенном виде (на "отрезках" соревновательной дистанции, разделенных интервалами, по элементам и связкам, входящим в соревновательные комбинации гимнастических или игровых действий, и т. п. - упражнения второй подгруппы). Следующую группу подготовительных упражнений можно условно назвать "п а р а с п е ц и а л ь н о- п о д г о то в и те л ь н ы м и", или "п р о м е ж у т о ч н ы- м и". Эта группа тоже подразделяется на две подгруппы. Одна из них (2.1) включает упражнения, которые отличаются по форме от целевых соревновательных действий, но обеспечивают избирательное и часто повышенное воздействие на физические качества и связанные с ними морфофункциональные свойства спортсмена, существенные в том или ином отношении для прогрессирования в целевой соревновательной деятельности (например, избирательно направленные силовые упражнения, отличающиеся по форме от соревновательных действий, разнообразные по форме упражнения в комплексах "круговой тренировки", воздействующие на развитие выносливости, подобно той, какая будет проявляться в целой соревновательной деятельности). Другая подгруппа, напротив, включает упражнения, аналогичные по некоторым чертам формы (например, по пространственным параметрам) целевым соревновательным действиям, но отличающиеся от них особенностями режима функционирования (к примеру, имитационные упражнения, выполняемые со значительно меньшей или большей интенсивностью, чем она будет в целевых соревновательных действиях). В целом вторая группа подготовительных упражнений в современной спортивной практике занимает весьма существенное место, особенно в первой части подготовительного периода. Третья группа включает упражнения, параметры которых наиболее значительно отличаются как от параметров модели целевой соревновательной деятельности, так и от подготовительных упражнений первых двух групп. Традиционно упражнения этой группы принято относить к средствам общей подготовки спортсмена, что в основном справедливо, но не во всех деталях. Дело в том, что, применяя часть упражнений этой группы (упражнения подгруппы 3.1), стремятся как бы приблизить их воздействие к особенностям требований предстоящей соревновательной деятельности хотя бы в некоторых отношениях (к примеру, применяя комплекс общеподготовительных упражнений гимнастического типа в составе "круговой тренировки", так нормируют суммарную серийную нагрузку, чтобы активизировать функционирование сердечно-сосудистой и дыхательной систем применительно к уровню, какой будет характерен для целевой соревновательной деятельности футболиста или борца). Напротив, другая часть упражнений третьей группы (подгруппа 3.2) имеет своего рода контрастирующую направленность по отношению к узкой спортивной специализации. Их многогранное назначение известно: содействовать развитию или сохранению тех жизненно важных физических качеств спортсмена, какие мало затрагивают его спортивной специализацией либо регрессируют под ее влиянием, обогащать индивидуальный фонд его двигательных навыков и умений, использовать эффект положительного переноса общего эффекта разносторонней тренировки, содействовать восстанови тельным процессам после острых специализированных нагрузок, функциональному переключению в форме активного отдыха, противодействовать изнуряющей монотонности узкоспециализированной тренировки (подробнее об этом см. 12.14). Разумеется, чтобы обоснованно решить, в какую из перечисленных групп и подгрупп фактически войдет то или иное из намечаемых упражнений, нужно ясно представлять (желательно на точной исследова тельской основе) формообразующие и качественные функциональные особенности выбираемых упражнений. Объем необходимой для этого исследовательской и эмпирической информации, как уже сказано, довольно стремительно нарастает. Непростой, однако, остается задача тщательного осмысления массы такой информации, сравнительного анализа особенностей подготовительных упражнений разного типа и четкой оценки их сходств и различий по отношению к смоделированной целевой соревновательной деятельности в каждом конкретном случае. Тем не менее ее нельзя не решать, если серьезно стремиться к рациональному построению спортивной подготовки с точно направленным воздействием ее средств на достиженческие способности спортсмена и оптимизированным управлением их динамикой. 2.4. Проектирование динамики процесса подготовки по периодам спортивного макроцикла в аспекте модельно-целевого подхода Проектировочная стадия рассматриваемого подхода завершается операциями по проектированию порядка развертывания процесса подготовки спортсмена в предстоящем макроцикле. Это особенно интегративные и особенно непростые операции. По сути, они состоят в том, чтобы системно свести воедино все то, что получено в результате предыдущих операций конкретизированного определения целевых установок и состава средств подготовки (2.1 - 2.3) и возможно строго смоделировать основные тенденции ее динамики по периодам и этапам макроцикла в соответствии с объективными закономерностями и конкретными условиями ее построения. Есть основания утверждать, что концептуальные, а отчасти и технологические предпосылки для конструктивного выполнения таких операций к настоящему времени уже созданы. По общему признанию, они созданы прежде всего благодаря отечественным исследовательским разработкам по проблемам системного построения спортивной тренировки и системы спортивных соревнований, воспринятым во многих странах мира [11, 12, 14, 18, 23, 44, 45, 47 и др.]. Естественно, со временем они модернизируются, углубляются и дополняются под решающим влиянием новых фактов. Одним из факторов, содействующих этому, являются, конечно, дискуссии. Последняя из них по времени на страницах нашего журнала оказалась внешне небывало острой [26]. Но и она не поколебала устоявшихся, многократно выверенных концептуальных положений, хотя и обратила внимание, подчас с субъективными "перекосами", на некоторые новые явления в спорте высших достижений, требующие детального осмысления. Напомним в этой связи, что утвердившаяся у нас концепция системного построения тренировки и соревновательной практики в масштабе макроциклов отображает отнюдь не все случаи их построения в многоликой спортивной и околоспортивной действительности. В частности, данная концепция не касается ряда особенностей протекания тренировочной и соревновательной деятельности в коммерческом театрализованном спорте, куда в последние годы в силу известных причин устремилось немало видных спортсменов, воспитанных в отечественной системе спорта высших достижений. Как уже показано [14, 23], достиженческий спорт, в главном не подчиненный коммерческим началам, и коммерческо-предпри нимательский спорт, хотя и могут иметь некоторое сходство, но в сущности своей принципиально отличаются, в том числе по ведущим линиям построения системы спортивной подготовки и соревновательной практики (в частности, по соотношению подготови тельной и соревновательной деятельности, по динамике тренировочных и соревновательных нагрузок, по характеру воздействий на процесс развития достиженческих возможностей спортсмена и т.д.). Специалисты не вправе смешивать эти две разные сферы спорта, каждая из них по-своему имеет "право на существование". Поэтому очень удивляет, когда некоторые любители скоропалительных суждений делают это и даже критикуют на этой "основе" сложившуюся у нас концепцию системы подготовки спортсменов высокого класса. Разумеется, данную концепцию не следует ни канонизировать, ни распространять за пределы ее применимости. Речь сейчас идет о том, что она предоставляет развернутые основания для логического и технологического моделирования порядка построения подготовки спортсмена к новым достижениям в макроциклах не во всяких, а во вполне определенных условиях. Отметим некоторые из ее положений в аспекте рассматриваемого подхода. Проектирование временных параметров периода фундаментальной подготовки к целевой соревновательной деятельности и других периодов макроцикла. Даже при весьма корректной систематизации средств подготовки спортсмена с подразделением их на типологические группы и подгруппы согласно указанным выше признакам (см. 2.3) еще не решается проблема целесообразного проектирования порядка оптимального использования выделенных средств в соответствии с объективно необходимой последова тельностью периодов и этапов спортивного макроцикла. Решение этой проблемы прежде всего во многом зависит от реалистичных представлений о закономер ностях периодизации спортивного макроцикла. Согласно утвердившимся представлениям об этом, спортивный цикл годичной, полугодичной или близкой к ним продолжительности в принципе состоит из трех периодов, которые принято называть подготови тельным, соревновательным и переходным. В зависимости от конкретных условий спортивной практики бывают оправданны различные вариации структуры такого макроцикла, в том числе варианты соотношения продолжительности его периодов. Естественно, в каждом конкретном случае проектирования этих периодов важно выбрать вариант, адекватный реально складывающимся условиям. Причем в аспекте модельно-целевого подхода особенно важно определить вполне достаточное время для того периода, в котором необходимо осуществить полноценную подготовку к реализации результата, намеченного в модели целевой соревновательной деятельности. Этот первый из периодов спортивного макроцикла, традиционно называемый подготовительным, более точно с позиций рассматриваемого подхода можно назвать периодом фундаментальной подготовки. Кстати, тем самым снимается логическое противоре чие с тем несомненным фактом, что подготовка спортсмена в различных ее воплощениях развертывается не только в данном, но и в других периодах макроцикла. Намечая протяженность этого периода, принципиально важно ориентироваться в первую очередь на имеющиеся статистически рассчитанные фактические данные о граничных вариациях времени, объективно необходимого для становления спортивной формы как состояния оптимальной подготовленности спортсмена к новому для него достижению. Ориентируясь на такие данные применительно к намечаемой продолжительности этого периода в конкретном случае, нужно, разумеется, принять во внимание обстоятельства, способные существенно повлиять на его сроки. Как минимум при этом необходимо учесть время, фактически ушедшее (хотя бы по показателям динамики спортивных результатов) на становление спортивной формы и парциальных слагаемых повышенной подготовленности спортсмена в предыдущем макроцикле (что ориентировочно подскажет, какое время (не меньше) придется выделить для становления новой спортивной формы в предстоящем макроцикле); параметры индивидуализированно намеченной системы соревнований в предстоящем макроцикле (число, частоту и ранги предстоящих соревнований , интервалы между ними и особенно времени от начала макроцикла до главного из предстоящих соревнований). Без тщательного учета и анализа всего перечисленного не представляется возможным правильно наметить оптимальную продолжительность полноценного подготовительного периода в макроцикле. Практически его протяженность в различных условиях варьируется в довольно широких пределах. Однако она изменчива отнюдь не как угодно. Если продолжительность этого периода минимизируется запредельно, что, к сожалению, не так уж редко бывает в практике спорта, - резко возрастает вероятность деструктивных искажений содержания и эффекта спортивной подготовки. В таких случаях игнорируется кроме прочего тот несомненный факт, что степень возможного прироста уровня подготовленности спортсмена и стабильность приобретаемой им спортивной формы пропорциональны в определенных пределах длительности периода фундаментальной подготовки (см. [11, 14]). Поэтому безгранично сокращать его - значит ограничивать возможности реализации и развития достиженческих способностей спортсмена. Вместе с тем понятно, что бесконечное продление времени данного периода вступит в противоречие с объективной логикой и реальными условиями построения спортивного макроцикла. Есть веские основания считать, что на этот период целесообразно выделять значительную часть макроцикла - как минимум не менее трети его общей продолжительности , а как максимум - приблизительно до его половины (естественно, с вариациями, зависящими от специфики видов спорта, уровня подготовленности спортсмена и других обстоятельств), если спортсмен на деле претендует подняться на новый уровень достижений. Названные граничные сроки первого макроцикла в свое время наметились на основе обработки и осмысления достаточно большого фактического материала, почерпнутого из передовой спортивной практики (см. [11, 12, 22, 29]). В последующие годы они перманентно подтверждались с детализирующими и конкретизирующими уточнениями все новыми исследовательскими данными. Упомянем для иллюстрации хотя бы некоторые новейшие из них. Долговременные наблюдения, выполненные в последнее десятилетие с использованием современных биометрических методик, детализированно показали, что ряд неординарных морфофункциональных перестроек в организме спортсмена, лежащих в основе поступательного развития его физических качеств на той или иной ступени спортивных свершений, наблюдается лишь при условии достаточно протяженного времени, составляющего многие недели. Так, тот прирост уровня индивидуально-максимального потребления кислорода, который возможен в полную меру в определенной части спортивного макроцикла, происходит за 10-12 недель напряженной тренировки (затем в динамике МПК наступает своего рода плато, несмотря на интенсификацию тренировки); примерно к концу такого же времени особенно увеличивается активность одного из основных окислительных ферментов -сукцинатдегидрогеназы и значительно расширяется капиллярная сеть в системе кровообращения; еще больше тренировочного времени требуется для весьма существенного увеличения числа и размеров митохондрий - биопроизводителей энергии, а также для оптимизации уровня "лактатного порога" при выполнении мышечной работы, требующей выносливости. Не меньшее, а для определенных структурно-функ циональных перестроек и большее время нужно, чтобы обеспечить качественные преобразования того, что лежит в биооснове развития силовых и связанных с ними способностей спортсмена, в частности новообразование (гиперплазию) мышечных волокон (подтверждение возможности их гиперплазии получено совсем недавно) и частичное преобразование некоторых свойств мышечных волокон различного типа (общий обзор всех упомянутых в этом перечне исследовательских данных см. кроме прочего в [33, 35, 41]). Все данные такого рода вновь и вновь убеждают, что чем короче подготовительный период макроцикла сравнительно с некоторой оптимальной протяженнос тью этого периода, тем больше убывает в нем возможность обеспечить по ходу его поступательное развитие достиженческих способностей спортсмена и приобретение им спортивной формы, гарантирующей новое возросшее спортивное достижение. Как ни удивитель но, эту несомненную зависимость далеко не всегда принимают в расчет в существующей практике, особенно в сфере игровых видов спорта. Так особенно часто бывает в той ситуации, когда официальный календарь соревнований охватывает большую часть года и тем как бы подталкивает к чрезмерному сокращению подготовительного периода в макроцикле. Отсюда, однако, не следует, что для рационального построения подготовки спортсмена в такой ситуации календарь соревнований нужно обязательно урезать. В принципе возможно и в этой ситуации не допустить чрезмерного свертывания подготовитель ного периода. А именно - не уменьшать подготови тельную работу, типичную для данного периода, и во время, совпадающее с начальной серией (или не одной серией) календарных соревнований, не жертвовать ради участия в них развертыванием тренировочной работы и использовать их в качестве одного из средств подготовки к особо ответственным состязаниям. Другое дело - в коммерческом театрализованном спорте. Здесь зачастую довольствуются чрезвычайно коротким подготовительным периодом. Вероятно, он пока устраивает если не всех, то немалую часть деятелей коммерческого спорта. Но специалисты не вправе питать иллюзию, будто такой подготовительный период - новое слово в спортивной подготовке. Он не в силах обеспечить существенный прирост достиженческих возможностей спортсмена и в лучшем случае приводит к восстановлению того, что было названо "квазиспортивной формой" [14]. В рамках периода фундаментальной подготовки принято выделять по меньшей мере два крупных этапа (часто их называют общеподготовительным и специальноподготовительным). Это правомерно, поскольку соотношения различных сторон спортивной подготовки, величины тренировочных нагрузок, их динамика и другие черты подготовительных воздействий по ходу развертывания периода существенно изменяются. С позиции модельно-целевого подхода весьма существенно то, что на первом этапе создаются в норме всесторонние предпосылки целостно-приближенной материализации спроектированных параметров модели целевой соревновательной деятельности, а на втором этапе целостное практическое воплощение ее целевых параметров становится доминирующей тенденцией развертывания подготовки и происходит все в большей мере. Временная граница между этими этапами непостоянна. Ее приходится варьировать прежде всего в зависимости от того, насколько удается создать полноценные предпосылки для целостного построения соревновательной деятельности на уровне нового целевого достижения, а также и в зависимости от объема времени, остающегося до предстоящих основных соревнований . Естественно, что если сразу же за вторым этапом подготовительного периода будет проходить одно из наиболее ответственных соревнований макроцикла, то этот этап становится и этапом непосредственной предсоревновательной подготовки к данному состязанию. Приемлемая протяженность такой подготовки выявлялась в массе исследований. Почти все они с удивительным совпадением указывают на сроки в пределах 4-6 недель. Следующий за периодом фундаментальной подготовки иной период спортивного макроцикла, традиционно называемый соревновательным, действительно имеет своим стержневым содержанием собственно соревновательную деятельность спортсмена. Современная практика планирования официального спортивного календаря способствует распространению различного рода соревнований на преобладаю щую часть астрономического года. Значит ли это, что реальная индивидуализированная система соревнований в спортивном макроцикле все больше поглощает его время, вытесняя все его периоды, кроме одного - соревновательного? Нет, конечно, не значит. Не следует путать спортивный календарь с реальной периодизацией структуры спортивного макроцикла. В норме, то есть в тех случаях, когда вдумчивые тренеры и спортсмены проектируют, а затем практически строят спортивный макроцикл в соответствии с известными действующими закономерностями его периодизации, определенная часть календарных и других состязаний используется в рамках полноценного подготовительного периода, где они служат одним из необходимых средств фундаментальной подготовки. Кстати, учитывая это и во избежание понятийных недоразумений, второй из основных периодов спортивного макроцикла есть смысл называть не просто соревновательным, а "периодом основных соревнований". Этот период, как известно [11, 12, 14, 23], может иметь относительно простую и сложную структуру. В первом случае он сравнительно непродолжителен (нередко до одного-двух месяцев) и включает одну-две серии соревнований различного ранга, завершающихся соревнованиями высокого ранга. Так чаще всего бывает в полугодичных (или близких к ним по длительности) и сдвоенных макроциклах. Сложно-структурный период основных соревнований имеет значительно большую протяженность, нередко многомесячную. Он включает несколько собственно соревновательных мезоциклов, каждый из которых завершается соревнованием высокого ранга, и промежуточные мезоциклы восстановительно-подготовительно о характера (один или больше - в зависимости от числа соревновательных мезоциклов, суммарной величины предшествующих соревновательных и тренировочных нагрузок и других обстоятельств). Такой период типичен для макроциклов годичной или окологодичной продолжительности. Завершающий период спортивного макроцикла - переходный - сравнительно с предшествующими периодами наименьший и наименее вариативный по длительности, если, разумеется, спортсмен не получает серьезных травм, избежал хронических перенапряжений, функциональных или морфофункцио нальных нарушений. При этом условии он длится обычно месяц или несколько больше, чего бывает достаточно, как подтверждено многочисленными фактами, для активного, деятельного отдыха и поддержания общей тренированности на уровне более высоком, чем тот, с которого начинался прошедший макроцикл. На стыке же двух макроциклов, имеющих не более чем полугодичную длительность каждый, переходный период нередко как бы выпадает (замещается разгрузочным микроциклом). На это идут для того, чтобы не терять время, потребное для создания нового импульса поступательного развития тренированности и повышения уровня спортивной результативности . Создать такой импульс в рамках переходного периода не представляется возможным. Однако в его рамках, несмотря на расширенный активный отдых, есть возможность не допустить утраты достигнутой ранее спортивной дееспособности, что вновь подтверждено недавно полученными исследовательскими данными о продолжительности времени сохранения уровня тренированности с переходом на "поддержи вающие" нагрузки, величина которых была вдвое меньше, чем у тех нагрузок, благодаря которым ранее достигнут прирост тренированности [33]. Проектирование динамики тренировочных воздействий в аспекте модельно-целевого подхода. Вообще говоря, при проектировании динамики направленных воздействий, благодаря которым по мере развертывания спортивного макроцикла достигается полноценная подготовленность спортсмена к целевому результату, желательно наметить по возможности динамику не только таких факторов, как подготови тельные упражнения, но и других факторов его подготовки, в том числе внетренировочных средств оптимизации восстановительных процессов и содействия приросту работоспособности (таких, в частности, как пищевые, разрешенные фармакологические, спортивно-гигиенические факторы и т.д.). Однако строго смоделировать динамику всех воздействий такого рода в полной мере пока практически едва ли возможно. Затронем здесь в аспекте рассматривае мого подхода главным образом то, что относится к проектированию динамики воздействий подготовительных упражнений и сопряженных с ними нагрузок. Согласно принятым принципам построения спортивной подготовки, проектируя ее динамику и практически воплощая проект в макроциклах, необходимо кроме прочего обеспечивать: - непрерывность тренировочного процесса, гарантируемую системной частотой тренировочных занятий, адекватно чередуемых с восстановительны ми интервалами и вызывающих в совокупности перманентную преемственность эффектов тренировки; - последовательное соединение тенденций постепенности и предельности, "опережающих" и стабилизирующих тенденций в динамике развивающе-тре нирующих воздействий; - единство (в диалектическом смысле) общей и специальной подготовки спортсмена, неразрывность данных сторон подготовки во всех периодах спортивного макроцикла наряду с последовательным поэтапным изменением их соотношения по периодам. (О современной развернутой трактовке этих положений см. [14].) Есть основания считать, что эти принципиальные положения подлежат реализации при любом более или менее рациональном подходе к построению спортивной подготовки, в том числе, разумеется, и при модельно-целевом. В условиях последнего есть, однако, свои особенности в их реализации. Это связано прежде всего с решением проблемы заблаговременного начала целостно-приближенного практическо го моделирования предстоящей целевой соревнова тельной деятельности в первом периоде макроцикла - периоде фундаментальной подготовки. Сложности тут возникают в первую очередь по той причине, что в начальной части спортивного макроцикла объективно еще в полной мере не складываются возможности, которые позволяли бы спортсмену целостно и с полной адекватностью реализовать здесь заново спроектированную модель целевой соревновательной деятельности, рассчитанную на повышенное достижение. Проще говоря, спортсмен в первой части подготовительного периода еще не подготовлен, а лишь готовится к этому. Поэтому в значительной части подготовительного периода - тем большей, чем выше спроектированное целевое достижение, - спортсмену приходится довольствоваться подготовительными упражнениями, параметры которых в той или иной мере не совпадают с параметрами предстоящей целевой соревновательной деятельности. Отсюда наряду с позитивными эффектами подготовки возникает и противоречие: спортсмен, подготавливаясь к ней, фактически адаптируется к чему-то отличающемуся от нее! Заметим, кстати, что говорить в строгом смысле об адаптации к предстоящей соревновательной деятельности, рассчитанной на новое достижение, как о всепоглощающей тенденции результативности тренировки подготовительного периода - (о чем, как ни странно, в последнее время нередко говорится в специальной литературе) - значит, мягко выражаясь, допускать невразумительные неточности. Разве не ясно, что нельзя приспособиться непосредственно к тому, чего пока в действительности материально не существует. Можно, однако, путем специальной подготовки постепенно вывести параметры соревновательной деятельности на новый достиженческий уровень, используя для этого упражнения, все более полно подобные смоделированной соревновательной деятельности с ее новыми параметрами. Выше мы назвали такие упражнения собственно специальноподготови тельными, подразделив их на упражнения фрагментарно и целостно-приближенно моделирующие соревновательную деятельность (см. 2.3). На первом этапе подготовительного периода в распространенной практике применяют обычно некоторую часть упражнений этого типа, главным образом те, которые фрагментарно моделируют предстоящую соревновательную деятельность и включают ранее освоенные формы технических и тактических действий, намеченные к использованию в ее обновленной структуре. Применение таких упражнений идет здесь как бы на фоне массированного использования упражнений иного типа (в приведенной классификации они отнесены к упражнениям второго и третьего типа - "параспециальноподготовительным" и преимущественно общеподготовительным), которые позволяют создать функциональные и морфофункциональные предпосылки к построению обновленной соревновательной деятельности с прогрессивно измененными достиженческими параметрами. По всей вероятности, в распространенной спортивной практике часто недооцениваются необходимость и возможность уже на первом этапе периода фундаментальной подготовки (конечно, не с самого его начала) использовать специальноподготови тельные упражнения, по возможности целостно-при ближенно моделирующие предстоящую соревнова тельную деятельность (подгруппа 1.1 в приведенной классификационной группировке подготовительных упражнений спортсмена). Надо думать, их отсутствие в первой половине подготовительного периода во многом объясняется опасением чрезмерно форсировать специальную подготовку спортсмена, завысить уровень ее интенсивности и тем самым нарушить принцип постепенности наращивания тренировочных нагрузок, вызвав неблагоприятные сдвиги в динамике тренированности. Но такая опасность реально не становится неизбежной, если обеспечиваются методически верное нормирование моделирующих упражнений, о которых здесь идет речь, адекватное регулирование общего объема тренировочных нагрузок и тщательный комплексный контроль. Это подтверждают многие факты современной спортивной практики, в частности то, что соревнования во многих видах спорта практикуются, как уже сказано, на протяжении большей части календарного года, охватывая и значительную часть первого периода спортивного макроцикла. Вместе с тем появляется все больше технолого-методических приемов нормирования нагрузки в упражнениях применительно к уровню подготовленности спортсмен на данном этапе его подготовки. И хотя уровень интенсивности в упражнениях, целостно-приближенно моделирующих будущую (целевую) соревновательную деятельность, всегда необходимо приравнивать к уровню целевой соревнова тельной интенсивности, ряд технолого-методических приемов позволяет адекватно нормировать интегративную нагрузку, сопряженную с выполнением и данных упражнений, например, путем использования таких приемов: введение микроинтервалов "передышки" по ходу выполнения циклического упражнения, подобного соревновательному, временная замена еще недостаточно освоенных спортсменом элементов соревновательных комбинаций (гимнастических, спортивно-игровых и других) уже освоенными ранее менее сложными элементами, тренировочные прикидки по укороченной соревновательной программе, применение тренажерных устройств и специализи рованного оборудования, помогающих соблюдать технически верное выполнение будущих соревновательных действий, и т.д. Разумеется, включение в подготовительную часть макроцикла упражнений, возможно, целостно моделирующих предстоящую в данном макроцикле целевую соревновательную деятельность, в норме намечают не на самое начало макроцикла, а после предшествующих обычно одного или двух мезоциклов, один из которых как минимум имеет выраженно втягивающий характер. Существенно также, чтобы начальный объем нагрузок в таких упражнениях проектировался бы в жестко лимитированных пределах - скажем, в пределах лишь небольшой доли их месячного объема, который планируется достичь в конце подготовительного периода (как схематически показано в табл. 3). Отсюда не следует, что суммарный объем специализированной подготовки спортсмена в первой половине данного периода будет незначителен. Он обеспечивается тут и упражнениями, фрагментарно моделирующими целевую соревновательную деятельность, и большой группой параспециальноподготовительных упражнений. Представленная в указанной схеме динамика воздействий подготовительных упражнений различного типа по периодам и этапам макроцикла в целом согласуется с принятыми принципами построения спортивной подготовки и подтверждается представительной выборкой фактов из практики сильнейших современных спортсменов. Намеченные в схеме параметры объема и интенсивности упражнений, а также интегративный индекс их воздействий выражены в относительных величинах, которые рассчитаны как отношение данных параметров на этапах к предусмотренной наибольшей месячной величине данных параметров в макроцикле. То есть последние взяты за условную единицу, а этапные параметры представлены в долях этой единицы. Такой способ расчета параметров позволяет унифицированно составить представление об их соотносительной динамике по этапам макроцикла во всех типологических группах подготовительных упражнений. Тем самым отчасти преодолеваются пока не вполне преодоленные трудности интегративной оценки тренировочных нагрузок в разнохарактерных упражнениях (обусловленные кроме прочего отсутствием аддитивных параметрических критериев нагрузок разного типа). Обратим также внимание на то, что представленный на схеме интегративный индекс (он вычислен как произведение относительных величин объема и интенсивности нагрузки в группах упражнений) в какой-то мере характеризует условносовместную величину параметров объема и интенсивности нагрузок в рамках каждой типологической группы упражнений на различных этапах макроцикла. На первом этапе периода фундаментальной подготовки (в норме этот этап наиболее продолжителен) предусматривается преимущественное возрастание объема, а затем и интенсивности подготовительных упражнений, не включающих целостного моделирования предстоящей целевой соревновательной деятельности. При этом имеется в виду, что раньше других достигнут своих граничных величин параметры объема и интенсивности общеподготовительных упражнений (третья группа на схеме), после чего их параметры будут убывать и относительно стабилизиро ваться на "поддерживающем" уровне. Подобная же динамика, но с определенным сдвигом во времени вперед и более высоким уровнем поддержания интенсивности намечается и для параметров нагрузок в "смешанной" (параспециальноподготовительной) группе упражнений. Такая динамика парциальных нагрузок и суммарных воздействий двух названных групп подготовительных упражнений рассчитана кроме прочего на то, чтобы на первом этапе стимулиро вать создание и улучшение предпосылок становления новой спортивной формы, а на втором этапе - наряду с их сохранением высвободить энергетические, пластические и другие ресурсы организма спортсмена для достаточно концентрированного эффективного использования собственно специальноподготовительных упражнений, непосредственно обеспечивающих структурирование спортивной формы на новом уровне. Предусматривается, что часть из них, которая включает фрагментарное моделирование целевой соревновательной деятельности, будет в полном или близком к нему объеме применяться уже к концу первого этапа, затем, на втором этапе, сохранится в значительной мере, но не настолько, чтобы мешать нарастанию объема и результативности целостно моделирующих упражнений, в числе которых все более значительное место по мере завершения периода фундаментальной подготовки будет занимать тренировоч но-соревновательная практика.
Таблица 3. Модель параметров тренирующих воздействии по периодам и этапам макроцикла (один из типичных вариантов)
* Все показатели величины воздействия упражнений выражены в относительных величинах - как отношение этапных показателей к их намеченному месячному значению в макроцикле (пояснения в тексте) Уже упоминалось, что если следующий период - период основных соревнований - сразу же начинается с одного из наиболее ответственных состязаний, завершающая часть предыдущего периода закономерно приобретает черты непосредственной предсоревновательной подготовки к данному состязанию. Она уже была предметом многочисленных исследований и технологических разработок. В частности, намечена логическая и параметрическая модель целесообразного распределения параметров объема и интенсивности специализированных нагрузок по микроциклам такой подготовки [11, 12, 22, 23, 28, 44, 45, 47 и др.]. Построение подготовки спортсмена в рамках соревновательного периода, как известно, во многом обусловлено его протяженностью, возможными сроками сохранения спортивной формы, числом и частотой состязаний, в которых будет участвовать спортсмен, интервалами между ними. При большой протяженности этого периода, насыщенности многочисленными состязаниями и удаленности его начала от главного состязания усложняется управление динамикой спортивной формы с расчетом на демонстра цию высшего достижения в главном соревновании. С позиций модельно-целевого подхода в такой ситуации особого внимания при проектировании данного периода требует выделение в нем наряду с собственно соревновательными мезоциклами иных мезоциклов, или этапов, - типа "промежуточных", характеризу ющихся расширением тренировочной работы, примерно так, как это было в подготовительном периоде, но в более узких пределах, и этапа непосредственно го подведения к главному соревнованию. 3. О корректировании модели целевой соревновательной деятельности в процессе практического развертывания спортивной подготовки в макроцикле Операциями по проектированию динамики процесса подготовки спортсмена, которые сжато очерчены в разделе 2.4, завершается проектировочная стадия модельно-целевого подхода. Однако этим не исчерпываются все упоминавшиеся операции, входящие в данный подход. Вслед за завершением модельного проектирования начинается реализация проекта, в ходе которой при рассматриваемом подходе происходит наряду с прочим практическое, натуральное воплощение намеченных модельных параметров целевой соревновательной деятельности на основе системного выполнения моделирующих ее упражнений. Не рассматривая в рамках данной статьи всей технологии этого дела, затронем лишь проблематику коррекции намеченной модели целевой соревновательной деятельности, если практически выявляется, что она в чем-то намечена нереально (в смысле нереализуемо в текущем макроцикле). Эта проблематика возникает не случайно и не в силу каких-то недоразумений. Она вытекает из объективной вероятности более-менее значимых расхождений между проектной моделью будущей соревновательной деятельности и ее фактически складывающимися параметрами. Причем вероятность расхождений здесь, в принципе, тем больше, чем выше намечаемый уровень целевого результата и чем длительнее время, объективно потребное для его достижения. Поэтому даже при самом тщательном исходном проектировании нельзя намеченное в нем считать абсолютно точным отображением объективного предмета проектирования, и нужно систематически сличать проект по ходу его реализации с тем, что фактически получается. Иначе говоря, необходимо последовательно соблюдать известный принцип единства любого планирования и контроля реализации запланированного, в том числе перманентно вносить поправки в запланированное, коль скоро в том возникает надобность, подсказываемая контрольными данными. Основным поставщиком таких данных при построении спортивной подготовки в крупных масштабах времени является не текущий оперативный контроль (контроль ближайших эффектов проходящих занятий), а поэтапный контроль относительно долговременных кумулятивных эффектов подготовки. Из числа известных и не очень известных требований, предъявляемых к ведению этапного контроля эффекта спортивной подготовки, напомним два, особенно значимых в рассматриваемом аспекте. Первое требование относится к необходимости систематически, от этапа к этапу, воспроизводить контроль, каждый раз на фоне сопоставимого, как бы относительно выровненного состояния спортсмена ко времени контрольных процедур (особенно на фоне вполне восстановленной оперативной работоспособности после предшествующих нагрузок). Второе - использовать в этапном контроле кроме узкоизбирательно диагностирующих, парциально контролирующих процедур интегративные спортивные тесты, целостно выявляющие сдвиги общей и специальной подготовленности спортсмена. Увы, приходится признаться, что эти требования далеко не всегда соблюдаются в практике, даже в практике подготовки сборных спортивных команд высокого уровня (в одних случаях тестирование проходит почти сразу же после повышенных тренировочных или соревновательных нагрузок, в других - после "разгрузочных" интервалов, вызванных длительными переездами или произвольным переключением самого различного характера, и т.д.; нередко в контроле ограничиваются главным образом лабораторными методиками, двигательная деятельность в которых слишком разнится с реальной тренировочной и соревновательной деятельностью спортсмена). Получаемая в таких случаях контрольная информация фактически "зашумлена" влиянием привходящих, по-разному варьирующихся обстоятельств и потому не может служить качественным материалом для сравнительного анализа динамики подготовленности спортсмена. Стремясь содействовать совершенствованию практики этапного, точнее среднециклового, контроля с позиций рассматриваемого подхода, мы (автор и единомышленники) разработали и проверили следующие положения его технологии. В качестве стержневой основы принята система "контрольно-трени ровочных" микроциклов, каждым из которых завершается каждый средний цикл (мезоцикл) периода фундаментальной подготовки в макроцикле. Каждый контрольно-тренировочный микроцикл единообраз но развертывается по трем фазам: первая - выравнивающая (два-три дня), вторая - тестирующая (два дня) и третья - восстановительная и оперативно-кор рекционная (два дня). В выравнивающей фазе тренировочная нагрузка подлежит унифицированной регламентации с таким расчетом, чтобы она суммарно составляла не больше половины той наибольшей нагрузки, какая предъявлялась за такое же число дней в предшествующем микроцикле того же мезоцикла (желательно, чтобы это была индивидуально-максимальная нагрузка в данном мезоцикле). Тем самым в какой-то мере может быть обеспечено выравнивание функционального состояния спортсмена к началу тестирующей фазы. Тестирующие нагрузки в ней регламентируются по методике круговой тренировки, предусматривающей четкое индивидуализированное и вместе с тем унифицированное воздействие на спортсмена (в первый тестовый день "круг" складывается из общеподготовительных и смешанных групп упражнений, во второй - из специальноподготовительных упражнений). Параметры такой тестирующей нагрузки довольно значительны и в какой-то мере сопоставимы с параметрами основных тренировочных и соревновательных нагрузок. Вызываемые ими функциональные сдвиги при необходимости могут фиксироваться параллельно избирательно диагностирующими инструментальными методиками. Заключительная фаза рассматриваемого микроцикла - время активного отдыха для спортсмена, а для тренера - время тщательного анализа результатов тестирования с наметкой коррекций на очередной мезоцикл, коль скоро выявляется, что они необходимы. Если по ходу подготовительного периода среднецикловой контроль выявляет в течение нескольких мезоциклов, что спортсмену, несмотря на систематические упорные занятия по принятому проекту, не удается существенно продвигаться в направлении целостно-приближенного моделирования намеченных параметров целевой соревновательной деятельности (к примеру, бегуну не удается даже в середине подготовительного периода пробегать в прикидках более половины соревновательной дистанции с новой намеченной соревновательной скоростью), - это сигнал к более или менее значительной коррекции разработанного вначале модельного проекта подготовки и ее результатов. В такой ситуации возможно несколько решений: временно стабилизировать динамику нагрузок (коль скоро сравнительный анализ динамики нагрузок и динамики кумулятивных эффектов тренировки подсказывает, что темпы наращивания нагрузок как бы опережают темпы становления устойчивой адаптированности к ним); либо, наоборот, усилить тренировочно-развивающие воздействия (если такого же рода анализ свидетельствует, что предъявленные тренировочные воздействия недостаточно стимулируют поступательные морфофункциональные перестройки в организме спортсмена); либо, наконец, перемоделировать созданную вначале проектировочную модель, если первое и второе решения оказываются неадекватными. Выполнение последнего решения сопряжено с корректировкой не только намеченных вначале параметров модели целевой соревновательной деятельности, но и проекта динамики воздействующих факторов подготовки на все оставшееся до главного соревнования время. Это, конечно, довольно трудоемкое дело, но его приходится выполнять, чтобы избежать неоправданных блужданий на пути к высокой цели. Благо, современное научно-техническое обеспечение, в частности компьютерное, позволяет существенно облегчить и ускорить такую работу. Опыт использования всей совокупности изложенных положений технологии контроля и коррекции процесса спортивной подготовки в масштабе ее крупных структур, накопленный при апробации их в содружестве с организаторами подготовки немалого числа элитных спортсменов, оказался достаточно продуктивным (подробнее об этом см. в частности [13]). Литература 1. Амосов Н.М. Моделирование информации и программ в сложных системах //Вопросы философии, 1963, № 12, с. 26-34. 2. Баландин В.И. и др. Прогнозирование в спорте. - М.: ФиС, 1986. 3. Веников В.А. Некоторые методологические вопросы моделирования //Вопросы философии, 1964, № 11, с. 73-84. 3а. Волков Н.И. Анализ зависимости "доза-эффект" / Биохимия. - М.: ФиС, 1986, с. 352-359. 4. Гаськов А.В. Теоретико-методические основы управления соревновательной и тренировочной деятельностью квалифицированных боксеров: Докт. дис. - М.: РГАФК, 1999, с. 11-25. 5. Глушков В.М. Гносеологическая природа информационного моделирования //Вопросы философии. 1963, № 10, с.13-18. 6. Друзь В.А. Моделирование процесса спортивной тренировки. - Киев: Здоров,я, 1978. 7. Зиновьев А.А., Ревзин Н.И. Логическая модель как средство научного исследования / Вопросы философии, 1960, № 1. 8. Кирпичев М.В. Теория подобия. - М.: АН СССР, 1953. 9. Мартынов В.С. Комплексный контроль в циклических видах спорта: Докт. дис. - Санкт-Петербург: ГДОИФК, 1992. 10. Маслов П.П. Моделирование в социологических исследованиях //Вопросы философии, 1962, № 3, с. 62-78, 1964, № 5, с. 65-75. 11. Матвеев Л.П. Проблема периодизации спортивной тренировки. - М.: ФиС, 1964, 1-е изд.), 1965 (2-е изд.); модернизированные переводы - 1966 - 1998 (более 30 издательств в различных странах мира). 12. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. - М.: ФиС, 1977; модернизированные последующие издания 1978 - 1998 (более 30 издательств в различных странах мира). 13. Матвеев Л.П. Опыт, заслуживающий внимания //Научно-спортивный вестник, 1980, № 6, с. 38-39. 14. Матвеев Л.П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов. - Киев: Олимпийская литература, 1999, с. 11-25. 15. Медведев А.С. Перспективное программирование и коррекция основных параметров тренировочной нагрузки в тяжелоатлетических упражнениях (теоретико-методические аспекты): Докт. дис. - М.: ГЦОЛИФК, 1985. 16. Меерсон Ф.З., Пшенникова М.Г. Адаптация к стрессорным ситуациям и физическим нагрузкам. - М.: Медицина, 1988. 17. Метаболизм в процессе физической деятельности /Пер. с англ. - Киев: Олимпийская литература, 1998. 18. Моделирование системы построения тренировки в годичном цикле (научная информация). - М.: РИО ГЦОЛИФКа, 1979. 19. Новик И.Е. Гносеологическая характеристика кибернетических моделей //Вопросы философии, 1963, № 8, с. 92-103. 20. Основы теории прогнозирования спортивных достижений /Общ. ред. Г.П. Семенов. - М.: ВНИИФК, 1983. 21. Петросян А.Н. Методы оценки спортивных достижений: Канд. дис. - М.: ГЦОЛИФК, 1981. 22. Планирование и построение спортивной тренировки (сборн. научных работ ПНИЛ, научн. ред. Л. П. Матвеев). - М.: ГЦОЛИФК, 1972. 23. Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте. - Киев: Олимпийская литература, 1997. 24. Попов В.Б. Система спортивной подготовки высококвалифицированных легкоатлетов-прыгунов: Докт. дис. - М.: ГЦОЛИФК, 1988. 25. Попов О.М. Эргометрические и биоэнергетические критерии специальной работоспособности пловцов: Докт. дис. - М.: РГАФК, 1999, с. 11-25. 26. Приглашаем к дискуссии. Теория и практика физической культуры, 1998, № 2, с. 21-26, 39-42; № 3, с. 46-50; № 4, с. 50-53; № 6, с. 50-53; № 7, с. 55-61; № 8, с. 23-26, 39-46; № 9, с. 20-26; № 10, с. 40-42; № 11-12, с. 41-44; 1999, № 9, с. 57-61. 27. Проблемы моделирования соревновательной деятельности (сборн. научн. статей, ред. Б.Н. Шустин). - М.: ВНИИФК, 1985. 28. Селуянов В.Н. Эмпирический и теоретический пути развития теории спортивной тренировки //Теор. и практ. физ. культ., 1998, № 3, с. 46-50. 29. Совершенствование системы подготовки спортсменов (проблемы построения тренировки; сборн. научн. работ ПНИЛ, научн. ред. Л.П. Матвеев). - М.: ГЦОЛИФК, 1974. 30. Стрижак А.П. Научно-методические основы управления тренировочным процессом высококвалифицированных легкоатлетов-прыгунов: Докт. дис. - М.: ГЦОЛИФК, 1992. 31. Суслов Ф.П., Шепель С.П. Структура годичного соревновательно-тренировочного цикла подготовки: реальность и иллюзии //Теор. и практ. физ. культ. 32. Уемов А.И. Аналогия и модель //Вопросы философии, 1962, № 3, с. 138-145. 33. Уилмор Дж.Х., Костилл Д.Л. Физиология спорта и двигательной активности /Пер. с англ. - Киев: Олимпийская литература, 1998. 34. Уэйнберг Р.С., Гоулд Д. Основы психологии спорта и физической культуры /Пер. с англ. - Киев: Олимпийская литература, 1998. 35. Физиологическое тестирование спортсменов высокого класса /Пер. с англ. - Киев: Олимпийская литература, 1997. 36. Фролов И.Т. Гносеологические проблемы моделирования биологических систем //Вопросы философии, 1961, № 2. 37. Шапошникова В.И. Индивидуализация и прогноз в спорте. - М.: ФиС, 1984. 38. Штофф В.А. Роль моделей в познании. - Л.: ЛГУ, 1963. 39. Штофф В.А. Об особенностях модельного эксперимента //Вопросы философии, 1963, № 9, с. 40-50. 40. Шустин Б.Н. Модельные характеристики соревновательной деятельности. - В кн.: Современная система спортивной подготовки. - М.: СААМ, 1995. Раздел 2.2. 41. Энока Р.М. Основы кинезиологии /Пер. с англ. - Киев: Олимпийская литература, 1998. 42. Юшкевич Т.П. Научно-методические основы системы многолетней тренировки в скоростно-силовых видах спорта циклического характера: Докт. дис. - М.: ГЦОЛИФК, 1991. 43. Желязков Цветан. Теория и методика на спортната тренировка. - София: Медицина и физкултура, 1981, гл. ХVI. 44. Желязков Цветан. Основы на спортната тренировка. - София: НСА ПРЕС, 1998. 45. Barth B. und and. Trainingswissenschaft: Leistung /Training/Wettkampf. - Berlin: Sportverlag, 1994. 46. Nuci Alexe et al. Les Principes et les Methodes du Modelage d'Entrainement sportif. - Bucarest: CNPL'EPES, 1974. Ulatovsky T. i inni. Teoria sportu. - Warszawa: RcMSzKFIS, 1928. *Первую статью см. в журн."Теор. и практ. физ. культ.", 2000, № 2, с. 28. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |