ПРОМЕЖУ-
ТОЧНЫЙ ФИНИШ


Abstract

SCIENCE AT URAL STATE ACADEMY OF PHYSICAL CULTURE

Kamaletdinov V.G., professor

Ural state academy of physical culture, Chelyabinsk

Key words: researches directions, qualification of specialists, training of researches.

The main trends in the scientific life development of Ural State academy of physical culture are presented in the article. The author analyzes the way of academy's scientific schools growth in the past and its results in the presence. Author's attention is paid to every aspect of scientific work: separate scientific schools developing, actual researches and laboratory experiments conducting. In conclusion of the article, author noted the optimistic expectations of Ural scientists.


НАУКА УРАЛЬСКОГО ВУЗА

Проректор по научной работе, профессор В.Г. Камалетдинов

Ключевые слова: научные направления, квалификация специалистов, подготовка научных кадров.

Сегодня Уральская государственная академия физической культуры, являясь крупным научно-образовательным центром на юге Урала, прочно занимает одно из ведущих мест среди высших физкультурных вузов страны. Научно-исследовательская работа в академии планируется и реализуется в соответствии с запросами в социальной практике и с учетом новых задач, которые стоят перед научными коллективами вузов страны. Особое внимание уделяется уже традиционной для вуза фундаментальной медико-биологической тематике, а также развитию новых научных направлений в области спортивной психологии, физического воспитания школьников. Сейчас есть основания говорить о том, что в академии создана серьезная научная школа, располагающая научно-технической базой, современной аппаратурой и высококвалифицированными кадрами. Результатами научной деятельности академии являются фундаментальные и прикладные исследования, имеющие выход на широкие практические внедрения.

Всему этому предшествовал тридцатилетний сложный путь развития и совершенствования научно-исследовательской работы. Кадровая политика ректората еще в бытность академии филиалом Омского института физической культуры была направленна на концентрацию в вузе лучших научно-педагогических сил. Приглашение в вуз высококвалифицированных специалистов по педагогике, психологии, медико-биологическим дисциплинам позволило в течение нескольких лет создать на Урале первое самостоятельное высшее физкультурное учебное заведение - Челябинский государственный институт физической культуры. Шло время, создавалась научная школа. Ее первыми представителями стали Н.А. Ребякова, В.Н. Иванов, В.М. Терновников, В.И. Воробьев, В.И. Харитонов и др. Семена, взошедшие на научной ниве, стали давать первые ростки: у первых кандидатов появились первые ученики. Первые выпускники Челябинского государственного института физической культуры Л.М. Куликов, Е.Ф. Орехов, Г.Б. Белова, Т.В. Бондарчук, Т.М. Мелихова, С. Койгеров, В.В. Рыбаков и другие продолжили начинания своих наставников и успешно защитили диссертаци онные исследования на соискание ученой степени кандидатов наук.

Шло становление вуза, выпускались специалисты физической культуры и спорта, повышалась востребованность в новых специальностях, появлялись заявки общества на научное обоснование физкультурно-оздоровительной, спортивной деятельности и воспитательную работу. Сегодня ученые Уральской государственной академии физической культуры работают по десяти научным направлениям, в том числе по проблемам физического воспитания детей дошкольного возраста (научн. рук. к.п.н., доцент С.Б. Шарманова), допрофессиональной подготовки учащихся (к.п.н., доцент Г.И. Скворцов). Вопросами развития физкультурно-спортивных способностей занимается д.п.н., профессор О.А. Сиротин, д.п.н., профессор А.Я. Найн работает над проблемой повышения эффективности физкультурно-спортивных способностей в процессе воспитания личности. Докторант, к.п.н., доцент А.И. Федоров исследует роль информаци онных технологий в управлении тренировочным процессом. Зав. кафедрой физиологии к.б.н., доцент Б.Б. Шаров изучает поведение человека в экстремальных условиях. В поле зрения ученых вуза - вопросы реабилитации и адаптации различных поло-возрастных групп населения, история спорта Южного Урала и нормативно-правовое обеспечение физкультурно-спортивной деятельности, методика подготовки спортсменов высокого класса и методика оздоровления населения с использовани ем средств физической культуры.

Для организации и проведения научных исследований создаются как кафедральные, так и общеакадемические лаборатории. Каждая выпускающая кафедра имеет свой научно-произ водственный комплекс. Созданы они в дошкольных учреждениях, в общеобразовательных и специализированных учебных заведениях, в детских спортивных школах и на спортивных сооружениях, на предприятиях и в организаци ях. Координатором этих структурных подразделений является научно-исследовательский институт олимпийских видов спорта под руководством выпускника УралГАФК д.б.н., профессора Д.А. Дятлова, признанного ОКР лучшим молодым ученым по итогам работы 1999 года.

Организация научной деятельности начинается с вовлечения студентов в научно-исследова тельскую работу. Обязательным условием работы кафедр является проведение тематических кафедральных студенческих конференций, победители которых участвуют в двух ежегодных конференциях вуза. Стало хорошей традицией и проведение смотров на лучшую научную студенческую работу. Студенты из числа победителей конкурса, а также участники региональных и всероссийских конференций имеют возможность продолжить свои научные изыскания в аспирантуре по двум специальностям: 13.00.01 - Общая педагогика и 13.00.04 - Методика физического воспитания, спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры. Большую помощь в становлении будущих ученых оказывают школа молодого исследователя, созданная и работающая под руководством д.п.н., профессора А.Я. Найна, и ежемесячный методологический семинар аспирантов, соискателей и научных руководителей.

Открытие докторантуры и диссертационных докторского и кандидатских советов стало мощным стимулом развития исследовательской деятельности в академии, важным фактором повышения эффективности привлечения молодых преподавателей к разработке новых областей научно-спортивного знания и технологий.

За последние три года резко возросло число преподавателей и сотрудников академии, защитивших кандидатские и докторские диссертации (см. рисунок). Это позволило существенно повысить качество и объемы научных разработок и, что особенно важно, качество учебного процесса на многих кафедрах академии.

Заметно повысился и интерес студентов к научно-исследовательской работе и продолжению образования в аспирантуре и магистратуре. К спортивным победам студентов уральской академии прибавились их достижения в области науки. Уже появились победители всероссийских научных конференций, лауреаты научных программ фестиваля физкультурных вузов.

Нельзя не отметить все более активное участие академии в разработке региональных проектов, использовании физической культуры и спорта для оздоровления различных категорий населения Южного Урала, повышения уровня их физической и спортивной культуры, формирования интересов и потребностей в активной физкультурно-спортивной деятельности.

Не останавливаясь на достигнутом, коллектив Уральской государственной академии физической культуры активно воплощает в жизнь все новые и новые творческие инициативы, открывает перспективные горизонты научного поиска, осуществляет эффективное внедрение научных результатов в учебный процесс и технологии подготовки спортивного резерва и сборных команд России по различным видам спорта.

Динамика показателей повышения научной квалификации преподавателей и сотрудников УралГАФК


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!