ОБРАЗОВАТЕЛЬ-
НЫЕ ТЕХНОЛОГИИ


Abstract

OCCUPATIONAL PLANS OF PHYSICAL CULTURE INSTITUTE'S GRADUATES IN CONTEXT OF THEIR ADMINISTRATIVE AND ECONOMICAL BACKGROUNDS

Bogdanova S.V. Ph.D

State institute of physical culture, Velikie Luki

Key words: administrative and economical backgrounds, occupational plans, specialist in sphere of physical culture and sport.

The main purpose of the study was to analyze the relationships between graduates' professional perspectives and their administrative and economical backgrounds. Graduates of Velikie Luki physical culture institute had been inspected twice, at 1997-98. As the result of the research, some trends in their professional plans were inquired. In particular, the majority of respondents were oriented not only to physical culture sphere, but counted on concrete position in it. The analysis of graduates' answers made also possible to build sporting organizations rating which had been noted as wishful working place.


ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПЛАНОВ ВЫПУСКНИКОВ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА И ИХ УПРАВЛЕНЧЕСКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Кандидат педагогических наук С.В. Богданова

Ключевые слова: управленческо-экономическая подготовка, профессиональные планы, специалист сферы физической культуры и спорта.

Проблемы подготовки специалистов всегда являлись важными для общества прежде всего потому, что в значительной степени определяли его завтрашний день. В подготовке специалистов, отвечающих требованиям научно-технического, социального и культурного прогресса и опережающих их, и состоит назначение высшей школы сегодня.

Специалистами вузов России ведется активная работа по обеспечению подготовки обучающихся на основе новых информационных технологий, проводится целенаправленная работа по реформированию образовательной системы. В области совершенствования содержания образования основным результатом является диверсификация образовательно-профессиональных программ, позволяющих получать образование различного уровня, гарантирую щая разную квалификацию выпускников. Важным этапом деятельности являются новая модель гуманитарного образования, ее кадровое и методическое обеспечение.

Развернут процесс создания необходимых организационных, правовых и экономических условий для активной интеграции образования и науки, формирования принципиально новых научно-образовательных комплексов.

На современном этапе реорганизации системы высшего образования проблема организации внеаудиторной управленческо-экономической подготовки студентов высших физкультурных учебных заведений приобретает особую актуальность. Организация учебной деятельности студентов должна быть рассчитана на всемерное развитие самостоятельности, на полное вовлечение в активную работу всех интеллектуальных возможностей и физического потенциала личности.

Профессиональная деятельность специалистов задает и определяет цели изучения всех учебных дисциплин, а значит, и содержание, и форму соответствующей учебной деятельности студентов, готовящихся к профессиональной работе.

В соответствии с квалификационными характеристиками и должностными обязанностями специалист сферы физической культуры и спорта должен обладать определенным набором знаний, умений и навыков в области управленческо-экономической деятельности.

Однако объем реализации управленческих и экономических функций для различных специалистов неодинаков. Так, например, работа в коммерческих спортивных организациях в большей мере, чем работа в общеобразовательных и спортивных школах, связана с решением экономических вопросов; для реализации планов подготовки высококвалифицированных спортсменов тренеру необходима в равной мере реализация управленческих и экономических функций и т.д. В связи с этим предполагаемая сфера будущей профессиональной деятельности выпускников физкультурных вузов требует управленческо-экономической подготовки специалистов различного уровня и содержания.

Таким образом, одними из базовых оснований для определения содержания управленческо-экономической подготовки студентов физкультурных вузов являются их профессиональные жизненные планы.

Таблица 1. Профессиональные жизненные планы выпускников ВЛГИФКа (% к числу обследованных)

Профессиональные жизненные планы Выпускники
1997г. 1998г.
Работать в сфере физической культуры и спорта, всего 80,1 79,3
в том числе:
- работать по полученной специальности 69,9 70,9
- работать по полученной специальности и получить дополнительную вторую специальность 7,6 2,6
- работать по полученной специальности и продолжить обучение на следующем уровне (магистратура, аспирантура) 2,6 5,8
Не работать в сфере физической культуры и спорта, всего 20,8 24,9
Не определились 4,2

С целью выявления профессиональных жизненных планов будущих специалистов был проведен опрос выпускников Великолукского государственного института физической культуры. Результаты исследования, представленные в табл. 1, позволяют проследить динамику профессио нальных планов выпускников физкультурного вуза в конкретно-временном диапазоне.

Данные обследования свидетельствуют, что немногим более 3/4 выпускников связывают свои профессиональные жизненные планы с деятельностью в сфере физической культуры и спорта. При этом численность потенциально входящих в профессиональную сферу деятельности остается стабильной во времени. Такой же стабильной остается и численность выпускников, связывающих свою профессиональную деятельность в сфере физической культуры и спорта только с уже полученной специальностью.

Вместе с тем наблюдается временная динамика среди тех, кто ориентируется на получение дополнительной второй специальности в сфере физической культуры и спорта, а также среди желающих продолжить свою профессиональную подготовку на следующих уровнях. В первом случае динамика носит отрицательный характер, т.е. желающих получить вторую специальность в сфере физической культуры и спорта становится меньше. В то же время увеличивается число тех, кто собирается продолжить свое профессиональное образование на следующих уровнях подготовки - в магистратуре, аспирантуре и т.п.

Таблица 2. Рейтинг популярности физкультурно-спортивных организации и должностей у выпускников физкультурного вуза ( % к числу обследованных)

Физкультурно-спортивные организации Должности Выщ /СКНИКИ
1997г. 1998г.
Спортивная школа Тренер

Инструктор-методист

35,6

3,2
(+3,2)

46,5
(+2,1)

-

Общеобразовательная школа Учитель физической культуры 45,1 30,4
(+2,0)
Медицинское учреждение Инструктор ЛФК

Массажист

8,8

4,6

2,0
(+4,4)

2,3
( + 5,8)

Коммерческая спортивная организация   2,6 8,8 ( + 6,4)
Вуз Преподаватель 2,2 6,5
Предприятие Инструктор-методист - 4,2
( + 2,1)
Дошкольное учреждение Инструктор физического воспитания - 2,5
Физкультурно-спортивное общество Инструктор 1,0 -
ПТУ Преподаватель - ( + 4,4)

Примечание. В скобках приведены данные ( в % ), характеризующие желание выпускников работать в соответствующей физкультурно-спортивной организации на соответствующей должности по совместительству.

В целом представленные нами результаты в тенденции совпадают с данными других исследователей, например С.П. Киршева, который установил, что 19% выпускников не собирались работать в сфере физической культуры и спорта [4]. Вместе с тем наши данные выявили новые факты, свидетельствующие о положительном, на наш взгляд, влиянии современной социально-экономической ситуации в стране на профессиональные жизненные планы выпускников физкультурных вузов, в частности на изменение отношения к получению второй специальности и на продолжение профессионального обучения.

Полученные результаты позволяют говорить о наличии значительного числа выпускников физкультурного вуза, не желающих работать в сфере физической культуры и спорта. Таких насчитыва ется немногим менее 1/4 от их общего числа. Следует обратить внимание на то, что всего за один год численность выпускников даже периферийного физкультурного вуза, каковым является Великолук ский государственный институт физической культуры, ориентирующихся на деятельность в других отраслях, увеличилась на 4,1%. Более того, выявлен факт наличия такой группы выпускников, которая, получив физкультурное образование, вообще не собирается ни работать, ни продолжать свое обучение.

Сравнение полученных нами данных с результатами исследований других специалистов свидетельствует о заметном увеличении числа выпускников физкультурных вузов, не желающих работать в сфере физической культуры и спорта. Так, по данным В.А. Сургучева [5, 6] в середине 80-х гг. таковых насчитывалось до 13%. Таким образом, есть основание говорить об определенном влиянии современной социально-экономической ситуации на профессиональные жизненные планы выпускников физкультурных вузов. Однако в данном случае это влияние носит негативный характер.

С точки зрения проблематики проводимого исследования, наиболее важное значение имели выявление ориентации выпускников физкультурного вуза не столько на профессиональную или непрофессиональную деятельность, т.е. на деятельность в сфере физической культуры и спорта или вне ее, сколько на место будущей работы (в сфере физической культуры и спорта) и конкретные должности. Именно это - одна из основ эффективной организации управленческо -экономической подготовки студентов в процессе самостоятельной работы вообще и внеаудиторной самостоятельной работы, в частности.

Результаты исследования, характеризующие рейтинг будущих мест работы и разнообразных должностей выпускников физкультурного вуза, представлены в табл. 2.

В результате проведенного исследования выявлен рейтинг будущих мест работы и разнообразных должностей в сфере физической культуры и спорта у выпускников физкультурного вуза. Наиболее престижным местом будущей работы выпускники физкультурного вуза считают спортивную школу, которая занимает высшую ступень в рейтинге физкультурно-спортивных организаций.

Далее места распределись следующим образом: II место - общеобразовательная школа, III место - медицинское учреждение, IУ место - коммерческая организация, УII место - дошкольное учреждение, УIII место - физкультурно -спортивное общество и IХ место - ПТУ.

Вместе с тем выявлено, что определенная часть выпускников физкультурного вуза ориентируется на работу в двух физкультурно-спортивных организациях одновременно.

Ориентация еще до окончания вуза на работу по совместительству рассматривается нами как прямое следствие существующих в настоящее время социально-экономических условий, в частности невысокой заработной платы, особенно в бюджетных физкультурно-спортивных организациях. В качестве наиболее популярных для работы по совместительству выпускники рассматривают такие организации, как медицинские учреждения, спортивные школы, коллективы физической культуры предприятий и другие, немаловажную роль работы играют коммерческие спортивные организации (как место второй работы)[6 и др.].

В современных условиях у выпускников физкультурного вуза происходит изменение престижа различных должностей в сфере физической культуры и спорта в более ярко выраженных чем ранее формах, о чем свидетельствует сравнение полученных нами данных с данными других исследователей, изучавших шкалу престижа должностей.

Результаты проведенного исследования свидетельствуют о значительном снижении престижа такой должности, как учитель физической культуры общеобразовательной школы, - до 28,4%. Практически непрестижной стала должность инструктора физкультурно-спортивного общества, инструктора-методиста спортивной школы.

Вместе с тем выявлен заметный рост престижа должности тренера по виду спорта спортивной школы - с 35,6 до 44,4%. Повысился также престиж таких должностей, как преподаватель физического воспитания вуза и инструктор физического воспитания дошкольного учреждения.

Ориентация выпускников физкультурного вуза на конкретное место работы и должность в определенной степени основывается на имеющемся у них практическом опыте работы. В ходе исследования выявлено, что часть студентов обучение в вузе совмещают с работой. Подчеркнем, что данный опыт имеет непосредственное отношение к работе в сфере физической культуры и спорта, так как все студенты, совмещавшие учебу с работой, трудились в профессиональной сфере.

Выбор будущего места работы и должности находится в определенной взаимосвязи с самооценкой выпускниками своей подготовленности к выполнению должностных обязанностей в конкретной физкультурно-спортивной организации.

Наиболее подготовленными студенты стабильно считают себя по дисциплинам специализации (теория и методика избранного вида спор-та), а также по общественным дисциплинам. Стабильна, хотя и значительно ниже, и самооценка подготовленности по такой дисциплине, как педагогика. Варьирует в зависимости от времени оценка подготовленности по психологии.

В плане проблематики нашего исследования наиболее важное значение имеют данные о самооценке подготовленности по управленческо-эконо мическим дисциплинам. По параметру "отлично" она оказалась значительно ниже, а по параметру "удовлетворительно" - значительно выше по сравнению с другими дисциплинами учебного плана.

В целом полученные нами данные согласуются с данными других исследователей [3, 4, 6 и др.], что позволяет говорить о проявлении тенденции в уровне подготовленности выпускников по управленческо-экономическим дисциплинам. Последнее, в свою очередь, актуализирует поиск путей совершенствования этой работы, в том числе путем совершенствования внеаудиторной самостоятельной подготовки.

Литература

1. Богданова С.В. Внеаудиторная управленческо-экономическая подготовка студентов ИФК: Автореф. канд. дис. М., 1997. -26 с.

2. Богданова С.В. Современное состояние и проблемы управленческо-экономической подготовки специалистов по физической культуре и спорту //Реализация государственных общеобразовательных стандартов в подготовке кадров, связанных с физической культурой и спортом: Матер. межрегион. научно-метод. конф. - Омск: СПб ГАФК, 1999, с. 113 -116.

3. Киршева Н.В. Активизация процесса обучения в ИФК посредством дидактических игр: Автореф. канд. дис. М., 1990. - 23 с.

4. Киршев С.П. Диагностические межпредметные задачи в оценке подготовленности специалистов в ИФК: Автореф. канд. дис. М., 1990. - 23 с.

5. Сургучев В.А. Исследование готовности выпускников физкультурных вузов к работе в различных должностях сферы физической культуры и спорта //Теор. и практ. физ. культ. 1985, №2, с. 35-37.

6. Сургучев В.А. Профессиональное самоопределение специалистов высшей квалификации в сфере физической культуры и спорта: Автореф. канд. дис. М., 1979. - 24 с


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!