СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ВУЗА


Abstract

SPECIALISTS TRAINING AT INSTITUTE OF PHYSICAL CULTURE: STATE AND PERSPECTIVES

R.M. Gorodnichev, Dr.Hab, professor, Honoured worker of Russian physical culture

State institute of physical culture, Velikie Luki

Key words: highest educational institution, new technologies, main trends, principles of institute development

Cardinal economical, political and social reformation of the society in the ninetieths, put forward new problems to thehighest education system. Institutes' problems solving got more complicated by hard economical conditions and insufficient staff salaries. General problems of the highest school, naturally, took their toll on the work of the State institute of physical culture in Velikie Luki, which always tries to keep step with time.

On the base of the real situation analysis, a special program of the institute's development was elaborated in 1996. This program is based on three methodological principles: science and practice unity, educational system pliability, computerization of educational process and the institute managing. Some preliminary results, testify generally to correct thestrategy's choosing and to depose some positive achievements.


ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ В ВЕЛИКОЛУКСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ИНСТИТУТЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Заслуженный работник физической культуры РФ, доктор биологических наук,
профессор Р.М. Городничев

Ключевые слова: вуз, новые технологии, основные направления, принципы развития вуза.

Глубокие экономические, политические и социальные преобразования нашего общества в начале 90-х годов выдвинули сложнейшие задачи перед системой высшего образования. Решение вузами жизненно необходимых задач осложнялось трудностями в деятельности учебных заведений, вызванных их тяжелым экономическим положением и неудовлетворительной оплатой труда преподавателей и сотрудников.

Заметим, что наряду с характерным для прежней системы высшего образования положительным опытом и традициями имела место излишне жестокая регламентация деятельности вузов, препятствующая реализации творческого потенциала профессорско-пре подавательского состава и сотрудников. Поэтому для части преподавателей адаптация к реально сложившимся условиям потребова ла значительных усилий и определенного времени.

Общие проблемы и трудности высшей школы, естественно, отразились и на работе Великолукского государственного института физической культуры, стремящегося увязать все направления своей деятельности с проблемами развития российского общества.

На основе анализа реальной ситуации в 1996 году была выработана программа развития института, базирующаяся на трех методологических принципах: соединении науки и практики, гибкости системы обучения, компьютеризации учебно-научного процесса и управления вузом. Результаты первого этапа свидетельствуют в целом о правильности выбранной стратегии и говорят о некоторых позитивных достижениях.

Практика показывает, что специалистов нового типа нельзя готовить в отрыве от непосредственного участия студентов в научно-исследовательской и производственной деятельности. Следователь но, необходимы более совершенные формы сотрудничества вуза с научными организациями и образовательными учреждениями разного уровня. Это требование является первым и, возможно, главным принципом подготовки специалистов. Непосредственно в вузе он выразился в осуществлении обучения на базе развития фундаментальных исследований, использовании новейших научных разработок в учебном процессе, привлечении студентов к научной деятельности, а также в заблаговременной целевой ориентации будущих специалистов на работу в конкретной отрасли или образовательном учреждении. Реализуя этот принцип, наш вуз заключил ряд договоров с общеобразовательными школами о создании учебно-научных лабораторий "Валеология", о разработке программ для "Школ здоровья", упрочил связи с отраслевыми и академическими научно-исследовательскими институтами. Курсовые и дипломные исследования приобрели более целенаправленный характер. Педагогические и производственные практики были модифицированы с целью сокращения сроков адаптации выпускников на будущих рабочих местах. Строгая направленность подготовки и сокращение времени адаптации молодых специалистов в значительной степени обусловлены хорошим знакомством студентов с задачами, требованиями и условиями работы в конкретных образовательных и медицинских учреждениях, оздоровительных центрах, спортивных клубах и т.д. Это учитывалось и при ранее действующей форме подготовки. Однако новая стратегия обучения предполагает большее внимание вуза к методике и уровню проведения педагогических и производственных практик. В зависимости от специальности практика разбивается на три или четыре этапа, которые увязываются между собой в логической последовательности в соответствии с общим планом подготовки специалистов. Проводимая на практике работа направлена на развитие навыков и умений не только педагогической, но и организационно-управленческой деятельности. Программа практики предусматривает проведение студентами экспериментальных научных исследований в процессе ее прохождения. Полученные научные результаты служат основой для написания и последующей защиты выпускниками квалификационных или дипломных работ. Педагогическая и производственная практика для студентов проводится в базовых школах, клубах, центрах и организациях на основе прямых двусторонних договоров о творческом сотрудничестве.

Практическая реализация принципа соединения науки и практики возможна лишь при условии привлечения и отбора в вуз талантливых абитуриентов. Поэтому главной особенностью профориентационной деятельности вуза является ориентация на спортивные детско-юношеские школы, клубы физической подготовки, школы спортивного высшего мастерства и центры олимпийской подготовки. Другой особенностью профессиональной ориентации является предварительная профессиональная подготовка и профотбор, что способствует формированию у будущих абитуриентов представления о выбираемой профессии, пробуждению интереса и мотивации к специальности. Для организации работы с будущими абитуриентами в институте в 1997 году создан "Центр довузовской подготовки". Наиболее существенными мероприятиями, проводимыми этим Центром с будущими абитуриентами, являются следующие: организация работы платных подготовительных курсов для поступающих в вуз; организация факультативных занятий в спортивных классах школ города; организация конкурсов по олимпийскому движению. Следует отметить, что отбор на платные подготовительные курсы осуществляется на конкурсной основе по результатам оценки уровня знаний и физической подготовленности старшеклассников, а также по данным оценки их психофизиологических параметров и свойств личности на базе компьютерного тестирования с использованием соответствующих методик. Из числа всех желающих на курсы принимается порядка 50 процентов. Уровень подготовки слушателей курсов подразделяется на три ступени: низкий, средний и высокий. Плата за обучение определяется уровнем подготовки будущего абитуриента, тем самым создаются финансовые предпосылки для индивидуальной работы по предварительной профессиональной подготовке с каждым слушателем курсов. Подавляющее большинство занимающихся на курсах становятся студентами вуза.

Реализация принципа соединения науки и практики в процессе подготовки специалистов требует соответствующей материально-технической базы. Эта задача в условиях недостаточного государственного финансирования решается посредством привлечения внебюджетных средств. Так, в течение двух последних лет с помощью спонсоров в вузе созданы и оснащены современным оборудованием и компьютерной техникой психологическая лаборатория и компьютерный центр валеологических исследований.

Второй принцип программы развития вуза - гибкость системы обучения студентов. Реализация этого принципа осуществляется в следующих направлениях деятельности вуза: открытие подготовки специалистов по новым специальностям; мобильная коррекция учебных планов и учебных программ по дисциплинам; использование графиков индивидуального обучения для перспективных спортсменов и студентов старших курсов, работающих по специальности; внедрение интенсивных методов обучения.

Новые социально-экономические условия, сложившиеся в российском обществе в середине 90-х годов, не могли не привести к изменению потребности в специалистах в области физической культуры и спорта. Стало очевидным, что подготовка вузом специалистов в рамках одной специальности "Физическая культура и спорт" в существенной мере ограничивает возможности развития вуза. В связи с этим за последние три года была введена подготовка специалистов по трем новым для вуза специальностям: "Валеология", "Безопасность жизнедеятельности", "Психология". Студенты, обучающиеся по этим специальностям, получают дополнительную квалифика цию преподавателя физической культуры, что предусматривается государственными образовательными стандартами. Переход на подготовку по новым специальностям не только повысил конкурс в вуз, но и позволил в большей степени удовлетворить потребность региона в соответствующих специалистах, повысить социальную защищенность и самих выпускников. Действительно, специалист-валеолог, имеющий среднее медицинское образование и дополнительную профессию преподавателя физической культуры, имеет достаточно высокие возможности для трудоустрой ства. Анализ трудоустройства выпускников вуза показал, что часть из них работает в сельской местности Северо-западного региона, где много малокомплектных школ. В таких школах качественное образование могут обеспечить специалисты, имеющие базовую подготовку не по одной, а по нескольким специальностям.

Подготовка специалистов по четырем профессиональным образовательным программам потребовала мобильной перестройки традиционного учебного плана и учебных программ по основным дисциплинам. В учебные планы введен целый ряд спецкурсов, тесно связанных с региональными особенностями. Пересмотрены объемы часов, выделяемых на самостоятельную работу. Отличия действующих учебных планов от прежнего помимо указанных следующие: рациональное размещение учебных дисциплин; максималь но рациональное использование учебного времени; увеличение относительной доли часов, отводимых под практические занятия; достаточное время для самостоятельной работы студентов; сбалансированность разных форм итогового контроля, количества зачетов и экзаменов, как по отдельным семестрам, так и по годам обучения; наличие блока дисциплин дополнительной специальности.

Одновременно с коррекцией учебных планов внесены изменения в прежние учебные программы. При этом основная трудность заключалась в необходимости выделения базовых модулей в каждой конкретной дисциплине, в поиске рациональных путей использования этих модулей в процессе обучения студентов различных специальностей. По многим дисциплинам новых специальностей были разработаны методические комплексы (учебные программы, учебные и методические пособия, практикумы, иллюстративный материал и др.).

Использование индивидуальных графиков обучения также обеспечивает гибкость процесса подготовки, но уже конкретного студента. Эта форма обучения регламентируется разработанным в вузе специальным положением, в котором четко прописаны условия предоставления графика и его структура.

Возникновение новых научных и технических направлений, характерное для 90-х годов, заставило более широко использовать в подготовке специалистов интенсивные и активные методы обучения. Поэтому в институте преподавание ряда дисциплин ведется на базе автоматизированных обучающих систем. Интенсификация учебного процесса достигается также за счет организации самостоятельной работы студентов в режиме контролируемого самообучения. В таком режиме выполняются домашние задания, часть лабораторных практикумов, дипломные и квалифика ционные работы. Внедрение интенсивных методов обучения позволило более эффективно развивать творческие способности и склонности студентов, формировать у них высокую культуру мышления, умение самостоятельно ориентиро ваться в новой научно-технической информации.

При реализации третьего принципа - компьютеризации учебно-научного процесса и управления вузом -достигнуты наиболее значимые позитивные результаты. Концентрация внебюджетных финансовых средств на обеспечение компьютеризации деятельности вуза позволила уже в 1997 году полностью заменить устаревшую вычислительную технику на современный компьютерный парк (с процессорами Pentium) и обучить профессорско-преподавательский состав и сотрудников работе на современных компьютерах. Компьютерный класс был оснащен десятью IBM PC-совместимыми компьютерами (с процессорами Pentium), объединенными в локальную сеть, имеет выход в систему Интернет. В библиотеке создан компьютеризированный справочно-библиогра фический каталог. В настоящее время все основные структурные подразделения (кафедры, деканаты, учебный отдел, канцелярия, бухгалтерия) располагают современными персональными компьютерами и соответствующим программным обеспечением.

Создание и рациональное использование современной компьютерной базы позволили не только улучшить учебный процесс по курсу информатики, но и в целом повысить качество подготовки специалистов. Последнее достигается посредством применения компьютеров во всех видах занятий по фундаментальным, психолого-пе дагогическим и специальным дисциплинам. При этом компьютерная подготовка специалистов носит системный и непрерывный характер, поскольку осуществляется на всех курсах обучения в вузе по всем дисциплинам, а также при подготовке студентами квалификационных и дипломных работ. Уже сейчас в профессиональной подготовке специалистов в институте используются следующие компьютерные технологии: создание и использование баз данных; автоматизированные методы морфологической и функциональной диагности ки; компьютерные методы психодиагностики; моделирование педагогического процесса; контроль и самоконтроль знаний по различным дисциплинам. Насыщение учебного процесса компьютерными технологиями значительно усилило взаимосвязь в преподавании фундаментальных и специальных дисциплин, создало условия для подготовки специалистов новой формации, способных решать теоретические и прикладные задачи творческого характера.

Анализ результатов первых трех лет реализации программы развития вуза позволяет заключить, что за это время в нем созданы объективные предпосылки для решения стратегических задач по созданию адекватной существующим и потенциальным проблемам развития российского общества целостной системы подготовки квалифицированных специалистов по физической культуре и спорту. К числу основных предпосылок можно отнести такие: наличие кадрового, информационного потенциала и материально-технической базы для открытия новых специальностей и специализаций; прогрессивное увеличение внебюджетных финансовых средств, обеспечивающее относительную стабильность жизнедеятельности вуза и позволяющее финансировать научно-исследовательскую работу преподавателей и повышение их деловой квалификации; повышение научного потенциала вуза за счет увеличения числа молодых докторов и кандидатов наук, создания научных лабораторий, оснащенных современным оборудованием и техникой; рациональная структура и содержание учебных планов и учебных программ для всех специальностей, их оптимальная сбалансированность, обеспечивающая максимально продуктивное использование учебного времени; наличие материально-технической базы для использования в профессиональном высшем образовании современных информационных технологий. Эти и другие позитивные аспекты в работе вуза были отмечены при его государственной аттестации и аккредитации в 1998 году комиссией Министерства высшего и профессионального образования Российской Федерации, давшей в целом высокую оценку деятельности коллектива по подготовке специалистов.

Достижение позитивных предпосылок позволило приступить к разработке собственной концепции образовательного процесса в вузе. При ее разработке учитывался лучший зарубежный опыт образовательных реформ последних десятилетий и опыт отечественных ведущих вузов - МГУ, Санкт-Петербургской академии авиационного приборостроения, Российской государственной академии физической культуры и др.

Принятая и реализуемая в настоящее время вузом концепция рассматривает интеграцию образовательного процесса с производственной деятельностью, а также развитие фундаментальных и прикладных исследований как основополагаю щую базу подготовки специалистов в условиях преобразования общества. На наш взгляд целевые установки и методолого-методические направления концепции позволят организовать систему подготовки дипломированных специалистов таким образом, чтобы: обеспечить целенаправленное взаимодействие элементов процесса подготовки специалистов на всех его этапах и уровнях - вузовском, факультетском и кафедральном; индивидуализировать образовательный процесс за счет многообразия видов и форм профессиональных образовательных программ, учитывающих интересы и способности личности студента; обеспечить полное соответствие содержания, форм и методов деятельности на всех стадиях подготовки специалистов требованиям научно-технического прогресса; формировать у студентов целостное миропонимание, современное научное мировоззрение, высокий уровень культуры; подготовить на кафедрах вуза достаточное количество высококвалифицированных специалистов, имеющих собственные научные школы и новые научные направления и способных к высококачественному ведению учебного процесса на базе новейших научных достижений; сосредоточить научный потенциал вуза на изучении состояния здоровья населения Псковщины, возможностей его коррекции средствами физической культуры, а также на разработке приоритетных направлений теории и методики спортивной тренировки.

Думается, что реализация собственной концепции высшего профессионального образования позволит вузу готовить специалистов, способных внести весомый вклад в развитие сферы физической культуры и спорта.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!