ОБРАЗОВАТЕЛЬ-
НЫЕ ТЕХНОЛОГИИ


Abstract

MENTAL AND PHYSICAL LOADS HARMONIZATION AS CONDITION OF STUDENTS' EDUCATIONAL EFFICIENCY RISING

Kopayev V.P. Ph.D, lecturer

State institute of physical culture, Velikie Luki

Key words: mental load, physical load, self-regulation of one's activities, basic prerequisites of educational activities harmonization, educational process organization.

The author raised a problem of student's mental and physical loads adequacy during an academic year. More than 270 students of different ages and courses were inspected. The author notes an existence of the sharp disharmony between students' mental and physical loads at the present time. According the author's opinion, the problem solving is at important step to educational process's improving at culture institutes.


ГАРМОНИЗАЦИЯ УМСТВЕННЫХ И ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ВУЗОВ

Кандидат педагогических наук, доцент В.П. Копаев

Ключевые слова: умственная нагрузка, физическая нагрузка, саморегуляция деятельности, базовые предпосылки гармонизации учебной деятельности, организация учебного процесса.

Специфика обучения студентов в физкультурных вузах очевидна. Наряду с глубокими теоретическими знаниями и широким арсеналом методических умений выпускник обязан приобрести разносторон нюю физическую подготовку и должную спортивную квалификацию. Установление гармонии между этими составляющими - одна из актуальных задач совершенствования физкультурного образования. Перекос в ту или иную сторону чреват изъянами в профессиональной подготовке кадров и потерей привлекательности обучения в институтах физической культуры для потенциальных абитуриентов и студентов, может свести на нет многие инновационные идеи и проекты.

Как обстоит дело на практике? С целью изучения вопроса была предпринята попытка исследования параметров физкультурно -спортивных и умственных нагрузок в рамках учебного года, их взаимосвязи и влияния на поведение студентов. Сбор данных осуществлялся посредством анализа документальных материалов ( графиков учебного процесса, расписаний занятий, дневников тренировок ), анкетного опроса, исследования бюджета времени студентов, педагогических наблюдений с фиксацией параметров нагрузок, контроля за динамикой функционального состояния обучающихся ( по показателям ЧСС, максимальной силы кисти, распределения и переключения внимания по таблицам Шульте - Платонова, самооценки оперативного состояния работоспособности по тесту САН ), проведения педагогических экспериментов. Исследованием было охвачено 270 студентов разных курсов обучения, не входящих в состав сборных команд. Из них 39 человек, специализирующихся в лыжных гонках, обследовались шестикратно.

Результаты исследования и их обсуждение. Сопоставление параметров умственных и физических нагрузок в течение учебного года показало, что их пики никогда не совпадают во времени. Чем выше у обследованного контингента умственные нагрузки, тем ниже физические. Причем, несмотря на различия в уровне спортивной квалификации студентов, на существенный разброс объемов тренировочных нагрузок, их динамика по месяцам учебного года оказывается одной и той же. Наибольшее рассогласование наблюдается в конце семестров и во время сессий. Так, в последний месяц учебных занятий в семестре, когда на внеаудиторную самостоятельную работу уходит 18 и более часов в неделю, средненедельные затраты времени на все виды физкультурно-спортивной деятельности (ФСС, специализацию, базовые виды спорта, самостоятельные тренировки) снижаются по сравнению с первым месяцем обучения на 35-50% и находятся в пределах 10 ч (х ± d - 436,3 ± 143,8 мин, при n = 148), то есть не выходят за границы оптимального двигательного режима трудящихся и студентов нефизкультурных вузов [5, 6]. В этот период учебы отмечается самое большое количество пропусков тренировочных занятий, резко снижается их объем и интенсивность, что закономерно ведет к потере достигнутого в предшествующие месяцы уровня тренированности. Попадая в конце семестра в ситуацию выбора: идти на тренировку или отрабатывать задолженности - в 90 % случаев вопрос решается в пользу последнего. Характерно это и для тех студентов, которые имеют проблемы с выполнением переводных требований по спортивной подготовке, что свидетельствует о смещении приоритетов в сознании студентов в сторону теоретических занятий и отчасти о чрезмерности умственных нагрузок в это время. Попутно здесь важно заметить, что суммарный объем затрат времени на все виды учебной деятельности студентов и в самый напряженный период занятий не превышает 50 ч в неделю. Следовательно, можно предположить, что рекомендо ванная государственным стандартом недельная норма нагрузки в 54 ч несколько завышена либо для ее выполнения требуется более высокий уровень организации учебного процесса.

Еще больше физкультурно-спортивная активность студентов снижается во время сессий. Здесь показатели затрат времени на занятия физическими упражнениями редко превышают 6 ч в неделю. Так, например, у пятикурсников (n=59) этот показатель колеблется в диапазоне 153,8±181,1 мин, у студентов 4-го курса (n=64) - 311,2±178,6 мин, у студентов 3-го курса (n=40) - 169,0±155,3 мин. Отсюда понятно, почему между стажем тренировочных занятий и уровнем спортивной квалификации студентов существует статистически очень слабая взаимосвязь (r=0,09).

О существовании проблемы соразмерности умственных и физических нагрузок в учебном процессе могут свидетельствовать и данные о периодических попытках студентов наладить тренировки в избранном виде спорта. Установлено, что в течение года почти 90% опрошенных от 2 до 5 раз предпринимают шаги по интенсификации тренировочного процесса, но закрепиться на новом уровне спортивной активности не могут.

Негативно отражаются перепады физкультур но-спортивной активности и на показателях ОФП студентов. Их улучшение, как правило, носит временный характер. После сдачи очередного норматива, участия в разовых соревнованиях достигнутый уровень физических кондиций теряется.

Обращает на себя внимание и следующий факт. Около 28% выпускников при опросе указывают на ухудшение состояния здоровья по сравнению с довузовским периодом жизни. В первую очередь на это указывают те из них, которые до института систематически тренировались. В достоверности самооценок можно сомневаться, но совсем не принимать их во внимание нельзя. Не случайно состоянием здоровья студентов физкультурных вузов уже заинтересовались специалисты [1].

Как показали исследования, повышения эффективности учебного процесса невозможно достичь и без рационализации другой составляющей профессиональной подготовки - спортивной. Особого внимания в этом отношении заслуживают соревновательные и повышенные тренировочные нагрузки. Так, установлено, что проведение спортивных соревнований по лыжным гонкам в середине учебной недели связано с ломкой всего уклада повседневной жизни студентов. Предстартовые волнения около 20% обследованных начинают ощущать уже за сутки до состязаний, а 60% - за 6 ч до старта. Формы их проявления разные, но все они указывают на формирование в этот период доминантной установки на предстоящее соревнование. В частности, около 30% респондентов перед соревнованием начинают экономить силы, больше внимания уделяют питанию, у 12% студентов нарушается ночной сон, 10% студентов конкретно указывают на ухудшение концентрации внимания и снижение эффективности запоминания во время занятий накануне старта. В дни проведения соревнований на 30-60% по сравнению с обычными ( в зависимости от места проведения ) возрастают затраты времени на спортивную деятельность. В целом же в связи с участием в состязаниях доля двигательно пассивных форм деятельности повышается: за день до соревнований почти на 20%, а на следующий - около 30%. Более 60% студентов после выступления в соревнованиях не готовятся к учебным занятиям следующего дня.

Обнаружено также, что скачки в тренировочных нагрузках, совершаемые в начале или в середине учебной недели, сопровождаются снижением продуктивности самоподготовки и ухудшением условий для восстановления работоспособности . Полученные данные совпадают с результатами исследования М.Я. Виленского и В.П. Русанова [2] о влиянии больших нагрузок на учебную деятельность студентов. Продолжительность последствия таких нагрузок на поведенческом уровне, как правило, наблюдается не более суток. Избежать негативного влияния повышенных физических нагрузок на учебный процесс, как показали экспериментальные исследования, удается лишь при их применении в конце недели - в пятницу и субботу. Аналогично обстоит дело и с проведением спортивных соревнований с большими физическими нагрузками, что полностью согласуется с результатами ранее выполненных на контингенте трудящихся исследований [3].

Следовательно, умственные и физические нагрузки студентов должны и могут быть оптимально сбалансированы. В противном случае, как только возникает конкуренция между отдельными видами учебной деятельности в силу ограниченности временных и энергетических ресурсов обучающихся предпочтение отдается наиболее актуальным в данный момент. Приспособление к различного рода повышенным нагрузкам на поведенческом уровне осуществляется саморегуля цией деятельности. Причем основную регуляторную функцию играют занятия теоретической направленности. Спортивная подготовка отодвигается на второй план. С этим можно согласиться лишь при одном условии: если предъявляются высокие требования к спортивной квалификации абитуриентов. Если они минимальны, то необходимо создавать соответствующие условия для ее приобретения.

Эти задачи, на наш взгляд, должны решаться на двух уровнях: федеральном и местном, то есть вузовском. На федеральном уровне желательно создавать более конкретизированные предпосылки для последующей организации учебного процесса на местах. Для этого государственные образовательные стандарты целесообразно дополнять соответствующими методическими рекомендациями по их внедрению [4]. Важность детальной разработки базовой основы преподавания во многом продиктована изолированностью кафедр, слабым представлением преподавателей непрофилирующих дисциплин о специфике профессиональной деятельности выпускников, квалифика ционных требованях к специалистам физкультурного профиля. Все это приводит к отсутствию должных акцентов в преподавании дисциплин, перегрузке второстепенными занятиями, нарушению соответствия между видами учебной работы и в конечном счете к утрате целостности профессиональной подготовки выпускников.

Более высокие требования должны предъявляться и к содержанию учебной литературы для студентов. Обеспечение учебного процесса высококачественными учебниками, в которых студент может найти сведения по методике и содержанию самостоятельной работы, а также задания и вопросы для самопроверки, достаточное количество иллюстраций, таблиц, схем наряду с простотой языка и доступностью подачи материала позволили бы сэкономить немало времени для спортивной подготовки. Ведь в период государственной аттестации выпускника физкультурного вуза она должна оцениваться не менее тщательно, чем теоретическая. И это следует закрепить в требованиях федерального стандарта. Такой подход в корне изменит отношение студентов к тренировочному процессу, будет способствовать накоплению положительного опыта спортивной тренировки и позволит выпускникам быстрее адаптироваться к профессиональной деятельности.

Вузовский уровень решения данной задачи - это прежде всего вопрос организации учебного процесса с учетом конкретных условий обучения. Особая роль на этапе введения новых государственных стандартов должна отводиться методическому совету вуза. На него, в частности, возлагается ответственность за ознакомление коллектива преподавателей с квалификационными требованиями к выпускнику вуза. Каждый преподаватель к началу учебного года должен абсолютно ясно представлять возлагаемые на него задачи, критерии и показатели, по которым будет оцениваться качество его работы.

Не менее ответственный шаг в решении проблемы - планирование учебного процесса. На практике данный вопрос чаще всего решается без соответствующего научно-методического обоснования, главным образом на основе производственной необходимости. Особенно это заметно в последнее время в связи с появлением в вузах новых специальностей и увеличением числа дисциплин, ведущихся одним преподавателем. Рационально спланировать учебную нагрузку в этих условиях можно лишь при наличии точных данных о реальной трудоемкости дисциплин, которые помимо прочего зависят от опыта их преподавания и обеспеченности учебной литературой. Наиболее простым и надежным способом получения информации является изучение недельных бюджетов времени студентов в сопоставлении с результативно стью всех выполняемых ими видов учебной деятельности, в том числе и спортивной. На этой основе можно упорядочить все содержание обучения, а также проконтролировать влияние различных факторов на эффективность его протекания. Спортивные нагрузки в этом отношении не должны быть исключением.

Подводя черту под вышесказанным, необходимо отметить, что в настоящее время между умственными и физическими нагрузками студентов существует определенная дисгармония. Ее устранение должно стать составной частью комплекса мер по совершенствованию учебного процесса в физкультурных вузах.

Литература

1. Виленский М.Я., Русанов В.П. Оптимизация умственной работоспособности студентов в недельном учебном цикле // Теор. и практ. физ. культ. 1979, № 6, с. 48-50.

2. Граевская Н.Д., Долматова Т.И., Слепенчук И.Е. К оценке состояния здоровья студентов ИФК // Тез. докл. III Всерос. научно-практ. конф. 25-26 января 1994 г. "Физическая культура и спорт в современной жизни". Воронеж, 1995, с. 85-86.

3. Копаев В.П. Воздействие повышенных соревновательных нагрузок на показатели производственной работоспособности человека //Тез. докл. Междунар. конф. 27-30 июля 1994 г. "Современные достижения спортивной науки". - СПб, 1994, с. 73.

4. Копаев В.П. Актуальность разработки базовой основы оптимизации преподавания теоретических дисциплин в физкультурном вузе //Матер. Всерос. межвуз. научно-практ. конф. 22-23 апреля 1999 г. "Профессиональная подготовка педагогов-специалистов в области физической культуры и спорта". - М.:Малаховка, МГПУ-МГАФК, 1999, с.124-125.

5. Массовая физическая культура в вузе: Учебн. пос. / Под ред. В.А. Маслякова, В.С. Матяжова. - М.: Высш. шк., 1991. - 240 с.

6. Митрохина В.В. Обоснование рационального двигательного режима людей умственного труда //Теор. и практ. физ. культ. 1981, № 8, с. 32-34.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
 

Реклама: