|
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ 15-16 ЛЕТ В ГОДИЧНОМ ЦИКЛЕ Заведующий кафедрой спортивных игр, доцент Е.Д. Нистратов Подготовка высококва лифицированного резерва не мыслима без поиска оптимальных по величине тренировочных нагрузок. Важным остается и структура тренировочных нагрузок как в отдельном занятии, так и на различных этапах подготовки Полученные данные о структуре тренировочного занятия, его оценке с учетом физиологического воздействия показали, что одни и те же упражнения технико-тактической направленности могут проходить в различных зонах энергообеспечения: как в аэробной, так и в аэробно-анаэробной и даже в анаэробной, все зависит от использования различных компонентов нагрузки, а также психологической сложности задания. [8]. Рядом авторов [9, 10] установлено, что дети и юноши хорошо переносят нагрузки умеренной мощности. Такие тренировочные занятия должны прежде всего способствовать созданию прочной основы функциональной подготовки, чтобы в 17-18 лет обеспечить возможность тренироваться с интенсивно стью, характерной для нелюбительских команд. На практике дело обстоит иначе. Форсированное развитие физических качеств в детском и юношеском возрасте - одна из главных причин резкого спада результатов при переходе из юношеских команд во взрослые нелюбительские команды. Отсутствие прочного фундамента аэробной (общей) подготовленности не позволяет им выполнять те объемы специальной работы, которые предъявляются в нелюбительском футболе, и не гарантирует стабильного и успешного выступления в большом футболе. Но не только функциональная подготовленность определяет класс футболиста. Многофакторность структуры подготовленности требует контроля всех сторон подготовки. Такая взаимосвязь между функциональной и физической подготовленностью, а также игровой получила подтверждение в ряде исследований [5, 7, 10]. Поэтому контроль за функциональной подготовленностью с использованием медико-биологических методов как наиболее объективных применялся многими авторами [2, 3, 4]. Использование их на различных этапах и в периоды подготовки позволит объективно оценить функциональное состояние футболистов и на основе этих показателей вносить коррективы в планирование учебно-тренировочного процесса [5, 6, 7]. Целью нашего исследования было определение функциональной подготовленности юных футболистов 15-16 лет с разным объемом и структурой тренировочных нагрузок. В тесте со ступенчато увеличива ющейся нагрузкой на велоэргометре "Монарх" с использованием газоанализатора "Спиралит-2", который широко применяли ряд авторов [5, 8], были рассчитаны показатели: - максимальный уровень О2- потребления (МПК); - максимальный "неметаболический излишек" выделения СО2, (Ехс СО2); - "порог анаэробного обмена" (ПАНО) в начале и в конце подготовительного периода, а также после окончания соревновательного периода. Испытуемыми были три группы юных футболистов 15-16 лет по 12 человек в каждой, имеющие стаж занятий футболом 5- 6 лет. В начале эксперимента группы не имели между собой статистически достоверных отличий в исследуемых показателях. Объем работы в контрольных группах соответствовал программам, рекомендованным для ДЮСШ и для учебно-тренировочных групп 3-го года обучения (15 ч в неделю) [10], а в двух других (по 20 ч в неделю) - для специализиро ванных классов с продленным днем обучения и углубленным учебно-тренировочным процессом [1]. Различие между ними заключалось в том, что соотношение специфической и неспецифической нагрузок в них было неодинаковым. Из неспецифических нагрузок наибольший объем работы приходится на кросс, а из специфических - на технико-тактические упражнения. Для оценки тренировочных нагрузок нами использовались физиологические показатели, наиболее доступный из которых - показатель частоты сердечных сокращений (ЧСС). Объем тренировочных нагрузок учитывался по времени выполнения упражнений в минутах конкретного тренирующего воздействия в четырех зонах энергообеспечения: упражнения аэробного характера, упражнения аэробно- анаэробного характера, упражнения анаэробного гликолитического воздействия, упражнения анаэробного алактатного характера. Широкий спектр средств тренировки, как специфических, так и неспецифических, используемых в подготовке юных футболистов, был исследован и оценен нами по показателю ЧСС [8]. В первой группе 50% работы было неспецифического характера, а 50% - специфического, во второй - 30% неспецифического, а 70% - специфического характера. Физиологическая направленность нагрузок в обеих группах была одинакова. Анализ полученных результатов показал, что изменения в функциональной подготовленности произошли во всех группах, но в экспериментальных группах они более значительны. Особенно можно выделить 1-ю экспериментальную группу, где все показатели, характеризующие различные стороны функциональной подготовленности (особенно аэробную), значительно выше, чем во 2-й экспериментальной и в контрольной группах. Выводы: 1. Увеличение объема тренировочной работы до 20 ч в неделю дает положительный результат в функциональной подготовленности юных футболистов 15-16 лет. 2. Соотношение неспецифической и специфической нагрузок 50 на 50 более эффективно, чем 30 на 70. 3. Для контроля функционального состояния можно использовать показатели МПК, ПАНО, Ехс СО2 и на их основе вносить коррективы в планирование учебно-тренировочного процесса. Литература 1. Адамбеков К.И. Организация и работа специализированных классов по футболу с продленным днем обучения и углубленным учебно-тренировочным процессом. Алма-Ата,1981. - 42 с. 2. Александров Ю.А. Динамика некоторых показателей функционального состояния футболистов высшей лиги в круглогодичном цикле подготовки/ Пути повышения эффективности подготовки спортсменов: Л., 1980, с.123-126. 3. Волков Н.И. Биохимический контроль в спорте: проблемы и перспективы// Теор. и практ. физ. культ. 1975, №11, с.29-34. 4. Иорданская Ф.А., Кузьмина В.Н., Муравьева Л.Ф. и др. Медико-биологический контроль работоспособности юных футболистов// Футбол: Ежегодник. М., 1986, с. 57-59. 5. Кириллов А.А. Исследование работоспособности футболистов: Автореф. канд. дис. М., 1978. - 21 с. 6. Мотылянская Р.Е. Роль медико-биологических исследований при управлении тренировочным процессом юных спортсменов// Теор. и практ. физ. культ. 1978, № 6, с. 31-34. 7. Мусралиев К.И. Соотношение специфических и неспецифических средств подготовки при повышении выносливости юных футболистов: Автореф. канд. дис. М.,1984, с. 24. 8. Нистратов Е.Д. Оценка тренировочных нагрузок футболистов 16-17 лет по физиологическим показателям//Футбол: Ежегодник. М., 1981, с. 60-63. 9. Овакимян Э.А. Исследование проявления выносливости у юных футболистов и экспериментальное обоснование методики ее воспитания: Автореф. канд. дис. М., 1975. - 24 с. 10. Сергеев Г.М. Экспериментальное обоснование планирования подготовки юных футболистов в условиях жаркого климата: Автореф. канд. дис. М., 1979. - 21 с. 11. Скоморохов Е.В. Комплексный контроль и методы совершенствования специальной подготовленности высококвали фицированных футболистов: Автореф. канд. дис. Малаховка, 1980. - 25 с. 12. Сучилин А.А., Лаптев А.П. Система комплексного контроля для управления подготовкой юных футболистов//Теор. и практ. физ. культ. 1978, №10, с. 43-46. 13. Тюленьков С.Ю., Губа В.П., Прохоров А.В. Теоретико-методические аспекты управления подготовкой футболистов. Смоленск, 1997. - 116 с. 14. Футбол. Программа для спортивных школ. М., 1977. - 68 с. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |