ЖЕНЩИНА В МИРЕ СПОРТА


Abstract

WOMAN AND SPORT: SOCIAL ASPECT

L.I. Lubysheva, Dr.Hab, professor

Russian state academy of physical culture, Moscow

Key words: women's sports, female athletes, questionnaire perquisition, developmental tendencies, self-esteem, social adaptation.

The purpose of this study is to analyze the problem of female athletes' social adaptation and their integration to social life. It is well known that very young female athletes made bright sports career in many kinds of sports. But successes in sports do not last for a long time. Unfortunately, women have to quite at 20-25 years age. In many cases it is accompanied with depressions, feelings of discontentment, self-esteem decreasing. The author had undergone the sociological research of the field, and inquired several trends, specific for modern women's sport development, which represented in the article's conclusions.


ЖЕНЩИНА И СПОРТ: СОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

Доктор педагогических наук, профессор Л.И. Лубышева
Российская государственная академия физической культуры, Москва

Ключевые слова: женский спорт, спортсменки, анкетирование, тенденции развития, самооценка, социальная адаптация.

Введение . Несмотря на стремительное и бурное развитие женского спорта, дать однозначную положительную оценку данному феномену в современном обществе пока невозможно. Видимо, это связано с тем, что влияние занятий спортом на женский организм, психику спортсменки, ее дальнейшую судьбу также далеко не однозначно. Можно привести множество убедительных примеров, когда женщины-спортсменки успешно строили свою спортивную карьеру и их дальнейшая жизнь сложилась удачно. Сразу приходят на память имена выдающихся спортсменок Ларисы Латыниной, Татьяны Казанкиной, Лидии Скобликовой, Татьяны Тарасовой и многих других, которые принесли славу российскому спорту и сейчас работают тренерами, преподавателями, являются социально активными членами нашего общества.

К сожалению, можно привести примеры и негативного влияния спорта на женские судьбы. Как показывает практика, очень сложно адаптируются к социальной жизни девушки-спортсменки, которые уже в детском возрасте познали радость больших спортивных побед. В таких видах спорта, как гимнастика, фигурное катание, плавание, художественная гимнастика, победителями мировых первенств, олимпийских игр становятся юные спортсменки начиная с 14 лет, пример тому - 14-летняя олимпийская чемпионка Тара Лепински. Спортивная карьера в этих видах спорта у многих спортсменок, как правило, заканчивается к 20-25 годам. Так, Светлана Хоркина, готовясь к Олимпийским играм в Сиднее в сборной команде России, в шутку называет себя "бабушкой", а ей всего 21 год.

Целью данного исследования является анализ проблемы совершенствования процесса социальной адаптации и интеграции спортсменок в общественную жизнь.

После окончания cпортивных выступлений почти у всех девушек возникает проблема: как жить дальше? Как строить свои отношения вне спорта?

Методика исследования . Чтобы ответить на эти вопросы и разработать систему интеграции девушек-спортсменок в социальную жизнь, нами было проведено социологическое исследование "Женщина и спорт". В опросе приняли участие 288 девушек-спортсме нок из Москвы, Санкт-Петербурга и Челябинска. Респонденткам была предложена анкета из 22 вопросов, касающихся жизненных планов, самооценки личностных качеств и выяснения отношения женщин-спортсменок к занятиям спортом.

В анкетировании приняли участие спортсменки 45 видов спорта. Из них опрошено около 30% спортсменок I разряда и кандидатов в мастера спорта, 21,3% составили мастера спорта, 16,5% - спортсменки массовых разрядов. В возрастном аспекте все спортсменки разделились на три категории: до 20 лет - 43% опрошенных; 21-25 лет - 35,5% и 26 лет и старше - 20% респонденток.

Результаты и их обсуждение . Как показало наше исследование, большинство респонденток (60% опрошенных) начали заниматься спортом еще в детстве, в возрасте до 10 лет. Третья часть спортсменок приступили к спортивным занятиям в 11-12 лет и только 3,5% опрошенных пришли в спорт в 15 лет и старше. Полученные нами данные подтверждают современную тенденцию омоложения женского спорта. И это понятно: стремительный рост рекордов вынуждает тренеров привлекать к занятиям спортом детей дошкольного и младшего школьного возраста. Данная тенденция характерна для развития современного спорта, в том числе и международного. Видимо, это одно из противоречий, характерных для развития спортивного движения, которое можно, как мне кажется, лишь частично разрешить путем создания новых технологий отбора и развития спортивного таланта, уделения всестороннего внимания развивающейся личности юного спортсмена. Первые шаги в спорте многое определяют в жизни девочки-спортсменки. В этом возрастном периоде формируются ее мотивация и спортивный интерес, строится система ценностных ориентаций, воспитывается спортивный характер, закладываются основы женского здоровья.

Таблица 1. Возраст спортсменок, заканчивающих спортивную карьеру

Показатели Возрастные периоды, лет
до 15 лет 16-18 19-20 21 и позже не ответили всего
n % n % n % n % n % n %
Возраст окончания  спортивной карьеры 21 7,4 58 20,6 52 18,4 67 25,8 7 2,5 282 100

Таблица 2. Самооценка спортсменками влияния спорта на их внешность

Изменения во внешности n %
Появились диспропорции в телосложении 40 14,2
Вес выше нормы 24 8,5
Стала стройнее, выгляжу замечательно 180 63,8
Другие изменения 44 13,5
Всего 288 100

Таблица З. Определение понятия женственности

Показатели женственности

Количество опрошенных Место
n %
Приветливость, вежливость 175 62,1 1
Приятные формы телосложения 133 47,2 2
Сексуальность 124 44 3
Красивая походка 119 42,2 4
Модный стиль одежды 102 36 5
Мягкие черты лица 75 26,6 6
Улыбчивость 66 22,0 7

Перед тренером стоят трудные и сложные задачи, требующие высокого педагогического мастерства, способности гармонично формировать в девочке-спортсменке и любовь к спорту, и физические качества, и двигательные умения в соответствии с той ролью, которую ей придется в будущем исполнять. В педагогическом арсенале тренера должны быть подобраны разнообразные методы и средства воздействия на физические и духовные качества девочек-спортсменок. И они, конечно, должны быть отличны от системы воспитания и тренировки мальчиков. Эти различия могут быть выражены в нормировании физических нагрузок в особом педагогическом такте, предупредительном отношении тренера, его акцентированном внимании на возрастных особенностях развития психики и физического состояния девочек-спортсменок.

Спортивная карьера юной спортсменки не всегда складывается удачно и бывает весьма краткосрочной. Как показало наше исследование, к 20 годам заканчивают активные занятия спортом 46% спортсменок (табл. 1).

Причины раннего ухода из спорта у спортсменок разнообразны. У одних это травмы и болезни, у других - спортивные неудачи, неспособность выдерживать высокие спортивные нагрузки, третьи - разочаровались в спортивной деятельности и хотели бы попробовать себя в другом деле, в том числе получить образование, выйти замуж и т.д.

Тем не менее 24% опрошенных и после 20 лет не помышляют о закате своей спортивной карьеры, около 4% никогда не задумывались над вопросом о времени ее окончания и не представляют, когда они покинут спорт. Как правило, это спортсменки, имеющие большой спортивный стаж и высокую спортивную квалификацию. Тем не менее около 6% занимающихся спортом женщин считают для себя оптимальным закончить спортивные выступления в 23 года.

Таким образом, большинство спортсменок связывают свою спортивную карьеру с определенным жизненным периодом (от младшего школьного возраста до середины студенческого), пока они свободны от семейных обязательств. В планах подавляющего большинства опрошенных после окончания спортивной карьеры выйти замуж. В то же время 21% опрошенных спортсменок уже вышли замуж и оставили спорт.

Одна из гипотез исследования - предположение о том, что занятия спортом влияют на формирование у спортсменок таких черт характера, как агрессивность и жестокость, в силу того, что соревновательная деятельность провоцирует занимающихся на проявление негативных черт характера. Однако 45% опрошенных респонденток отрицают наличие у себя таких черт. Вместе с тем 5% опрошенных спортсменок утверждают, что спортивная деятельность способствовала формированию у них агрессивности, 7,8% говорят о появлении в их поведении жестокости и связывают это также с занятиями спортом. Тем не менее большинство женщин отмечают положительное влияние спорта на формирование их характера. Благодаря занятиям спортом, как утверждают спортсменки, они стали более коммуникабельны. У них сформировалась целеустремленность, они собранны и дисциплинированны.

Особое внимание в исследовании было нами уделено такой черте характера спортсменок, как стремление к лидерству, поскольку, как свидетельствует практика, именно это качество оказывает негативное влияние на прочность семейной жизни спортсменки. Основная часть респонден ток утверждают, что именно спортивная деятельность сформировала у них стремление к лидерству. Тем не менее лидером в семейной жизни пожелала быть только половина опрошенных, другая их половина не хотела бы занимать лидирующее положение в семье. Такая же тенденция в отношении лидерства уже существует в семьях замужних женщин-спортсменок.

Учитывая, что для женщины очень важно мнение о том, как она выглядит, а также то обстоятель ство, что спорт может специфически повлиять на внешность спортсменки, мы проанализировали их субъективные мнения об оценке своей внешности и влиянии на нее занятий спортом (табл. 2).

Как видно из табл. 2, большинство опрошенных женщин отмечают позитивное влияние занятий спортом на их внешний вид, 63,8% говорят, что они стали стройнее и выглядят замечательно. Тем не менее спорт может и отрицательно влиять на внешность спортсменки, об этом свидетельству ют 14,2% опрошенных, которые утверждают, что их вес стал выше нормы в связи со спортивной деятельностью. Особенно это касается баскетболисток, пловчих и конькобежек.

Прежде чем проанализировать самооценку спортсменками своей женственности, мы предварительно выяснили, что они считают показателями женственности (табл. 3).

Как видно из табл. 3, понятие женственности спортсменки ассоциируют с приветливостью и вежливостью (I место), приятными формами телосложения (II место), сексуальностью (III место) и красивой походкой (4-е место). В то же время удовлетворены своей женственностью 66% опрошенных спортсменок. Одна треть из них считают, что их женственность нуждается в коррекции, и только 3,5% респонденток убеждены, что они не обладают таким качеством, как женственность.

Самооценка женственности тесно коррелирует с показателем самооценки своей привлекательности: 87,2% опрошенных нами спортсменок утверждают, что они нравятся мужчинам, очень маленькая часть опрошенных (0,7%) ответили, что скорее не нравятся, чем нравятся, затруднились ответить на этот вопрос 11% опрошенных.

Таким образом, проведенный анализ самооценки внешности и привлекательности свидетельствует, что спортсменки довольно высоко оценивают свою женственность и привлекатель ность. Они не комплексуют по поводу своего высокого роста или избыточного веса и считают, что именно спорт помогает им хорошо выглядеть. По их мнению, они ничуть не проигрывают своим сверстницам в привлекательности, нравятся мужчинам, а значит, занятия спортом только способствуют устройству их женской судьбы.

После завершения спортивной карьеры большинство опрошенных спортсменок хотели бы связать свою дальнейшую жизнь с физической культурой и спортом: 38,7% намереваются стать тренером, 20,2% - менеджером, 17,4% избрали бы профессию инструктора физической культуры, 16,3% - организатора физкультурно-спортивной работы. С профессией учителя физкультуры связывают свой профессиональный интерес только 4,6% опрошенных.

Нас интересовал вопрос о целях, которые ставили перед собой спортсменки, когда только начинали заниматься спортом. Как показало исследование, в основном это была цель улучшить свое здоровье (I место), второй целью по степени значимости у спортсменок оказалось желание добиться высоких спортивных результатов, стать мастером спорта, чемпионкой. Третьей по рангу стала цель войти в новый круг общения. Многие из этих целей в конечном итоге были достигнуты. Положительное внияние занятий спортом отметили 63,5% опрошенных; около 13% респонденток считают, что спорт не оказал на здоровье заметного влияния. В то же время 20,6% считают, что занятия спортом негативно повлияли на их здоровье.

Тем не менее 86,2% спортсменок считают, что решение заниматься спортом было правильным, только 5 женщин из 288 сомневаются в правильности этого решения.

Заключение. Проведенный социологический анализ "Женщина и спорт" дает основание для формирования некоторых тенденций, характерных для развития современного женского спорта:

- краткосрочность спортивной карьеры женщин-спортсменок, небольшой спортивный стаж, занятия спортивной деятельностью заканчиваются, как правило, в возрасте до 20 лет;

- резкое омоложение женского спорта. Большинство спортсменок начинают заниматься спортом еще в детстве, до 10 лет;

- эмансипация спорта, освоение женщинами -спортсменками нетрадиционных, новых и чисто "мужских" видов спорта связываются с общей тенденцией феминизации общества;

- высокое мнение женщин-спортсменок о положительном влиянии занятий спортом на их здоровье, внешность, привлекательность и женственность;

- ценностное отношение женщин-спортсме нок к спортивной деятельности, выражающееся в осознании ее высокой значимости на формирование их характера: коммуникабельности, целеустремленности, собранности; в отдельных случаях спорт может формировать у спортсменок и негативные черты характера: агрессивность и жестокость;

- ведущая мотивация начинающих спортсменок определяется их желанием укрепить здоровье, завести новый круг общения. Значительная часть спортсменок начинают заниматься спортом ради достижения высоких спортивных результатов;

- основные цели спортсменок, как правило, реализуются. Женщины, отдавшие много лет спорту, не жалеют о принятом когда-то решении заниматься спортом и считают его правильным.

Полученные результаты позволяют утверждать, что женщины в современном обществе получили новые возможности для реализации спортивных интересов. Есть основания полагать, что XXI век станет веком их новых спортивных достижений.

Однако необходимо совершенствовать систему спортивных состязаний, смягчать условия спортивной борьбы, разрабатывать особые правила соревнований, гуманизировать женский спорт, защищать женщину, учитывая особую биосоциаль ную роль, которую она играет в обществе.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!