НАЗАД

СОДЕРЖАНИЕ


КЛАССИФИКАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ В СПОРТИВНОМ РУКОПАШНОМ БОЕ (ПО СИСТЕМЕ "ТРИЗНА") И ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Аспирант Уральской государственной академии физической культуры А.А. Туманов
Челябинский военный автомобильный институт, Челябинск

Введение. В настоящее время в России существует несколько разновидностей спортивного и прикладного рукопашного боя: армейский, милицейский, "Тризна", "Коло", "Собор", "Спас", "Росс" и т.д. Для наиболее эффективного планирования необходима научно-обоснованная классификация технических действий. Существующие классификации по борьбе (А.П. Купцов, Г.С. Туманян, Ю.А. Шулика и др.); по боксу (К.В. Градополов, И.П. Дегтярев и др.); по рукопашному бою (Ю.Т. Чихачев, Ю.П. Блажко и др.) показали, что они не полностью удовлетворяют требования, предъявляемые к планированию учебно-тренировочного процесса. В этих классификациях отсутствуют разделы сочетания ударов и элементов борьбы, переход от ударной техники к технике борьбы, и наоборот. Отсутствует раздел щипковых приемов. Все эти противоречия создают проблему необходимости дальнейшего совершенствования существующих классификаций технических действий.

Методы и организация исследования. Исследование проводилось с 1977 по 1999 год. Применялись методы теоретического анализа и обобщения научно-методических и исторических литературных источников; педагогического наблюдения; анкетирование; видеосъемка; исследование соревновательной деятельности; педагогический эксперимент; методы математической статистики. На основе изученных классификаций и проведенного нами исследования соревновательной деятельности спортивных видов рукопашного боя (армейского, милицейского, "Тризны", джиу-джитсу, саньда и т.д.) разработана классификация технических действий для этих разновидностей рукопашного боя. Методами видеозаписи и стенографирования зафиксировано 848 поединков "тризников", 468 поединков в армейском рукопашном бое, 589 боев в саньда и свыше 300 в других видах рукопашного боя, выявлена структура соревновательной деятельности (соотношение различных элементов поединка). Анализ программ подготовки по различным видам спорта: бокс (В.М. Романов, Б.И. Бутенко); классическая борьба (В.Я. Шумилин); борьба казахша-ку рес (М.Х. Болгамбаев); борьба самбо (В.Д. Михайлов, И.Д. Свищёв); борьба дзюдо (И.Д. Свищёв); рукопашный бой (А.И. Олейников) - показал, что ни одна из вышеперечисленных программ не соответствует требованиям в единоборстве "Тризна". В программах отсутствуют те же разделы, что и в вышеперечисленных классификациях. Кроме того, не показано, на основании чего определяется соотношение между различными разделами техники.

Результаты исследования и их обсуждение. Представлена классификация технических действий в единоборстве "Тризна". Все приемы в единоборстве "Тризна", осуществляемые в одном из положений по

единка: 1) стоя; 2) лежа; 3) полустоя; 4) полулежа; 5) на четвереньках; 6) при переходе из положения стоя в положение лежа - делятся на три надкласса технических действий: 1) атакующие; 2) вспомогательные; 3) защитные.

Надклассы атакующих и защитных действий делятся на 4 части, называемые классами: 1) ударная техника; 2) борцовская техника; 3) комбинированная техника; 4) переход от техники ударов к технике борьбы, и наоборот.

В свою очередь, классы делятся на 13 подклассов:

Класс ударной техники характеризуют следующие подклассы: 1) удары руками; 2) удары ногами; 3) удары другими частями тела; 4) сочетание ударов различными частями тела.

Класс борцовской техники делится на 4 подкласса: 1) броски; 2) удержания; 3) болевые приемы; 4) удушающие приемы.

Класс комбинированной техники делится на 3 подкласса: 1) сочетание ударов с захватами; 2) сочетание удержаний с ударами; 3) седы на противнике с ударами.

На два подкласса делится класс переходов от ударной техники к борьбе, и наоборот: 1) переход от ударов к борьбе за счет сокращения дистанции; 2) переход от борьбы к ударной технике за счет разрыва дистанции.

Надкласс вспомогательных технических действий состоит из 9 классов: 1) положения бойцов; 2) способы передвижения; 3) самостраховки; 4) захваты; 5) обхваты; 6) освобождения от захватов и обхватов; 7) дистанции; 8) уровни; 9) взаиморасположения.

Подклассы, в свою очередь, делятся на несколько групп технических действий.

Каждый из подклассов ударной техники руками и ногами делится на 2 группы: 1) группа прямолинейных ударов; 2) группа криволинейных ударов.

Подкласс бросков делится на 3 группы: 1) броски в основном руками; 2) броски в основном ногами; 3) броски в основном туловищем.

Подкласс удушающих приемов делится на 5 групп: 1) руками; 2) ногами; 3) двойные; 4) одеждой; 5) комбинированные.

Подкласс удержаний делится на 7 групп: 1) сбоку; 2) обратное сбоку; 3) со стороны головы; 4) со стороны плеча; 5) поперек; 6) со стороны ног; 7) верхом.

Подкласс болевых приемов делится на 7 групп: 1) кистевые; 2) локтевые; 3) плечевые; 4) голеностопные; 5) коленные; 6) тазобедренные; 7) щипковые.

Группы, в свою очередь, делятся на технические действия по биомеханическим признакам, указывающим направление и плоскости выполнения приема. Например: удары руками снизу, прямые, боковые, наотмашь и т.д.

Исследования выявили необходимость планировать учебно-тренировочный процесс на основе структуры соревновательной деятельности, что подтвердил проведенный педагогический эксперимент.

1. Анализ соревновательной деятельности показал, что поединок состоит из ударной техники (85,1%) и техники борьбы (14,9%). На удары руками в голову приходится 36,1%, удары руками в туловище - 19,3%, удары ногами по ногам - 18,67%, удары ногами по туловищу - 9,1%, удары ногами в голову - 0,98%, броски на грудь - 3,49%, броски на бок - 5,0%, броски на спину - 2,59%, болевые приемы - 0,8%, удушающие приемы - 0,53%, нокауты - 0,27%, явные преимущества - 0,31%. Но в поединках, закончившихся досрочно с чистой победой одного из противников, ударная техника составляет 50,43%, а техника борьбы - 49,57%.

2. Приемы борьбы стоя составляют 74,25%, а приемы борьбы лежа - 25,75 %. В общем объеме техники поединка борьба стоя составляет 11,09%, а борьба лежа - 3,85%. Борьба лежа в общем объеме технических действий составляет 3,85%, в досрочных поединках - 49,57% побед.

3. Приоритеты в ударной технике. Удары руками в голову составляют 42,89%, по туловищу - 22,94%. Удары ногами по ногам - 22,18%, по туловищу - 10,83%, по голове - 1,17%. Итого ударная техника руками составляет 65,16%, а ударная техника ногами соответственно 34,84%.

4. Наиболее эффективна из боевых стоек - закрытая средняя стойка, которая определяет 55% побед. Наиболее предпочтительный способ передвижений - челночный, дающий 82% побед.

5. Базовая техника борьбы выглядит следующим образом: броски с захватом за одну или обе ноги - 23,2%; удержания - 17,9%; выведения из равновесия и скручивания - 17,3%; болевые и щипковые приемы - 5,77%; броски прогибом - 4,49%; подножки - 4,52%; удушающие приемы - 3,8%; подхваты - 3,2%; зацепы - 2,56%; подсечки - 1,28%; броски через голову - 1,28%.

6. Все вышеперечисленные технические действия в конечном результате дают следующее соотношение побед в единоборстве "Тризна": победы по очкам - 62,5%; победы ввиду явного преимущества - 11,86%; победы болевым приемом - 11,56%; победы удушающим приемом - 7,05%; победы нокаутом - 3,5%; победы ввиду отказа секунданта или бойца от продолжения поединка - 2,56%; победы ввиду невозможности противником продолжать поединок - 0,96%.

Заключение. Планировать соотношение времени между различными разделами подготовки необходимо на основе соотношения этих разделов в соревновательных поединках.

Список использованной литературы

1. Блажко Ю.И. Рукопашный бой. - Л.: ВДКИФК, 1990. - 332 с.

2. Бокс: Программа для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва и школ высшего спортивного мастерства /Программа разработана В.М. Романовым, Г.Ф. Васильевым /Под общ. рук. И.П. Дегтярева. - М.: ГЦОЛИФК, 1977. - 68 с.

3. Бокс: Программа для ДЮСШ, специализированных ДЮСШОР, ШВСМ /Программа разработана Б.И. Бутенко, И.П. Дегтяревым, А.А. Лавровым, Б.Н. Грековым, Б.Г. Двойниченко. - М.: ГЦОЛИФК, 1985. - 162 с.

4. Бокс: Учебник для ИФК /Под общ. ред. И.П. Дегтярева. - М.: ФиС, 1979. - 287 с.

5. Бокс: Поурочная программа для детско-юношеских спортивных школ и специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (группы начальной подготовки, 1-й и 2-й годы обучения) /Программа разработана В.М. Романовым /Под общ. ред. И.П. Дегтярева. - М.: ГЦОЛИФК, 1984. - 108 с.

6. Борьба самбо: Программа для детско-юношеских спортивных школ (комплексных и специализированных) /Программа составлена: В.Д. Михайловым, И.Д. Свищёвым. В разработке программы принимали участие Е.М. Чумаков. С.Ф. Ионов. - М.: Комитет по ФКиС СССР, 1975. - 87 с.

7. Градополов К.В. Бокс. - М.: ФиС, 1965. - 338 с.

8. Дзю-до: Программа для спортивных школ и коллективов (адаптирована, дополнена для работы в условиях г. Москвы) /Сост. И.Д. Свищёв, В.И. Жердев, М.А. Ртищева. - М.: РГАФК, 1995. - 142 с. Классическая борьба: Программа для детско-юношеских спортивных школ (комплексных и специализиро ванных) /Программа составлена В.Я. Шумилиным. - М.: ГЦОЛИФК, 1972. - 76 с.

9. Купцов А.П. О создании единой классификации, систематики и терминологии техники спортивной борьбы //Теория и практика физической культуры. 1975, № 7, с. 56-61.

10. Купцов А.П. Об основах единой классификации, систематике и терминологии технических действий //Спортивная борьба: Ежегодник. М., 1976, с. 22-25.

11. Купцов А.П. Эволюция и применение классификации, систематики и терминологии спортивной борьбы: Метод. реком. - М.: ГЦОЛИФК, 1980. - 70 с.

12. План-программа изучения приемов рукопашного боя для курсантов военно-патриотических клубов /План-программа разработана А.И. Олейниковым, Н.Н. Немчиновым, С.С. Петровым и др. - М.: ЦВПКМ, 1989. - 44 с.

13. Туманов А.А. Методика начальной подготовки юношей в спортивном единоборстве "Тризна": Автореф. канд. дис. Челябинск, 1999. - 18 с.

14. Туманов А.А., Еганов А.В. Программа начальной подготовки юношей в единоборстве "Тризна". - Челябинск: ЧГИФК, 1990. - 68 с.

15. Туманян Г.С. О классификации приемов спортивной борьбы и последовательности их изучения //Теория и практика физической культуры. 1964, № 2, с. 64-66.

16. Туманян Г.С. Классификация и характеристика средств тренировки борцов: Метод. разраб. для студ-ов, аспир. и слушат. факультета повыш. квалиф. ГЦОЛИФКа. - М.: ГЦОЛИФК, 1984. - 33 с.

17. Чихачев Ю.Т. Рукопашный бой. - Л.: ВДКИФК, 1979. - 319 с.

18. Шулика Ю.А. Классификация и терминология техники спортивной борьбы (эволюция, система построения и пути практического использования): Учебно - метод. разраб. для студ-ов ИФК по теме: Классификация, систематика и терминология спортивной борьбы. - Краснодар: КГИФК, 1981. - 89 с.

19. Шулика Ю.А. Классификация техники спортивной борьбы по биомеханическим признакам и пути повышения качества технико-тактической подготовки борцов: Учебно - метод. разраб. для студ-ов ИФК по теме: "Классификация и терминология техники спортивной борьбы" и "Техническая подготовка борца". - Краснодар: КГИФК, 1985. - 71 с.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!