ЖЕНЩИНА В МИРЕ СПОРТА


Abstract

SYSTEM APPROACH TO SCIENTIFIC SUBSTANTIATION OF CONTENT AND ORIENTATION OF WOMEN'S PHYSICAL TRAINING

G.A. Gordeyeva, Ph.D.
State university, Ulyanovsk

A.A. Gorelov, Dr. Hab, professor
Military institute of physical culture

E.U. Klutchnikov, Ulyanovsk
I.V. Rusakova, Ph.D
State pedagogical university, Ulyanovsk

Key words: system, subsystem, components, physical training, women.

The theory of functional systems, elaborated by academician P.K. Anochin (1976) had been taken as the methodological base of the research by the authors. Analyzing women's physical training in the system plan, the authors represented its multiform components, forms non-separately, in view of inquiring their role, place and interconnections in general system of factors oriented to women's professional aptitude's forming. As the result of the research, the authors substantiated the system approach to women's physical training and define its basic components: conceptual, procedural, resulting and coordinating ones.


СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К НАУЧНОМУ ОБОСНОВАНИЮ СОДЕРЖАНИЯ И НАПРАВЛЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЖЕНЩИН

Кандидат педагогических наук Г.А. Гордеева
Ульяновский государственный университет, Ульяновск

Доктор педагогических наук, профессор А.А. Горелов
Военный институт физической культуры, Санкт-Петербург

Директор ДЮСШ г. Ульяновска Е.Ю. Ключников
Кандидат педагогических наук И.В. Русакова
Ульяновский государственный педагогический университет, Ульяновск

Ключевые слова: система, субсистема, компоненты, физическая подготовка, женщина.

В общепринятом понимании системный подход означает объяснение того или иного явления с помощью привлечения широкого спектра данных из различных отраслей знания. Такой подход строится на определении системы как совокупности множества составляющих ее элементов (В.М. Кедров, 1974; А.Д. Сараев, 1987; В.Н. Наследков, Г.И. Царегородцев, 1990; Z. Bertalanfy, 1967, и др.)

Теория функциональных систем, разработанная П.К. Анохиным (1976) и являющаяся творческим развитием теории условных рефлексов И.П. Павлова, вышла за ее рамки и оформилась в самостоятельный принцип, основа которого - ведущая роль полезного для системы приспособительного результата. Автор пришел к фундаментальному выводу о том, что все функциональные системы независимо от уровня организации и количества составляющих ее компонентов имеют принципиально одну и ту же функциональную архитектонику: афферентный синтез - стадия принятия решения; формирование акцептора результата действия; формирование самого действия (эфферентный синтез); многокомпонентное действие; достижение результата; обратная афферентация о параметрах достигнутого результата и сопоставление его с ранее сформировавшейся моделью результата в акцепторе результата действия (П.К. Анохин, 1975).

Необходимость точного определения системы ставит вопрос о критериях, по которым данную систему можно выделить. Основным критерием для такого выделения служит рассмотрение системы со стороны целевого назначения. Тот или иной компонент может быть отнесен к системе в меру его участия в достижении цели. Таким образом, системный подход предполагает прежде всего целевой анализ, отнесенный как к системе в целом, так и к отдельным ее составляющим. Целевая же целостность предполагает раскрытие компонентного состава системы и взаимосвязей отдельных компонентов, образующих данную систему. Это, в свою очередь, характеризует структуру системы, ее внутреннюю организацию. В процессе исследования сложный объект выступает как полиструк турное образование, в котором различные подструктуры системы в своей совокупности образуют интегральную совокупную структуру. При этом каждая из подструктур, как и совокупная структура, имеют целостные свойства, которые проявляются в функционировании системы (В.Ф. Киричук, Н.Г. Коршевер, 1997).

Применение в педагогических исследованиях системного подхода позволяет уточнить постановку вопроса о его месте в современном научном познании, о типе и характере познавательных задач, решаемых с его помощью. Его функционирование в рамках современной науки отражает как усиливающуюся специализацию и внутреннюю дифференциацию научного познания, так и появление в нем новых типов связей, обеспечивающих его целостность (И.В. Блауберг, В.Н. Садовский, Б.Г. Юдин, 1978).

Анализируя в системном плане физическую подготовку женщин, мы представляли ее многообразные компоненты, формы и виды не изолированно, а как бы сквозь призму выявления их роли, места и взаимосвязей в общей системе факторов, направленных на формирова ние профессиональной пригодности женщины, особое внимание акцентируя на обнаружении системообразующих начал системы. При этом в одних случаях физическую подготовку женщин мы рассматривали как подсистему профессионально-прикладной физической подготовки, а в других - как относительно самостоятельную систему, имеющую свои подсистемы. Считая систему совокупностью элементов, взаимосвязанных на основе общего для них системообразующего фактора, мы базировались на ряде условий, характеризующих любую систему (А.А. Горелов, В.Л. Марищук, 1995):

- наличие упомянутого выше системообразу ющего фактора;

- наличие ряда логично обособленных и в то же время взаимосвязанных компонентов;

- возможность рассмотрения каждого из данных компонентов как некоей микросистемы, а всей данной системы как части иной, более высокой, макросистемы;

- управляемость и самоуправляемость рассматриваемой системы, ее способность к самоорганизации, самозащите, ее комплексное регулирование при воздействии на любой из входящих в нее компонентов;

- наличие достаточно четкого и прочного механизма обратной связи.

Базовые компоненты данной системы обусловлены исходя из архитектоники любой функциональной системы и представляются нами в виде концептуального, процессуального результирующего и координирующего компонентов.

По отношению к "себе" каждый названный компонент (субсистема) является системой, элементы которой также имеют свою функциональную архитектонику. Так, концептуальный компонент представляет собой систему принятия решения и формирования акцептора результата действия, которые представлены в виде цели, задач и принципов физической подготовки женщин. Формирование самого действия и многокомпо нентное действие являются элементами процессуального компонента и обуславливают особенности содержания, методики и направленности физической подготовки женщин. Результирующий компонент представляет собой итог воздействия средств физической подготовки на функциональную, физическую, психическую и двигательную сферы женщин. Координирующий компонент содержит в себе обратную афферентацию по параметрам достигнутого результата, сопоставление его с ранее сформировавшейся моделью результата в акцепторе результата действия и дальнейшую его корректировку с учетом целевой установки.

Процессуальный компонент системы физической подготовки женщин должен учитывать условия, которые определяют различия в содержании, методике и направленности подготовки женщин и мужчин и соблюдение которых является основой при проведении исследований в данном направлении. На наш взгляд, основными из них являются:

- освоение женщинами профессий, связанных с гипердинамическим характером труда. Оно зависит от уровня развития базовых физических качеств и сформированности двигательных умений и навыков, оптимальное функционирование которых у мужчин и женщин различно;

- оптимальный уровень работоспособности при выполнении трудовых операций достигается при условии нормального функционирования физиологических систем женского организма;

- неблагоприятные факторы, возникающие в процессе профессиональной деятельности (гиподинамия, укачивание, гипервесомость, невесомость, гипоксия, гипероксия и т. п.), оказывают более негативное влияние на женский организм по сравнению с мужским и требуют больших временных затрат на восстановление.

Организация процесса физической подготовки женщин должна учитывать характер трудовой деятельности (гипердинамический, динамический, гиподинамический, монотонический); особенности выполнения приемов и действий (энергоемкость, сложность, координированность); условия, в которых протекает деятельность (температурный режим, обитаемость, географические условия и т.д.); неблагоприятные условия профессиональной деятельности (шумы, вибрации, низкое содержание кислорода во вдыхаемом воздухе и его загрязненность и т.д.).


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!