Abstract SPORT SOCIOLOGY AND PHILOSOPHY IN XXI-TH CENTURY ("ROUND TABLE" OF "TEORIA I PRAKTIKA FIZICHESKOI KULTURI" (29 марта 2000 г.)) Key words: "round table", crisis of sports technologies, philosophy of physical culture and sport, developmental perspectives, sociology. The main purpose of this "round table" was to fix the attention of sports' specialists to some philosophical and sociological problems of sports and physical culture field, which are getting more essential in contemporary, constantly changing world. As it was noted in conclusions, the purpose was gained due to informative discussion in wide rank of actual sociological and philosophical problems of the field from the one hand and due to the active cooperation of many various sports specialists from the other. The fruitful discussion inquired common interest of the specialists to above mentioned problems and highlighted the necessity of complex approach elaborating to solve them.
|
ФИЛОСОФИЯ И СОЦИОЛОГИЯ СПОРТА В XXI ВЕКЕ "Круглый стол"
журнала "Теория и практика физической
культуры" Ключевые слова: "круглый стол", кризис спортивных технологий, философия физической культуры и спорта, перспективы развития, социология. Столяров В.И. - зав. кафедрой философии и социологии РГАФК, д.ф.н., профессор. В начале я хочу сказать несколько слов о программе "круглого стола". Предусмотрены две дискуссии. В центре первой дискуссии - обсуждение места философии и социологии спорта в системе спортивных наук и наиболее актуальных философско-социологических проблем XXI в. В центре второй - обсуждение конкретной философско-социологической проблемы, касающейся судьбы спортивных соревнований и соперничества вообще в XXI в. и, в частности, того решения этой проблемы, которое предложено американским философом и футурологом Робертом Ачером. Выскажу свои соображения по ряду вопросов, связанных с этими двумя дискуссиями. Прежде всего я хотел бы обратить внимание участников "круглого стола" на практически общепринятое ошибочное истолкование объектной области обсуждаемых научных дисциплин, как и вообще всех так называемых спортивных наук. Обычно считают, что данная область включает в себя два объекта - физическую культуру и спорт. Часто эти два объекта сводят даже к одному - физической культуре, рассматривая спорт как элемент последней. При таком понимании указанная объектная область не осмысливается во всей своей полноте, а кроме того смешивается, не дифференцируется ряд объектов данной области, тем самым упускается из виду ряд важных теоретических и прикладных проблем или дается их ошибочное решение. На протяжении многих лет я отстаиваю в своих работах иное положение, согласно которому объектная область указанных научных дисциплин включает в себя как минимум три относительно самостоятельных, хотя и связанных друг с другом объекта: 1) соматическую (физическую) культуру - природное тело человека, вовлеченное в процесс социализации и "окультуривания"; 2) физкультурную деятельность - определенные формы двигательной активности человека, которые часто называют также "занятиями физическими упражнениями"; 3) спорт - особую разновидность соревнований ("спортивные соревнования"), подготовку к ним, а также связанные с ними социальные отношения, институты, нормы поведения и т.д. Все другие объекты, изучаемые обсуждаемыми науками, являются: а) элементами указанных выше объектов (например, спортивное соревнование по отношению к спорту, физическое воспитание по отношению к соматической культуре и т.д.); б) их разновидностями, формами проявления (например, спорт для всех и спорт высших достижений, а также спортивное и олимпийское движение по отношению к спорту, физическая рекреация и лечебная физкультура - по отношению к физкультурной деятельности и т.д.). Я надеюсь, что, может быть, именно в XXI в. будут в полной мере осознаны эти важные теоретико-методологические положения, что позволит поставить и решить целый ряд новых философско-социологических проблем. Многие из этих проблем связаны с анализом соматической (физической) культуры как такой сферы культуры, основным содержанием которой является процесс социализации и "окультуривания", социокультурной модификации тела (телесности, телесного бытия) человека. Такой анализ позволяет в проблеме соотношения социального и биологического выделить новый аспект - соотношение социального и биологического в физическом развитии человека, в его телесном бытии. Он дает возможность поставить вопросы о соотношении стихийного и сознатель ного социального воздействия на физическое состояние человека, о взаимоотношении различных средств такого воздействия - педагогических, гигиенических, медицинских и др., их роли в целенаправленном формировании физического облика человека на различных этапах развития общества, в том числе и в современный период. Предварительно можно высказать предположение, что, по-видимому, по мере развития общества будет все более возрастать значимость различных средств сознательного воздействия на физическое состояние человека, а среди них - педагогических средств. Вместе с тем не исключена возможность того, что дальнейшее развитие науки в XXI в. поможет открыть новые, более эффективные, средства воздействия (в соответствии с общественными и индивидуальными потребностями) на тело человека, на его физические качества и двигательные способности. Возможно, они будут связаны с генной инженерией, хотя многие ученые уже сейчас выражают опасения относительно крайне серьезных негативных последствий, к которым может привести вмешательство в организм человека на основе этих средств. Открывается возможность анализа вопроса о возможных и реальных ценностных ориентирах личности, различных социальных групп и общества в целом по отношению к телесному бытию человека, об эволюции этой системы ценностей, о ее характере в рамках современной культуры и в ближайшем будущем. В связи с этим возникает потребность в анализе различных моделей соматической (физической) культуры. Каждая такая модель характери зуется тем, какая ценность тела (или набор, комплекс этих ценностей) служит ориентиром для социально го субъекта (личности, социальной группы, общества в целом), определяет его отношение к телу, его поведение и даже стиль (образ) жизни. Особенно актуальным является вопрос о тех моделях соматической культуры, которые наиболее адекватны реалиям современного общества и новым социально-культурным условиям XXI в. Что касается наиболее важных философско-социологических проблем спорта, которые будут особенно актуальны в XXI в., то к их числу в первую очередь я отношу проблему гуманизации , повышения духовно-нравственной ценности современного спорта. Эта проблема непосредствен но связана и с темой второй дискуссии, в которой речь идет о том, нужен ли соревновательный спорт и какова судьба спортивных соревнований (соперничества вообще) в XXI в. При ее обсуждении, как правило, высказываются две точки зрения. Согласно первой из них всякое соперничество является антигуманным . Еще в 1706 г. Бернарден де Сен-Пьер в работе "Мысли о воспитании" утверждал, что соперниче ство является источником всякого рода зол. Л.Н. Толстой негативно относился к соперничеству, о чем свидетельствуют его слова: "Помните, что ничего нельзя делать прекрасного из соперничества, ничего благородного из гордости". Негативное отношение к спортивным, как и к другим, соревнованиям в системе воспитания детей высказывал основоположник научной системы физического воспитания в России П.Ф. Лесгафт. П. де Кубертен категорически возражал против организации олимпийских соревнований детей, поскольку, по его мнению, это "было бы непрактичным и опасным". В настоящее время более широко представлена другая точка зрения. Ее сторонники считают, что соревновательный спорт выполняет важные социокультурные функции, в том числе и для детей, причем признают (фактически, а не декларативно) лишь одну модель спорта, которая наиболее ярко представле на в спорте высших достижений. Эти две полярные точки зрения представлены и в прогнозах американского философа и футуролога Роберта Ачера (поэтому они - просто для иллюстрации и приведены организаторами "круглого стола"). "Идиллический" прогноз: человечество настолько духовно разовьется, что добровольно откажется от любых видов соревнований -- от спортивных ристалищ до музыкальных и других конкурсов. "Апокалиптический" прогноз - спортивные соревнования, как и другие виды соперничества, сохранятся, но примут еще более уродливые, антигуманные формы. В частности, с развитием генной инженерии спортсменам можно будет придавать любые "конфигурации" и размеры. Объединять их будут два момента: малое количество головного мозга и "терминаторская" нацеленность на результат. В ходе этой дискуссии допускается существенная теоретико -методологическая ошибка. Упускается из виду существенная зависимость гуманистической, культурной ценности соревновательного спорта не только от усилий тренеров по воспитанию спортсменов, от особенностей социальной структуры общества, в рамках которого спорт функционирует, от того, для каких целей он используется, но и от того, какая модель спорта при этом применяется: какие соревнования и каким образом проводятся, как организована подготовка к ним, какие ценности, нормы и образцы поведения поощряются в ходе соревнований и подготовки к ним, каков характер этих поощрений (моральный, материальный и т.д.), каков состав участников соревнования и каковы взаимоотношения между ними и т.д. Учитывая эту зависимость, важно ставить вопрос не только и не столько о том, нужен ли соревнова тельный спорт или не нужен, но и, причем в первую очередь, - как должно быть организовано соперниче ство в рамках этого спорта, какая его модель должна использоваться. Этот вопрос особенно актуален применительно к детскому спорту. К сожалению, данный вопрос - очень важный и принципиальный - как правило, не ставится и теми, кто ссылается на многообра зие современного спорта, наличие таких специфических разделов и типов спортивной деятельности, как "общедоступный" ("массовый") спорт, "спорт для всех", "базовый спорт", "физкультурно-кондиционный спорт" и т.д. Решение проблемы гуманизации современного соревновательного спорта в первую очередь как раз и предполагает поиск таких моделей гуманно организованного соперничества, которые имеют высокую культурную, духовно-нрав ственную ценность. В настоящее время известен ряд таких моделей. Одна из них - спартианская - разработана мной и в ходе практического использования с 1991 г. показала свою высокую гуманистическую ценность. С проблемой гуманизации современного спорта тесно связан и широкий круг философско-социологических проблем олимпийского движения , касающихся "идеологии" этого движения в XXI в. Матвеев Л.П. - зав. кафедрой теоретико-методических основ физической культуры и спорта РГАФК, д.п.н., профессор. Вначале уместно спросить: из каких отправных философско-ме тодологических позиций предлагается исходить в ответе на вопросы, вынесенные на данный "круглый стол"? Об этом ни в разосланном приглашении к "столу", ни в вводном слове ничего не говорится. Но разве не ясно, что без согласованного определения исходных позиций ничтожно мала вероятность получить сбалансированные ответы на дискутируемые вопросы. Я коснусь главным образом предложенных прогнозов будущего спорта. Думаю, что в рассуждениях об этом правильным будет отправляться от принципов материалистической диалектики и опираться на фактические материалы анализа реальных тенденций развития спорта. С этих позиций не так уж трудно признать, что вынесенные почему-то на обсуждение варианты прогноза Р. Ачера, мягко говоря, нереалистичны и неконкретны в научном отношении. Жестче говоря, их можно считать незрелым продуктом метафизических размышлений, в которых доведены до абсурда некоторые псевдофутурологические конструкции и их искаженные предпосылки. Кстати говоря, вовсе не Р. Ачер придумал два упомянутых "сценария" вырождения спорта - "апокалиптический" (превращение спорта в ристалище биокиборгов с мощными и немощными мозгами) и "идиллический" (запрет спорта духовно и душевно созревшим человечеством). Задолго до Ачера нечто подобное нафантазировали некоторые западные любители псевдофутурологических представлений (к примеру, "техноспорт" и "экоспорт" у Д. Белла и У. Джонсона). Давно уже была показана и несостоятельность таких фантазий. Едва ли найдется подлинно серьезный футуролог-социолог, который не понимал бы, что наметить реалистический прогноз будущего спорта нельзя в отрыве от обоснованного прогноза будущего Человека (человечества). За нашим "круглым столом" никто не предложил пока исходить из какой-либо определенной концепции о будущем Человека. Я буду исходить из того, что человечество - по крайней мере в обозримом будущем - кардинально не изменит свой эволюционно сложившийся вид, формировав шийся и совершенствовавшийся на протяжении многих тысячелетий, не превратится в сборище биокиборгов, продуцируемых посредством генной инженерии и кибернетико-механических ухищрений. Если это так, то ничего "апокалип тического" со спортом не произойдет, и он не исчезнет из культурных ценностей человечества. Что касается действительных перспектив спорта, то, рассуждая о них, представляется необходимым кроме прочего иметь в виду его все более многообразную дифференциацию. Единоликого спорта давным-давно уже не существует. И дело тут не только в том, что он издавна подразделился на общедоступный спорт (который при определенных условиях бывает массовым) и спорт высших достижений (очень небольшой по числу задействованных в нем спортсменов). Тот и другой тоже подразделились на специфические разделы и типы спортивной деятельности: первый - на базовый (главным образом "школьный") спорт, физкультурно-конди ционный спорт (часто его стали именовать "спорт для всех"), профессионально-прикладной, рекреативный и реабилитационный спорт; второй - на профессионализиро ванный супердостиженческий спорт и профессионально-коммерческий спорт (как сфера "спортивного бизнеса"). Есть и другие градации спорта. Поэтому рассуждать сейчас лишь о "спорте вообще" - значит не видеть реальных закономерностей дифференциации многогранного спортивного движения в обществе. Теперь о том, что касается
разговоров о гуманизации спорта, оживившихся в
последнее время. Гуманизировать спорт, если
подразумевать под этим последовательное
адекватное упрочение и усиление в нем гуманных
начал и модуса человеческих отношений в
спортивной практике, конечно же, надо. Решая эту
проблему, было бы ошибочно считать, что спорт по
природе своей антигуманен (намеки на это
содержатся в ряде публикаций, что связывается
более всего с искаженной оценкой сущности
спортивного состязания). Все серьезные
исследования истории возникновения и прогресса
спорта свидетельствуют, что он возник и
развивался как культурно преобразованная соглас Гуманная суть спорта и в том, что он родился и существует в качестве уникального способа максимального выявления, беспристрас тного соизмерения на объективной основе и перманентного стимулирования наибольшего развития определенных человеческих способностей, достиженческих возможностей индивида. В сфере спорта, особенно в спорте высших достижений, обнаруживаются, создаются и постоянно обновляются все новые средства и методы воспитания деятельностных способностей. Затем они переносятся в массовую практику. Разве не показательно, к примеру, что десятки миллионов "рядовых" спортсменов 80-х годов минувшего века у нас в стране достигли результатов, равных и превосходящих результаты олимпийских чемпионов первой четверти того же века. Разве это не гуманно - так стимулировать прогресс достиженческих способностей индивида, являющихся его достоинствами, ценными для жизни и деятельности как индивида, так и общества в целом?! Понятно, что "гуманизирую щие" эффекты спортивной деятельности практически не являются инвариантными свойствами спорта. Стало азбучной истиной, что характер его воздействия на личностные и естественные свойства индивида в решающей мере зависит от конкретных социальных условий функционирования спорта, от реального состояния всей системы воспитания спортсмена, от того, кто и как именно направляет спортивную деятельность. В последнее время участились выступления, в которых предлагается повысить гуманный потенциал спорта путем преобразования или даже устранения из него ряда специфических признаков собственно соревновательной деятельности (в частности, не унифицировать четко предмет и порядок состязания, не практиковать строгие критерии и способы оценки достижений, не культивировать углубленную спортивную специализацию и ранжирование спортсменов в зависимости от уровня спортивных результатов и т.д.), ввести таким путем "мягкую" модель спорта. Вообще говоря, некоторая модернизация определенных черт соревновательной деятельности и спортивной подготовки в какой-то мере происходит и будет происходить. Специалисты, однако, обязаны иметь в виду, что наряду с оправданным существованием различных модификаций спорта и параспортивных видов деятельности существует и прогрессирует спорт в собственном, строгом смысле. Упразднять его специфические черты нельзя, не ликвидируя сам спорт. Иначе он превратится в некую досужую забаву, неспортивную игру и т.п. и перестанет быть одним из мощнейших факторов продвижения человека к неизведанным вершинам своих деятельностных способностей, удивительным средством безграничного их возвышения. Пилоян Р.А. - проректор по научной работе МГАФК, д.п.н., профессор. Оба поднятых за "круглым столом" вопроса являются чрезвычай но актуальными для развития нашей отрасли и потому заслуживают внимания. Хочу высказаться по вопросу о будущем спорта. Спорт как феномен культуры несмотря на древнее происхождение широкую повсеместную практику и пристальное внимание науки, до сих пор остается недостаточно объясненным явлением. Думаю, что это связано с двумя обстоятельствами. Во-первых, спорт - очень сложное и противоречивое явление, и, во-вторых, "строительство здания теории спорта", по мнению Г.Г.Наталова, далеко от завершения. Важно подчеркнуть, что Р. Ачер не видит разницы между рекордами в спорте и рекордами книги Гиннеса. Он считает, что дух соперничества, ярко проявляемый в спорте, неприемлем для прогрессивного развития человечества. По его мнению, в спорте побеждают не самые добрые и умные, а самые сильные и агрессивные. Его не устраивают большие материальные затраты на проведение соревнований и процесс подготовки спортсменов. Прежде всего следует особо подчеркнуть, что соревновательность, или, как говорили древние греки, "агональность", проявляется не только в спорте. В ее основе лежит потребность индивида в положительной оценке окружающими людьми результатов своей деятельности. Благодаря этой потребности были сделаны многие открытия в науке и искусстве. Ради ее удовлетворения люди совершают подвиги в труде, на поле брани, в спорте. Потребность в оценке общества, которую называют еще самоутверждением, самовыражением, исполнением общественного долга, часто определяет прогресс общества. До недавнего времени доминировала точка зрения, что занятия спортом развивают человека только психофизически. Современные исследования показывают, что спорт, помимо влияния на тело и психику занимающегося оказывает воздействие на его интеллект и нравственность. Причем не опосредованно, а напрямую. Поэтому пора избавиться от примитивного понимания чемпионов как индивидов, наделенных лишь гипертрофированной мышечной массой и целеустремленностью в ущерб нравственности и интеллекту. Важным для понимания сущности спорта является и признание нескольких его разновидностей. Есть спорт для всех, а есть спорт для немногих - спорт высших достижений. Последний, в свою очередь, включает в себя олимпийский, коммерческий и некоммерческий. Все эти разновидности спорта выполняют преимущественно только им присущие социальные функции. Спорт для всех приобщает людей к ценностям физической культуры, воспитывает и позволяет им более ярко раскрыться в труде, искусстве и в любой другой деятельности, повышает качество их жизни. Коммерческий спорт, раньше его называли профессиональным, из-за зрелищности притягивает внимание производителей товаров и услуг. Благодаря рекламе и телевидению он ускоряет производственно-рыночные отношения. Поскольку коммерческий спорт полностью зависит от зрителей, а зрители -- очень разные, то прогноз Р. Ачера об исчезновении американского футбола, хоккея, бокса и других видов спорта неверен. Хотя часть зрителей привлекает эмоциональная сторона противоборства в этих видах спорта, но все же главное в них не потасовки, грубость и недисциплинированность, а та легкость и красота действий, за счет которых достигают победы в поединке с равным соперником. Этого нельзя не учитывать в коммерческом спорте, так как пострадают производственно-рыночные отношения. Впрочем, в обществе существует другая разновидность спорта высших достижений, которая не в ущерб зрелищности выполняет совсем иную, не производственно -рыночную, функцию. Это - олимпийский спорт. Олимпийские игры были в древности и остаются сейчас противовесом и альтернативой войне. Участие в них демонстрирует миролюбие тех государств, которых представляют спортсмены. В свою очередь, победа отражает психофизическую, интеллектуальную и нравственную уникальность атлета, поскольку он ради мира и спокойствия на земле в честном противоборстве демонстрирует пределы человеческих возможностей. Конечно, в спорте существует множество проблем: естественно -искусственный отбор, стремление достигнуть высокий результат любой ценой, эксплуатация спортсменов и др. Однако многие из них порождены отсутствием полноценной теории спорта, несовершенством Олимпийской Xартии и жаждой некоторых функционеров обеспечить свое благополучие за счет эксплуатации труда, таланта и мужества спортсменов. Заканчивая выступление, не могу не коснуться вопроса о материальных затратах на спорт. Действительно он требует многого. Однако ценность от спорта для всех в виде здоровья и качества жизни человечества, коммерческого спорта - в виде ускорения рыночных отношений и олимпийского спорта как альтернативы атомной катастрофе нельзя подсчитать. Ее можно только осознать благодаря глубокому знанию того, что представляет собой современный спорт. Сараф М.Я. - д.ф.н., профессор. Я хотел бы в первую очередь затронуть вопрос о перспективах исследований в области философии и социологии спорта. Чтобы говорить о перспекти вах философских и социологических исследований в области физической культуры и спорта по существу, нужно более или менее ясно представлять, кто, собственно, заинтересован в проведении этих исследований и может быть их заказчиком. В недавние времена такой вопрос даже и не ставился, ибо как бы само собой разумелось, что физическая культура и спорт - дело общенародной и государственной значимости, планируемое, организуе мое и финансируемое соответству ющими ведомствами, а результаты научных работ этими же ведомствами внедряются в практику. Сегодня положение несколько иное. Правда, физическая культура и спорт как бы признаются делом общенациональной и государственной важности, но внятного субъекта интереса как бы и нет. Подчеркну, что речь здесь идет не вообще о спортивной проблематике, а о ее философско-социологической части. Поскольку существенно важным звеном современного спорта является спорт высших достижений, и прежде всего олимпийский спорт, то, конечно же, вопросы состояния и динамики олимпизма, его места и роли в культуре будут сохранять актуальность и представлять интерес в плане методологии и прогностики развития олимпийского движения. Такого рода исследования имеют или смогут иметь заказчиков в лице олимпийских комитетов и академий. Поскольку массовый спорт, физическое воспитание и физическая рекреация стали практически частным делом, то заказчиками и попечителями философско-социо логических исследований становятся и, вероятно, будут все шире становиться различные фонды, прежде всего спортивного оздоровитель но-гуманистического направления. Поэтому потребность в проведении философско-социологичес ких исследований в области физической культуры и спорта будет определяться в первую очередь интересами: 1) социального планирования процессов развития этой сферы, 2) подготовки специалистов и разработки необходимых учебных программ и курсов, 3) социального развития различных регионов и различных социальных групп. Наиболее перспективными направлениями таких исследований , на мой взгляд, будут следующие: - разработка программ социального развития и социальной реабилитации для различных социальных групп населения; - историко-культурологические , исследующие смыслообразующие аспекты физической культуры и спорта в традициях национальной и мировой культуры; - философско-гуманистические , имеющие целью вписать спорт в мировую цивилизацию и прогнозировать новые направления и формы его развития. Одним из наиболее характерных моментов нынешнего состояния физической культуры и спорта в мире является вполне развивающееся противоречие между спортом высших достижений и спортом массовым (хотя эти термины сегодня уже не вполне точны). Первый конституировался в структурах олимпизма и профессиональной соревновательности. Второй отчасти утратил былую структурность, отчасти приобрел новые формы и направленности. Для спорта высших достижений несомненную актуальность представляют и в ближайшем будущем будут представлять философско-социологические исследования аксиологического и этического планов. Это связано с тем, что мировоззренческо-идеологические ориентации, господствовавшие здесь на протяжении почти всего ХХ века, уже заметно утратили свое значение и довольно сильно изменились. Спорт высших достижений стал отраслью индустрии, в том числе зрелищной, сферой профессиональной деятельности. Он нуждается в своем социальном осмыслении именно в этих терминах. Состязательность, составляющая его атрибут, также должна быть осмыслена и ориентирована по-новому и в связи с проблемой допинговых средств, и в связи с ее соотношени ем с традиционными эстетическими, этическими, религиозными ценностями. Что касается второй разновидности спорта, то философско-соци ологическая проблематика здесь тоже имеет как бы два уровня. Первый уровень связан с массовым физическим воспитанием и его соревновательными формами. Акцент при этом, вероятно, будет смещаться с традиционной ориентации на спорт высших достижений на задачи формирования и развития личности. Второй уровень - это появившиеся и достаточно сильные тенденции к расширению форм несоревновательно о спорта, а также спорта, где состязание и занятия по интересам - от интересов физической рекреации до занятий экстремальными формами спорта. Соответственно и здесь нужны новые аксиологическая и этическая концепции. Для меня несомненно, что назрела необходимость в новой спортивно-гуманистической идеологии, способной дать системную картину спорта в современной культуре и, следовательно, необходимые ценностные ориентации для нынешнего, утратившего целостность, общества. Олимпийская идея - хотя и необходимая часть этой идеологии, но только часть, и притом не системообразующая. Моченов В.П. - к.п.н., начальник финансово-экономического отдела, Минспорт. Тема сегодняшнего обсуждения чрезвычайно актуальна. В течение последних лет мы наблюдаем стремительное изменение спорта в современном мире. На наших глазах спорт превращается в мощную составляющую современной индустрии шоу-бизнеса. В сфере спорта вращаются огромные деньги, которые во многом уже определяют современную спортивную политику. Международные спортивные федерации и МОК в своей деятельности все чаще исходят из экономических категорий прибыли, с каждым годом увеличивая количество стартов и расширяя программу олимпийских игр. Меняются идеология, психология и этика современного спорта. Эти динамические изменения требуют серьезного философского осмысления. Трудно не согласиться с профессором М.Я. Сарафом в том, что многие наши представления о спорте и сам понятийный аппарат во многом уже не соответствуют реальности. Коммерциализация и профессионализация современного спорта вызывает протест у романтически настроенных последователей философии олимпизма П. де Кубертена. Появляются проекты вернуть доброе имя спорту, возродить идеалы олимпизма, реализовать "гуманистическую модель спорта". Но главный вопрос - насколько это реально. Не являются ли такие попытки утопией, стремлением остановить колесо истории. Может быть, хронологические аналогии -- не аргумент в дискуссии, но на ум приходит историческая параллель о трансформации культуры Древней Греции с ее Олимпийскими играми в цивилизацию Рима с ее гладиаторскими боями и девизом "хлеба и зрелищ". Если мы действительно считаем, что современный спорт появился и развивается в контексте европейской культуры, то мы должны признать, что все изменения в спорте порождены общими тенденциями в современной социокультурной ситуации. Если бизнес вкладывает громадные средства в спорт - значит спорт востребован современным обществом, значит именно спорт в большой степени отвечает внутренним чаяниям современной культуры. Да, бизнес паразитирует на теле спорта и использует его в своих интересах, перенося свои жестокие законы в мир спорта. Но не следует забывать, что если бы спорт сохранил свою любительскую чистоту, он не стал бы таким значимым фактором развития современной культуры. В этом плане, может быть, прав Х.-А. Самаранч, заявивший о том, что своей деятельностью на посту Президента МОК он дал новый импульс развитию современного олимпийского движения и добился самого мощного влияния спорта в жизни мирового сообщества. В контексте этих рассуждений мы не касаемся моральной оценки негативных явлений в современном спорте (жажда наживы, допинг, хулиганство на трибунах, подкуп и коррупция спортивных функционеров и т.д.). Все эти явления требуют отдельного специального рассмотрения. Важно понять, что в общей социокультурной динамике спорт остался в ядре современной культуры и может оказывать свое влияние на развитие общества. Перед нами очень сложная задача - концептуально прописать новые функции спорта в современном мире, разобраться в многообра зии спортивной деятельности (профессиональный спорт, элитный спорт, любительский спорт, спорт для всех, детско-юношеский спорт, студенческий спорт, спорт для инвалидов и т.д.), определить систему взаимодействия спорта с другими видами деятельности, осознать реальные механизмы динамики изменений в спорте и предложить управленцам программу действий. Конечно, эта задача не решается проведением одного "круглого стола". Наше заседание должно стать началом нового этапа философско-социологического осмысления современного спорта. Поставленные сегодня вопросы должны стимулировать исследовательский поиск. Ведь правильно сформулировать проблему - значит решить половину дела. Ким В.В. - президент Федерации бокса студентов России, мастер спорта, д.п.н., профессор, Тюменский государственный университет. В порядке дискуссии я хотел бы поставить две социально-фило софские проблемы спорта. 1. В настоящее время МОК - мощная структура производства, за спиной которой стоят международные промышленные корпорации, диктующие политику, правила игры и условия деятельности всех спортивных организаций. Работа МОК в указанном направлении превратила его в гигантскую монополию спорта, цель которой - получение прибыли путем производственной эксплуатации спортсменов, особенно из слаборазвитых и развивающихся стран. МОК ведет скрытую двойную игру. С одной стороны, рекламируя высшие идеалы Олимпийских игр, возбуждает национальные интересы стран блеском золотых медалей, а, с другой - нарушая Олимпийскую Xартию, превратил любительский спорт в отрасль производства, где главный источник - прибыли и основная профессия - спортсмен с его высочайшими рекордами и результатами. Сверхприбыли являются главной причиной диктата МОК на международном спортивном рынке с жесткими правилами и регламентациями. Олимпиады и крупные международные соревнования стали профессиональным шоу-бизнесом. Вся система вступительных и членских взносов, заблаговременные платежи (иногда за год до открытия соревнований) на участие в различных спортивных турнирах и прочее также подчинены финансовому благополучию МОК и его подразделений. В связи с этим я хотел бы задать ряд вопросов ученым, философам, социологам и политиками: почему Россия послушно выполняет все директивы МОК и других международных спортивных организаций? Нужна ли российскому спорту предлагаемая ими доктрина участия в международных соревнованиях (ведь несмотря на гигантские финансовые затраты в международных соревнованиях уровень здоровья населения падает)? Россия, не имея своей доктрины в области спорта, следует в фарватере МОК, а в итоге страна в новых неразвитых условиях рынка на нужды спорта тратит гигантские суммы бюджета. Блеск олимпийского золота, реклама национальных героев спорта дороже здоровья подрастающего поколения? Финансовое благополучие - главное направление деятельности отдельных спортивных структур. При этом не надо спрашивать о конечных спортивных результатах, что видно на примере российского хоккея. Газета "Новые известия" от 16.12.97 г. сообщает, что годовой оборот хоккейных команд высшей лиги составляет около 1 миллиарда (в неденоминированных рублях). В статье М. Быкова "Почему мы разлюбили эту игру" (журнал "Спорт-калейдоскоп" от 15 ноября 1998 г.) говорится, что содержание команды высшей лиги по хоккею обходится в пять миллионов долларов в год. Умножив эти цифры на число команд и спортсменов России, можно предположить размер трат из госбюджета на содержание этого вида спорта. При этом не выполняется социальный заказ общества - сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения. Пришло время поставить вопрос об эффективности спорта вообще, где здоровье стало бы действенной экономической категорией. 2. В спорте идет эксплуатация детского труда. По возрастному цензу начало занятий спортом не регламентируется в нормативных государственных актах. Тренеры по своему усмотрению начинают раннюю специализацию детей с 4-5 до 7-9 лет (в гимнастике, плавании, фигурном катании, акробатике и др.), не обосновывая своих действий. На производстве подобное исключено: в целях охраны здоровья несовершеннолетних определен минимальный возраст, с которого может начинаться трудовая деятельность - 16 лет. В исключительных случаях по согласованию с профкомом могут быть приняты на работу лица, достигшие 15 лет (ст.173 КЗоТ). Обучение на производстве учащихся, не достигших 15 лет, запрещено. В спорте процветает детский труд, что подтверждают отдельные публикации (Спорт на скамье подсудимых //"Комсомольская правда", 17 января 1989 года), где ставится вопрос о юридических и законодательных основаниях 5-6-часовых тренировок юных пловцов. Последние Всемирные юношеские игры, проведенные в Москве в 1998 г., показали, что результаты юношей и девушек очень близки к рекордам взрослых спортсменов. Это значит, что в детско-юношеском спорте идет опасный процесс - наблюдается массовая производствен ная эксплуатация детского труда, истощение резервов организма подрастающего поколения. Это подтверждает и статистика детского спортивного травматизма. Большинство международных федераций по видам спорта уже сейчас планируют и проводят континентальные первенства, а также чемпионаты мира среди юношей, что приведет к полной профессио нализации юношеских соревнований с теми же негативными явлениями, которые присущи взрослым турнирам (болезни, травмы, использование допинга и т.д.). Детские соревнования для извлечения прибыли также превращаются в шоу-бизнес с целью извлечения прибыли. Социально детский спорт не защищен. Нормативных актов о начале занятий спортом, величине нагрузки, количества соревнований и прочем, травматизме, заболеваемости и медицинском страховании не существует, так как здоровье детей и подростков подменяется тезисом о количестве медалей, очков, секунд и т.д. Абзалов Р.А. - декан факультета физической культуры Казанского государственного педагогического университета, д.б.н., профессор. Философия, будучи наукой наук, определяет смысл жизни человека. Следовательно, относительно спорта философия спорта определяет смысл жизни в спорте, ищет ответ на вопрос: что значит спорт для личности, для коллектива, для общества? В этой связи мне хотелось бы поделиться некоторыми соображениями по данной проблеме. Научный коллектив факультета физической культуры Казанского педагогического университета более трех десятков лет разрабаты вает проблему "Биологический смысл мышечной деятельности" в том числе в сфере спорта. Систематические мышечные тренировки в развивающемся организме способствуют развитию в молодом организме адаптационных механизмов. Это происходит на фоне возрастных изменений функций систем и органов. В этом плане биологичес кий смысл мышечных тренировок, в частности для сердечно-сосудис той системы, заключается в расширении диапазона функционирования, а также организации покоя. Расширение диапазона функциони рования создает определенный резерв для сердечно-сосудистой системы при предъявлении все возрастающих мышечных нагрузок. С учетом изложенного важной, а вместе с тем дискуссионной проблемой является проблема привлечения детей к соревновательной деятельности. Безусловно, дети должны соревноваться. Соревнования способствуют расширению функциональной лабильности отдельных систем и в целом всего организма, ибо на соревнованиях занимающийся должен показать максимально возможный для себя результат. Но возникает вопрос: с какого возраста и в чем дети должны соревноваться? До завершения клеточной популяции в растущем организме (по данным физиологии физических упражнений Казанского государственного педагогического университета это приблизительно 8-9 лет) максимальные физические нагрузки для детей нежелательны. Интенсивные мышечные тренировки, а также соревновательная деятельность могут в данном случае вызвать чрезмерное развитие отдельных систем организма за счет других. Сердечно-сосудистая система при мышечной деятельности получает более выраженное развитие, а желудочно-кишечный тракт - менее выраженное. Детей с раннего возраста можно привлекать к соревнованиям по технике выполнения физических упражнений, на красоту движений, а начиная с 8-9 лет уже можно проводить соревнования на результат по выявлению двигательных качеств. Постепенно доля соревнований на технику выполнении физических упражнений в режиме спортивной деятельности уменьшается, а количество соревнований по выявлению уровня двигательных качеств увеличивается. Главный смысл спортивной деятельности для развивающегося организма - служение здоровью детей. Необходимо принимать все меры, чтобы не допустить перенапряжения отдельных систем развивающегося организма, что чревато негативными последствиями. Таланты для будущей соревновательной деятельности следует искать индивидуально и готовить их для больших спортивных достижений. Особое значение при этом приобретает система отбора будущих юных талантов, и главное - потом их заботливо выращивать под строгим научным контролем. В.К. Бальсевич - д.б.н., профессор, научный консультант журнала "Теория и практика физической культуры". Обсуждение философских проблем физической культуры и спорта в связи с альтернативными пониманиями путей их развития, конечно же, не может проходить без дискуссии между сторонниками разных концепций такого развития. При этом, по-видимому, не следует закрывать глаза на то, что совершенно неприемлемые для нашей ментальности проекты все-таки существуют де факто. Их разрушительная антикультурная направленность не станет меньше только оттого, что мы будем ее отрицать, отвергать или просто не замечать, и, как настаивает Лев Павлович, не пускать на страницы нашего журнала приверженцев других точек зрения, и прежде всего "не наших", "не диалектико-материалистических философских концепций. Парадоксы спорта как изначально достаточно противоречивого феномена должны стать предметом глубоких специальных исследований. Ведь ..."гений - парадоксов друг...". А этих парадоксов, являющихся средоточием многочисленных нравственных, этических, правовых и, наконец, даже технологических противоречий, и в нашем российском, и в мировом спорте предостаточно. Мы с Ринатом Абзаловичем обсуждали накануне нашего "круглого стола" проблему здоровьесбе регающих технологий многолетней спортивной подготовки детей, подростков и юношества. Он высказал интересную мысль о том, что необходимо создать жесткие правовые рамки ответственности родителей и тренеров за здоровье ребенка, занимающегося в спортивной школе. Ведь не секрет, что в погоне за результатами тренеры зачастую не жалеют ребенка. Прискорбно, что и родители молчаливо соглашаются с необходимостью определенных жертв во имя серьезной спортивной карьеры их сына или дочери. Была высказана идея о необходимости заключения юридически полноценного договора между тренером и родителями, гарантирующего сохранение здоровья ребенка, который занимается в спортивной школе, и вместе с тем учитывающего финансовые интересы обоих договаривающихся сторон в будущем, например в случае перехода подготовленного атлета в профессио нальный спорт. Полагаю, что целый ряд противоречий спортивной деятельности могут разрешить научные проекты, основанные на результатах их анализа. В частности, противоречие между элитарным и массовым спортом, заключающееся в несоразмерном приоритете первого в оснащении новыми технологиями тренировки, могло бы быть частично преодолено путем конверсии отдельных элементов этих технологий в массовое физическое воспитание и массовый спорт. Развиваемая нами концепция спортизации физического воспитания в общеобразовательной школе, возможно, является одним из первых шагов в этом направлении. Ведь сама по себе технология тренировки, или, если сказать по-старому, ее теория, методика, организация и инфраструктурное обеспечение, является высочайшим культурным достижением человечества, созданным на путях развития физической и спортивной культуры. Наша задача состоит в том, чтобы эта культурная ценность стала достоянием возможно большего числа людей, действенным фактором освоения методов физического совершенствования и организации здоровьеформирующей деятельности, актуализированных в здоровом спортивном стиле жизни. Cучилин А.А. - д.п.н., профессор, ректор Волгоградской государственной академии физической культуры. Если говорить о позитивном прогнозе развития спорта в XXI веке, то обязательными условиями становятся актуализация и разрешение проблем социальной защиты спортивной молодежи. Одним из перспективных путей реализации этого направления была избрана Волгоградская ГАФК., где была создана система социальной защиты спортивной молодежи в Поволжском регионе. В нее включены следующие учреждения и организации: - Волгоградская государственная академия физической культуры. - Волгоградское училище олимпийского резерва, - Волгоградская областная школа высшего спортивного мастерства, - Плавательный центр "Волга", - спортивные клубы, - сеть детско-юношеских спортивных школ, - организации инвалидного спорта, - Поволжская олимпийская академия, Общая целевая установка системы - социальная защита личности. При разработке программ социальной защиты для каждой из вышеперечисленных организаций учитывались специфические особенности их деятельности. Так, при сотрудничестве с Волгоградским училищем олимпийского резерва, областной школой высшего спортивного мастерства, плавательным центром "Волга" акцент сделан на спорте высших достижений, где спортсменам приходится адаптироваться к особенностям профессиональной деятельности: с одной стороны, показать высокие результаты, а с другой - иметь профессиональные знания о спорте высших достижений. В этой связи подавляющее большинство членов сборных команд области, России переведены на индивидуальные графики обучения, с ними проводятся дополнительные занятия, консультации. Студенты из сборных команд имеют улучшенные условия для проживания, для них организуется дополнительное питание и др. Детско-юношеские спортивные школы Поволжья поддерживают тесные связи с академией через председателей спорткомитетов субъектов федераций. Большинство ДЮСШ возглавляют выпускники ВГАФК, которые организуют профориентационную работу с учащейся молодежью, что позволяет проводить целенаправленную довузовскую подготовку, помогает желающим избрать профессию. Ведь известно, что юноши и девушки, получившие предпрофессиональную подготовку в ДЮСШ, СДЮСШОР, УОР и других специализиро ванных учреждениях в своем большинстве избирают в жизни спортивный путь. Сотрудничество с Волгоградским училищем Олимпийского резерва и областной школой высшего спортивного мастерства позволило организовать обучение юношей и девушек, избравших профессио нальный путь в спорте, получить дипломы специалистов выдающимся спортсменам - олимпийским чемпионам О. Бондаренко, А.Попову, Д. Панкратову, А. Петрову и другим, стать студентами академии Е.Садовому, М. Опалеву и др. Волгоградская государствен ная академия (в прошлом институт) физической культуры подготовила более 15 тыс. специалистов, абсолютное большинство которых работает в социальной сфере: общеобразовательных школах, учебных заведениях, детско-юношеские спортивных школах, специализированных учреждениях и др. Только в Волгоградской области работает 2138 специалистов, среди которых 23 заслуженных тренера, 14 заслуженных работников физической культуры, 6 заслуженных учителей Российской Федерации. Переход спорта на профессиональные рельсы поставил перед Волгоградской государственной академией физической культуры новые задачи: - оказать помощь в предпрофессиональной подготовке спортивному резерву; - дать специальное образование профессиональным спортсменам; - повысить квалификацию тренеров, работающих с профессио нальными спортсменами. Решение этих задач во многом способствует повышению уровня подготовленности спортивного резерва, его уверенности в будущем. Убедительным примером вышеизложенного служит опыт участия спортсменов Поволжья в олимпийских играх. Еще в Барселоне многие аналитики обратили внимание на необыкновенный успех волгоградцев: 13 спортсменов города удостоены 14 медалей. В Атланте -- вновь 14 медалей: 5 золотых, 5 серебряных и 4 бронзовые. Значимость такого результата можно в должной мере оценить, если принять во внимание, что команда Волгограда разделила 13-е место со сборной Испании и опередила такие традиционно спортивные державы, как Англия, Голландия, Канада, Франция, Япония. Закономер ность результатов волгоградских спортсменов на Олимпийских играх была подтверждена в последующих крупных соревнованиях, в том числе на Всемирных юношеских играх, где все волгоградцы, включенные в состав сборной России, стали чемпионами и призерами. Куликов Л.М. - д.п.н., профессор, ректор Уральской государственной академии физической культуры. Среди наиболее острых противоречий в деятельности нашей отрасли, и прежде всего в той ее части, которая касается спорта высших достижений, особенно выделяется противоречие между социальной значимостью спортивной победы, ради которой "...мы за ценой не постоим...", и неприемлемостью платы за спортивную победу ценой обмана (допинг) и собственного здоровья. Подлинная трагедия нашей ментальности и нравственности состоит в том, что на эти жертвы спортсмен идет совершенно добровольно и вполне сознательно, а спортивные руководители, возмущаясь по этому поводу, фактически закрывают глаза на уловки тренеров. Я вижу здесь только один выход: нужно создавать здоровьесберегающие, наукоемкие технологии спортивной подготовки, и такие, которые будут конкурентос пособны по отношению к допинговым. Этим мы сейчас и занимаемся в УралГАФКе. Пильщикова Т.Н. - декан факультета физической культуры Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого, к.п.н., профессор. Вечны вопросы, которые волнуют общественность, управленцев и руководителей образовательных учреждений: "Быть или не быть спорту высших достижений?"; "В каком направлении должны развиваться физическая культура и оздоровительный спорт?". В многочисленных публикациях обсуждается широкий круг вопросов, связанных с данной проблемой. А результат проявляется в негативном отношении большинства руководителей и общественности к проблемам развития спорта и физкультурно-массовым формам активности населения . Этот прессинг усиливается пропорционально размеру дефицита средств, необходимых для их успешного функционирования . Многие из них даже не осознают того потенциала, который заложен как в отдельных личностях выдающихся спортсменов, так и в физкультурно-спортивной деятельности каждого субъекта. При этом очень важно отношение общественности к миссиям спорта и его миссионерам - выдающимся личностям: чемпионам олимпийских игр, мира, Европы. Признание мировым сообществом уникальных способностей талантливых людей, доказавших всему миру, что титаническим трудом, целеустремленностью и силой воли, не имеющими предела, помогает другим спортсменам творить чудеса. Победители состязаний приводят в восторг человечество, духовно и нравственно обогащают подрастающее поколение, притягивают их как магнитом своими результатами и способствуют вовлечению детей в физкультурно-спортивную деятельность. Только при таком воздействии выдающихся спортсменов на подрастающее поколение возможен положительный эффект в области общественного признания не только отдельных личностей, но и физкультурно-спортивного движения в целом. Носкова С.А. - к.п.н., доцент. Институт молодежи. Если говорить о прогнозах развития спорта как социокультурного феномена, то следует вспомнить о ведущей тенденции ХХ столетия - развитии новых нетрадиционных видов спорта. Интерес людей к новым видам спорта формируется в связи с желанием осваивать новые виды деятельности, попробовать свои силы в необычном деле. Кроме того, как мне кажется, для занимающихся традиционными видами спорта существует достаточно много ограничений - по возрасту, по уровню физической подготовленности . Многие из них требуют больших материальных вложений. Поэтому возникает все больше видов спортивной активности, которые общедоступны, эмоциональны, гармонично развивают человека. Традиционные подходы к занятиям физической культурой и спортом при всех их достоинствах нуждаются в переосмыслении их целей и задач. Федеральный закон "О физической культуре в Российской Федерации (апрель 1999 г.) создал правовую базу для развития новых, нетрадиционных направлений физкультурно-спортивной деятельности. Была предложена программа, построенная на синтезе аэробики, спортивных танцев, акробатики, современных шоу-программ, что на языке родоначальни ков этого вида спорта обозначается словом "cheerleading" (черлидерс). Программа по своей сути имеет две цели: 1) поддержать команду спортсменов, демонстрируя программу, позволяющую развивать у молодого человека ориентацию на спорт, физическую культуру, направленную на формирование потребностей и действенных мотивов занятий данным видом спорта; 2) активизировать болельщиков на поддержку команды спортсменов. Опыт практической деятельности показал возросший интерес к нетрадиционному виду спорта - "cheerleading", который был подтвержден результатами проведенных исследований (декабрь 1999 г.). В них приняли участие 723 студента (16-23 лет) из Ханты-Мансийского Автономного округа (213 чел.), Москвы и Московской области (510 чел.). В анкетировании приняли участие профессиональные спортсмены, любители, начинающие заниматься спортом, активные болельщики, не занимающиеся спортом. Возникший интерес и успешность массового развития нетрадиционного для отечественного физкультурного спортивного движения вида спорта обеспечиваются несколькими основными факторами: 1. Фактором государственной поддержки: реализацией городской благотворительной программы "Физкультурно-досуговая работа по месту жительства среди детей и подростков г. Москвы", позволившей активно включать подрастающее поколение в физкультурную деятельность различной направленности : оздоровительную и досуговую. 2. Фактором доступности, обеспечивающим массовость занятий данным видом спорта. 3. Фактором привлекательнос ти: через понимание красоты и других физических и эстетических ценностей программы находит свое выражение и идея, составляющая в свое время одну из главных задач олимпизма - единство спорта, культуры и искусства. 4. Фактором заинтересованности спортивных команд в поддержке их во время соревнований (исследование профессионалов: 100% - за). 5. Фактором социального "окультуривания" болельщиков на спортивных площадках. Деятельность Федерации Черлидерс - группы поддержки спортивных команд находится на начальном этапе своего становления. (Она была зарегистрирована управлени ем юстиции г. Москвы 23 августа 1999 г.) Процесс становления, несомненно, имеет свою специфику, но это не исключает, а диктует необходимость придерживаться общих закономерностей развития новых нетрадиционных видов спорта. Лубышева Л.И. - д.п.н., профессор, главный редактор журнала "Теория и практика физической культуры". На рубеже веков и тысячелетий совершенно естественно возрастает интерес к прогнозам, к тем тенденциям и закономерностям, которые предопределяют перспективы развития любой сферы человеческой деятельности. Понятно и желание нашей редакции актуализировать проблему развития спорта, поскольку ХХ век показал, насколько важен этот социокуль турный феномен для совершенс твования общества и человека. Конечно, две полярные точки зрения на развитие спорта Р. Ачера - это лишь "затравка" для дискуссии. На самом деле, как показывает наш разговор, есть и третий путь развития спорта - гуманистический, востребованный людьми и обществом. Действительно, спорт и возник как феномен глубоко гуманистичный, в своей основе содержащий одну из главных функций - миротворческую. Не случайно организаторы "круглого стола" связали две заявленные темы в одну дискуссию. Философское осмысление спорта, прогноз его дальнейшего развития является приоритетной философско-со циологической проблематикой, по крайней мере на ближайшее десятилетие. Социология спорта должна занять достойное место и в системе научного знания, и в системе высшего физкультурного образования, поскольку дает возможность и специалистам, и обществу определиться в социальной ценности спорта, его востребованности и значимости в современном обществе. Если говорить о приоритетах в проведении социологических исследований на ближайшее десятилетие, то, как мне видится, одной из основных проблем социологии ФКС останется проблема формирования ценностного отношения общества и личности к физической культуре и спортивному стилю жизни. Не менее важно будет изучать проблемы формирования личности спортсмена, прогнозировать его поведение в обществе. В условиях коммерциализации и профессионализации спорта особенно важно исследовать проблемы, касающиеся формирования нравственного поведения спортсменов. Новые экономические условия ставят проблемы взаимоотношений двух социальных субъектов: тренера и спортсмена, работающих на спортивный результат, который сегодня выражается не только в метрах, голах, секундах, но в гонорарах, призовых фондах, других материальных поощрениях. Не должны оставаться без внимания проблемы социальной адаптации спортсменов к жизни в обществе после завершения карьеры. Даже спортивная элита не всегда имеет благоприятные условия для интеграции, поскольку часто бывает, что спортсмен хорошо умеет выполнять только то, чему учился всю жизнь: быстро бегать, далеко прыгать, завоевывать медали во славу Отечества. Как избежать кризиса, уберечь спортсмена от психологических срывов, помочь обеспечить ему достойную жизнь после завершения карьеры - это также важнейшие проблемы современной социологии физической культуры и спорта. Логика развития спорта требует изучения таких социологических проблем, как "спорт и молодежь", "спорт и прогресс", "спорт и гуманизм", "спорт и личность". В разрешении этих проблем социология ФКС должна сыграть важную роль, еще раз доказать нужность и значимость этой науки для развития общества и совершенствования человека. Благодарю всех за участие в дискуссии. Напоминаю, что 2000 год для журнала - юбилейный. Редакция отмечает 75-летний юбилей журнала "круглыми столами". Следующая тема дискуссии - "Физическое воспитание и детско-юно шеский спорт в ХХI веке". Столяров В.И. (заключительное слово). Цель данного "круглого стола" состояла в том, чтобы привлечь внимание широкого круга специалистов, работающих в сфере физической культуры и спорта, к философско-социологическим проблемам этой области, приобретаю щим все более важное значение в современном изменяющемся мире. В целом, я полагаю, этой цели нам удалось достигнуть. Во-первых, благодаря содержательному обсуждению целого ряда актуальных философско-социологических проблем физической культуры и спорта. Во-вторых, за счет активного участия в дискуссиях не только философов и социологов, но и специалистов других научных дисциплин - психологии, педагогики, теории физического воспитания и спорта и т.д. Обсуждение выявило общий интерес всех этих специалистов к данным проблемам и необходимость комплексного подхода к их решению. С учетом этого, возможно, один из предполагаемых "круглых столов" следовало бы специально посвятить необычайно важной в науках о физической культуре и спорте проблеме комплексного метода исследования этих явлений. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |