Abstract AXIOLOGICAL SPACE AS OBJECTIVE FIELD OF TOURISM'S PEDAGOGY I.V. Zorin, Ph. D, professor Russian international academy of tourism, Moscow Key words: axiology, social and material values, socially accepted functions, space of tourism, levels of perception, attraction. The author analyzes an axiological space of tourism, from its functional points in this study. A model of tourism's exogenous functions is represented. There are four main functions and thirteen axiological functions of tourism according the author's model. The functions had been substantiated scientifically and explored in details throughout the research. Besides that, the author noted and analyzed such notions as the tourism's pedagogy, the axiological analysis in a tourism, the space of a tourism.
|
АКСИОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО КАК ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ ПЕДАГОГИКИ ТУРИЗМА Кандидат географических наук, первый проректор, профессор РМАТ И.В. Зорин Ключевые слова: аксиология, общественные и материальные ценности, социально принимающиеся функции, пространство туризма, уровни восприятия, привлекательность. Роль туризма в современном мире многогранна. В последние годы в силу известных причин ее все чаще стали сводить к функции мультипликатора, который способен возродить... А дальше можно дописывать: культуру, спорт, инфраструктуру, региональный хозяйственный комплекс, занятость и т. п. Очевидно, что представление о ценности туризма в этом контексте формируется только через призму интересов других сфер жизни. Достаточно присмотреться к бюрократической миграции туризма последних лет - от культуры к спорту - и мы увидим за ней ведомственные мечты о "сильном и богатом" паровозе, который наконец-то вывезет... О том, что такие мысли посещают не только деятелей от спорта и культуры, напоминает нам светлый образ героя Фазиля Искандера из романа "Созвездие Козлотура", который после неудавшегося эксперимента по скрещиванию козы и тура причитал: козлотур, козлотур, тур, тур..., а не заняться ли туризмом? Или зададимся вопросом: а с чего бы это при любом коммерческом банке обязательно присутствует туристс-кая фирма? Очевидно, туризм способен исполнить роль не только паровоза, но хоть и "маленькой, но полезной черной дырочки" на путях крупных финансовых потоков. Однако экономические функции далеко не исчерпывают возможности туризма в его воздействии на процессы, происходящие в обществе. Комплексы внешних (экзогенных) задач, стоящих перед туризмом, и являются его функциями. Данные функции составляют суть социального заказа. Аксиологическая функция туризма в этом ряду выступает как метафункция, поскольку именно она позволяет уяснить место туризма в ряду ценностей. Поражает многообразие аксиологических интерпретаций туризма. Большинство из них обретает широкий социокультурный смысл: туризм - посол мира (Всемирная туристская организация); туризм - атрибут мира (В. А. Квартальнов); туризм - в целях мира и регионального развития (ЮНЕСКО) и др. В то же время существует несколько вполне определенных аксиологических толкований целей туризма. Приведу несколько полярных оценок. С одной стороны, оценки, раскрывающие апостольскую роль туризма ("апостольство туризма" - формула, введенная иереем Михаилом /Маховым/), обозначающие туризм как средство, делающее доступным и востребованным наследие Руси (митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим (К.В. Нечаев), В. А. Квартальнов). С другой стороны, оценки, представляющие туризм как мифотворчество (Ю.А. Веденин), массовую культуру (Д.С. Лихачев). Функции туризма
Различия в подобных оценках определяются прежде всего расхождением в аксиологических основаниях: а) отождествление ценностей с объективно существующими феноменами культурного пространства (наследие) против признания их в качестве характеристики, связанной с оценочной деятельностью субъекта; б) взгляд на ценности как на абстрактные артефакты (мифы, нормы) против представления ценностей как предметов, значимых для развития субъекта; в) индивидуализация ценностей с точки зрения воспринимающего их субъекта вместо признания их объективности как надиндивидуальной реальности. Десять лет назад Д. С. Лихачев в "Заметках и наблюдениях" определенно высказался о месте туризма в ряду истинных ценностей: "Люди, активные по своему отношению к миру, становятся все больше пассивными созерцателями, "болельщиками"..., туристами. Не идейные приверженцы того или иного религиозного мировоззрения (даже!), а "болельщики" за концепцию. В религиях все больше увеличивается число лиц, которые не выполняют религиозных требований, треб, обрядов, а являются только пассивными сторонниками той или иной религиозной концепции. И это явление переходит в другие сферы. Признают мировоззрение и вполне искренне ему не следуют. Переход паломничества к туризму - один из признаков перехода человечества к "комфортабельной" пассивности". Не правда ли, очень сильный и верный социальный диагноз. Но так ли виноват туризм в грехах человеческих? Да и времена другие. За окном не средневековье и даже не XVIII век, когда в большинстве своем глубоко верующие люди вдруг начинали под воздействием романтических настроений Байрона и Вордсворда перемещаться в пространстве не только с религиозными целями, но и благодаря возникающим интересам к величественным ландшафтам, укладу жизни других народов, желанию увидеть новые страны. Много раньше "туристами" были Геродот и Марко Поло, которые путешествовали по миру просто ради собственного любопытства и явно с туристскими целями (т.е. не преследующими получения дополнительного вознаграждения за факт самого путешествия). Приход паломничества к туризму - признак ухода от средневековья к просвещенным временам. Но сегодня другие задачи. Надо искать путь, по которому необходимо уводить людей от преступности, наркотиков, пьянства, алкоголизма, порнографии и прочего криминального чтива к истинным ценностям. А как? Из вытрезвителя - в консерваторию? Чем же может быть полезен туризм? Представляется, этот вопрос не стоит переводить в плоскость оценки собственно туризма. Мне кажется вполне оправданным обратиться к чтению как своеобразному аналогу туризма. Чтение - это маршрут к автору. Но есть и другие маршруты - туристские. Конечно, даже блестяще проведенная экскурсия по Пушкинским местам не способна заменить чтения его произведений. Но как узнать, понять и полюбить страну, ландшафт, лес, озеро, город, не путешествуя, т.е. фактически не зная их? Итак, отвечая на поставленный выше аксиологический вопрос, можно сказать: туризм для личности полезен, как чтение, он вводит человека в мир истинных ценностей, делает их более доступными. Но и чтение бывает разным. Одно дело - чтение Библии, другое - комиксов. Возникает значительная проблема - социализация чтения. Подобные проблемы типичны и для туризма. Только туризм (почему?) начинают ставить в оппозицию задачам охраны природы: это туризм объявляется причиной пожаров, загрязнения ландшафтов, эвтрофирования водоемов и вытаптывания подлеска. На страницах серьезных научных журналов обсуждается проблема сохранения культурных ценностей от туристов. Например, сколько экскурсантов может пропустить Эрмитаж или Павловск? Но главная проблема не в этом. Проблема в том, что мало стало экскурсантов в Эрмитаже и Павловске. Значит, туризм не выполняет своей важнейшей функции - обеспечения доступности природного и культурного наследия для всех слоев населения страны. Почему туристскап миссия противопоставля ется паломнической? Ведь это почти то же самое, что противопоставить чтение Библии всем другим видам чтения. На основании того, что нерадивый читатель вернул в библиотеку книгу в плохом состоянии, мало кому придет в голову закрыть библиотеку или перестать печатать книги. Возникает второстепенная задача - научить читателей пользоваться книгой. Но главная педагогическая задача - развитие чтения как важного канала доступа личности к литературному классическому наследию - никем не оспаривается. Похожая задача стоит перед социальным туризмом: сделать культурное и природное пространства доступными для пользы развития самой же личности. Как ни странно, все несправед ливые трактовки туризма построены на завышении его социального статуса. Ни в коем случае нельзя считать туризм целью. Так же, как мы не считаем целью чтение. Турист не альтернатива академику. По тем же причинам, по которым мы не считаем читающего человека альтернативным непьющему. Конечно, в местах, где сосредоточе ны исключительные природные и культурные ценности, особенно остро (как кашель, хуже - храп в симфоническом концерте) ощущается любая помеха. Конечно, хорошо в полном одиночестве любоваться ландшафтами Валаама. Особенно хорошо быть при этом хотя бы доцентом. Но ведь не проявляют такта и уважения к ценностям, в высшей степени достойным этих проявлений, как в путешествии, так и в концерте, не туристы, а невоспитанные люди. Таких будет все больше, если путешествия, концерты, чтение будут дозироваться и распределяться, как у нас любят выражаться, "в воспитательных целях". Но вспомним, что воспитание - цель педагогики, но лишь средство развития личности. Туризм - это не состояние души, не порок или достоинство личности. Туризм - это очень сильное, повсеместное и дешевое рекреационное средство доставки личности по альтернативным пространственно-временным маршрутам (хронотопам, по М.С. Бахтину и Д.С. Лихачеву) к природному и культурному наследию. В отличие от философского толкования аксиологии как учения о метафизической сущности ценностей в туризме аксиологические принципы реализуются в конкретных моделях туристского пространства, которые способны отражать не только векторы и стадии изменения ценностей, но главным образом векторы и стадии изменения в развитии личности. Аксиологический анализ в туризме - важный метод изучения процессов инкультурации, т.е. усвоения субъектом системы культурных ценностей. Надо сказать, что аксиологический анализ последовательно используется в Российской международной академии туризма при разработке и внедрении новых туристских программ ("Золотое наследие Руси", "Дорогой освобождения", "Пушкинский меридиан", "Святыни Руси" и др.). С содержанием данных проектов можно ознакомиться в многочисленных сборниках "Актуальные проблемы туризма", изданных РМАТ. Здесь же приведем авторскую аксиологическую модель развития личности в параметрах туристского пространства, позволяющую раскрыть процесс формирования структуры личности, интериоризации присущих туристскому пространству нормативно-ценностных регуляторов как механизм "генезиса ценностей в пространстве внутренней культуры личности" (Дробницкий О. Г. Мир оживших предметов. М., 1967). Отметим, что важнейшим исходным мотивом данной аксиологической модели послужила гипотеза М. Бахтина, согласно которой при изучении культурной динамики конкретного индивида центральной становится "проблема соотношения между ценностями, которые декларированы и выступают реальной побудительной силой, поскольку всякая общезначимая ценность становится действительно значимой только в индивидуальном контексте" (Бахтин М. Работы разных лет. Киев, 1994). В самом современном ракурсе аксиологическая функция туризма рассматривается нами как параметр аксиологического педагогического пространства. Представляется, что плодотворной для педагогики туризма окажется следующая гипотеза: воспитательная функция педагогики может быть усилена, если использовать средства туризма для освоения данного пространства в целях социального формирования личности. Известно, что в теории педагогики образование рассматривается как средство воспитания, развития и формирования личности. Воспитание трактуется как предмет педагогики. При этом воспитание изучается педагогикой в двух аспектах: а) как аксиологическая функция человеческого общества - передавать новым поколениям ранее накопленные ценности: знания, мораль, трудовой опыт, опыт владения и увеличения материальных богатств как в организованных формах (система образования), так и путем естественного усвоения в результате межпоколенных взаимодействий и влияния среды; б) как управление развитием личности. Как видим, в педагогической науке принято рассматривать образование как средство воспитания личности. Это заставляет нас четче обозначить специфические особенности предмета педагогики туризма, особенно в отношении к метафункциям педагогики - воспитанию и образованию. В самом общем виде можно дать следующее определение педагогики туризма: наука о законах образования и воспитания личности средствами туризма. Это определение построено на включении общепринятого предмета исследования педагогики - образования и воспитания - как атрибутов педагогики туризма и на указании на собственные средства педагогики туризма. То есть педагогика туризма наследует предмет от педагогики, а средства - от туризма. Педагогика туризма в известной мере устраняет неравноправие образования в отношениях с воспитанием, заявленное педагогической наукой, и трактует образование и воспитание как независимые дефиниции. Действительно, по отношению к туристу педагогика туризма оборачивается своим воспитательным полюсом, а по отношению к специалисту туризма - образовательным. Это находит свое отражение в двойственности предмета исследования педагогики туризма. С одной стороны, предметом исследования педагогики туризма является воспитание как эффективное средство передачи человеку ранее накопленных ценностей: знаний, морали, трудового и жизненного опыта, а также целенаправленное изменение свойств личности в ходе занятий туризмом, расширения представлений о культурном и природном наследии. С другой стороны, предметом исследования педагогики туризма выступает педагогическая система туристского образования как средство для передачи новым поколениям профессиональных знаний, навыков, умений в туристской деятельности - особой области профессиональной деятельности многих людей1. Приоритетной функцией педагогики туризма является вскрытие закономерностей в области воспитания средствами туризма, туристского образования, а также управления отраслевыми образовательными и воспитательными системами. Социальное формирование личности понимается нами как целенаправленное формирование социального опыта личности с помощью различных векторов аксиологического пространства: природного и культурного наследия, осваиваемого с помощью школы, семьи, среды деятельности, дружеского окружения, социальных институтов, средств массовой информации, туризма. В этом контексте аксиологическое пространство рассматривается как среда и арена формирования личности. При этом, чем уже зона организованного аксиологического пространства, тем шире зона стихийного. Организованное аксиопространство - часть социальной среды, специально организованная для положительной динамики личности. Агентами организованного аксиопространства выступают многие социальные учреждения, используе мые в свободное время: клубы, спортивные школы, стадионы, художественная самодеятельность, станции и дома творчества, учреждения дополнительного образования, учреждения культуры, а также туристские учреждения и экскурсионные маршруты. Современные условия использования организованного аксиологического пространства в педагогике туризма отличают: а) полная свобода выбора того или иного варианта занятий; б) профессиональная основа занятий (наличие педагогов, инструкторов, образовательных стандартов, методик); в) возможности получения дополнительного образования и воспитания, подготовка к новой профессии; г) творческий характер деятельности. Аксиологическая среда выступает перед личностью в крайне антагонистических формах (организованной и стихийной), а с учетом того, что эти формы могут ею избираться свободно, необходима продуманная и эффективная политика в данной сфере. К сожалению, учреждения организованного аксиопространства в силу ряда причин стали малодоступны для большинства граждан Российской Федерации. Они слабо поддерживаются бюджетом, поэтому следует изыскивать внебюджетные решения, используя для этих целей социальный и некоммерческий механизмы их развития. Именно здесь роль туризма может быть особо значительна. Средства туризма - один из ведущих агентов аксиологического организованного пространства, основная функция которого - способствовать развитию личности путем использования специфических методов для расширения доступности социокультурной сферы и объектов природного и культурного наследия. Аксиологическая модель педагогики туризма должна отражать как минимум три компонента: личность как цель; педагогический и туристский векторы аксиологического пространства как условие и средство достижения максимально возможного развития личности. Представим аксиологическое туристское пространство как трехмерную векторную модель развития личности, т.е. как поля, обладающие некоторой глубиной. Существуют десятки социальных и социально-психологических иерархических моделей личности, фиксирующих ее состояния в пределах от "самый плохой" до "идеальный". Здесь не будем обосновывать иерархию личности. Но подчеркнем два обстоятельства. Во-первых, это одна из задач социальной психологии. Во-вторых, есть из чего выбирать. Что касается иерархизации аксиологического пространства, т.е. определения глубины и состояний его воспитательного и дидактического компонентов, то эта задача решается в рамках педагогики, у которой в этом направлении есть не только богатый опыт, но и многие конструкции. Остановимся лишь на одном, пока еще слабо освещенном вниманием науки аспекте педагогики туризма: что же представляет собой "туристское пространство"? Термин, который с легкостью и без объяснений кочует по материалам туристских журналов и газет, а их авторы ратуют за его "единство". Нами аксиологическое туристское пространство понимается как элемент социально организованного пространства, основная функция которого - способствовать развитию личности путем использования специфических методов для расширения доступности социокультурной сферы и объектов природного и культурного наследия. Далее рассмотрим не столько позицию единства туристского пространства, сколько факт его неоднородности, который может быть задан как вектор изменения его свойств и состояний от псевдопространства к идеальному пространству. Последовательность данных состояний отметим следующей иерархией: ·· псевдотуристское пространство; ·· квазитуристское пространство; ·· виртуальное туристское пространство; ·· реальное туристское пространство; ·· конструктивное туристское пространство; ·· идеальное туристское пространство. Важно отметить, что сами по себе педагогическое и туристское пространства, без их воздействия на состояние субъекта, не представляют ценности. Нельзя утверждать, например, что виртуальное туристское пространство хуже реального. Все зависит от того, как оно в данном конкретном случае воздействует на личность. Можно привести много примеров, когда использование псевдотуристского пространства содействовало положительной динамике личности. Например, посещение Диснейлэнда в Атланте либо в Лос-Анджелесе, участие в сказочных шоу-аттракционах являются важным фактором развития личности американца, укрепления чувства семейной традиции, что в итоге стало главной концепцией этого тематического парка. Более того, опросы фиксируют, что психологическое воздействие посещения Диснейлэнда на взрослых оказывается (в статистике) сильнее его воздействия на детей. Наиболее сильное впечатление они испытывают, когда вспоминают, как родители в детстве приводили их именно к этому аттракциону. Или, к примеру, квазитуристское пространство - модель центра Амстердама в рост человека, созданная в центре этого города, - становится личным реальным пространством для слепого. То же можно сказать об использовании виртуального туристского пространства. Например, посещение одного из виртуальных аттракционов в тематическом парке "Футуроскоп", расположенного в Пуатье (Франция), создает впечатление полного и правдоподобного личного участия в космическом путешествии, выхода в открытый космос и посадки на Луну, а затем триумфального возвращения на Землю. Концепция данного тематического парка предусматривает не только развлечение его посетителей, но прежде всего и латентное изменение их мотиваций и интересов в сторону реальных научно-технических достижений. Мы знаем уже, что туристское пространство включает и другой полюс, где фиксируются иерархические уровни включенности личности в туристскую деятельность. Определим их: ·· допрофессиональный; ·· исполнительский; ·· супервайзерский; ·· менеджерский; ·· педагогический; ·· научный. Следует отметить, что принадлежность личности к допрофессиональному уровню туристской деятельности одновременно означает ее (личности) одномерность в туристском пространстве. Она в нем выступает только как потребитель. Одна из теорем педагогики туризма может быть сформулирована следующим образом: максимальный эффект в развитии личности достигается в зонах туристского пространства, отстоящих от актуальной зоны данной личности на одну ступень в сторону идеальных оценок. Целенаправленное освоение аксиологического пространства составляет важнейшую функцию педагогики туризма, способную предоставить для этих целей свои специфические возможности, которыми обладают турист как субъект педагогики туризма, туристское пространство как объект педагогики туризма и туристская деятельность как предметная сфера профессиональных отношений в туризме. 1 По данным международной программы Work Shop, в настоящее время каждое седьмое новое рабочее место создается в сфере туризма - это самый высокий показатель среди всех ме 7жотраслевых комплексов. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |