РОССИЙСКИЙ ТУРИЗМ: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ


Abstract

DOMESTIC TOURISM NEEDS STRUCTURAL RECONSTRUCTION

K.S. Savelyev, Ph. D.,

Vice-chairman of APTS, deputy of II Russian State Duma

Key words: management of the tourist branch, state committee for physical culture, sport and tourism, Russian Government, insufficient financial resources.

The author of the article inquires some current problems in Russian domestic tourism development. The author finds root of the problems in the incorrect or wrong management of the branch. The author suggests to change usual ways of the management, accounting all mistakes of the past. A scheme of tourism management in new economical conditions is represented in the conclusions.


ОТЕЧЕСТВЕННОМУ ТУРИЗМУ - СТРУКТУРНУЮ ПЕРЕСТРОЙКУ

Заместитель председателя ВНТО, депутат II Государственной Думы РФ,
кандидат экономических наук К.С. Савельев

Ключевые слова: управление туризмом, Государственный комитет по физической культуре, спорту и туризму, Российское правительство, недостаток финансовых ресурсов.

Заместитель председателя правительства Российской Федерации В.И. Матвиенко в своем интервью журналу "Туризм и спорт в СНГ"1* подтвердила, что "к большому сожалению, туризм внутри России развивается очень плохо, мы катастрофически теряем внутренний социальный туризм"

Основная причина такого положения - недостатки в управлении системой отрасли и госстатистики. Все это говорит о том, что Правительство России до настоящего времени не получает объективной информации о реальном состоянии развития туризма и его вкладе в экономику страны.

Принятые правовые и нормативные акты, регламентирующие развитие туризма в России, не выполняется.

Не выполнен Указ Президента РФ № 1284 от 22 декабря 1995 года "О реорганизации и развитии туризма в Российской Федерации".

Не выполнено Постановление Правительства РФ № 177 от 26 февраля 1996 года "О федеральной целевой программе "Развитие туризма в Российской Федерации".

Не учтены материалы Федеральной службы налоговой полиции РФ № СА - 3076 от 23.09.97 "В отношении туристического бизнеса" с предложениями Правительства РФ о создании отраслевого Комитета по туризму.

В итоге бюджету страны наносится огромный ущерб.

Согласно данным Федеральной службы налоговой полиции РФ из-за несовершенной законодательной базы государственный бюджет недополучает поступления от налогов с туристской деятельности от 350 до 400 млн долларов в год.

В неменьшую сумму оцениваются потери государства от недополучения комиссионного сбора по авиаперевозкам, нелицензированной деятельности, реализации туруслуг за наличную иностранную валюту и прочих нарушений существующего законодательства.

Цель Федеральной целевой программы "Развитие туризма в Российской Федерации", рассчитанной до 2005 г., - определение путей выхода из создавшегося положения, создание инструментов государственного регулирования с разработкой основных направлений развития туристской отрасли.

При подведении итогов на промежуточном этапе реализации программы выясняется следующее:

- формирования цивилизованного современного туристского рынка в России не произошло, хотя отдельные тенденции наметились;

- государственный бюджет не ощущает увеличения доходной части от туристской деятельности;

- отсутствуют материалы, характеризующие стимулирование развития таких секторов экономики, как строительство, сельское хозяйство, транспорт, торговля;

- недостаточно внимания уделяется сохранению и возрождению объектов культурного и природного наследия, удовлетворению потребностей населения страны в активном и полноценном отдыхе.

По данным Счетной палаты РФ, не выполнена часть Программы, которая определяет ее социально-экономическую направленность. "Главный социальный эффект Программы будет состоять в создании прочных предпосылок и условий для удовлетворения потребностей населения в активном и полноценном отдыхе, укреплении здоровья, приобщении к культурным ценностям. При этом особое внимание уделено решению проблем отдыха и туризма социально незащищенных слоев населения".

Не выполнена и другая часть Программы, в которой планировалось обеспечить значительными поступлениями федеральный бюджет прежде всего за счет увеличения доходов от туристских услуг и связанных с ними видов деятельности.

Особое значение в развитии государственного регулирования туристской отрасли имеет создание правовой базы как на федеральном, так и на региональном уровне.

При рассмотрении нормативно-правовой базы, приоритетов государственного регулирования обнаруживается следующее:

- не выделены уровневые приоритеты (т.е. на федеральном, региональном и муниципальном уровнях);

- не заявлена приоритетность перед отраслями;

- отсутствуют критерии приоритетности;

- не указаны временные диапазоны приоритетности;

- не выделены кадровое, финансовое и информационное обеспечения;

- не определены ответственность и сроки выхода нормативно-правовых документов, раскрывающих приоритетность;

- не определен контролирующий орган по направлениям приоритетности;

- не создан реестр субъектов туристской индустрии по приоритетным видам туризма;

- не определены сроки отчета Правительства, ГКФТ РФ о ходе рассмотрения (ходе выполнения) приоритетных программ.

Ученые РМАТ неоднократно обращали внимание общественности, Правительства РФ, Государственной Думы Федерального собрания на кризисное положение дел в отрасли, но адекватной реакции не последовало.

По данным налоговой службы России, ежегодно из страны вывозится до 15 млрд долл. США, по данным экспертов, - 25-30 млрд.

Счетная палата РФ, проводя проверку Минспорта по целевому использованию средств федерального бюджета и внебюджетных средств, выделенных на программу "Развитие туризма в
Российской Федерации" за 1996- 1998 гг., выявила, что ГКФТ России не обеспечил межотраслевой, межведомственной и межрегиональной координации при реализации Программы. Не обеспечено выполнение Постановления Правительства РФ "О федеральной целевой Программе "Развитие туризма в Российской Федерации". Из 48 программных мероприятий выполнено лишь 24. Не обеспечена разработка программных мероприятий второго этапа. Отсутствуют данные о наличие новых рабочих мест, хотя их предусматривалось 60 тыс.

Произошло сокращение объектов размещения: если в 1995 г. на территории Российской Федерации находилось 12 099 учреждений, то уже в 1997 г. их стало 10 700, т.е. на 8,9% меньше. Данная тенденция продолжалась и в 1999 г.

В итоге Счетная палата РФ отметила, что ГКФТ России допущено нецелевое использование бюджетных и внебюджетных средств, выделенных на реализацию мероприятий по выполнению целевой федеральной программы на сумму 7784,4 тыс. руб., неэффективное использование средств на сумму 475,0 тыс. руб. и 417,2 тыс. долл. США, искажение бухгалтерской отчетности на сумму 419,7 тыс. руб. и 96,3 тыс. долл. США.

ГКФТ России не обеспечил выполнения программных мероприятий, не принял меры по координации деятельности в сфере туризма, не выполнил Постановления Правительства Российской Федерации о принятии аналогичных программ в субъектах Российской Федерации.

Федеральная служба налоговой полиции РФ отмечает, что наряду с экономическим ущербом низкий уровень контроля за туристской отраслью часто приводит к нарушению прав потребителей. Возникает устойчивая тенденция негативного отношения российских потребителей к отечественным поставщикам туруслуг, что, в свою очередь, облегчает проникновение на отечественный рынок иностранных турфирм.

По оценкам Государственного антимонопольного комитета РФ, сделанным по результатам проведенных им проверок, более 60% предприятий вступают в договорно-правовые отношения с нарушением действующего законодательства.

Аналогичные факты негативного управления туристской отраслью приводились на заседании Комитета по предпринимательству в сфере туризма Торгово-промышленной Палаты РФ 23 марта 2000 г.

На основе данных фактов и заключений можно сделать вывод, что управление туристской отраслью осуществляется крайне плохо.

С учетом анализа ныне существующей системы управления турбизнесом на суд общественности выносится новая схема управления туристской отраслью в рыночных условиях, ориентированная прежде всего на развитие внутреннего и социального туризма.

С одной стороны, Правительство назначает руководителя федерального органа исполнительной власти в области туризма (Государственного комитета по туризму), с другой - издает распоряжение о формировании межведомственной комиссии по социальному туризму, куда входят представители Министерства культуры РФ, Министерства образования РФ, Министерства путей сообщения РФ, Министерства транспорта РФ, Министерства по налогам и сборам РФ, общероссийских общественных объединений туризма, зарегистрированных на федеральном уровне. Практика создания аналогичных комиссий имеется. Так, распоряжением правительства РФ № 762 Р от 20.04.92 г. создана межведомственная комиссия по вопросам иностранного и внутреннего туризма.

Указом Президента РФ №1284 от 22.12.95 "О реорганизации и развитии туризма в РФ" Координационный комитет по физической культуре и спорту при Президенте РФ преобразован в Координационный комитет по физической культуре, спорту и туризму при Президенте РФ.

Данная комиссия формируется для координации совместных действий по выполнению федеральной целевой программы в части развития внутреннего и социального туризма, а также для решения вопросов правового регулирования социальной политики государства в области туризма.

Федеральный орган исполнительной власти в области туризма совместно с Межведомственной комиссией определяют уполномоченный финансовый банк с целью защиты туротрасли от непредвиденных ситуаций.

Межведомственная комиссия вправе создать Фонд социального туризма для накопления финансовых средств, поступающих от юридических и физических лиц, благотворительных организаций на цели туризма. Комиссия осуществляет контроль за прозрачностью целевого прохождения финансовых потоков.

Указом Президента РФ № 813 от 25.04.94 г. "О дополнительных мерах по развитию туризма в РФ и об упорядочении использования государственной собственности в сфере туризма" Правитель ству РФ поручено рассмотреть вопрос о создании федерального Фонда развития туризма РФ как внебюджетного фонда Комитета по делам молодежи, культуры и туризма (так в 1994 г. назывался ГКФТ). В 1995 г. в России существовал коммерческий банк развития иностранного туризма "Интурбанк".

Указом Президента РФ № 1284 от 22.12.95 г. "О реорганизации и развитии туризма в РФ" создается финансово-промышленная группа (Национальная туристская корпорация).

Вертикальная система управления предусматривает на уровне субъекта РФ утверждение органа по управлению туризмом и параллельно комиссии по социальному туризму. Комиссия вправе создать фонд. На муниципальном уровне предусматривается аналогичная система, однако основная нагрузка возлагается на низовой уровень управления туризмом.

Комиссии по социальному туризму муниципального образования через своих представителей, общественные организации выходят на участников социального туризма. А это коллективы трудовых предприятий, учебных заведений, детские станции туристов, туркомплексы, реабилитационные центры, фонды социального страхования, пенсионные, советы ветеранов, населенные пункты районного подчинения, товаропроиз водители и индивидуальные предприниматели, клубы туристов на муниципальном уровне и турклубы трудовых и учебных заведений.

Цель деятельности комиссии по социально му туризму - это решение задачи оздоровления населения, привлечение его к активной туристской деятельности, привлечение работников хозяйствующих субъектов, общественных организаций к доступной форме оздоровления и отдыха, приближенной к месту проживания.

Дойти до каждого члена трудового коллектива, коллектива учебного заведения, до каждого гражданина страны, рабочего, служащего, пенсионера с целью активизации культурного и доступного отдыха - задача комиссий муниципального образования.

По данным ВЦИОМ, по туристским путевкам в нашей стране чаще других отдыхают руководящие работники, служащие, специалисты. На долю рабочих приходится 2-3% предоставленных путевок, пенсионеров - 1%, в то время как, по данным отраслевых отделений Фонда социального страхования, оздоровлению подлежат в основном руководящие и инженерно-технические работники. На долю рабочих приходится менее 30% выделенных путевок.

Вывод один: необходимо расширять социально доступный туристский продукт.

Социальный продукт производится на предприятиях, учреждениях, территориях и регионах в основном муниципального и областного значения, руководители которых должны стать заинтересованными участниками реализации описанной схемы управления, так как часть прибыли предприятий, выведенных на туристский рынок, поступает в местный бюджет.

На сегодняшней день, как указывалось выше, из 12 тыс. турфирм 9 находится в Москве, остальные - в крупных мегаполисах.

Города районного, областного подчинения остались без сфер внимания крупных турфирм, готовых предложить доступный туристский продукт.

А если и есть турфирмы в лице турагентов, то они в основном нацелены на выездной туризм или заполнение дорогостоящих объектов размещения.

Схемой управления туристской отраслью предусматривается и место для турфирм регионального и муниципального образования работающих в рамках социального, общедоступного туризма.

В кругах туристских корпораций, крупных турагентов бытует мнение, что работа фирм социальной направленности будет нерентабельной и данные фирмы не выживут. Мол легче отправить 2-3 группы в год за рубеж - и благосостояние работников фирмы обеспечено. И это действительно так в условиях несовершенства законодательной базы.

Но предлагаемая система управления предусматривает такой механизм, когда комиссия по социальному туризму муниципального образования через систему взаимоотношений с участниками социального туризма добивается массовости, а в этом заинтересованы все, и через увеличение оборота денежных средств турфирмы будут нормально существовать.

В реализации данной схемы управления будут заинтересованы индивидуальные предприни матели, которые уже сейчас готовы предоставить размещение под лозунгом "Домик в деревне" с отдыхом на озере, рыбалкой, охотой, прогулкой на лодке, лыжах, лошадях или вечер у костра, баню, сауну и другое. Войдут в оборот нетрадиционные средства размещения.

В этом заинтересованы коллективы пустующих турбаз, домов отдыха, лагерей, приближенных к местам проживания населения.

Заинтересованы товаропроизводители в части реализации экологически чистых продуктов питания.

Заинтересованы руководители муниципальных образований в наполнении своих бюджетов через расширение налогооблагаемой базы и возможность возрождения таких отраслей, как сельское хозяйство, транспорт, сфера услуг.

Развитие социального туризма позволяет населению городов, особенно школьных коллективов, познакомиться с природой. Посетить пасеку и купить мед, посетить ферму и купить свежую молочную продукцию. Вариантов много, россияне сильны на разного рода новшества.

Межведомственная комиссия по представлению федерального органа управления в области туризма, Минобразования утверждает базовое учебное заведение по социальному туризму. На сегодня согласно приказу № 252 от 24 декабря 1999 г. "О базовых организациях по подготовке специалистов физической культуры, спорта, туризма и курортного дела" определены базовые образовательные учреждения по разработке перспективных направлений подготовки кадровых ресурсов в области туризма:

1. Институт туризма и развития рынка Государственного университета управления.

2. Российская международная академия туризма.

Базовые учебные заведения определяют свои филиалы в субъектах и муниципальных образованиях РФ.

Базовое учебное заведение социального туризма, его филиалы по решению Межведомственной комиссии готовят кадры для сферы социального обслуживания.

В субъектах РФ, муниципальных образованиях филиалы взаимодействуют с комиссиями по социальному туризму и руководителями выборных органов исполнительной власти по вопросам подготовки кадров для сферы обслуживания, объектов размещения, находящихся на территории соответствующих регионов.

Может возникнуть вопрос: у нас сегодня 175 учебных заведений готовят кадры для туристской отрасли, для чего эта структура?

Учебные заведения действительно готовят кадры для турбизнеса. Но это в основном подготовка кадров для работы в фирмах, осуществляющих вывоз россиян за рубеж. Такие специалисты врят ли перейдут в сферу социального, общедоступного туризма. Здесь необходима целенаправ ленная работа Межведомственной комиссии по определению приоритетов подготовки кадров для конкретного региона в связи с потребностью объектов социального туризма.

Филиалы учебных заведений в муниципальных образованиях необходимы. Так, например, выпускники московских вузов по туризму не поедут работать в Рязанскую область, Сасовский или Скопинский районы. А там социальный туризм востребован, имеются объекты, но нет специалистов. По этой же причине отсутствуют и турфирмы. Выход один - готовить местных специалистов для социального туризма в филиалах базовых учебных заведений.

Считаю, что предлагаемая система управления туристской отраслью позволит сделать следующее:

- вывести российский социальный (общедоступ ный) внутренний туризм на европейский уровень доступности, качества обслуживания и сервиса;

- совершенствовать систему управления;

- укрепить исполнительную власть в туротрасли и довести ее до низового звена через систему общественных институтов с вовлечением в туризм широких масс населения.


1 "Туризм и спорт в СНГ". 1999, № 1, с. 10.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!