РОССИЙСКИЙ ТУРИЗМ: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ


Abstract

TOURIST CENTERS AND AREAS IN RUSSIA

A.I. Zorin, postgraduate of RIAT

Key word: tourist centers and areas, scientific quantative analysis, multimedia encyclopedias, amount of information.

The author of the article defends a hypothesis that activity of tourists influents directly connected not only with recreational resources of tourist area or tourist object. The best ways to attract more tourists is to inform themabout an object properly. The aim of the study was to analyze the most known multimedia encyclopedias such as Britanica Encyclopedia, New Millenium Encyclopedia in the purposes to measure a quantity of information concerning Russian tourist centers and areas. Wide scientific data, as the result of the analysis, is represented in the article.


ТУРИСТСКИЕ ЦЕНТРЫ И МЕСТНОСТИ РОССИИ

Аспирант РМАТ А.И. Зорин

Ключевые слова: туристские центры и области, контент-анализ, мультимедийные энциклопедии, сумма информации.

1. Гипотеза о туристском центре.

По умолчании предполагается как бы объективная заданность рекреационного потенциала территории, т.е. наличие определенного ресурса (в последнее время часто говорят - наследия), присущего данной местности. Предполагается также, что благодаря этому и возникает интерес к территории, который и вызывает туристские потоки из других мест.

Не отвергая данной гипотезы, я предлагаю проверить другую, а именно о том, что туристские потоки вызваны не самим фактом наличия рекреационного ресурса, а информированно стью о них. В пользу последнего предположения свидетельствует следующий факт: каталоги немецкой фирмы "TUI" содержат 21 страницу информации по Лихтенштейну и всего 11 страниц информации о России. Это, конечно, может свидетельствовать не об истинной величине рекреационного потенциала России, но об уровне информированности потенциальных туристов в Европе о России - безусловно. Истинное значение туристского центра может быть выявлено, если оценить уровень информированности людей о значимых объектах природы, культуры, истории, индустрии туризма, которые в нем присутствуют.

2. Понятие "туристский центр".

Введем два понятия: "центр туризма" и "туристский центр", первое из которых раскрывает ресурсную сторону местности, а второе - уровень информированности о нем туристов.

Центр туризма - город, местность или объект, где на базе рекреационных ресурсов создан комплекс туристско-экскурсионно го обслуживания.

Туристский центр - местность, привлекающая туристов в силу наличия специфических рекреационных ресурсов, удобств транспортно-географического положения и наличия о нем доступной для туриста информации.

В основу типологии туристских центров положен принцип деятельности, согласно которому рекреационная деятельность позволяет представить как бы сюжетную канву будущей туристской программы центра, на основе поведенческих возможностей реализовать конкретные рекреационные цели, мотивации и притязания туристов посредством выбора сочетаний.

3. Источник информации.

Специального справочного издания о туристских центрах Российской Федерации ни в России, ни за рубежом до сих пор не издано.

Для заявленных нами целей в качестве источника информации использовались 10 наиболее распространенных в мире интерактивных энциклопедии по причине их повсеместной доступности для туроператора и туриста: Большая Советская Энциклопедия, 2CD, 1999; Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 4 СD, 2000; Зеркало мира. Индустрия туризма, 1998; Хроника человечества. Интерактивная энциклопедия, 1997; Britanica Encyclopedia TM, 4 CD, 1999; Comption's Interactive Encyclopedia, 1996; Encarta 98 Deluxe Encyclopedia, 5 CD, 2000; Grolier Multimedia Encyclopedia, 1999; IBM. World Book Multimedia Encyclopedia, 2 CD, 1999; New Millenium Encyclopedia, 2 CD, 1998.

Эти энциклопедии наряду с прочим содержат информацию о туристских центрах, туристско-экскурсионных объектах, ландшафтах и местностях, всемирном, национальном и региональном культурном и природном наследии.

Для отбора объектов оценивания был проведен полный контент-анализ статей указанных выше интерактивных энциклопедий. Соответственно была выбрана система единиц контент-анализа - совокупность объектов культурного и природного наследия, о которых упоминается в статьях, посвященных тому или иному туристско му тексту. Мера измерения - вероятность встречаемости информации об объекте в перечисленных выше интерактивных энциклопедиях.

Таким образом, всего в Российской Федерации было выявлено 5917 туристских центров. В свою очередь, статьи об этих центрах содержат информацию о 48 625 объектах культурного и природного наследия.

Полученные количественные данные позволяют провести детальный региональный и функциональный анализы, выборочные данные из которых приводятся таблице.

Туристские центры Российской Федерации


п/п

Субъекты федерации

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
1 Адыгея - 9 1 4 2 9 1 3 3 5 - 1 3 1 8 1 5 4 3
2 Алтай - 36 8 7 9 13 2 9 8 17 5 - 8 3 18 3 14 19 10
3 Амурская - 11 7 - - 4 2 4 4 7 - - 2 2 2 - 5 3 3
4 Архангельская - 31 21 - - 11 2 5 7 16 9 7 7 3 10 8 10 9 17
5 Астраханская-8 7 - - 3 - 4 3 7 1 4 3 3 2 1 5 3 2
6 Башкирия - 28 7 2 - 11 2 13 7 5 1 2 7 2 7 1 6 3 6
7 Белгородская - 14 3 - - 3 1 - 10 1 5 - - 1 - 2 4 - 5
8 Брянская-18 2 - - 6 1 1 15 2 10 - 2 4 - 6 1 1 6
9 Бурятия- 37 8 5 6 11 - 23 10 14 11 4 12 2 13 4 11 18 11
10 Владимирская - 21 8 1 - 11 6 4 19 3 12 1 2 8 1 8 2 6 10
11 Волгоградская - 7 4 - - 6 3 4 5 4 - 1 1 2 1 3 - 1 1
12 Воронежская - 10 4 - - 4 1 4 6 1 3 - 1 3   2 3 - 1
13 Дагестан - 22 6 3 2 10 3 14 12 6 5 5 2 2 5 3 3 7 12
14 Ивановская - 22 9 - - 13 4 7 19 4 15 3 2 6 1 5 5 6 14
15 Ингушетия - 4 - 1 1 1 2 2 2 - - - - - 1 - - 1 2
16 Иркутская - 32 11 3 2 11 3 10 12 18 4 3 11 4 14 5 13 6 8
17 Кабардино-Балкария -16 - 5 7 13 - 5 4 2 - 1 3 2 8 3 5 7 3
18 Калининградская - 20 11 - - 10 2 9 11 4 - 9 4 9 1 7 6 2 5
19 Калмыкия - 4 - - - - 2 1 1 - 1 - 1 2 - 2 1 1 2
20 Калужская - 17 7 - - 6 3 7 12 3 7 - - 2 2 9 5 4 9
21 Камчатка - 19 14 4 2 4 1 6 3 12 - 3 10 2 8 2 13 12 3
22 Карачаево-Черкесия - 8 5 6 5 6 - 5 5 4 2 - 5 2 5 5 6 6 6
23 Карелия - 55 26 - - 14 2 4 18 19 6 5 10 4 19 6 15 13 12
24 Кемеровская-17 3 2 1 18 1 6 3 3 - - 3 3 3 1 4 3 4
25 Кировская-16 5 - - 6 1 3 9 2 5 1 - 1 2 1 3 2 7
26 Коми-12 3 - - 4 1 1 6 4 3 - - 3 4 1 1 - 1
27 Костромская - 19 7 - - 9 4 5 14 4 13 2 3 5 2 5 3 3 11
28 Краснодарский край - 76 56 5 4 60 8 34 21 13 2 44 8 36 9 11 11 10 15
29 Красноярский край - 28 11 7 5 6 5 6 11 16 4 4 14 6 14 4 15 15 7
30 Курганская - 11 1 - - 7 1 5 4 2 2 - - 1 2 - - 1 4
31 Курская - 11 4 - - 2 3 3 9 - 7 - 2 2 - 3 1 2 2
32 Ленинградская -51 37 1 - 25 7 21 48 16 10 15 12 19 8 17 19 13 30
33 Липецкая-11 6 - - 1 2 2 8 1 3 1 1 3 - 1 4 - 5
34 Магаданская - 12 5 - - 1 1 4 1 8 - 2 6 1 8 1 3 5 3
35 Марий-Эл-10 6 - - 8 3 4 6 5 1 1 2 4 2 2 2 4 2
36 Мордовия-8 4 - - 3 2 2 4 2 3 - - 2 - 2 3 - 4
37 Московская- 100 41 4 - 58 40 33 73 23 33 5 8 46 18 46 27 19 56
38 Мурманская - 22 15 6 3 4 2 - 9 14 6 3 5 4 16 4 10 10 7
39 Нижегородская - 35 13 1 - 18 7 9 27 7 11 4 4 7 6 8 12 11 22
40 Новгородская - 18 13 - - 12 3 7 13 10 9 3 3 4 4 8 7 4 8
41 Новосибирская-8 6 1 - 5 2 5 5 2 1 - - 2 - 2 - 2 3
42 Омская - 8 5 - - 6 2 2 3 5 2 - - 2 3 2 2 2 3
43 Оренбургская - 14 - - - 8 2 5 9 - 2 - 2 2 - - 3 - 5
44 Орловская - 11 3 - - 4 3 - 10 2 3 - 3 4 - 4 4 5 5
45 Пензенская- 14 4 - - 8 2 5 8 3 2 - - 4 3 4 2 - 7
46 Пермская - 22 11 3 2 11 3 5 12 7 5 3 8 4 8 3 9 7 9
47 Приморский -17 16 3 - 10 2 14 7 10 2 6 11 4 7 4 13 12 8
48 Псковская - 27 11 - - 10 3 4 21 8 10 - 6 3 2 8 6 8 13
49 Ростовская - 23 14 - - 13 3 10 13 12 3 6 5 6 2 5 5 5 12
50 Рязанская- 17 14 2 - 10 1 5 10 8 4 - - 2 4 4 5 - 9
51 Самарская - 13 9 4 - 9 5 8 8 10 4 3 5 7 6 6 7 3 7
52 Саратовская - 12 4 - - 10 4 10 9 3 - - - 3 - 3 2 - 8
53 Сахалинская - 19 15 7 6 11 2 10 10 18 - 14 18 - 14 6 13 16 10
54 Свердловская - 42 9 3 - 19 4 21 29 7 5 - 6 6 5 3 7 5 13
55 Северная Осетия - 18 3 12 6 13 3 11 10 5 4 - 10 4 13 4 6 9 7
56 Смоленская - 34 13 - - 10 3 4 27 9 12 - 3 4 4 5 4 3 11
57 Ставрополье - 15 2 2 - 7 8 12 10 - - - - 8 - 8 7 2 9
58 Тамбовская - 9 - - - 2 3 4 7 - 4 - 2 3 - 5 4 - 4
59 Татария - 25 15 - - 13 7 10 13 6 5 4 3 4 - 7 3 4 8
60 Тверская - 35 23 - - 24 9 9 28 17 12 3 9 10 7 9 11 12 22
61 Томская - 3 3 - - - 2 - 2 3 2 - 2 2 2 2 2 - 2
62 Тува - 10 9 3 - 4 2 3 2 7 - - 6 2 8 2 5 5 3
63 Тульская - 19 6 - - 6 2 3 17 3 10 - 3 4 4 2 4 5 11
64 Тюменская - 28 18 - - 5 9 6 9 21 4 2 6 6 15 4 5 8 6
65 Удмуртия - 7 3 - - 4 3 4 5 2 2 - - 2 - 3 - 2 5
66 Ульяновская- 11 9 - - 6 5 5 7 4 2 - - 4 - 3 3 3 6
67 Хабаровский - 18 9 2 2 3 5 4 9 12 2 7 8 4 6 4 11 11 5
68 Хакассия - 16 7 5 - 5 4 7 6 10 - - 9 5 10 3 6 9 6
69 Челябинская- 24 4 3 1 9 6 9 16 4 6 - 5 4 4 3 10 8 14
70 Чечня - 3 - 1 1 3 - - 2 1 - - - - 1 - - - 2
71 Читинская- 24 1 1 1 5 3 13 9 7 3 - 3 2 3 - 7 9 6
72 Чувашия - 9 5 - - 7 3 3 4 5 4 3 3 3 1 3 4 1 5
73 Чукотка-3 3 1 - - - - 2 2 - 1 1 - 2 - 2 1 2
74 Якутия - 33 13 2 3 3 8 4 13 16 3 - 6 3 12 1 8 19 8
75 Ярославская - 17 12 - - 11 8 4 14 11 11 3 2 12 4 13 8 10 11

Цифрами обозначено число выявленных туристских центров.

Цифрами в столбцах таблицы обозначены следующие типы туристских центров:

1. АК - аквацентр;

2. АЛ - альпийский;

3. А - альпинистский;

4. АО - активно-оздоровительный;

5. КД - коммерческо-деловой;

6. К - курортный;

7. КИ - культурно-исторический;

8. ОР - охотничье-рыболовный;

9. П - паломнический;

10. ПМ - приморский;

11. ПР - приключенческий;

12. РЗ - развлекательный;

13. СТ - спортивно-туристский;

14. ФК- фестивально-конгрессный;

15. Э - экологический;

16. ЭК - экзотический;

17. ЭТ - этнографический.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!