ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ ТУРИЗМА


Abstract

SPIRITUAL ESSENCE OF PILGRIMAGE AND TOURISM

T.V. Sherbakova, postgraduate of RIAT

Key words: pilgrimage, religious tourism, excursions, religious cult.

The author of the article gives the detailed analysis of pilgrimages in Russia from the past to nowadays. Besides that, the main pilgrims' motives had been analyzed. Religious ceremonies performing, spiritual self-perfection, religious enlightenment are among them.


ДУХОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПАЛОМНИЧЕСТВА И ТУРИЗМ

Аспирантка РМАТ Т.В. Щербакова

Ключевые слова: пилигримство, религиозный туризм, экскурсии, религиозный культ.

Россия - страна многоконфессиональная, и религиозный туризм свойствен всем вероисповеданиям (будь то буддизм, католицизм, православие и т.д.), но данная статья затрагивает духовную сущность именно православного паломничества.

С первых веков существования церкви паломничество (путешествие с целью посещения святых мест) стало ярким проявлением христианской религиозности. На протяжении всей истории человечества истинно верующие люди отправлялись в далекий путь, чтобы поклониться особо значимым святыням. По существу, паломничество на Руси началось вскоре после принятия Христианства. Так, в 1062 году Палестину посетил дмитровский игумен Варлаам, а первым паломником, который оставил достаточно детальное описание путешествия на Святую Землю, был игумен Даниил. Он описал все святыни и географию Палестины того времени. В конце XII века по русским святыням совершил паломничество известный новгородский архиепископ Антоний, им оставлено описание Софийского собора. Посещая многие страны, он знакомился с культурой других народов. Церковники приносили в устной и нередко в письменной форме легенды, песни, сказания. Истинными центрами паломнических путешествий были древние города Царьград, Афон, Палестина, Иерусалим. К началу XIV века паломнические путешествия приобретают массовый характер.

Но, к сожалению, в середине XV века в истории русского паломничества наступает новый этап. Взятие Константинополя турками положило конец многим христианским святыням Востока. Паломниче ство стало делом трудным и небезопасным. В период XV-XVI вв. оно становится редким явлением. В это же время складывается убеждение, что православная вера сохраняется в чистоте своей только здесь, что святая Русь остается единственным православным центром. Многие церковные деятели (среди них Сергий Радонежский) призывают совершать паломничество в пределах Руси. Наступают времена массового паломничества по русским святым местам. В XVI-XVII вв. Русь была признана центром православного мира. Сегодня эта благочестивая традиция возрождается. В наше смутное время с потерей духовных ориентиров именно церковь стала прибежищем для россиян. Какие устремления движут паломниками?

Во-первых, совершение религиозного обряда (молитва, причастие, исповедание). Религиозные таинства представляют собой самую главную внутреннюю основу, содержание жизни Православной церкви. Обилие православных богослужений, глубина их символики требуют более сознательного, активного и живого в них участия.

Во-вторых, духовное совершенствование. Десятки и сотни тысяч самых разных людей тянутся в наши обители именно за духовной пищей. Пребывание в монастырях действуют почти гипнотически. Там вы сразу чувствуете, что попали в новую, благодатную атмосферу, где ваша душа сбрасывает с себя тяжкое бремя суетной жизни, становится ближе к небу и к Богу! А главное - какой-то особенный мир и тишина нисходит к вам в душу. Недаром обители называют святыми.

В-третьих, получение благодати, духовного и физического совета. Издревле на Руси известны места чудесных исцелений людей. Таков, например, Саровский монастырь (Дивеево). К преподобно му Серафиму Саровскому едут люди со всего мира. В жизни многих сыграл он гуманную роль - вот и едут, как к родному, поблагодарить или пожаловаться, получить исцеление.

В-четвертых, религиозное просвещение. Существует три вида просвещения. Первый вид представляется Русской Православной Церковью как внутреннее просветление. Он связано с духовным воспитанием воли и чувства, чего зачастую недостает нашим учебным заведениям. К великому сожалению, обогащение ума остается в области математики, истории, физики и других точных наук, которые не предохраняют людей от совершения преступлений, от отчаяния, душевного расстройства, пьянства, наркомании, самоубийства.

Второй вид просвещения заключается в усвоении истин жизни и нравственности, именно тех, которые дают ответы на самые важные для человека вопросы - о смысле жизни и цели его существования.

Третий вид - духовное просвещение, связанное с внутренним обновлением человека, сужением его желаний, стремлений. Оно стремится очистить человека от всего бездуховного, порочного, унылого, дает ему чистое и радостное сердце, создает в душе его царствие Божие.

За этим духовным просвещением веками тянулись в святые обители люди самых разных сословий со всех концов России.

В-пятых, поклонение святому месту, храму, мощам. Нужно заметить, что каждый храм практически располагает той или иной особо значимой святыней: чудотворной иконой или мощами какого-либо святого. К примеру, икона "Неупивая чаша", списки которой находятся в Высоцком и Владычном монастырях (г. Серпухов); мощи великомученика Пантелеймона в храме Пресвятой Богородицы (п. Пестяки) и т.д.

Люди, отправляясь в паломнические путешествия, невольно переносятся из мира жестокой реальности в мир добра и красоты религиозных обителей. Поражает архитектурный облик культовых сооружений, их монументальность и неповторимое изящество. Из бывших развалин не только появляются религиозные памятники - великая красота возвращается в мир. Красота, воплощенная не только в камне, но главное - в душах людей. Кроме того, при посещении святых мест огромную роль играют природное окружение и исторический ландшафт местности.

Все это создает особую ауру православной обители. Недаром для храма выбиралось самое красивое место в окружающем ландшафте. Православные святыни становились доминантой пейзажей и одновременно его организующей частью. Такие известные монастыри, как Саввино-Сторо жевский, Новоиерусалимский, Высоцкий, Владычный и другие, располагаются на вершинах высоких холмов или крутых берегах рек. Оттуда открываются прекрасные виды на окрестности, а храмы как бы сливаются воедино с небесами. Не зря большинство храмов (приходов) строилось именно на возвышенной местности, что во многом определяло ощущение воссоединения человеческого духа с Всевышним, гармонию человека с природой. Стоит заметить, что колокольный звон в таких случаях разливался очень далеко - по всем окрестностям. Под влиянием урбанизации многие храмы потеряли свое первоначальное, естественное окружение и зачастую оказываются задавленными городской застройкой. Конечно, по возможности этого надо избегать. Культовые сооружения должны быть ограждены от "визуального загрязнения" города.

Пребывание в монастырях действует благотворно. На человека оказывает эмоциональное влияние все окружающее: архитектура, живопись, иконопись, церковное песнопение, люди, произносящие молитвы. Все это создает иллюзию ухода в иной мир, более чистый и прекрасный, чем окружающая действительность, более доверчивый и открытый, так как люди в церковной общине испытывают чувство сплоченности, свойственное русскому менталитету. Здесь люди приобщаются к новому образу жизни, монашество для них служит примером предпочтений духовного начала материальному. Поэтому исторически монастыри на Руси стали центром притяжения паломников и верующих.

Многие монастыри сохраняют свою популярность в течение нескольких веков (Троице-Сергиева лавра, Коренная Пустынь, Дивеевская Пустошь, Нилова Пустынь и т.д.). Южное Подмосковье является одним из центров паломнической активности. Здесь расположены 15 монастырей, которые имеют большое значение в русском православии. Среди них Пафнутьево -Боровский монастырь, Екатерининская Пустынь и, безусловно, Оптина Пустынь. Основными маршрутами в настоящее время являются Великий Устюг, Владимир, Суздаль, Звенигород (Саввино-Сторожевский монастырь), Александров (Зосимова Пустынь), Кострома, Крым, Ростов Великий, Переяславль-Залесский, Смоленск и т.д. Среди зарубежных поездок в первую очередь следует назвать паломничество в Святую землю, в Грецию, на Кипр, на Афон, реже - к древним святыням Италии, в Чехию и Польшу, Францию.

ХХ век - время массовых паломничеств по святым местам России. Сегодня почти каждый храм имеет свой опыт проведения паломнических поездок или походов по русским святыням.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!