ТЕХНОЛОГИИ В ПРОСТРАНСТВЕ ТУРИЗМА


Abstract

INFORMATIONAL COMPUTERS NETS - A WAY OF TOURIST SPACE FORMING

V.S. Kalney, Ph. D.

Russian international academy of tourism, Moscow

Key words: informational technologies, computers nets, electronic guides, space satellites navigational net, operative booking of services, virtual informational clubs, international tourist exchange.

This article is devoted to the analysis of the wide opportunities rank which could be supplied by informational computers nets inculcation. Tourist product as its own, is the sphere of tourist services in Russia and tourist operatings taken as the most prospective objects for such inculcation. The detailed analysis of foreign informational nets using is represented also. The authorn had shown also the main tendencies in computers nets using for tourist space forming.


ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ СЕТИ - СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ТУРИСТСКОГО ПРОСТРАНСТВА

Кандидат педагогических наук В.С. Кальней, РМАТ

Ключевые слова: информационные технологии, компьютерные сети, электронные гиды, спутники пространства навигационной сети, оперативное заказывание обслуживания, виртуальные информационные клубы, международный туристский обмен.

Интенсивное внедрение информацион но-компьютерных технологий в различные сферы и процессы жизнедеятельности общества заставляет рассматривать формирование туристского пространства с учетом возрастающих социальных потребностей и предостав ляемых сегодня компьютерных возможностей.

Возникает вопрос о рациональной постановке задач по информатизации российского туризма. В качестве объектов информатизации целесообразно как исходные данные рассматривать:

- сам туристский продукт;

- сферу обслуживания туристов на территории России;

- туристские посреднические структуры.

Привлекательность и качество туристского продукта могут быть значительно повышены благодаря информатизации экспозон. Здесь можно отметить следующие направления информатизации:

- создание "электронных" путеводителей и экскурсоводов;

- обеспечение мобильной связи со специальными справочными службами;

- оборудование наиболее интересных мест или экспонатов экранами и проекторами для коллективного отображения содержательной и справочной информации в текстовой, графической и видеоформах;

- применение коллективных средств отображения информации для предоставления туристам возможности одновременного наблюдения интересных событий с разных точек зрения (съемки).

Важной частью туристского продукта могут стать такие информационные услуги, как "виртуальный" инструктаж, "телекоммуникаци онное знакомство", компьютерные игры и развлечения и др. На новый уровень можно поднять качество информационной подготовки туристов, если применять виртуальные тренажеры и специальные информационно-справочные системы, например геодезического, метеорологического и медицинского профилей.

Принципиально новые возможности перед "походным" туризмом открывают современные технологии комплексной информационной поддержки при посредстве, например, космических и авиационных систем слежения (наблюдения), связи и навигации.

Задачи информатизации экспозон, мест проживания туристов и средств транспорта достаточно хорошо известны и успешно решаются за рубежом. Анализ современного состояния зарубежного туризма в области информационного обеспечения элитных туристов показал следующее:

· в оздоровительно-развлекательном туризме растет спрос на оперативную и качественную глобальную связь, а также на индивидуальное и коллективное получение познавательной и развлекательной видеоинформации в местах проживания и на транспорте;

· в оздоровительно-спортивном туризме особое значение приобретают оперативная информационная поддержка в экстремальных ситуациях, а также информационное обеспечение безопасности туристов при посредстве систем метеопрогно за, наблюдения и навигации; например, достаточно полно автоматизировано информационное обеспечение безопасности элитного морского туризма, морских гонок и индивидуальных путешествий;

· в системе экскурсионно-познавательного туризма при оснащении музейных и натурных экспозиций используются мультимедийные средства коллективного (группового) отображения пояснительной и дополнительной графической и видеоинформации; также распространены индивидуальные и коллективные средства аудио- и видеоподдержки экскурсий;

· в молодежном туризме сейчас внедряются средства связи, аудиотрансляции, а также компьютерные виртуальные средства игрового и обучающего характера;

· в событийном туризме велик спрос на средства аудио- и видеоинформирования, которые позволяют, например, наблюдать праздничные или спортивные мероприятия с разных точек зрения;

· для всех форм туризма характерен высокий спрос на фото- и видеозаписи моментов их пребывания в исторических и презентабельных местах.

В сфере обслуживания туристов за рубежом в настоящее время активно информатизируются процессы оперативного заказа услуг. Также все большее распространение получают электронные магазины и справочные системы информационной поддержки индивидуального проведения свободного времени.

Есть основания предполагать, что активно идет целенаправленное создание для клиентов зарубежных и отечественных элитных отелей информационной базы самостоятельного (индивидуального) туризма. С одной стороны, эти отели развивают системы оперативного заказа транспортных и экскурсионных услуг, а с другой, как показал, например, анализ итальянских путеводителей, - идет создание "компьютерных экскурсоводов".

В области информационной поддержки туристских посреднических структур можно отметить следующие тенденции:

· быстро распространяются исключительно эффективные с экономической точки зрения клубные способы информирования населения, в том числе и о туристских продуктах и услугах; при этом создаются так называемые виртуальные клубы, оснащенные мультимедиа средствами коллективного отображения; важно, что данные клубы способствуют формированию психологически устойчивых туристских групп;

· автоматизированное информационное обеспечение туроператорской деятельности переведено на современные компьютерно-сетевые технологии; функционируют международные автоматизированные системы бронирования;

· телекоммуникационные сети общего доступа, например Интернет, активно используются для размещения туристской рекламы и ведения "договорного" документооборота; безопасность применения таких сетей обеспечивается формированием международных ассоциаций пользователей;

· в части создания нового туристского продукта автоматизируются процессы сбора и обработки информации в целях проведения менеджмента и маркетинга в различных областях туризма;

· относительно мало данных об информатизации контроля туристских мероприятий, выявления и ликвидации последствий нештатных ситуаций; однако можно предположить, что работы в данном направлении ведутся, например, по инициативе страховых компаний.

В отличие от России информатизация современного зарубежного туризма опирается не только на огромный потенциал самой современной радиоэлектроники и четкую организацию всех технологических циклов, но и на высокий уровень информатизации смежных областей деятельности (банковской, транспортной, гостиничной, музейной, охранной и др.), что значительно снижает функциональные нагрузки на средства информатизации самого туризма и вместе с тем принципиально повышает эффективность их использования.

Особого внимания заслуживают работы по созданию всемирной туристской биржи. Такая биржа, как показал опыт информатизации фондового рынка, может быть реализована только в виде телекоммуникационной структуры. Ее абонентами должны стать непосредственно владельцы туристских ценных бумаг (например, договоров о бронировании, путевок и сертификатов) или различные организации-посредники, а также банки и депозитарии. Электронная туристская биржа также невозможна без специального информационного обеспечения продавцов и покупателей туристских ценных бумаг.

Таковы тенденции и перспективы развития информационно-компьютерных технологий формирования туристского пространства на сегодняшний день.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
 

Реклама: