КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ТУРИЗМА


Abstract

CORPORATIVE SYSTEM OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION IN RIAT

A.A. Kolmakov, first pro-rector, senator of RIAT

T.V. Koudryavtzeva, Ph.D., lecturer of RIAT

A.I. Seselkin, Ph.D, chief of additional professional education institute of RIAT, Moscow

Key words: additional professional education, corporative system, applied programs, strategic purposes of business, high quality tourist product, marketing of tourism.

The authors of the article described in details the system of the additional professional education in RIAT. This system implies five levels of applied educational programs. After each program accomplishing, students have diploma or certificate. Besides that, the authors suggests the algorithm of cooperative educational programs efficiency which includes ten stages of working with students. Prospective tendencies in additional professional education system building had been noted also.


КОРПОРАТИВНАЯ СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РМАТ

Первый проректор, сенатор РМАТ А.А. Колмаков
Кандидат педагогических наук, доцент РМАТ Т.В. Кудрявцева
Кандидат технических наук, директор Института дополнительного
профессионального образования РМАТ А.И. Сеселкин

Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, корпоративная система, прикладные программы, стратегические цели бизнеса, высококачественный туристский продукт, маркетинг туризма.

Модель дополнительного профессионального образования (ДПО) в РМАТ предполагает реализацию образовательных программ пяти уровней:

Первый уровень: краткосрочные программы с ориентацией на различные сегменты рынка туристских услуг.

Второй уровень: 1-й вариант - основная программа по краткосрочному повышению квалификации; 2-й вариант - программа первого уровня, дополненная краткосрочными семинарами по выбору (общая продолжительность - от 72 до 100 ч).

Третий уровень: 1-й вариант - основная программа по повышению квалификации; 2-й вариант - программы первого или второго уровней с дополнительными семинарами по выбору (общая продолжительность - от 100 до 500 ч).

Четвертый уровень: 1-й вариант - основная программа по профессиональной переподготовке. Составы дисциплин могут меняться в зависимости от заказа слушателей, их должностной ориентации, но в соответствии с набором дисциплин учебного плана "Менеджмент" (№ 061100), утвержденного для подготовки специалистов на дневном отделении; 2-й вариант - программы первого, второго или третьего уровня с обязательным прохождением практики и краткосрочными семинарами по выбору (общая продолжительность - свыше 500 ч).

Пятый уровень: программы подготовки по второму высшему образованию.

Образовательные программы РМАТ для данного уровня разработаны на основании требований государственного образовательно го стандарта по специальности 061100 "Менеджмент" и направлены на подготовку специалистов, готовых к деятельности в области управления и организации туристских путешествий и туристского обслуживания в туристских предприятиях по разработке и реализации туристского продукта, в органах управления туризмом, экскурсионных бюро, туристских компаниях и корпорациях.

Разработанная модель ДПО реализуется в корпоративной сети дополнительного профессионального образования РМАТ.

Для создания корпоративной системы ДПО на базе разработанной модели определены следующие направления деятельности:

1. Расширение рынка образовательных услуг по дополнительно му образованию с использованием новых нетрадиционных форм обучения.

2. Разработка и внедрение блочно-модульной системы обучения, предполагающей индивидуальный подход при формировании учебной нагрузки для конкретных слушателей с учетом уже имеющихся у них сертификатов (удостоверений, свидетельств) РМАТ и других учебных заведений.

3. Подготовка и переподготовка кадров по программам ДПО, соответствующим европейским требованиям.

4. Разработка дистанционных и внутрифирменных форм и методов обучения с учетом психологических закономерностей восприятия, переработки и запоминания информации.

5. Проведение кампании по набору контингента на обучение, в том числе через систему франчайзинга.

6. Консалтинговое обеспечение деятельности турфирм (психологическая оценка и отбор персонала, аттестация кадров, формирование кадрового резерва, планирование карьеры, формирование команд, выявление путей повышения эффективности труда персонала организаций).

7. Использование психотехнологий с целью усиления фирменного имиджа Академии в ходе выставок, презентаций, сопровождения избирательных кампаний.

Эффективная деятельность создаваемой корпоративной системы ДПО достигается прежде всего путем:

- объединения научного потенциала ведущих экономических вузов;

- образовательной политики, направленной в регионы, в "глубинку", укрепления связи региональных центров с практикой.

Для продвижения программ обучения в Российской Федерации и оптимального распространения разработанных учебных материалов и "ноу-хау" институт ДПО использует систему франчайзинга. Эта система формируется в соответствии с международными стандартами.

Франчайзинг - форма сотрудничества на коммерческой основе, базирующаяся на сотрудниче стве внутри организации, когда франчайзи (учебный центр) является независимым предпринимателем. Он действует самостоятельно, но пользуется поддержкой и контролем со стороны франчайзе ра. Важнейшее преимущество системы в том, что функции распределяются между сторонами так, чтобы выполнить их наилучшим образом. Это создает взаимную выгоду обеим сторонам.

Почему именно франчайзинг?

Обычно на предпринимателя возлагается множество задач. Вне зависимости от образования или опыта мало кто способен выполнить все задачи наилучшим образом. В небольших начинающих организациях все задачи выполняются одним человеком, например разработка учебных материалов, набор студентов, реклама и организация курса. Но предприниматель, сосредоточиваясь на сути своего дела, должен иметь возможность делегировать другие задачи. Это увеличивает эффективность выполнения базовых задач, таких, как организация курса и помощь преподавателям. А задачи разработки учебных материалов, экзаменов и прочее могут быть лучше выполнены франчайзером. Франчайзи имеют право использовать имя, опыт, методы и ноу-хау франчайзера.

Алгоритм эффективности совместных учебных программ состоит из следующих десяти этапов:

1. Определение для предстоящей учебы группы родственных предприятий или группы специалистов (например, руководителей).

2. Анкетирование будущих слушателей-руко водителей для определения тематики учебы и актуальных проблем по выбранным темам.

3. Формирование тематики (не менее чем за месяц до семинара) с указанием актуальных проблем по каждой теме.

4. Проведение семинара (5-9 дней).

5. Анкетирование слушателей для определения содержания тем семинара, требующих углубленного изучения конкретных проблем предприятий по этим темам.

6. Посещение преподавателями и экспертами 2-3 предприятий (среднего и крупного бизнеса) и ознакомление с этими предприятиями на месте в соответствии с тематикой семинара.

7. Формирование совместно с экспертами детализированной тематики второго семинара.

8. Проведение через месяц второго семинара-практикума по выбранным темам (5-9 дней). В последние 2-3 дня проходят обсуждения и консультации слушателей по конкретным вопросам, т. е. управленческое консультирование.

9. Одно-двухнедельная работа экспертов (консультантов) на двух разных средних и крупных предприятиях по диагностике проблем, соответствующих теме семинара, разработка компьютерных программ решения этих проблем.

10. Рассылка программ (п. 9) всем участникам семинара в качестве практического примера изучения.

Форма и содержание обучения в каждом отдельном случае зависят от имеющихся недостатков и от стратегических целей отрасли в определенный период.

Проведенный анализ позволяет определить в качестве приоритетов следующие приемы построения корпоративной системы ДПО РМАТ:

- разработка и внедрение новых нетрадиционных дистанционных и десантных форм обучения (с использованием CD-ROM-дисков, магнитных носителей, мобильной компьютерной сети), авторизованного образования, создание виртуальных классов;

- преподавание практически всех учебных дисциплин с использованием современных информационных технологий;

- увеличение доли активных форм обучения (видеотренингов, деловых игр и т. п.);

- увеличение доли самообучения и самоподготовки в учебных планах;

- освоение блочно-модульной системы обучения, предполагающей индивидуальный подход при формировании учебной нагрузки для конкретных слушателей с учетом уже имеющихся у них сертификатов (удостоверений, свидетельств) РМАТ и других учебных заведений;

- экстернат;

- стажировки по индивидуальным программам, в том числе за рубежом;

- обучение в процессе оказания консалтинговых услуг;

- прогрессивная помощь и консультирование;

- подготовка программ развития туризма в регионах;

- внутрифирменное обучение.

База обучения. С целью активного освоения образовательного пространства в сфере дополнительной профессиональной переподготовки необходимо:

 - сформировать на территории РФ сеть учебно-консультационных пунктов (в перспективе - сеть по реализации дистанционной формы обучения) на базе дочерних образовательных учреждений Академии;

- активно привлекать к этой работе выпускников Академии, а также слушателей Института ДПО;

 - создать совместно с Объединенным университетом туризма государств - участников СНГ структуры дополнительного профессионального образования в странах Содружества (при условии признания документов РМАТ об образовании в странах Содружества);

 - использовать возможности созданной в Академии международной кафедры ЮНЕСКО по культурному туризму в целях мира и развития - это должно стать дополнительным стимулом к внедрению в образовательный процесс Института ДПО новых образовательных технологий;

 - привлекать в корпоративную сеть ДПО школы, культурные учреждения, музеи;

 - развивать корпоративную систему ДПО на базе подготовки специалистов по туризму с учетом регионализации.

Контингент преподавателей. При привлечении преподавателей приоритет отдавать:

- специалистам-практикам в области ведения туристского бизнеса;

- представителям организаций, обслуживающих деятельность турфирм (страховые компании, авиакомпании и т. д.), заинтересованных в проведении занятий, с целью формирования круга потенциальных клиентов;

·· работникам государственных, муниципальных органов, Госкомитета РФ по физической культуре, спорту и туризму, Минобразования, Госкомимущества, аппарата Госдумы.

Контингент слушателей. В качестве наиболее вероятного контингента для обучения признать:

 - работников турфирм, гостиниц;

 - работников других отраслей, желающих сменить профиль деятельности;

 - офицеров, у которых заканчивается срок военной службы;

 - выпускников вузов, ориентированных на параллельное приобретение второй специальности;

 - слушателей учебно-тренировочных курсов;

 - школьников - будущих абитуриентов Академии;

 - членов туристских клубов;

 - автолюбителей, туристов.

Особое внимание следует обратить на переподготовку преподавательского состава дочерних образовательных структур.

Структурные связи. Целесообразно принять за основу деятельности корпоративной системы ДПО РМАТ подход, предполагающий тесную взаимосвязь следующих направлений работы Академии:

- консалтинг и аудит туристских организаций;

- освоение и внедрение в учебный процесс информационных технологий;

- трудоустройство и стажировки выпускников;

- международные связи;

- совместная педагогическая деятельность с выдачей второго государственного диплома о высшем образовании.

Ожидаемые результаты:

¦ - закрепление лидерских позиций на рынке образовательных услуг;

¦ - усиление фирменного имиджа Академии;

¦ - осуществление учебного процесса на уровне современных зарубежных стандартов;

¦ - повышение научного авторитета среди учреждений, занятых в сфере образовательных услуг, включая Министерство образования и Объединенный университет туризма стран Содружества;

¦ - создание предпосылок для внедрения дистанционной формы обучения;

¦ - расширение сферы деятельности, вплоть до выхода на международный рынок образовательных услуг;

- повышение рентабельности - новые технологии обучения ориентированы в первую очередь на проведение учебно-презентационных семинаров на территории заказчика. Гибкость в выборе помещения обеспечивается ориентацией на платежеспособность заказчиков, уровень и статус мероприятия.

Практические результаты:

1. Значительное повышение экономической эффективности учебного процесса профессиональной переподготовки.

2. Апробирование инновационных образовательных технологий переподготовки с последующим внедрением в обучение по вузовским программам, что положительно скажется на качестве обучения, повышении уровня образования.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!