Abstracts PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF COMPETITIVE BEHAVIOR CONSTRUCTING IN SPORT A.V. Maltchikov, Ph. D., lecturer Key words: competitive behavior, tactics, strategy, independent variable, intention, plan. The problem of an athlete's behavior in situation of competition is in the center of the article. The author shifts an accent from athlete's pre-competitive psychological training toward real competitive behavior. Notions of psychological strategy and tactics, competitive plan and intention had been discussed in details. Besides that, the author had substantiated five main characteristics of on athlete's competitive behavior (Pentabasis) scientifically and named them as "independent variables". According to the author's opinion, all of these characteristics are locked on an athlete's personality and stay in direct dependence of it.
|
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОСТРОЕНИЯ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ В СПОРТЕ Кандидат психологических наук, доцент А.В. Мальчиков Ключевые слова: соревновательное поведение, тактика, стратегия, независимые переменные, замысел, план. Проблема. В данной статье предприни мается попытка теоретического осмысления проблемы эффективного соревновательного поведения спортсмена как проблемы психологической. В отечественной психологии спорта сложилось так, что большая часть исследований посвящена изучению проблем психологической подготовки спортсмена. Несомненно, это сыграло свою положительную роль в становлении и развитии психологии спорта, однако в настоящее время делается очевидным, что понятие "психологическая подготовка" не отражает, по-видимому, всего реального содержания практической работы психолога в спорте. Психологическая подготовка - это только часть психологической работы со спортсменом или командой. Целью психологической подготовки спортсмена к конкретному соревнованию, согласно А.Ц. Пуни [1], является формирование у него состояния готовности . Это, по существу, означает, что психологическая работа заканчивается в тот момент, когда для спортсмена наступает самое главное, - он начинает соревноваться. Не умаляя важности проблемы психологической подготовки к соревнованию, просто укажем на не менее важную психологическую проблему - построение и осуществление эффективного соревновательного поведения. Другими словами, предлагается перенести фокус практической работы психолога, а также теоретических исследований с состояния спортсмена на то, что и как он делает в соревновании. И то и другое вместе составляют общую проблему каузального объяснения ситуативного поведения индивида. Когда делается акцент на формировании состояния готовности спортсмена к соревнованию, то предполагается, что оно существенно влияет на поведение спортсмена в процессе соревнования и, следовательно, может служить причинным объяснением его исхода. Однако реальное поведение осуществляется в конкретных условиях, которые также влияют на поведение и с не меньшей силой, т.е. исход соревновательного поведения может быть объяснен влиянием факторов соревновательной ситуации. Преуменьшение наблюдателем влияния на поведение индивида ситуативных факторов и преувеличение влияния фактора его состояния (или внутренних диспозиций) получило в психологии название фундамен тальной ошибки каузальной атрибуции [2]. Таким образом, выдвигая проблему соревновательного поведения на первый план, мы тем самым пытаемся избежать этой распространенной ошибки. Стратегия и тактика. Соревновательное поведение является сложным по своему составу. Оно включает в себя разные по форме и содержанию действия. Действия могут быть реактивными или заранее подготовленными, они могут быть импульсивными или рациональными, алгоритмизированными или импровизированными и т.д. Соревнова тельное поведение спортсмена представляет собой своеобразный коктейль из всех этих видов действий. Однако спортсмены стремятся сделать свое поведение в соревновании рациональным , т.е. целенаправленным, осмысленным, последовательным и расчетливым. Это необходимо, чтобы спортсмен мог в ходе соревнования управлять своим поведением. Поэтому именно рациональные действия являются основой соревновательного поведения.Их можно заранее подготовить в нескольких вариантах, в зависимости от конкретных условий выбрать из них самый подходящий и использовать в данном соревновании. Такой вариант поведения и называют обычно тактикой. Итак, тактика - это избранное спортсменом (или тренером) поведение в конкретном соревновании [3]. Тактика является основой соревновательно о поведения. Цель тактики - получить преимущество в конкретных ситуациях соревнова тельной борьбы (но не победа в соревновании, ведь победа достигается не только за счет тактики). Тактика в ходе конкретного соревнования может изменяться, но всегда это будет другое избранное поведение, более подходящее для изменившихся условий, потому что тактика включает в себя действия, предназначенные для решения конкретной соревновательной задачи, и если эта задача не решается, тактика может быть изменена. Другим важным понятием, которое входит в концепт "соревновательное поведение", является "стратегия". Этот термин в спортивной практике используется гораздо реже, чем тактика, хотя оба эти слова заимствованы из одного и того же военного лексикона и, как правило, при их употреблении подразумевают друг друга. Примем трактовку стратегии, как наиболее близкую к основным идеям данной статьи, которую дал этому понятию известный специалист по проблемам управления Игорь Ансофф [4]. Применительно к соревновательному поведению эта трактовка может быть определена так: стратегия есть набор правил для принятия решений, которыми спортсмен (или тренер) руководствуется в своем соревновательном поведении. Отношение понятий "стратегия и тактика" сходно с отношением понятий "деятельность и поведение". И то и другое подобно отношению фигуры и фона в процессе восприятия. Поведение можно рассматривать как фигуру на фоне деятельности, как и тактику по отношению к принятой стратегии. Но в отличие от предметного мира, образно выражаясь, поведение (как и его тактика) прозрачно, через него просвечивает фон, деятельность (и ее стратегия). Поведение всегда является актуализацией деятельности, ее осуществлением в данный момент и в данном месте. Отношение стратегия - тактика также можно сравнить с правилами и планами социального поведения в концепции Р. Харре, которые рассматривались им как два типа регуляторов социального поведения. Правило - это фиксированный в знаковой форме социокультурный нормативный шаблон поведения, обязательный для исполнения. План - это тоже шаблон поведения, но не навязанный индивиду извне, а созданный им самим. Поэтому в отличие от правила план не имеет принудительной силы и может быть изменен [5]. При создании плана, по-видимому, нельзя не учитывать ограничений, налагаемых правилами, хотя каждый раз план создается заново. С другой стороны, удавшийся план может быть использован не один раз и, таким образом, стать правилом. Поэтому о правилах можно говорить как об общем плане, а о плане - как о конкретном применении правил. Набор правил, называемый стратегией, включает в себя ограничения, налагаемые на поведение правилами соревновательной борьбы, типичными условиями, устойчивыми свойствами самого спортсмена или команды и т.д., а также закономерности соревновательного поведения, являющиеся продуктом коллективного опыта в данном виде спорта или субъективного опыта спортсмена или тренера. Они могут меняться, если не оправдывают себя, пополняться новыми, но, видимо, не исчезают из опыта навсегда, пока спортсмен или тренер продолжает активную жизнь в спорте. Эти правила могут быть представлены в сознании в виде образов типичных ситуаций и действий, их вербальных описаний или цепочек рассуждений типа "если ..., то ...". И это не простая совокупность образов, слов и суждений, а их система, целостность, которую можно назвать стратегической концепцией соревновательного поведения. Сформулированная стратегия используется при поиске его конкретных форм и может помочь сосредоточить внимание на определенных условиях данной соревновательной ситуации и ее возможностях, а также отбросить все остальные возможности как несовместимые со стратегией в процессе принятия решения. Если стратегия нарабатывается спортсменом или тренером в течение длительного времени их совместной работы, тактика замысливается для конкретных соревновательных условий. Замысел представляет собой идею, догадку, эвристику, неясное и туманное суждение или даже афоризм. Но в любом случае в нем кристаллизу ется смысл предстоящей соревновательной ситуации, догадка о том, как могут развиваться события, а также каким спортсмен видит себя в этих событиях. Понимание смысла ситуации дается не чисто формальными, логическими средствами, а каким-то интуитивным схватыванием. Описать его словами бывает очень трудно и поэтому встает проблема передачи замысла тренером своим спортсменам или спортсменами партнерам. Сделать это можно, воспользовав шись переменными, которые не только помогают описать поведение, но и произвольно задавать его наиболее важные характеристики. Такие переменные называют независимыми . Задать такие переменные и определить их параметры - это и значит превратить замысел в план. И хотя план не может передать всего содержания замысла, он обладает преимуществом операциональности и может служить основанием построения соревновательного поведения и их дифференциации. От замысла к плану. Выбирая независимые переменные, воспользуемся обоснованным мнением В.А. Ганзена, считающим, что "основными характеристиками любого объекта являются пространственные, временные, информационные и энергетические. Этими характеристиками обладает субстрат объекта, который выполняет и функции интегратора перечисленных характеристик" [6]. Поскольку этих характеристик пять, все вместе они получили название пентабазиса. Воспользуемся пентабазисом как независимыми переменными для того, чтобы показать, как, задавая их параметры, можно создавать разные тактики, т.е. варианты соревновательного поведения спортсмена, и тем самым менять соревновательные условия для его соперников. Пространственные характеристики . В различных видах спорта задать пространственные характеристики означает определить: позицию, или место, спортсмена на дистанции бега, игровом поле, в поединке и т.д.; маршруты передвижения ; конфигурацию игроков на поле (например, в футболе); ограничения сферы действий; исходное положение относительно соперника (например, в ситуации единоборства) и др. Временные характеристики. К основным временным характеристикам поведения относят его темп, быстроту, реактивность, последовательность определенных моментов, их длительность и др. Эти параметры легко задавать, однако выдерживать бывает непросто, так как это зависит от энергетических возможностей спортсмена. Информационные характеристики. Информационная переменная важна для управления соревновательным поведением. Задать эту переменную значит определить, во-первых, какую информацию спортсмен или тренер должны получать в ходе соревнования, за какими объектами нужно следить в той или иной ситуации, во-вторых, какую информацию они должны выдавать соперникам и, в-третьих, какой информацией и с помощью каких сигналов должны обмениваться партнеры. Психологическая сущность спортивного соревнования - игра, а соперникам в игре свойственно скрывать свои истинные намерения, действия и состояния, поэтому очень важно различать слабые сигналы, по которым можно судить о них. Особое значение здесь имеет восприятие, которое, по словам Э.С. Рида, представляет собой "нечто большее, чем просто источник знания, оно является и средством управления действием"[7] . Оперируя информационной переменной, можно решить, например, какое "лицо" показывать соперникам. Варианты могут быть самыми разными, но основных вариантов два: "лицо" спортсмена демонстрирует его полную уверенность в себе или, напротив, полную растерянность и неготовность. Энергетические характеристики . Поскольку спорт есть двигательная деятельность, энергетические характеристики поведения являются чрезвычайно важными. Главная проблема - как распределить силы в пространственно-временных границах конкретного соревнования. Эта проблема существует в любых видах спорта. Но в тех видах спорта, где спортсмены соревнуются в силе, быстроте или выносливости, управление именно этой переменной оказывается решающим условием эффективности соревновательного поведения. По всей видимости, принципиальные варианты решения этой проблемы являются общими для любого вида спорта. Распорядиться своими энергетическими ресурсами спортсмен или команда может или равномерно распределив их в соревновании, или использовав большую часть их в его начале, или экономя и приберегая их к финальной стадии. Конечно, вариантов существуют гораздо больше, но основные решения именно такие (даже в шахматах). Другая не менее важная проблема - как повысить необходимый в данном соревновании общий уровень активности спортсмена или команды. Можно указать, по крайней мере, два возможных решения и той и другой проблемы. Одно из них - повысить уровень активности можно, задавая пространственные и временные характеристики соревновательного поведения и тем самым повышая уровень энерготрат. Другое решение - воздействие на эмоции и мотивацию спортсмена или команды, т.е. на аффективную сторону поведения. Аффекты, как говорил Спиноза, - это изменения жизненной активности человека, усиливающие или уменьшающие ее. Так же как и энергопотенциал, аффекты характеризуют индивидуальность человека, осуществляющего соревновательное поведение в спортивном соревновании, о чем речь пойдет ниже. Спортсмен как переменная соревновательного поведения. Спортсмен осуществляет соревновательное поведение, он является действователем, "актером", как выразился американский социолог Т. Парсонс. Но спортсмены отличаются друг от друга и по мастерству, и по индивидуальным свойствам. Кроме того, один и тот же спортсмен может находиться в разных психологических состояниях. Поэтому оперирование этой переменной требуется, во-первых, когда тренеру нужно определить состав команды или изменить его, а во-вторых, когда спортсмену (и тренеру) нужно, чтобы он был в оптимальном состоянии к моменту соревнования. Вторая задача, несомненно, более трудоемкая и сложная, решается в процессе тренировочной работы и специально в процессе психологической подготовки. Соревновательное поведение. Принятие правил и принципов соревновательного поведения (стратегия), замысел и описание его в операциональных переменных (план) являются началом построения поведения, но отнюдь не его завершением. План - это схематические наброски поведения, предлагаемого для исполнения. Его можно рассматривать как гипотезу о том, что данное поведение с некоторой вероятностью поможет получить определенное преимущество в спортивном соревновании. Тогда соревновательное поведение является как бы проверкой этой гипотезы, результат которой может подтвердить или опровергнуть ее. Соревновательное поведение можно сравнить с рассказываемым кем-то текстом. Он представляет собой смесь содержания, с одной стороны, и способностей и мастерства рассказывающего - с другой. В лингвистике рассказываемая история получила название нарратив [8]. Соревновательное поведение носит нарративный характер, т.е. оно обладает своим содержанием, определяемым тактикой и стратегией, и всегда является исполняемым кем-то (спортсменом или командой как коллективный исполните лем), кто обладает мастерством и индивидуальнос тью. Другими словами, это всегда чье-то реальное поведение, построение которого завершается только в случае, если соревновательная задача решена и получено решающее преимущество. При этом может возникнуть новая задача и тогда построение соревновательного поведения возобновляется, но это уже будет другое поведение. Перефразируя известные слова Н.А. Бернштейна, сказанные об упражнении, соревновательное поведение - это всегда деятельное строительство. Событие спортивного соревнования можно разделить на локальные события, каждое из которых имеет свою специфику. Так, выделяются события начала, начинающиеся с выстрела стартера или свистка судьи, целый ряд событий, приходящихся на середину соревнования и длящихся до момента, когда начинается финиширование. Кроме того, нужно учесть, что важные события могут происходить перед тем, как начнется соревнование, а также после его окончания. Локальные события можно выделить и по другому основанию: в одних спортсмен нападает, в других защищается. По степени новизны события в соревновании можно разделить на совершенно не известные спортсмену, неожиданные, но среди них есть и такие, которые происходят в типичных ситуациях и поэтому довольно часто повторяются. События различаются и по своей скоротечности. Самые быстропротекающие из них названы оперативными. Они составляют особую проблему. Каждая из них отличается своими требованиями к соревновательному поведению, но если оставаться только в рамках этих требований, мы будем постоянно обращаться к различным свойствам и диспозициям спортсмена и посредством их объяснять его действия, т.е. совершать фундаментальную ошибку атрибуции, о которой уже говорилось выше. Но события соревнования и ситуации, в которых они протекают, помимо требований обладают еще и возможностями . Соревновательное поведение становится эффективным, когда спортсмен способен эти возможности воспринимать и оценивать. Как утверждал Дж. Гибсон, знания, необходимые для выполнения задуманного, извлекаются из оценки возможностей [9]. Итак, тактика составляет лишь предпочитае мую спортсменом или тренером более или менее рациональную основу соревновательного поведения, опираясь на которую становится возможным управлять им. Но эффективность соревновательного поведения зависит не только от этого, поэтому она продолжает оставаться нерешенной проблемой. Примечания 1. А.Ц. Пуни. Психологическая подготовка к соревнованию в спорте. - М.: ФиС, 1969. 2. Л. Росс, Р. Нисбетт. Человек и ситуация. - М.: АСПЕКТ ПРЕСС, 1999. 3. Читатель, несомненно, оценит различия в понимании тактики, обратившись к таким, например, текстам: А.В.Родионов. Психологические основы тактической подготовки //Психология спорта высших достижений. - М.: ФиС,1979, с. 93-102; В.С. Келлер. Стратегия, тактика и техника соревновательной деятельности //Теория спорта. Под ред. В.Н.Платонова. - Киев: Вища школа, 1987, с. 79-86; Л.П. Матвеев. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов. - Киев: Олимпийская литература, 1999, гл. 3, с. 85-96. 4. И. Ансофф. Стратегическое управление. - М.: Экономика, 1989, с. 68. 5. Цитируется по: П.Н.Шихирев. Современная социальная психология в Западной Европе. - М.: Наука,1985, с. 68-71. 6. В.А. Ганзен. Системные описания в психологии. Л. 1984, с. 44. 7. Э.С. Рид. Уроки по теории действия //Управление движениями. - М.: Наука, 1990,с. 14. 8. И. Брокмайер, Р. Харре. Нарратив: проблемы и обещания одной альтернативной парадигмы//Вопросы философии, № 3, 2000, с. 29-42. 9. Э.С. Рид. Указ. соч., с. 17. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |