ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИИ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ


Abstract

FOREGROUND SCIENTIFIC RESEARCHES OF SKIING FACULTY

V.V. Yermakov, Ph. D., professor, honoured worker of Russian physical culture.

L.F. Kobzeva, Ph.D., lecturer.

Key words: structure and technique of motions, motor actions, technical training, ski-racer, simulators, units, dodges.

The analysis of over 35 years-long SSIFC skiing faculty's scientific path is represented in the article. The authors noted the main trends of the faculty's scientific searching: structure of motions, technical specifics, variations and durability of motor structure, modeling, rationalization and optimization of motor actions, training methods' efficiency estimation. Besides that, the authors noted some faculty's scientists, which had win the wide recognition in Russia. Some scientific successes of the faculty are noted also.


ПРИОРИТЕТНЫЕ НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ КАФЕДРЫ ЛЫЖНОГО СПОРТА СГИФКа

Заслуженный работник физической культуры РФ, кандидат педагогических наук, профессор В.В. Ермаков

Кандидат педагогических наук, доцент Л.Ф. Кобзева

Ключевые слова: структура и техника движений, двигательные действия, техническая подготовка, лыжник-гон щик, лыжные ходы, тренажеры, устройства, приспособления .

Техническая подготовка как одна из сторон общей подготовки призвана решать крайне важную задачу - трансформации двигательного потенциала спортсмена в спортивный результат.

Спортивная техника лыжника-гонщика достаточно сложна и многообразна. Сложность ее заключается в том, что выполнение двигательных действий лыжника-гонщика осуществляется на фоне воздействия сбивающих факторов, различий в условиях скольжения, состояния рельефа и микрорельефа лыжни, нарастающего утомления. Многообразие техники состоит в том, что спортсмен в процессе передвижения по дистанции использует большой круг различных способов, приемов двигательных действий, обеспечивающих решение главной задачи - достижение высокого спортивного результата.

Разработке проблем технической подготовки в лыжных гонках коллектив преподавателей, инженеров, аспирантов, студентов и сотрудников кафедры лыжного спорта института посвятил более 35 лет своей деятельности.

Многолетняя исследовательская деятельность коллектива кафедры была направлена на решение проблемы "Оптимизация структуры двигательных действий лыжника-гонщика и пути ее совершенствования".

Наиболее активно и плодотворно в разработке проблемы участвовали штатные и внештатные сотрудники Смоленского ГИФКа: профессор В.В. Ермаков (научный руководитель темы), доценты А.В. Пирог, Л.Ф. Кобзева , В.Ф. Лазарев, В.Н. Рыженков, И.Т. Яковлев, Н.П. Копьев, А.В. Гурский; преподаватели Л.Д. Ермакова, Л.И. Рыженкова, О.Ю. Солодухин, В.А. Медведев; инженеры Г.С. Луговский, А.П. Кулешов, А.К. Кириченко, О.О. Лонский , А.А. Савельев, Е.А. Уляхин, А.В. Денисов; преподаватели кафедры физвоспитания Смоленского педагогического университета, доценты Л.Д. Никощенков и С.Л. Никощенков; научные сотрудники ВНИИФКа к.п.н. И.Г. Огольцов, Н.Н. Кондратов; доцент кафедры лыжного спорта РГАФК В.Н. Манжосов; преподаватели кафедры физвоспитания Тартуского университета доценты Ю.А. Кальюсто и Н.Н. Цильмер, доцент Тульского университета доцент Ю.Ф. Рыбаков, доцент Академии физического воспитания республики Беларусь Н.А. Демко.

Научно-методологической основой в исследованиях техники, методики обучения и совершенствования явился системно-структурный метод анализа и оценки техники движений (Д.Д. Донской, 1960).

Параллельно с исследованиями коллективом исполнителей разрабатывались и внедрялись инструментальные методики для регистрации и оценки техники, физических качеств в естественных условиях передвижения. Большую роль в разработке методик и проведении исследований сыграла созданная в 1968 г. лаборатория "Управление спортивно-технической подготовкой". Были сконструированы, изготовлены и внедрены в исследования динамографическая платформа-лыжня, тензодинамографические лыжи, лыжные палки, лыжероллеры, установка для облегчающего лидирования, серия тренажеров, устройств и приспособлений. Лучшие образцы защищены авторскими свидетельствами на изобретения, свидетельствами рационализатор ских предложений, экспонировались на ВДНХ CCCP и выставке НТТМ-86 в Варшаве. Некоторые из них были преобразованы в автоматизи рованные комплексы, позволяющие оперативно получать информативные показатели, давать срочную информацию и формировать банк научных данных.

Отдельные методики были использованы в работе КНГ при оказании научно-методичес кой помощи лыжникам-гонщикам сборной команды страны в процессе подготовки к ответственным международным соревнованиям.

Представляем результаты наиболее приоритетных исследований, полученные коллективом авторов по изучаемой проблеме.

Исследование структуры движений способов передвижения на лыжах

В процессе многолетних исследований была разработана фазовая структура движений в группе одновременных (классических) и коньковых лыжных ходов: определены периоды и фазы скользящего шага, позы и граничные моменты, частные и общие задачи, двигательные действия.

Выявлены принципиальные и частные отличия в двигательных действиях, в характере работы мышц, определены эффективные, рациональные движения, апробированы средства, методы обучения технике и ее совершенствования. С позиций системно-структурного анализа движений начато изучение техники других способов передвижения на лыжах - поворотов в движении, подъемов, спусков, торможений, которым на протяжении многих лет уделялось мало внимания.

Исследование особенностей техники передвижения на лыжах спортсменов разной спортивной квалификации, возраста и пола

Установлены характерные отличия в технике двигательных действий у мужчин и женщин, спортсменов разного уровня подготовленности . Каждому уровню подготовленности спортсменов соответствует "своя техника", свои возможности для реализации двигатель ного потенциала в процессе соревновательной деятельности. Соответственно этому экспериментально обоснованы средства и методы для оптимизации структуры движений: этапный принцип совершенствования, дифференциро ванный подход в методике формирования двигательных навыков с учетом подготовленности, пола и возраста.

Вариативность и надежность структуры движений в переменных условиях

В процессе исследований были установле ны оптимальные диапазоны вариативности техники с учетом различных факторов и условий передвижения лыжника-гонщика, определены средства для формирования относитель но стабильных и надежных двигательных навыков. В соревновательном периоде - это моделирование разнообразных, усложненных условий передвижения, что зачастую обеспечивается природными факторами. В бесснежное время - комплексное или избирательное применение специальноподготовительных упражнений (лыжероллеры, искусственные лыжни, различные виды имитаций, тренажеры и т.д.) с учетом технической "стоимости" каждого упражнения и применительно к различным условиям передвижения на лыжах по снегу. Такой подход обеспечивает сопряженное развитие специальных физических качеств и формирование вариативно-стабильных, надежных двигательных навыков при передвижении в условиях соревновательной деятельности спортсменов.

Моделирование, рационализация и оптимизация двигательных действий

В исследованиях данного направления с использованием корреляционного и факторного анализов параметров техники и физических качеств были разработаны ведущие характеристики, их модельный уровень, выделены факторы, определяющие спортивно -техническое мастерство спортсменов разной квалификации и возраста.

На основе установленных ведущих параметров и факторов в структуре двигательных действий была разработана методика технического совершенствования лыжников-гонщиков разной квалификации.

Разработка, обоснование и применение средств специальной подготовки лыжника-гонщика

Исследованиями установлено, что для сохранения и поддержания на определенном уровне специального двигательного навыка в бесснежное время необходима целенаправ ленная тренировка с применением различных специальноподготовительных упражнений, в том числе и нетрадиционных средств (тренажеров, устройств, приспособлений).

Исследования проводились по двум направлениям: первое - изучение степени их соответствия двигательным действиям лыжника в способах передвижения на лыжах, их функциональному воздействию на организм спортсмена, эффективности их применения для сопряженного развития физических качеств и совершенствования техники движений; второе - разработка и экспериментальное обоснование новых, нетрадиционных средств (преимущественно тренажеров) для решения педагогических задач по обучению и совершенствованию двигательных навыков в обычном и рекордном режимах, превышающих соревновательный.

Были даны техническая и функциональ ная оценки ведущих средств специальной подготовки - бега, шаговой и прыжковой имитации, тяжелых и легких лыжероллеров, роликовых коньков, передвижения по искусственным покрытиям, дана педагогическая оценка и определена направленность их использования применительно к различным условиям передвижения на лыжах.

Сконструированы, изготовлены и внедрены в учебно-тренировочный процесс, апробированы в педэкспериментах на лыжниках тренажеры, получившие название: "рессоры для классических и коньковых лыжных ходов, "карусель","круг","лыжный тредбан","салазки"," имитаторы работы рук", стационарная и передвижная (на снегоходе "Буран") системы облегчающего лидирования. На базе инструмен тальных методик были оборудованы экспериментальный полигон (платформа-лыжня, установка облегчающего лидирования) и тренажерно-исследовательский зал кафедры.

Исследование эффективности методик обучения и оптимизации двигательных действий на этапах становления спортивно-тех нического мастерства лыжников-гонщиков

В этом направлении был разработан и апробирован этапно-компонентный подход к процессу обучения технике и ее совершенство ванию. Процесс обучения осуществляется в три этапа: обучение общей схеме движений, углубленное изучение элементов движения, освоение способа передвижения в целом. В стуктурно-логической схеме обучения на каждом этапе необходимо определить признаки, позволяющие судить о степени овладения двигательными действиями, поставить конкретную цель и задачи, подобрать методы и упражнения, установить критерии контроля и самоконтроля. По трем этапам проходит и процесс совершенство вания техники: совершенствование общей структуры движений, совершенствование элементов и согласованность движений, совершенствование индивидуальных двигательных действий. Были определены и компоненты: целевой, стимулирующе-мотивационный, содержательный, операционно-деятельностный, контрольно-регулировочный и оценочно-ре зультативный. Данная структура процесса обучения построена на основе педагогического подхода с учетом двусторонней сущности обучения, направленного на овладение его содержанием (способами передвижения).

Внедрение результатов исследования в теорию и практику лыжного спорта

По мере накопления и обобщения экспериментального материала проводилось его внедрение в учебно-тренировочный процесс, в подготовку лыжников различной квалификации - от спортсменов-новичков до сильнейших гонщиков страны. По заданию Комитета по физической культуре и спорту в разные годы (1976-1989 гг.) коллективом преподавателей, аспирантов была оказана действенная научно-методическая помощь по технической подготовке сборным командам СССР, России, участникам финальных соревнований "Олимпийские надежды России",VIII и IX зимних Спартакиад народов России и I зимних Всесоюзных спортивных игр молодежи, членам сборной команды страны по лыжным гонкам перед подготовкой к Чемпионату мира в Оберсдорфе, этапу Кубка мира в Ленинграде перед Олимпийскими играми в Калгари. По результатам обследования тренерам и спортсменам предоставлялась информация по индивидуальной оценке техники, уровню технической подготовленности, рекомендации по ее совершенствованию.

По материалам исследования было издано 5 сборников научных трудов, 30 учебных пособий и методических разработок, защищено 14 кандидатских диссертаций, опубликовано более 300 научно-методических статей и тезисов, изготовлено и внедрено более 30 приборов, устройств и тренажеров, которые защищены двумя авторскими свидетель ствами на изобретения и 20 свидетельствами на рацпредложения.

За цикл работ по проблеме "Спортивно-тех ническое мастерство лыжников-гонщиков" на соискание премий по спортивной науке (2-й Всероссийский конкурс, 1993 г.) коллектив авторов: В.В. Ермаков, А.В. Гурский, Л.Ф. Кобзева, И.Т. Яковлев - награжден дипломом Олимпийского комитета России.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!