ЮБИЛЕЙ ВУЗА: ПРОШЛОЕ И БУДУЩЕЕ


Abstract

50 YEARS OF SMOLENSK STATE INSTITUTE OF PHYSICAL CULTURE: HISTORICAL STAGES AND DEVELOPMENTAL PERSPECTIVES

S.A. Korenevsky, professor, honoured worker of Russian physical culture, rector of SSIPC

Key words: institute, education, human resources, graduates, sport, science, main trends.

This article is devoted to the 50-th anniversary of Smolensk State institute of physical culture. The main historical stages of the institute development are represented. The author noted a wide rank of outstanding people, which made a big contribution to the institute's professional, sports and scientific fame. Special attention had been paid to the main tendencies of the institute's scientific life. Some theoretical and methodical researches conducted by the institute scientists had been noted. Above that, the author described some developmental perspectives, oriented to the improvement of student's professional training, sports mastership perfection, further reformation of educational process.


50 ЛЕТ СМОЛЕНСКОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ИНСТИТУТУ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ: ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Ректор института, заслуженный работник физической культуры
Российской Федерации, профессор С.А. Кореневский

Ключевые слова: институт, образование, выпускники, кадровый потенциал, спорт, наука, приоритетные направления.

В деятельности каждого трудового коллектива наступает пора, когда необходимо оценить этапы пройденного пути, подвести итоги достигнутого и с учетом приобретенного опыта наметить перспективу дальнейшего развития, перейти на качественно новый уровень. В трудовых буднях высших учебных заведений физической культуры - это повышение качества подготовки специалистов по физической культуре и спорту, использование новых эффективных методов подготовки спортсменов высокого класса, разработка методик оздоровления населения России. Именно в этих направлениях трудился и трудится коллектив Смоленского государственного института физической культуры, который в 2000 году отмечает свой полувековой юбилей. Решением Совета Министров СССР от 13 апреля 1950 года был определен его статус, и 1 сентября 100 студентов первого набора приступили к учебе. Прошедшие годы, которые преодолел институт, - это период становления, несомненных успехов и определенных ошибок, поиска и развития традиций, формирования Смоленской школы подготовки высококвалифицированных специалистов по физической культуре и спорту.

В настоящее время коллектив вуза выходит на новые рубежи своей профессионально-педагогической деятельности, которую определяют динамичность развития и творческий поиск, формирование у студентов широкой образованности и культуры, в том числе богатого духовного мира, высокого уровня компетентности.

За время полувековой профессионально-педагогической деятельности институтом подготовлено 12 757 специалистов. Из них дипломы с отличием получили 705 человек. Выпускники института эффективно трудятся на ниве образования в общеобразовательных школах, дошкольных учреждениях, колледжах и вузах, осуществляют управленчес ко-организаторскую деятельность, работают педагогами-тренерами в ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ, в зарубежных странах (США, Италии, Германии, Норвегии и др.). И это не только педагоги и учителя физической культуры, признанные руководители управленческого аппарата в разных регионах России, но и ученые, доктора и кандидаты наук, которые внесли заметный вклад в разработку теоретико-методических основ отечественной системы физического воспитания и спортивной тренировки, а также целая плеяда выдающихся тренеров, осуществляющих подготовку спортсменов высокого класса.

Гордостью института являются незаурядные и самобытные выпускники, которые обеспечивали и обеспечивают эффективную управленческую деятельность на различных административных должностях в различных звеньях физической культуры и спорта Российской Федерации. Это О.А. Андриевский, В.И. Борисов, В.И. Борлов, В.П. Карпов, В.А. Клишин, В.П. Ковалев, Г.П. Федоров, Б.М. Павленко, В.Н. Костюченков, В.А. Филимонов, А.М. Лысаков, В.Е. Смирнов, Г.Н. Шибаев, В.Г. Ярыгин, А.А. Пирожников и др.

На первом этапе становления огромную роль сыграла работа высокообразованных специалистов, которые сформировали фундамент института. К ним относятся Н.А. Никонов, С.М. Виноградов, Б.Н. Смирнов, И.В. Брион, Ю.Р. Пореш, Б.Л. Трегубова, О.Н. Соколова, С.В. Эрдман, Н.А. Соболева, Н.Н. Бочкарева, А.Я. Величкина, А.Н. Хазан. На этом этапе (1951-1968 гг.) большую организаторскую и профессионально-педагогическую роль в развитии института сыграл ректор, выпускник ГДОИФКа им. П.Ф. Лесгафта доцент П.К. Губа.

Несмотря на огромные затраты на восстановление разрушенного после Великой Отечественной войны хозяйства администрация области и города, Всесоюзный и Российский республиканский комитеты по физической культуре и спорту оказывали всемерную поддержку и помощь в становлении нового вуза.

Профессорско-преподавательский состав как главный стержень системы высшего образования определял ближайшие и отдаленные перспективы функционирования института. Именно от состояния кадрового обеспечения, уровня квалификации, стремления преподавателей к самообучению и совершенствованию всецело зависели и зависят качество и глубина преобразований в сфере профессионально-педагогической и организаторской деятельности института. Следует отметить, что в 1950-1954 годах в институте в проведение кадровой политики неоценимый вклад внесли ГЦОЛИФК (РГАФК) и ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта (Санкт-Петербургская ГАФК). Именно эти крупные отечественные высшие научно-педагогические школы направили на работу своих лучших выпускников: Л.Л. Федорова, Б.П. Шахина, А.А. Золотухина, В.А. Зыкова, Н.С. Сергееву, В.Г. Богданова, А.С. Бормотова, В.М. Червякова, В.Г. Семенова, В.М. Брушко, Л.Я. и Е.Г. Терехиных, Л.А. Дружинину, И.А. Панина, А.Д. Брейкина, И.М. Приставкину, В.И. Хаймину, В.И. Скобликова, Б.А. Морозова, К.П. Леонтьева, В.В. Ермакова, Р.Р. Лемзаля, В.А. Акимова и др. Такой педагогический симбиоз молодых специалистов разных высших школ определил открытие всех спортивно-педагогических кафедр, широту преобразований и успешность реализации высшего профессионального образования в институте.

Дальнейшее развитие института и формирование теоретических, медико-биологических и специально-педагогических кафедр осуществля лось опытными учеными, педагогами, которые продолжали развивать Смоленскую научно-педа гогическую школу подготовки специалистов в области физической культуры и спорта. К ним следует отнести профессоров В.М. Волкова, И.И. Бахраха, Р.Н. Дорохова, доцентов В.Д. Антипова, Н.М. Петелина, И.Ф.Зоркина, В.Н. Катаева, И.М. Попова, Б.И. Белякова, В.П. Чаплина, А.С. Зайцева, А.Ф. Шаченкова, П.И. Иванова, И.У. Канаеву, Г.П. Чернову, Б.Г. Терещенко, А.П. Висилягину, О.С. Тарасову, старших преподавателей В.А. Иванову, В.М. Шамина, Г.С. Саморукова, С.Я. Генкина, Е.К. Малиновского и др. На рубеже 70-80-х годов важным фактором дальнейшего развития института и совершенствования учебно-воспитательно о процесса явилось создание оптимальной учебной и спортивной инфраструктуры, что связано с результативной и высокопрофессиональной деятельностью ректора института доцента Ю.Р. Пореша (1968-1979 гг.). В настоящее время институт располагает 4 учебными корпусами, 11 специализированными залами, роликодромом, стадионом с двумя футбольными полями и метательным комплексом. Имеет 3 студенческих общежития, столовую, библиотеку, компьютерный центр, читальный зал и научно-методический кабинет, медико-санитарную часть, современный центр физической реабилитации.

С 60-х годов кадровый потенциал начинает формироваться из числа молодых, творчески и профессионально подготовленных выпускников института. Их деятельность строилась на традиционно сложившихся принципах подготовки высококвалифицированных специалистов в области физической культуры и спорта.

К таким педагогам следует отнести проректора по учебной работе доцента О.Е. Лихачева, проректора по НИР профессора В.В. Ермакова, проректора по экономической работе доцента Г.Н. Греца, деканов: профессора В.П. Шукаева, доцентов Г.С. Фомина и В.П. Пойманова, заведующего ФПК доцента Р.М. Тухватулина, заведующего аспирантурой доцента В.А. Быкова, заведующих кафедрами: спортивной медицины, биохимии и ЛФК - доктора медицинских наук, профессора И.И. Бахраха; физиологии - доктора биологических наук, профессора Э.А. Городниченко; анатомии, биомеханики и информатики - доктора педагогических наук, профессора В.П. Губу; гимнастики - доцента В.Н. Зайцева; лыжного спорта и спортивного ориентирования - доцента Л.Ф. Кобзеву; легкой атлетики - доцента Е.П. Врублевского; психологии и педагогики - доцента Л.П. Грибкову; теоретических основ физической культуры и спорта - доцента А.Н. Политухина; велосипедного и конькобежного спорта - доцента А.М. Докторевича; футбола-хоккея - доцента В.А. Перепекина; спортивных единоборств и плавания - доцента А.И. Павлова; иностранных языков - доцента В.П. Луговского; гуманитарных и социально-политических наук - доцента К.Н. Ефременко ва; доцентов А.В. Мальчикова, А.В. Пирога, А.Р. Глебова, В.С. Карпова, Л.Г. Конова, Е.А. Фомину, В.А. Смольянова, П.В. Мелихова, Л.Т. и А.В.  Ромашовых, А.А.  Николаева, Е.А. Лычака, А.В. Гурского, В.А. Николаева, Н.П. Дроздову, А.П. Хренова и др.

Неузнаваемо изменился институт за 50 лет. На четырех его факультетах и 15 кафедрах обучаются почти 2 тысячи студентов и работают 155 преподавателей, половина из которых имеют ученые степени и звания. В вузе трудятся 4 члена-корреспон дента различных академий.

Позитивный вклад в развитие института внесли ректоры - доцент А.Н. Куксин (1979-1986 гг.) и профессор А.С. Селиванов (1986-1998 гг.).

Современная грамотность специалистов в области физической культуры может быть достигнута только благодаря перестройке всей системы учебного процесса на основе новой методической и информационной культуры. Большинство кафедр оснащено компьютерами различных поколений и обеспечены пакетами прикладных программ, используемых по темам различных дисциплин, входящих в новый учебный план. Это открывает новые возможности для ускоренной интенсификации и оптимизации учебного процесса на основе регламентации индивидуальных творческих способностей каждого студента. По завершении усвоения блока учебных программ студенты должны обладать оптимальным уровнем знаний, умений и навыков, владеть механизмами поиска, отбора и анализа профессиональной информации.

Для формирования творческих способностей студентов и максимального приближения их к профессиональной деятельности большое место начиная с 1-го курса отводится (на договорной основе) стажировке студентов в качестве помощников тренеров ДЮСШ, СДЮШОР и ШВСМ. Это один из важных путей стимулирования уровня педагогической и профессиональной подготовки индивидуального образования будущих специалистов.

В институте за 50 лет существования накоплен опыт повышения спортивно-педагогического мастерства (СПМ) студентов. СПМ - неотъемле мая часть профессиональной подготовки будущих специалистов, в рамках которой формируются специальные знания, умения и навыки, творчески переосмысливается и двигательно усваивается весь многообразный комплекс физических упражнений, повышается эффективность методов тренировки, опробываются различные варианты техники и тактики. СПМ - это своеобразный полигон и образовательно-тренировочное пространство, где происходит формирование педагога-тре нера, педагога-методиста. За прошедший период работы 536 студентов выполнили нормативы мастера спорта, а 37 стали мастерами спорта международного класса.

Славные страницы в летопись отечественного спорта вписала группа выпускников, которым было присвоено звание заслуженных мастеров спорта. Это Николай Костылев (чемпион мира по штанге), Александр Засухин (чемпион мира по боксу), Сергей Терещенков (чемпион мира по спринту на треке), Любовь Садчикова (чемпионка мира по спринтерскому многоборью, конькобежный спорт), Виктор Куповец (чемпион мира по спринту на треке), Эрика Салумяэ (чемпионка Олимпийских игр и мира по велоспорту, спринт), Юрий Шаров (чемпион Олимпийских игр, фехтование), Надежда Таланова (чемпионка Олимпийских игр, биатлон), Ольга Кузенкова (чемпионка мира по метанию молота). Высокие звания чемпионов и рекордсменов Советского Союза, мира и Европы завоевывали Александра Хилькевич (легкая атлетика), Валерий Чагин (конькобежный спорт), Игорь Марчуков (плавание), Людмила Гречанникова (художественная гимнастика), Александр Рачев и Александр Климов (конькобежный спорт), Виктор Дворецкий (биатлон), Сергей Коряжкин (фехтование), Александр Мацко (легкая атлетика), Лариса Новосельская (биатлон), Екатерина Назарова (таэквондо). Большая группа выпускников института за подготовку спортсменов экстра-класса удостоена высокого звания заслуженного тренера СССР. Это Гранит Торопин (греко-римская борьба), Владимир Кузьмин (конькобежный спорт), Василий Телегин (легкая атлетика), Валентин Приставкин и Юрий Осадкин (конькобежный спорт) и др.

Нельзя не отметить, что за подготовку спор-тивных резервов и спортсменов высокой квалификации 57 выпускникам было присвоено звание заслуженного тренера РФ.

Велик вклад в историю отечественного и мирового спорта выпускников заочного факультета. К ним следует отнести заслуженных мастеров спорта Евгения Гришина (4-кратного олимпийского чемпиона), Ольгу Данилову (чемпионку мира и Олимпийских игр по лыжным гонкам); чемпионов мира Андрея Кормана, Людмилу Самотесову, мастеров спорта СССР международного класса Ю. Сапегу и А. Кузнецова (волейбол), Оксану и Ольгу Гришиных (велоспорт) и др. Выпускниками факультета заочного обучения являются заслуженные тренеры СССР Д. Берлин (баскетбол), Е. Гришин (конькобежный спорт), В. Самотесов (легкая атлетика), А. Перекальский (фехтование), А. Гусятников и С. Максимов (велоспорт).

Одно из приоритетных направлений в деятельности института - научно-методическая работа, которая призвана целенаправленно влиять на качество образовательного процесса и подготовку современных научно-педагогических кадров. На начальном этапе своего развития (1956-1960 гг.) спортивная наука в институте в определенной степени носила прикладной характер и была направлена на разработку и издание научно-методических и учебно-методических пособий по различным учебным дисциплин. Рубеж 1960 года стал переломным с точки зрения научной квалификации преподавательского состава института. После завершения учебы в аспирантуре и успешной защиты диссертации на работу прибыли кандидаты наук Б.Н. Смирнов (кафедра гимнастики), Н.М. Петелин (кафедра лыжного спорта) и В.М. Волков (кафедра физиологии). Динамичный рост научно-педагогических кадров в институте в разные периоды развития был обусловлен целенаправленной деятельностью проректоров по науке Б.Н. Смирнова (1950-1958 гг.), М.Д. Оробинского (1958-1960 гг.), И.Ф. Зоркина (1960-1964 гг.), Н.С. Гончарова (1964-1969 гг.) и И.М. Попова (1969-1982 гг.). За 50 лет в институте подготовлено 11 докторов и 82 кандидата наук. Если с 1950 по 1970 год были защищены одна докторская и 16 кандидатских диссертаций, то с 1970 по 1996 год - 3 докторских и 42 кандидатских, а с 1991 до 2000 год - 7 докторских и 10 кандидатских диссертаций.

Научной гордостью института являются его выпускники: доктор медицинских наук, профессор И.И. Бахрах; доктора биологических наук, профессора Э.А. Городниченко и В.П. Луговцев; доктора педагогических наук, профессора С.Ю. Тюленьков, Ю.П. Галкин, В.П. Губа; профессора В.Д. Ганюшкин, В.С. Приставкин, В.П. Шукаев и др. Для успешной реализации научных тем Сводного плана НИОКР институт располагает 4 проблемными и межкафедральными научными лабораториями, имеется тренажерно-исследовательский центр, функционирует вычислительный центр для обслуживания преподавателей и студентов. Институт подключен к международной системе Интернет.

В настоящее время в институте осуществляются научные исследования по 3 направлениям и 14 темам Сводного плана НИОКР Государственного комитета РФ по физической культуре, спорту и туризму и 8 инициативным научным темам. По линии КНГ оказывается научно-методическая помощь сборным командам РФ по фехтованию, баскетболу (женщины), лыжным гонкам, спортивному ориентированию, волейболу (мужчины), борьбе самбо и др.

Институт осуществляет научное сотрудниче ство с Академией физической культуры и спорта Республики Беларусь, Бургонским Университетом (Франция), Колледжем по физической культуре и спорту в г. Левангер (Норвегия).

Результаты научных исследований легли в основу ряда учебников, монографий и учебных пособий, рекомендованных для использования в учебном процессе ИФК, академий и колледжей физической культуры. Следует отметить учебники: "Спортивная физиология" и "Биология" (автор - профессор В.М. Волков), "Конькобежный спорт" (соавтор - доцент А.М. Докторевич), "Спортивная медицина" (соавтор - профессор И.И. Бахрах).

Существен вклад ученых института в разработку фундаментальных и прикладных проблем физической культуры и спорта.

Первая проблема - разработана теоретико -методическая концепция особенностей утомления и закономерностей восстановительных процессов работоспособности организма детей, подростков и взрослых после тренировочных и соревновательных нагрузок (кафедра физиологии, научный руководитель - профессор В.М. Волков).

Научный итог данной проблемы - защита 2 докторских и 15 кандидатских диссертаций. В числе защитивших: А.В. Ромашов, А.А. Николаев, Е.Н. Лычак, В.А. Быков, А.П. Хренов, Р.М. Тухватулин, В.П. Шукаев, В.С. Карпов, В.А. Перепекин. Высокую прикладную направленность исследований подтверждает публикация 12 монографий и учебных пособий и более чем 400 научных статей. Концепция данной проблемы признана приоритетной и на международном уровне: труды профессора В.М. Волкова опубликованы во Франции, Аргентине, Югославии, Алжире, Германии и других странах.

Вторая проблема связана с разработкой и внедрением новых подходов к совершенствованию спортивной техники (проблемная лаборатория, научный руководитель - профессор В.В. Ермаков). Здесь выполнен ряд оригинальных исследований на основе системно-структурного подхода и использования математических методов и вычислительной техники, что способствовало уточнению существующих и выявлению новых закономерностей и методических положений, позволяющих существенно усовершенствовать технические приемы и двигательные действия в ряде видов спорта, в частности в лыжных гонках, конькобежном спорте.

По итогам проведенных исследований защищено 14 кандидатских диссертаций, опубликова но 5 сборников научных трудов, свыше 30 учебных пособий, более 400 статей и тезисов, а также сконструировано, изготовлено и внедрено в учебно-тренировочный процесс 28 приборов, тренажеров, устройств, на которые получены два авторских свидетельства на изобретения и восемнадцать свидетельств на рацпредложения.

Третья проблема разрабатывается на стыке спортивной морфологии, биомеханики, информатики и связана с новым научным направлением - интегративной антропологией. Ее основа - системно-структурное изучение конституционного типа индивида и особенностей его развития в ответ на естественные и "принудительные" нагрузки на организм детей дошкольного, младшего школьного и подростко вого возраста (кафедра анатомии, биомеханики и информатики, научный руководитель - член-корреспондент ЕА АМН, доктор медицинских наук, профессор Р.Н. Дорохов).

Методология соматотипической оценки функ-ций и систем на разных уровнях развития организма, разработанная профессором Р.Н. Дороховым, имеет высокую перспективность для осуществления фундаментальных исследований в области спорта.

Следует отметить, что в рамках данной проблемы стало развиваться новое научное направление - морфобиомеханика двигательных действий (научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор В.П. Губа).

Обобщенным научным результатом исследований по данной проблеме являются защита 4 докторских диссертаций и 18 кандидатских, более 500 публикаций, в том числе 40 монографий и учебных пособий.

Четвертая концептуальная проблема - изучение значимости циклических упражнений аэробной направленности (оздоровительный бег) в повышении физической работоспособности, укреплении здоровья, сдерживании инволюционных изменений на уровне отдельных систем и организма человека в целом (кафедра физиологии, научный руководитель - кандидат медицинских наук, доцент Е.Г. Мильнер). Разработаны высокоэффективная система оздоровительной тренировки и индивидуальные компьютерные программы оздоровительной направленности для лиц разного возраста, состояния здоровья и физической подготовленности (программа "Аполло").

Уникальные 30-летние исследования Е.Г. Мильнера позволили внедрить в практику методику физической реабилитации больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями, гипертонией, гипотонией, дистонией, атеросклерозом сосудов, сахарным диабетом и другой патологией. Его монографии "Человек и бег" и "Формула жизни" стали буквально бестселлерами. Е.Г. Мильнер - признанный авторитет в России, Европе, мире.

Пятая проблема посвящена изучению долговременной адаптации двигательного аппарата спортсменов к различным видам спортивной деятельности (кафедра легкой атлетики, научные руководители - доктор педагогических наук, профессор В.Г. Семенов, кандидат педагогических наук, доцент Е.П. Врублевский). Актуальность данной проблемы определяется двумя важнейшими факторами. Первый фактор обусловлен особенностью адаптации мышечной системы к различным по своей энергетике видам физических упражнений у детей, подростков и юношей, имеющих разные морфофункциональные особенности. Второй фактор связан с познанием глубинных процессов проявления адаптации микроструктур организма спортсмена во времени и пространстве в ответ на длительное применение специального упражнения. По данной проблеме защищена 1 докторская и готовятся к защите 4 кандидатские диссертации. Опубликовано 5 научно-методических пособий и более 80 статей.

Следующая фундаментальная проблема , которая реализуется в институте, связана с обосновани ем спортивно-медицинских аспектов биологического возраста детей и подростков (кафедра спортивной медицины, научный руководитель - доктор медицинских наук, профессор И.И. Бахрах). На основании проведенных исследований сформулиро ваны и обоснованы научные положения и рекомендации, нашедшие отражение в теории и практике физической культуры и спортивной медицине.

Весьма актуальной в современных условиях является разработка проблемы , посвященной применению тренажеров и нестандартного оборудования для лиц с различными степенями поражения или ослабления двигательной функции (научный руководитель - заведующий лабораторией "Оздоровительной физической культуры" кандидат педагогических наук, доцент Г.Н. Грец). По данному направлению завершается написание 1 докторской и 2 кандидатских диссертаций, издано 1 учебное пособие и 2 методические разработки.

С момента образования в 1989 году Смолен-ской Олимпийской Академии (Запада России) одним из приоритетных направлений в научной работе становится олимпийское образование .

При содействии академии большой положительный опыт олимпийского образования накоплен в общеобразовательных школах № 39, 33, 11, 4, 28 г. Смоленска, Гусинской школе Краснинско го района, Кощинской школе Смоленского района, Гагаринском, Монастырщинском и ряде других районов Смоленской области, опубликованы 3 межвузовских сборника научных трудов, защищены 2 кандидатские диссертации. В мероприятиях Олимпийского комитета России ученые и аспиранты института принимают активное участие (научные конференции, симпозиумы, конкурсы и смотры). В 1998 году аспирант Р.А. Пирожников с тал победителем IX Олимпийской научной сессии молодых ученых и студентов России, а в 1998 и 1999 годах К.Н. Ефременков дважды становился лауреатом конкурса "Спортивная элита" в номинации "Лучший молодой ученый года". С 1993 года совместными усилиями Академии, областного и городского спорткомитетов на Смоленщине проводятся Спартианские игры школьников, реализуемые в рамках проекта "СпАрт".

На базе аспирантуры СГИФК многие соискатели работают по различным актуальным направлениям олимпийского образования: "Фейр Плэй" в системе олимпийского образования школьников", "Спорт инвалидов в контексте современного гуманистического образования" и др.

Результаты научных исследований в области психологии личности и спортивной команды целенаправленно использованы в разные года в практике сборных команд Советского Союза и России по волейболу (доценты И.Ф. Зоркин, А.П. Тимин), спортивной гимнастике (профессор А.Д. Ганюшкин и кандидат психологических наук М.В. Приставкина), баскетболу (доцент А.В. Мальчиков). Из числа выпускников было подготовлено 16 кандидатов психологических наук, в том числе В.К. Петрович, А.Д. Ганюшкин, А.В. Мальчиков, Л.П. Грибкова, О.С. Никитина, А.П. Тимин и др. Специалистами кафедры выпущено 6 сборников научных трудов, 8 учебных пособий и более 20 лекций и методических рекомендаций.

Таким образом, высокий уровень подготовки научно-педагогических кадров, активная исследовательская и издательская работа позволили только за последние 5 лет выпустить 11 сборников научных трудов, 6 монографий, 94 учебных пособия, 12 учебных программ, около 100 методических разработок, сделать 1504 доклада, в том числе на международных конференциях и форумах - 78.

Работа в студенческих научных кружках, которые охватывают до 50% студентов, участие в конференциях, конкурсах - это большая школа для студента в получении и совершенствовании знаний, приобретении навыков самостоятельной научно-исследовательской работы. Этот опыт трудно переоценить в становлении будущего специалиста по физической культуре и спорту. Ежегодно по итогам НИР под девизом "Дни науки СГИФКа" проводятся научно-практические конференции преподавателей, студентов, молодых ученых института; дважды за пятилетний период организуются выставки достижений НИР (новая аппаратура, технические разработки, научные публикации).

По итогам Всероссийского конкурса (1999 г.) на лучшую научную работу студентов по естественным, техническим и гуманитарным наукам по разделу "Физическая культура и спорт" работа студента В. Шевцова (научный руководитель - профессор В.В. Ермаков)заняла 1-е место, и он награжден медалью.

На наш взгляд, высшее физкультурное образование должно формироваться как единство двух важнейших компонентов: ориентирующего, базового, и творчески деятельного. Первый компонент образования призван создать у студентов целостное представление, теоретическое и методическое понимание избранной специальности. Это достигается путем овладения основами знаний по дисциплинам учебного плана, и прежде всего специальных теоретико-методических, медико-биологических дисциплин, психологии и биомеханики физических упражнений, усвоения таких функциональных связей, как "человек-человек", "человек-общество", "человек-природа", "человек - производство" и "человек - государство". Второй компонент нацеливает процесс физкультурного образования на творческое усвоение студентами способов двигательной, спортивной, физкультурно-оздоровительной деятельности и умение применять их при решении оздоровительных, образовательных, развивающих и воспитательных задач. Одна из причин, определяю щая существующие недостатки в системе высшего физкультурного образования, - нынешнее состояние научных исследований и соответствующее научно-методическое обеспечение для ее функциони рования. Перестройка высшего физкультурного образования видится на путях переосмысления его современной сущности, цели, содержания и организации, учитывая запросы общества, увеличение конкуренции на рынках образовательных услуг, особенности финансирования и материально-техническо го обеспечения, наличие современного научно-педагогического потенциала нашего вуза. Нам представляется, что в основе принципов перестройки высшего физкультурного образования должны лежать идеи развития личностного и деятельностного подходов, оптимизации и интенсификации учебно-воспитательного процесса на основе применения современных психолого-педагогических концепций, альтернативных форм обучения, воспитания и развития личности студента. Гарантия необратимости перестройки системы высшего физкультурного образования - его демократизация, проявляющаяся в преодолении единообразия содержания, форм и методов обучения, воспитания и раскрытия их многообразия и вариативности. Более того, должен существенно измениться характер взаимоотношений между педагогом и студентами и перейти от авторитаризма к творческому сотрудничеству. Демократи зация высшего физкультурного образования должна выразиться в обеспечении каждому студенту одинакового доступа к основам современных знаний по всем дисциплинам учебного плана, максимальном раскрытии творческих способностей студентов. Учитывая такой методологический подход, профессор ско-преподавательский состав должен предостав лять студентам разноуровневый по сложности и субъективности, трудности усвоения учебный материал по каждому предмету.

По нашему мнению, сущность современного высшего физкультурного образования на основе деятельностного подхода заключается в том, что оно ориентирует не только на усвоение знаний и умений студентами, но и на способы их усвоения, нестандартность мышления и развитие их творческих познавательных способностей. Мы хорошо понимаем, что выпускники начала XXI века должны иметь высокую социальную, научно-методическую и информационную подготовку, владеть методикой организационного, экономического и профессионально-педагогического поиска и риска. В свете такой перспективы новые требования предъявляются к плановой подготовке новой волны научно-педагогических кадров через аспирантуру и докторантуру. Как показал анализ опыта работы преподавателей, особую сложность в их деятельности представляют проблемы педагогики и психологии высшей школы, требующие более глубоких знаний своего предмета, владения широким арсеналом современных методов обучения, творческого общения педагога и студента, навыков работы с компьютером и другой оргтехникой, выхода в Интернет и работы в нем, разработки новых авторских программ, учебных пособий и электронных учебников.

Исходя из изложенного, институт приступил к разработке комплексной целевой программы по кадровой проблеме, которая позволит обеспечить морально-психологический климат, максимально способствующий саморазвитию, самовыражению и самоутверждению каждого преподавателя, сохранить существующий кадровый потенциал и будет стимулировать приток в институт молодых, творчески одаренных специалистов, наделенных мотивацией к научно-методическому росту. Действующая аспирантура и открытый в 1999 году диссертационный совет по защите кандидатских диссертаций призваны успешно решать эти задачи.

Таким образом, можно определить следующие приоритетные направления работы института на рубеже XXI века:

- разработка стратегии инновационной деятельности института с целью перспектив его развития на ближайшие 10 лет;

- внедрение новой психолого-педагогической концепции в технологию учебно-воспитательного процесса при организации многоуровневой подготовки высококвалифицированных специалистов по физической культуре и спорту;

- открытие социально-образовательного факультета довузовской подготовки;

- разработка и внедрение новых специальностей и открытие факультета дистанционного обучения;

- обновление и расширение тематики фундаментальных и прикладных педагогических, психологических, медико-биологических, социологических и междисциплинарных исследований, отражающих актуальные и перспективные потребности физической культуры и спорта детей, молодежи и взрослого населения с учетом региональной и федеральной специфики;

- последовательное улучшение материально-технической базы учебного и учебно-тренировочного процессов как ведущего фактора развития вуза.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!