Abstract FROM GREAT SPORTS COUNTRY - TO HEALTHY RUSSIA P.A. Rozhkov, The chairman of State committee of Russian Federation on physical culture, sports and tourism Key words: physical culture, sports, strategy, development, innovations, healthy lifestyle. The purposes of this paper were the analysis of Russian Olympic sports achievements, and the development of physical culture and sports area's strategy elaboration. The nearest task of the State committee of Russian Federation on physical culture, sports and tourism (SCRFPCST) is the strengthening of the management system. For the realization of the state policy it is offered to carry out: 1. The strengthening of the SCRFPCST connection with other social institutes (Ministry of health, Ministry of education, Ministry of labour, Ministry of finance etc.); 2. Close interaction of the SCRFPCST with regions of Russia; 3. Strengthening of the SCRFPCST cooperation with the National Olympic Committee, sport federations, physical culture and sport organizations. In the sport of maximum achievements the task of strengthening of leading positions of the Russian sportsmen on the world area is very urgent. The author offers a real mechanisms for reaching of these purposes: 1. The creation of public council on legal and normative support; 2. The creation of the department of a legislation perfection; 3. The restoration and development of a material base; 4. The investment policy; 5. Creation of the "Center of sports training"; 6. Development and introduction of the system of the scientific-methodical and medical support.
|
ОТ ВЕЛИКОЙ СПОРТИВНОЙ ДЕРЖАВЫ - К ЗДОРОВОЙ РОССИИ Председатель Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму П.А. Рожков Ключевые слова: физическая культура, спорт, стратегия, развитие, инновации, здоровый образ жизни. В 2000 году состоялись последние Олимпийские игры XX столетия. Эти соревнования были самыми представительными за всю историю Олимпийских игр. В них приняли участие 14,5 тыс. спортсменов из 199 cтран. Олимпиада в Сиднее показала, что Россия остается мировой спортивной сверхдержавой. В неофициальном общекомандном зачете атлеты России завоевали второе место, уступив лишь команде США. Всего на счету нашей команды 88 медалей, в том числе 32 золотые, 28 серебряных, 28 бронзовых. Напомню, что по сравнению с Играми в Атланте сборная России завоевала в Сиднее на 25 медалей больше, в том числе на 6 золотых. Нашу страну на Олимпиаде представляли спортсмены из 56 субъектов Российской Федерации. В успешное выступление нашей сборной команды внесли свой вклад спортсмены 34 субъектов Российской Федерации. 63 российских спортсмена из 19 субъектов РФ стали олимпийскими чемпионами. Наибольший вклад в успешное выступление сборной России на Олимпийских играх внесли представители Москвы, Краснодарского края, Свердловской, Волгоградской, Самарской, Московской областей и Санкт-Петербурга. По окончании игр летней Олимпиады по традиции там же, в Сиднее, прошли ХI Параолимпийские игры, в которых приняла участие сборная команда России. Российские параолимпийцы завоевали 35 медалей, в том числе 12 золотых, 11 серебряных и 12 бронзовых, что на 8 медалей больше (в том числе на 3 золотые), чем в Атланте. Наши спортсмены в общем зачете заняли 14-е место из 122 стран-участниц (в Атланте - 16-е место). Следует учесть, что россияне выступали лишь в 10 видах спорта из 18. Наиболее успешно российские параолимпийцы выступили в легкой атлетике, завоевав 18 медалей, в том числе 8 золотых. Параолимпийские медалисты были подготовлены в 16 регионах России. Наибольший вклад в успешное выступление сборной команды России на Параолимпийских играх внесли представители Республики Башкортостан - 11 медалей, в том числе 7 золотых, далее идут представители Волгоградской области - 6 медалей, в том числе 1 золотая. Успешное выступление сборной России на Олимпийских играх показало, что, несмотря на сложное экономическое положение в стране, трудности в проведении социальных преобразований, российский спорт продолжает оставаться одним из лидеров мирового спорта. Передовые позиции российский спорт сохраняет благодаря тому, что за десятилетия была создана его развитая инфраструктура. Во всех субъектах Российской Федерации имеются государственные органы управления физической культурой и спортом. В стране создана сеть детско-юношеских спортивных школ. Эффективно работает система подготовки специалистов в области физической культуры и спорта. Богатые традиции накоплены в организации научно-методического, медико-биологического и информационного обеспечения. Все эти компоненты в органической взаимосвязи составляют целостную систему спортивной подготовки. Надо отметить, что многие зарубежные страны, которые перенимают российскую модель организации спортивной подготовки, демонстрируют значительный прогресс на мировой арене (Австралия, Китай и др.). За последнее десятилетие наша система подверглась серьезным испытаниям на прочность. Реорганизация федерального органа управления физической культурой и спортом осуществлялась 11 раз. Скудное финансирование наших вузов и спортивной науки отразилось на качестве научно-методического обеспечения. Практически полное прекращение финансирования, выделяемого на ремонт и реконструк цию спортсооружений, привело к проблемам организации учебно-тренировочных сборов на отечественных спортивных базах. Все эти годы остро ощущалась нехватка средств для проведения физкультурно -спортивных мероприятий. Средства спортлото перестали поступать на нужды физической культуры. Федерации по видам спорта, получив полную самостоятельность, не смогли обеспечить развитие своих видов спорта без государственной поддержки. Во многом благодаря местным органам власти удалось сохранить и спорт высших достижений, и детско-юношеский спорт, и массовое физкультур но-спортивное движение. Усилиями государственных органов управления физической культурой и спортом на местах удалось не только сохранить систему спортивных школ, но и обеспечить ее развитие. За пять лет численность занимающихся в спортивных школах увеличилась почти на 20 процентов. Во многих регионах страны отмечен рост числа спортивных сооружений. Наша система подготовки специалистов тоже выстояла.В настоящее время в 26 высших и средних специальных учебных заведениях обучается более 38 тыс. человек. За полтора года до Олимпиады в Сиднее было принято решение о восстановлении на федеральном уровне государственного управления спортом высших достижений. Теперь мы видим, что это было правильное решение. Государственная система управления обеспечила четкую и планомерную подготовку на заключительном этапе российских олимпийцев к главным стартам четырехлетия. Совместно с федерациями по видам спорта был составлен план подготовки и определены потребности федераций в материально -техническом и финансовом обеспечении. На всех этапах подготовки было налажено четкое взаимодействие Госкомспорта России и федераций по видам спорта. После Олимпиады ХХ столетия, на пороге нового века мы должны определить, как нам обеспечить и в новом веке передовые позиции российского спорта на мировой спортивной арене, что надо предпринять, чтобы в России активно развивались физическая культура и спорт? Десятилетний опыт реформирования физкультурно -спортивного движения в России убеждает нас в том, что при выборе стратегии развития необходимо не исходить из абстрактных схем и моделей, а опираться на анализ конкретных социально -экономических и политических условий, складывающихся в стране. Сегодня нет Советского Союза, мы живем в другой стране. За десять лет изменился облик и мирового, и отечественного спорта. Конечно, что-то из прошлого мы можем взять, творчески переработав, но все же главная наша задача - выработать стратегию, которая позволяла бы максимально использовать потенциал сферы физической культуры и спорта для развития нашего Отечества. Сразу хочу подчеркнуть, что я рассматриваю сферу физической культуры и спорта как единое целое и управление в этой сфере должно быть сосредоточено в одних руках. В нашей стране в 70-е годы шли теоретические дискуссии о необходимости раздельного управления в сфере физической культуры и в спорте высших достижений. В 90-е годы эта идея реализовалась. Спорт высших достижений был передан в управление общественной организации - Олимпийскому комитету России. Однако на уровне субъектов Российской Федерации было сохранено государственное управление спортом высших достижений. Но поскольку ни федерации по видам спорта, ни Олимпийский комитет России практически не имеют территориальных органов, все эти годы общественные организации решали свои вопросы с государственными органами управления, ибо вся спортивная инфраструктура находится в руках местных властей. Такое положение шло вразрез с законодательством Российской Федерации. Восстановление властной вертикали имеет существенное значение, поскольку позволяет вернуть целостность системе управления физической культурой и спортом. Ближайшей задачей Госкомспорта России является укрепление системы управления в сфере физической культуры и спорта. Для проведения государственной политики предлагается осуществить: 1. Укрепление связей федерального органа управления с другими заинтересованными министерствами и ведомствами (Минздравом, Минобразованием, Минтрудом, Минобороны, Минфином, Минэкономразвитием и т.д.). 2. Тесное взаимодействие федерального органа с федеральными округами и субъектами Российской Федерации. 3. Укрепление сотрудничества на взаимовыгодной основе федерального и территориальных органов управления физической культурой и спортом с федерациями по видам спорта, Олимпийским комитетом, физкультурно-спортивными объединениями и ведомствами. Сфера физической культуры и спорта имеет множество социальных ролей, значений, смыслов (морально-волевое воспитание подрастающего поколения, социализация личности, укрепление здоровья людей, формирование патриотических чувств и т.д.), поэтому раскрытие ее социального потенциала возможно лишь при тесной горизонтальной координации деятельности с федеральными органами управления. Что касается взаимоотношений с нашими государственными органами в субъектах Российской Федерации, то здесь мы заинтересованы в укреплении авторитета наших региональных руководителей, в стабильности кадров, расширении их полномочий и функций. Сегодня работа с регионами становится для нас приоритетным направлением. В связи с этим мы добиваемся того, чтобы с Госкомспор том России, как с федеральным органом управления, согласовывались структурные изменения и назначения руководителей органов государственного управления физической культурой и спортом в субъектах Российской Федерации. В связи с созданием федеральных округов мы будем вносить необходимые изменения во всю систему управления и организации физкультурно -спортивной работы (это касается и системы соревнований, и создания научно-методических центров, опорных баз спортивной подготовки и т.д.). Планируется проведение семинаров, совещаний, постоянно действующих курсов по всем направлениям работы территориальных органов управления. Отношения с федерациями по видам спорта будут строиться на выгодных для обеих сторон условиях. В соответствии с Федеральным законом "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" Госкомспорту предстоит осуществить аккредитацию всех федераций. Договорные отношения с федерациями по видам спорта позволят регулировать развитие видов спорта на территории Российской Федерации. Деятельность федераций будет оцениваться нами по следующим критериям: 1. Развитие вида спорта в стране. 2. Результаты на мировой спортивной арене. 3. Защита интересов России в международных организациях. 4.Открытость в распределении средств на развитие вида спорта, получаемых из внебюджетных источников. 5. Использование возможностей спонсорства, прав на телетрансляцию спортивных соревнований и т.д. При построении таких взаимоотношений государство готово не только вкладывать бюджетные средства, но и всячески стимулировать через соответствующие механизмы привлечение инвестиций для деятельности федераций. Такие же принципы взаимодействия будут осуществляться и с физкультурно-спортивными обществами и ведомствами. При подобной модели взаимодействия мы готовы делегировать ряд функций государственного управления физкультурно-спортивным обществам и ведомствам ("Динамо", ЦСКА, "Урожай", "Юность России", "Спартак", "Буревестник" и т.д.). Укрепление горизонтальных и вертикальных управленческих связей должно максимально способствовать повышению эффективности деятельности всех физкультурно -спортивных организаций. Госкомспортом России разработан проект "Концепции развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2005 года". Проект Концепции предусматривает в рамках общей социальной политики Правительства Российской Федерации к 2005 году значительное увеличение численности занимающихся физической культурой и спортом. В спорте высших достижений ставится задача укрепления лидирующих позиций российских спортсменов на мировой арене. Какие реальные механизмы могут обеспечить достижение этих целей? Госкомспорт России в качестве приоритетного направления деятельности рассматривает совершенствование нормативно-правовой базы. В структуре Госкомспорта создан отдел совершенствования законодательства. Основными задачами этого отдела являются постоянный анализ действующего законодательства по вопросам физической культуры и спорта, подготовка предложений в разрабатываемые Правительством Российской Федерации законопроекты, оказание методической помощи подведомственным организациям, консультативные услуги. При Госкомспорте России создан Общественный совет по правовому и нормативному обеспечению физической культуры и спорта. В задачи совета входят широкое обсуждение законотворчес кой деятельности в сфере физической культуры и спорта, подготовка предложений по совершенствованию законодательства. Стратегия совершенствования правовой и нормативной базы развития физической культуры и спорта заключается в том, чтобы помимо создания и совершенствования федеральных законов по различным аспектам деятельности в сфере физической культуры и спорта активно участвовать в законодательной деятельности, включая соответствующие статьи, внося поправки в законы Российской Федерации, которые в той или иной степени влияют на развитие физической культуры и спорта (кодексы законов РФ о труде, градостроительстве, о налогах и т.д., законы о молодежной политике, охране здоровья, о лицензировании, о бюджете и т.д.), а также на основании действующих законов разрабатывать и создавать нормативную базу для практической деятельности в сфере физической культуры и спорта. Законодательного обеспечения требует финансовая политика, способствующая развитию программ, направленных на формирование образа жизни и физической активности населения. В будущем расходы на физическую культуру должны постепенно увеличиваться. В перспективе необходимо добиваться такого положения, когда на развитие физической культуры и спорта в федеральном и региональных бюджетах выделялось бы не менее одного процента. Совершенствование законодательства в области физической культуры и спорта должно способствовать тому, чтобы в рыночных условиях отрасль финансировалась не только из бюджетных, но и из внебюджетных источников, особенно для поддержки спорта высших достижений (Олимпийского) и профессионального. Законодательством должно предусматриваться создание благоприятных условий: - для организаций, реализующих программы, направленные на развитие физической культуры и спорта и способствующие формированию здорового образа жизни, особенно среди детей, инвалидов, сирот; - для спонсоров и инвесторов, направляющих свои средства на подготовку спортивного резерва и сборной команды России для участия в олимпийских и параолимпийских играх и ответственных международных соревнованиях. Необходима законодательная проработка вопросов, связанных с борьбой против использования спортсменами допинга, наркотиков, обеспечением безопасности и правопорядка на спортивных соревнованиях, исключающих возможность хулиганского поведения болельщиков во время спортивных соревнований, проявление жестокости и насилия, а также других антиобщественных проявлений, оказывающих негативное влияние на спорт. Следует широко обмениваться опытом правового и нормативного обеспечения развития физической культуры и спорта как между субъектами Российской Федерации, так и на международном уровне. Пришло время принятия правовых решений по проблемам массового оттока российских спортсменов (особенно молодых) и специалистов за пределы Российской Федерации. Нужно на правовом уровне решить проблему ранней детской спортивной специализации и участия детей в спортивных соревнованиях на результат, стимулирующих форсирование спортивной подготовки в ущерб здоровью и нормальному развитию ребенка. Требуется акцентировать внимание на действенном контроле за выполнением всех законодательных актов и нормативов, в той или иной степени регламентирующих физкультурно-спортивную деятельность в Российской Федерации и в первую очередь направленных на физическую подготовленность и развитие детей и учащейся молодежи, способствующих формированию у них здорового образа жизни. Наряду с законотворческой деятельностью особое внимание будет уделяться укреплению материально -технической базы. Наша задача - создать современные спортивные базы федерального значения для подготовки сборных команд России. Восстановление и развитие материально-технической базы подразумевает возвращение в ведение Госкомспорта России ряда объектов, утраченных в связи с распадом СССР, незаконным акционированием, приватизацией и передачей важнейших объектов Москве, Санкт-Петербургу и другим субъектам Российской Федерации. Помимо этого нам необходима продуманная инвестиционная политика. Следует разработать гибкий механизм стимулирования инвесторов. В ряде регионов России уже успешно решаются проблемы укрепления материально-технической базы. Например, в Москве в каждом округе создаются ледовые дворцы и бассейны для спортивных занятий с детьми и взрослым населением. Особое внимание в деятельности Госкомспор та на ближайшие годы будет уделено созданию внебюджетных источников финансирования физкультурно-спортивной работы. Во всем мире имеется такая практика. Надо признаться, и у нас есть случаи финансирования спорта высших достижений со стороны наших крупнейших фирм и компаний. Нужно также более активно использовать частный капитал при создании современных фитнес-клубов, фитнес-центров, комплексных спортсооружений. Однако на ближайшие годы основной поддержкой спорта высших достижений будут средства федерального бюджета. На 2001 год федерации по олимпийским видам спорта запланировали участие сборных команд России в 75 чемпионатах мира и 57 чемпионатах Европы, в том числе по летним видам спорта соответственно 50 и 49, по зимним видам спорта -25 и 8. Для сборных команд России резервного состава запланировано участие в 112 первенствах мира и Европы, в том числе в 95 - по летним видам спорта и в 17 - по зимним видам. В Единый календарный план всероссийских и международных спортивных мероприятий помимо этих соревнований включены учебно-тренировочные сборы, проведение медицинских обследований и антидопингового контроля. Для повышения эффективности управления развитием спорта высших достижений при Госкомспорте России создано государственное учреждение - "Центр спортивной подготовки". На него возлагаются задачи оперативного обеспечения сборных команд страны к ответственным соревновани ям, реализации государственной политики по развитию видов спорта в России. Через Центр спортивной подготовки осуществляется непосредственная связь с федерациями по видам спорта. Развитие деятельности этого Центра будет осуществляться посредством увеличения доли методической и аналитической работы. Сегодня эти вопросы особенно актуальны. В современном спорте идут интенсивные процессы: меняются методика и технология подготовки, ритм соревновательной деятельности, условия проведения соревнований и т.д. Все эти изменения должны своевременно анализироваться, и по ним должны оперативно готовиться предложения по корректировке управленческих решений. Есть острая потребность во всестороннем анализе тенденции мирового спорта, отдельных видов спорта, отдельных аспектов спортивной подготовки. В какой-то форме нам надо создавать механизм оперативного аналитического реагирования на динамические изменения в спортивном мире. Важное место в работе Госкомспорта России будет уделено совершенствованию системы подготовки кадров и научно-методического обеспечения. В предыдущие годы недостаточное внимание уделялось нашим высшим и средним специальным учебным заведениям. Ни для кого не секрет, что победы на мировой арене мы завоевывали в немалой степени благодаря выдающимся тренерам. Этих тренеров готовят наши вузы. В них сконцентрирован интеллектуальный потенциал отрасли. Мы будем поддерживать систему подготовки специалистов и высокий уровень наших научных разработок. Отечественный и зарубежный опыт показывает, что создание на базе учебных и научных организаций центров спортивной подготовки позволяет более эффективно объединять передовые достижения науки с практикой подготовки спортсменов высокого класса. Госкомспорт России будет помогать в организации таких центров. Однако хотелось бы, чтобы наши ученые более активно участвовали в конкурсах, объявляемых отечественными и зарубежными научными фондами, входили в число исполнителей федеральных целевых программ. Так, например, в бюджете на 2001 год запланировано значительное увеличение средств на федеральную целевую программу "Интеграция науки и высшего образования России". В этой программе участвует очень много отраслевых вузов. Нет только наших специалистов. Что касается научно-методического обеспечения, то наши отраслевые НИИ совместно с нашими вузами должны предложить современную модель научно-методического обеспечения. Это обеспечение должно базироваться на результатах последних научных исследований. В целях повышения эффективности научно-исследовательской деятельности планируется: - внедрить в практику систему конкурсного обзора тем НИОКР с последующим заключением на каждую тему договора, предусматривающего полное (по всем статьям) финансирование выполняемой темы; - создать при Госкомспорте России Научно-технический совет (НТС), поручив ему в качестве первоочередной задачи провести анализ выполняемых тем НИОКР, и разработать рекомендации по долгосрочному планированию НИОКР. Совместно с федерациями по видам спорта необходимо разработать и внедрить систему научно-методического и медицинского обеспечения, включающую: - сеть федеральных и региональных центров, базирующихся на ведущих научно-исследовательских и учебно-научных учреждениях, предусмотрев систему их материально-технического и финансового обеспечения; - поэтапную программу создания комплексных научных групп (КНГ) при основных сборных командах, предусмотрев при этом, что их кадровое и аппаратурное обеспечение осуществляется преимущественно одним из центров, за которым закреплена данная КНГ; - определение сети медицинских учреждений, обеспечивающих медицинское обслуживание конкретных сборных команд, предусмотрев их оснащение современной аппаратурой. Важнейшей проблемой для нас является более эффективная работа антидопингового центра. Мы ставим вопрос перед Правительством Российской Федерации о выделении средств на переоснащение допинг-центра. Серьезная работа ожидает Госкомспорт России по лицензированию и сертификации в сфере физической культуры и спорта. В нашей стране за последние годы развивается система оказания физкультурно-оздоровительных услуг населению. Это направление мы будем всячески поддерживать, поскольку при повышении спроса на физкультурно-оздоровительные услуги начинает развиваться культура этих услуг, что затем повышает престижность физкультурных занятий в обществе. А это, в свою очередь, формирует моду на спортивный стиль жизни. Одной из главных задач в нашей работе по привлечению широких слоев населения к занятиям физической культурой и спортом является изменение позиции средств массовой информации по отношению к проблеме здорового образа жизни. Госкомспорт России хотел бы всерьез подойти к проблеме пропаганды физической культуры и спорта, формирования здорового образа жизни. Мы планируем совместно с Минпечати России провести коллегию и обсудить проблемы совместной деятельности по усилению пропаганды физической культуры и спорта на радио, телевидении и в печатных средствах информации. Сегодня нужны яркие, талантливые программы, акции, кампании, такие, как всемирно известные программы "Жизнь. Будь в ней!", "Тримм", "Найди тридцать", "Олимпиец, вернись в школу" и т.д. Мировой опыт работы по таким программам показывает их высокую эффективность. Вопрос пропаганды физической культуры и спорта имеет еще один аспект. Нужно, чтобы на телевидении всегда были спортивные соревнования, и в том числе отечественные. В последние годы обсуждается вопрос о создании спортивного медиахолдинга с участием представителей Госкомспорта, Олимпийского комитета, ведущих СМИ, телекомпаний, возможно, даже Минобразования и Министерства культуры. Такая организация могла бы конкретно заняться проблемой реализации прав федераций на трансляции. Пропаганда здорового образа жизни, активное вовлечение молодежи в занятия физической культурой и спортом становятся особенно актуальными в условиях надвигающейся угрозы вырождения нашего молодого поколения. В стране стремительно распространяется наркомания. По экспертным оценкам, число потребителей наркотиков достигает 3 млн человек. 90 процентов из них - это молодые люди до 30 лет. Физическая культура и спорт как активная целеустремленная деятельность является наиболее эффективным средством противодействия распространению наркомании. В апреле 2000 года был издан приказ Госкомспорта России "Об активизации физкультур но-спортивной работы по профилактике наркомании среди молодежи" (Приказ № 232 от 10 апреля 2000 года). В июне в Смоленске была проведена Всероссийская конференция "Физическая культура и спорт в профилактике наркомании и преступности среди молодежи". По итогам конференции выпущен сборник материалов. Госкомспорт России вошел в число разработчиков федеральной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2002 - 2005 годы". Мы ждем от наших ученых и работников физкультурных организаций предложений в эту программу. За последние годы нам удалось развернуть спортивно-оздоровительную программу "Президентские состязания". Совместно с Минобразованием России в 2000 году был проведен II Всероссийский фестиваль по программе "Президентские состязания". С приветствием к участникам этих соревнований обратился Президент Российской Федерации В.В. Путин. Уровень здоровья учащихся во многом зависит от организации физкультурно-оздоровительной работы в общеобразовательной школе. В настоящее время Минобразованием России подготовлен проект Базисного учебного плана образовательных учреждений Российской Федерации для 12-летней школы, в котором предмет "физическая культура" отнесен не к федеральному компоненту, а к национально-региональному с объемом занятий 2 часа в неделю. Наша задача - добиваться изменения отношения к предмету "физическая культура" и включения его в федеральный компонент с объемом занятий 3 часа в неделю. Определенным достижением Госкомспорта России является включение в перечень федеральных программ, которые будут финансироваться с 2002 года, федеральной целевой программы "Физическое воспитание и оздоровление детей, подростков и молодежи в Российской Федерации". От наших ученых и специалистов мы ожидаем активности при разработке и реализации этой программы. Как уже отмечалось выше, главной задачей, определенной проектом "Концепции развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2005 года"является максимальное использование огромного потенциала физической культуры и спорта для развития нашего общества. В этом отношении трудно переоценить средства физической реабилитации, используемые для восстановления здоровья инвалидов, особенно детей-инвалидов. В последнее время в этом направлении достигнуты определенные результаты. Разработаны уникальные методики, налажена практическая работа. Назрела необходимость в создании крупного научно-практического центра физической реабилитации. Большую работу Госкомспорт России проводит и со взрослым населением: второй год участвует в Федеральной целевой программе "Старшее поколение". Создана сеть физкультурно-оздоровительных центров, отрабатываются методики физкультурно-оздоровительной работы с пожилыми людьми, готовятся методические материалы. Для того чтобы успешно двигаться вперед, необходимо постоянно уделять повышенное внимание инновационным проектам. Это должно стать ключевым моментом в организации нашей практической работы. На протяжении последних лет проводятся смотры-конкурсы среди физкультурно-спортивных подростковых клубов. Победители конкурсов получают денежные средства на развитие уставной деятельности. Госкомспорт России совместно с "Юностью России" проводит конкурс на лучшие авторские программы по физическому воспитанию среди преподавателей физической культуры. Надо стремиться к тому, чтобы все новые формы физкультурно-спортивной работы среди молодежи, способствующие вовлечению в физкультурно-спортивное движение юношей и девушек, получали реальную поддержку. Опора на инновационную деятельность - это наша принципиальная позиция и в решении вопросов развития спорта высших достижений, и в области детско-юношеского спорта, и в организации массовой оздоровительной работы, и в развитии физической культуры и спорта среди инвалидов. Сегодня без новейших технологий нельзя рассчитывать на успех ни в какой области. Победы на Олимпийских играх подтвердили мировой уровень отрасли. На ближайшее будущее перед нами стоит задача добиться ощутимых результатов в подъеме детско-юношеского спорта, в развитии физкультурно-оздоровительного движения в стране, чтобы Россия была не только спортивной сверхдержавой, но и сильной, здоровой нацией, использующей мощный потенциал физической культуры и спорта. В плане действий Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на 2000-2001 годы, утвержденном распоряжением Правительства РФ от 26 июня 2000 года (№ 1072-p) развитие массовой физической культуры и спорта вошло в число стратегических целей социальной политики государства. В качестве первоочередных мероприятий в рамках этого плана предполагается создание общероссийской системы мониторинга, оценки и прогнозирования состояния здоровья населения, а также физического развития детей, подростков, молодежи. Госкомспорт России совместно с Минобразованием России и Минздравом России при активном участии Центра организационно-методического обеспечения физического воспитания Московского комитета образования Правительства Москвы и ВНИИ физической культуры приступил к разработке системы мониторинга. В этой работе в регионах России мы будем опираться на наши вузы и на государственные органы управления физической культурой и спортом. Много теоретических и практических проблем еще предстоит решить при организации общероссийского мониторинга, однако уже сегодня ясно, что в этой работе необходимо создавать общую концептуальную платформу для взаимопонимания специалистов по физической культуре, образованию и здравоохранению. Полное взаимопонимание обеспечит органическую целостность при решении проблем оздоровления населения. Ведь уже давно понятно, что укрепление здоровья, воспитание здорового поколения - это не проблемы отдельных министерств и ведомств. Их решение может быть эффективным только в случае согласованных и грамотных действий. Госкомспорт ориентирован на самое тесное и широкое взаимодействие со всеми структурами общества В заключение хочу сказать, что сегодня есть все предпосылки к тому, чтобы реализовать наши начинания. Россия в ХХI веке должна стать процветающей страной с высокими показателями физического и духовного развития народа. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |