К 75-ЛЕТНЕМУ ЮБИЛЕЮ ЖУРНАЛА


Abstract

SCIENTIFIC REASONING OF INNOVATIONAL MODIFICATIONS IN FIELD OF PHYSICAL CULTURE AND SPORT

Key words: innovation, sport of high achievements, humanization, interdisciplinal relationship, sportization, woman's sport, molecular genetics.

The main purpose of this "round table" was to fix the attention of sports' specialists to the problem of innovations in sports and physical culture field, which are getting more essential in the contemporary, constantly changing world. As it was noted in conclusions, the purpose was gained due to informative discussion in the wide rank of actual problems of the field from the one hand and due to the active cooperation of many various sports specialists from the other. The fruitful discussion inquired common interest of the specialists to above mentioned problems and highlighted the necessity of the complex approach elaborating to solve them.


НАУЧНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
"Круглый стол" журнала "Теория и практика физической культуры"
(23 ноября 2000 г.)

Ключевые слова: инновация, спорт высших достижений, гуманизация, междисципли нарные связи, спортизация, женский спорт, молекулярная генетика.

Лубышева Л.И., доктор педагогических наук, профессор, главный редактор журнала "Теория и практика физической культуры".

Уважаемые участники "круглого стола"!

Сегодняшнее собрание, посвященное 75-летию нашего журнала, происходит не только на переломе веков и тысячелетий. Оно совпадает по времени с началом беспрецедентно серьезных преобразований в теории и практике физического воспитания, спортивной подготовки, осуществляемых в сферах физической, спортивной и олимпийской культур России.

От позиции собравшихся здесь лидеров отечественной спортивной науки и крупнейших организаторов практики физкультурного, спортивного и олимпийского движения во многом зависят окончательный выбор стратегии развития физической культуры и спорта в стране, определение пути, по которому оно пойдет в ближайшие десятилетия и в отдаленной перспективе. Поэтому сегодня принципиаль но важно не только сверить наши часы, но и поправить положение их стрелок с тем, чтобы оно соответствовало новым ритмам нового века, который все человечество хотело бы видеть веком подлинного преобразования нашей цивилизации в направлении создания гармоничного и гуманистически ориентированного общества, обеспечивающего свободное развитие личности человека в соответствии с его способностями и в хорошо сбалансированном единстве его природной и социальной сущностей.

Хотелось бы, чтобы наше собрание сосредоточилось на обсуждении прежде всего инновационных направлений развития физической культуры и спорта в России и мире и методологических инструментов оценки их эффективности и перспективности. Ведь мы сейчас находимся на стадии "семь раз отмерь", которая должна закончиться принятием решений, разработкой исследовательских гипотез, новых проектов научного и технологического обеспечения прогресса в сфере физической культуры и спорта.

Здесь важно выбрать правильное соотношение в заимствованиях прошлого опыта, если они помогут нашему движению вперед, и решительно отказаться от таких заимствований, если они будут сдерживать темпы развития нашей науки и практики.

Неверкович С.Д., член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор, директор ВНИИФКа.

В свете направления, обозначенного в теме нашего "круглого стола", на мой взгляд, необходимо выделить все возрастающую роль педагогической и психологической составляющих спортивной науки. В них сейчас происходят серьезные положительные изменения, касающиеся прежде всего интеграции педагогического и психологического знания в научных исследованиях и технологических разработках, осуществляемых нашими учеными и специалистами.

Современная спортивная подготовка не может ограничиваться только спортивно-техническим, морфофункциональным и тактическим компонентами. Игры в Сиднее показали, как много зависит от уровня психологической подготовленности спортсмена и команды. В этом направлении у нас сделано очень немного, а в ряде случаев мы пока топчемся на месте.

При всей важности медико-биологических и инженерно-технических инноваций в обеспечении процесса спортивной подготовки необходимо помнить, что все они так или иначе реализуются при участии педагога-тренера - воспитателя спортсмена. Поэтому формирование педагогической готовности к освоению новых методов спортивной подготовки, интенсивному использованию новейших информационных технологий в педагогическом процессе становится едва ли не центральной задачей, детерминирующей успешность инновационных преобразований в сфере физического воспитания, подготовки спортивных резервов и спортивной элиты.

Содержание тренерской деятельности - это многокомпонентная система с объективными и субъективными характеристиками. Управление спортивной подготовкой - задача далеко не из легких. Она значительно сложнее, чем управление полетами космических аппаратов, имеющих жесткие характеристики топлива, прочности, надежности и определенности траекторий полета. А задачи управления подготовкой тренеру приходится решать при огромном количестве неопределеннос тей, непредсказуемостей множества факторов, определяющих спортивную результативность.

Журнал должен стать постоянным и надежным помощником тренера для быстрого освоения всего нового, что появляется в теории спорта и его технологиях.

И. Кант говорил студентам: "Не надо записывать, что я вам буду говорить. Я вот принес две новые книги о последних исследованиях, давайте о них поговорим".

Журнал должен стать постоянным настольным методическим пособием на семинарских занятиях, во всех аудиториях наших академий как главный источник междисциплинарной информации, естественно, интегрированной в этом научно-теоретичес ком издании и, как правило, отражающей результаты новейших исследований в сфере физической культуры и спорта.

Поэтому журнал "Теория и практика физической культуры" должен развиваться, с моей точки зрения, в двух направлениях: в отношении спорта высших достижений - как мультидисциплинарный источник информации о различных аспектах тактико-технической, специальной физической, соревновательной подготовки, о формировании личности спортсмена и психологии взаимодействия между ними и тренером, а в отношении учащихся, студентов, молодых и зрелых специалистов - как самый полный источник освоения и пополнения профессиональных знаний, развития и поддержания высокого уровня интеллектуальной формы и потребности в постоянном совершенствовании своей профессиональной подготовленности.

Столяров В.И., доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии, социологии и теории олимпийского воспитания РГАФК, президент Координационного комитета спартианского движения.

Разрешите мне от имени коллектива кафедры и от Координационного комитета спартианского движения, в состав которого входят представи тели 16 регионов РФ, поздравить коллектив журнала с юбилеем. За 75 лет своего существования он внес огромный вклад в развитие спортивной науки и физкультурно-спортивного движения страны, содействовал международному признанию достижений отечественной науки и практики в области физической культуры и спорта. Желаю коллективу журнала новых творческих успехов!

Теперь относительно темы "круглого стола". Прежде всего о моем принципиальном подходе к инновациям в сфере физической культуры и спорта. Я считаю, что они нужны в такой же мере, как и сохранение определенных традиций. Главный критерий в их оценке - содействуют ли они и в какой мере повышению гуманистической ценности данной сферы для личности и общества.

Вся моя многолетняя научная и практическая деятельность в области физической культуры и спорта также ориентирована на это направление инновационной деятельности. Некоторые результаты этой деятельности - гуманистическая теория спорта и ее практическая реализация в рамках спартианского движения, которое несмотря на существенные трудности вот уже в течение почти 10 лет развивается в нашей стране. Я говорю об этом не в плане самовосхваления, а для того, чтобы выразить искреннюю признательность журналу за помощь во всех моих начинаниях. Журнал помог развернуть дискуссию по проблемам теории физической культуры. На его страницах изложены результаты проведенных мною многочисленных, в том числе международных, социологических исследований, идеи гуманистической теории спорта и таких ее разделов, как теория олимпийского образования и олимпийской культуры, концепция спартианского движения, первые итоги его развития и т.д.

Сейчас я надеюсь на поддержку журнала в привлечении внимания ученых и специалистов-практиков к еще одной инновационной программе, которой я занимаюсь и которая связана с проблемой научного осмысления и практического использования различных форм гуманистически ориентированного соревнования . Разъясню кратко суть дела.

Соперничество людей может выполнять важные социальные функции: стимулировать их активность, содействовать повышению ее результативности и т.д. Вместе с тем оно может заканчиваться трагически по крайней мере для одной из соперничающих сторон. Кроме того, соперники могут находиться в неодинаковых условиях, что затрудняет объективную сравнительную оценку их способнос тей. В связи с этим возникает потребность в таких формах (моделях) гуманистической организации соревнования, которые позволяют: а) поставить участников соревнования в равные условия, создать предпосылки для унифицированного сравнения, для объективной оценки сопоставляемых качеств (способностей) и б) по возможности обезопасить их от негативных последствий.

Эта социальная потребность давным-давно осознана в теории и на практике. Однако при этом, как правило, не учитывается то обстоятель ство, что возможны различные гуманистически ориентированные модели организации соревнования . Их различие зависит от того, какие соревнования и каким образом проводятся, какова их программа, как организована подготовка к ним, какие нормы и образцы поведения поощряются в ходе соревнований и подготовки к ним, каков характер этих поощрений (моральный или материальный), состав участников соревнования, взаимоотношения между ними и т.д.

Наиболее широкое распростра нение получила модель, в рамках которой ставится задача на основе предельно точных измерений сравнить результаты участников и, учитывая разницу (даже минимальную) в каких-то показателях, выяснить, у кого результат лучше, а у кого - хуже. При определении победителей не учитывается поведение участников. Программа соревнований предполагает узкую специализацию участников в одном виде игровой деятельности (например, в беге) или нескольких ее видах, но требующих проявления "односторонних" (например, физических) способностей. Для создания равных условий участники соревнования распределяются по различным группам (с учетом пола, возраста, уровня подготовленности и т.д.) и соревнования проводятся раздельно в этих группах (например, инвалиды соревнуются отдельно от других). Именно такие соревнования чаще всего называют спортивными .

Уже 10 лет в системе воспитания и организации досуга детей и молодежи в нашей страны активно используется разработанная мною в 1990 г. еще одна модель гуманистической организации соревнования, которую я назвал спартианской . Она предусматривает использование новой системы определения победителей: принимаются во внимание лишь существенные различия в результатах; учитываются эстетические и нравственные аспекты поведения; основное значение придается превышению участником своих результатов, а не результатов других участников или каких-то норм и т.д. Участники соревнуются в разнообразных видах игровой деятельности, которые требуют от них физической подготовленности, спортивного и художественного мастерства, юмора, знаний. Лица с ограниченными возможностями (инвалиды) соревнуются вместе и на равных с теми, кто не имеет таких ограничений, и т.д.

Круг таких моделей, отличающихся от первой из указанных моделей по своей программе или по системе определения победителей, или по составу участников, или по комплексу показателей, все расширяется (см. сборник "Альтернативные модели спорта", изданный Гуманитарным Центром "СпАрт" РГАФК).

В связи с этим в последнее время все чаще разгораются споры о том, как называть эти модели, относить их к спорту, к сфере "нехарактерного спорта" или к какой-то другой. Однако суть дела не в этом. Главное состоит в том, чтобы четко осознать многообразие возможных форм, способов, моделей организации соревнований с гуманистической ориентацией, вести их поиск и пытаться практически использовать в системе воспитания и организации досуга различных групп населения .

Для эффективного решения этой задачи, с моей точки зрения, необходима особая наука. Как предварительный вариант можно предложить такое ее название - "агонология " (оно образовано из двух греческих слов: "агон" - соперничество, пронизанное духом бескорыстного соревнования, и "логос" - учение, наука).

Разработка этой новой науки важна как в теоретическом, так и в практическом плане. В частности, она позволит преодолеть преимущественную ориентацию системы воспитания и организации досуга различных групп населения на указанную выше первую модель соперничества, а современного спорта и олимпийского движения - на ту модель спортивно го соревнования, которая наиболее ярко представлена в спорте высших достижений. Такая ориентация нарушает один из важнейших гуманистических принципов - необходимость учета многообразия интересов, потребностей людей, уровня их подготовленности и т.д.

Почему надо отдавать предпочтение, как это до сих пор делается, только первой модели? Только потому, что она интересует многих людей? Но во многом это связано с тем, что последние просто не знают других игровых моделей соревнования. Кроме того, как показал опыт, имеются многочисленные поклонники и других моделей соревнования, например спартианской. Причем последняя не развивает стремления победить любой ценой, не отграничивает инвалидов от иных лиц, не сопровождается многими другими негативными явлениями, которые свойственны первой модели. А ведь, может быть, агонология - наука, к развитию которой я призываю, поможет найти еще более интересные гуманные формы соперничества.

Другими словами, идея "многополярности ", о которой в последнее время много говорится, должна быть господствующей не только в мире межгосударственных отношений, но и в мире тех соревнований, которые используются в сфере образования, воспитания и организации досуга населения.

В заключение еще несколько пожеланий в адрес журнала. Его главную роль и задачу на современном этапе я вижу во всемерном содействии не только более широкому вовлечению населения в активные занятия спортом, но в первую очередь в получении максимально полного социально-педагогического и культурного эффекта от этих занятий. Эта важнейшая проблема заслуживает специальной рубрики в журнале. И я всецело поддерживаю предложение С.Д. Неверковича о том, чтобы журнал публиковал больше материалов о междисциплинарном подходе к решению актуальных проблем физической культуры и спорта.

Бальсевич В.К. Я думаю, что высказывания двух наших ведущих ученых - С.Д. Неверковича и В.И. Столярова - достаточно фундаменталь ны, а поэтому весьма весомы. Действительно, речь идет о принципиаль но новом подходе к организации инфраструктуры спорта высших достижений, это не только тренировки, это образование тренеров, это работа со спортсменами как с незаурядными личностями, работа по воспитанию детей, по формированию их спортивной культуры. В таком сложном интегративном единстве только и возможно появление выдающихся олимпийцев, результат которых стал бы не следствием ухищрений фармаколо гов, а естественным развитием спортивного таланта. А это можно сделать только на путях интеграции физического воспитания и спорта, гуманистически ориентированного физического воспитания и спорта.

Булгакова Н.Ж., член-коррес пондент РАО, доктор педагогических наук, профессор.

Уважаемые коллеги!

Недавно завершившиеся Олимпийские игры еще держат нас в настроении некоторой эйфории, но все-таки, я думаю, независимо от того, какие у нас в прошлом были достижения в большом спорте, главная наша задача, главные наши мысли и главные наши усилия должны быть направлены на физическое воспитание подрастающего поколения страны. И, конечно же, на развитие тех инновационных идей, о которых говорили уважаемые В.И. Столяров и В.К. Бальсевич. Почему с таким трудом реализуются в жизнь эти инновации? Ясно почему. В силу нашей совковой психологии мы привыкли к тому, что все должны быть одинаковы, серенькие, не должны высовываться. Как говорят японцы: если высовывается гвоздь, то его забивают. А новые предложения спортизации, вот эта самая
инновация, заключается в том, что дети должны соревноваться и участвовать в массовом спорте и таким образом улучшать свое физическое развитие. Как ни странно, наше начальство гораздо быстрее, чем наши Министерство высшего образования, академии страны и т.д., усвоило идею спортизации. Такие люди, как Л.П. Кезина, В.П. Шанцев и наш ректор В.В. Кузин, целиком и полностью освоили эту идею, поддерживают ее и даже дают экспериментальные площадки для того, чтобы проводить эти программы в жизнь. И я думаю, что к проведению этих программ должны быть готовы также наши студенты, которых мы готовим для работы в данных направлениях. А для этого мы обязательно должны включить в содержание педагогической практики на 3-м курсе практику работы в массовом спортивном движении. Эта практика апробировалась у нас 10 лет назад, но потом в стране начались всякие шатания, а исполнительская дисциплина, которая несколько ослабла, не дала нам возможности внедрить правильные начинания в наши учебные планы. Кое-что нам все-таки удалось реализовать, и мне представляется, что сейчас следует продолжить эти инновационные моменты, для того чтобы в комплексе обеспечить реализацию идеи спортизации физического воспитания и массового физкультурного движения детей и подростков. Спасибо за внимание.

Бальсевич В.К. Недавно на заседании отделения культуры Российской Академии образования Нина Жановна Булгакова сказала, что благодаря спортизации как новой форме организации физического воспитания школьников мы получили возможность "....облечь школьную физкультуру в спортивную одежду...". Эта ее метафора оказалась настолько серьезной, что в РАО теперь говорят о спортивной одежде школьной физкультуры. Это действительно так, потому что суть-то идеи по большому счету заключается в том, чтобы дать возможность как можно большему числу детишек освоить ценности спортивной культуры, которые, к сожалению, являются достоянием очень немногих людей, а они должны стать достоянием всех и каждого.

Попов Г.И., профессор, доктор педагогических наук, проректор по научной работе РГАФК.

Уважаемые коллеги!

Тема нашего "круглого стола" определена: инновационные изменения в сфере физической культуры и спорта, и в принципе с позиции моего учителя И.П. Ратова надо посмотреть на эту проблему с конца. Чего мы, собственно, добиваемся? А мы добиваемся тех целей, которые были и будут актуальны многие десятилетия, а именно сохранение и развитие физического здоровья народонаселения России и как элемент укрепления здоровья - планомерные и устойчивые успехи на Олимпийских играх и развитие зрелищного коммерческого спорта. В принципе цели остались те же. Если сейчас, в данных условиях, есть какие-то инновационные изменения, то они прежде всего должны коснуться той основы, на которую нанизаны эти цели. А именно методика, наука и образование. Методика как способ достижения цели, наука как способ получения новых фактов, которые укрепляют методическую направленность, и образование как способ подготовки тех людей, которые могут реализовать научные и методические разработки. И инновационные изменения, конечно, должны прежде всего коснуться этой триады. Я думаю, это понятно и Министерству высшего образования, потому что сформулирована концепция развития науки на ближайшую перспекти ву, и одна из организационных форм, которые они предлагают, - это учебно-научно-инновационные центры. Я понимаю, что это необязательно какая-то комната, в которой собираются люди, но я думаю, это организационная форма, которая объединяет и тех, кто занимается наукой, и тех, кто занимается образованием, потому что научные исследования мы должны включать в учебный процесс, и тех, кто позволяет эти достижения и науки, и образования каким-то образом продать или подать. Эта учебно-науч но-инновационная направленность должна найти отражение на страницах журнала, потому что журнал, как известно, должен играть еще и организующую роль, и в этом направлении организующая роль "Теории и практики физической культуры" явно просматривается. Теперь, если коснуться еще более узкого вопроса инновации, в частности в науке, то здесь совершенно явно напрашивается вопрос о стендовой организации обследований, исследований и тренировки. Это можно было бы проводить в спорте высших достижений, но сейчас практически отсутствуют длительные централизованные сборы. Поэтому потеряли какой-либо смысл комплексные научные группы, которые наиболее активно работали на этих централизованных сборах. Сейчас акцент сделан больше на индивидуальной подготовке спортсменов, на их подготовке в клубах. Стендовые формы как раз очень хорошо бы помогли, потому что работа со спортсменами высшей квалификации - это в общем-то штучная работа, и ее очень хорошо организовать в специально подготовленных условиях. Здесь совершенно четко будет работать теория искусственно управляющей предметной среды, которую развил И.П. Ратов, мой учитель, и целый ряд его учеников поддерживают работу в этом направлении. Мы, во-первых, должны обследовать спортсменов в специально организованных условиях, тем самым проверить не только их текущий уровень, но и потенциальные возможности, поставить их в соответствующие условия в этих стендах. Кроме того, мы можем проводить исследования различных сторон подготовленности спортсменов в этой стендовой форме, которая позволяет привлечь студентов, магистрантов, аспирантов, которые будут и помогать, и учиться, и набирать материал для своих работ. То есть здесь сразу же намечается состыковка научных и образовательных программ. Тренировка высококвалифи цированных спортсменов проводится в специально организованных условиях. Через эти условия мы помогаем спортсменам выйти на рекордную результативность, а потом постепенно убираем эту помощь, поскольку спортсмен уже самоорганизуется для выполнения двигательных функций, которые ему необходимы. Некоторые вопросы в биомеханике уже решены, другое дело, что никто не помнит об этом, а наши тренеры не очень хорошо пользуются сделанными наработками, но, во всяком случае, и современный инвентарь, и вывод спортсменов на высокую результативность решены на биомеханическом уровне. Дай бог, чтобы ими воспользовались. Частично, конечно, ими пользуются.

И последнее, что я хотел бы сказать: какую направленность или новую рубрику можно дать журналу? Это прежде всего обсуждение новых методов и технологий. Почему это напрашивается? В рамках научных статей мы обмениваемся мнениями - это так. Но дело в том, что идет целый пласт предложений с Запада. По 8-му каналу телевидения часто показывали как высшее достижение: берет человек длинную линейку и начинает ее трясти. И в принципе, видимо, происходит какое-то развитие мышечного аппарата. Но дело в том, что это никак не регулируемый процесс. Может быть, он и сыграет свою роль. Но дело в том, что давным-давно у нас разработана так называемая волновая гантель, которая позволяет регулированно воздействовать на нервно-мышечный аппарат человека и тем самым еще быстрее достигает тех целевых заданий, которые человек решает с помощью той самой линейки. Но зато, представьте себе, это преподносится на 8-м канале! Какие деньги
вбили, чтобы протащить эту достаточно примитивную конструкцию, в то время как есть значительно лучшие. Будем же через журнал знакомить читателей с тем, что у нас разрабатыва ется.

И второе направление, вытекающее отсюда, касающееся инновационной деятельности, - это ознакомление с разработками инвентаря, оборудования, которое производится не только у нас, в Москве. И в регионах есть кулибины - умельцы, которые придумывают отличные системы, тренажеры, тренировочные приспособ ления. Журнал может взять на себя организующую роль по связи различных регионов через разработки, которые сделаны, с которыми можно ознакомиться, общаться по приведенно му в журнале контактному телефону, чтобы заинтересованные люди связались с этим человеком и использова ли его изобретения в массовых формах физвоспитания или в спорте.

Бальсевич В.К. Я хочу напомнить об учителе Григория Ивановича - Игоре Павловиче Ратове, который еще 30 лет назад предложил конек с отрывающейся пяткой, а вы, Григорий Иванович, были соавтором этого изобретения, но это так и осталось предложением. За это изобретателям в то время чуть голову не оторвали, а потом нам голову оторвали на конькобежных дорожках всего мира, на 10 лет "наклонили", как смогли.

Кореневский С.А., заслуженный работник физической культуры РФ, ректор Смоленского ГИФКа.

Один из аспектов проблемы, характерных для современного состояния высшего образования, это вопрос соотношения базовых образовательных стандартов и свободы использования инновационных педагогических технологий и авторских программ.

Инновации, обусловленные необходимостью приводить в соответствие содержание и методы образования с исторически меняющимися требованиями общества к личности, свойственны образованию в любую эпоху. Однако сегодняшняя ситуация затрагивает сами основы образования как особого социального института. Среди причин, требующих содержательных изменений в этой сфере, ведущую роль играют следующие:

- определенное и все возрастаю щее несоответствие темпов развития системы высшего образования темпам развития общества;

- не менее значимо коренное изменение самого характера общественного прогресса.

Для продуктивного введения в образовательную систему реальных нововведений важно изменить саму методологию образовательного процесса.

Однако это не значит, что такие нововведения дожны стать самодовлеющим элементом. Тем более основой обучения не могут и не должны стать авторские программы. Ведь такие программы, как правило, базируются лишь на научных и педагогичес ких разработках, эрудиции конкретного автора и вследствие этого обладают присущими ему достоинствами и недостатками. А эрудиция конкретного субъекта не может быть равна, даже континуально, достижениям всего научного сообщества. Именно поэтому важна разработка обязательных требований к содержательным моментам программно-методического обеспечения программ, учитывающая при этом роль и место данного раздела в общей системе образовательных стандартов по подготовке кадров научно-педагогического профиля.

Абзалов Р.А., доктор биологических наук, профессор, декан Казанского педагогического университета.

Уважаемые коллеги!

Я второй раз участвую в "круглом столе", организуемом журналом "Теория и практика физической культуры". В первый раз получил большое удовлетворение потому, что тогда рассматривались проблемы философии спорта. А сегодня столь же важная проблема. Думаю, что редакция журнала и его руководители - Л.И. Лубышева и В.К. Бальсевич - сделали очень многое, чтобы все мы стали еще образованнее. Представители факультетов физической культуры в последнее время должны быть особенно благодарны журналу за то, что он всячески пропагандирует нашу работу. На факультетах физической культуры действительно ведется огромная работа. Я хочу подчеркнуть ряд моментов. У нас на недостаточный, видимо, уровень поднято образование по физической культуре. Недостаточна образованность наших детей по физической культуре. Если мы не добьемся здесь каких-то решающих сдвигов, то, наверное, вряд ли можно будет ожидать образованности от юных, а потом и взрослых спортсменов. А ведь это - лаборатория двух образованных людей: спортсмена-тренера, ученика - учителя. А пока физическую культуру, особенно в школах, мы сводим к тому, чтобы побегать, попрыгать, "давай за мной", "давай за кем-то", поэтому и отношение к физической культуре складывается иногда несколько пренебрежительное. Наверное, сегодня это одна из главных задач, требующих коренного изменения системы физического воспитания. Я хотел бы сказать, что необходимо обратить внимание на теоретическую подготовку наших школьников: у них исключительно скудные знания о физической культуре. Мне хотелось бы, чтобы все это еще громче прозвучало на страницах нашего журнала. Что я хотел бы еще сказать: задача нашего главного, нашего любимого журнала - формирование физической культуры человека в нашей стране - невероятно трудна. Журнал, я не боюсь этого слова, призван спасти физкультурное движение, потому что он несет глубокие научные знания, объединяет всех нас, научных работников и специалистов в области физической культуры. Огромное вам спасибо.

Бальсевич В.К. Да, конечно, информационные потоки, которые должны постоянно подпитывать сферу физической и спортивной культуры нашей страны, прямо скажем, крайне жидкие, и наш журнал мало что может сделать в силу того, что нет у нас еще культуры потребления научной информации практическими работниками и управленцами этой сферы. Ничего с этим не поделаешь. За формирование этой культуры надо бороться. Что мы и делаем. Сейчас во ВНИИФКе открылся Федеральный информационно-аналитический центр. У нас в журнале он уже представлен специальной рубрикой. Если его не постигнет судьба упомянутого здесь конька, а руководство Госкомспорта наконец развернет работу по продвижению журнала в библиотеки, в общеобразовательные и спортивные школы, методические кабинеты и кабинеты руководителей региональных структур управления физической культурой и спортом в стране и будет создана система стимулирования потребностей тренеров и управленцев в наших научно-методических изданиях, можно определенно утверждать, что такая культура будет успешно формироваться.

Соболева Т.С., доктор медицинских наук, и.о. профессора Воронежского ГИФКа.

Природой женщине предопреде лено быть носительницей генофонда человечества. Я думаю, что не ошибусь, сказав о том, что женщины-спортсменки являются носителями лучших генов спортивных способнос тей. И поэтому проблемы женского спорта, на которых я сейчас вкратце хочу остановиться, должны обратить на себя внимание нашей научной общественности. Почему я об этом говорю? Дело в том, что некоторые товарищи, коллеги, ученые утверждают, что женского спорта как такового вообще нет. Но тем не менее, женщина в спорте - это очень важная проблема. Дело в том, что в силу определенного носительства генов женщиной именно она передает детям множество талантов.

Проблема женского спорта стала актуальной десятилетие назад, в связи с тем что резко обострилась, бурно вышла в свет женская эмансипация в спорте, т.е. она является тем показателем социальной эмансипации, которая существует вообще в обществе, в социуме. Но, несмотря на то что женщины-спортсменки достигают значительных результатов и на большинстве Олимпиад принесли России немало золотых и серебряных медалей, их проблемы до сих пор остаются в тени. Однако я как представитель спортивной медицины хочу сказать вам о том, что у нас нет оснований считать, что женщины-спорт сменки обладают отличным здоровьем.

К сожалению, многочисленные исследования спортивных медиков и профессоров, гинекологов и акушеров-гинекологов, не принадлежащих к спортивной медицине, констатируют факт, что женщины-спортсменки не обладают идеальным здоровьем. И самое главное, не обладают репродуктивным здоровьем, что столь важно для будущего нашей нации. Не нужно забывать о том, что через 10, 20, 30 лет спортсменка в конечном итоге станет матерью. Мы забываем о том, что ее репродуктивная функция под воздействием чрезмерных нагрузок очень часто начинает расшатываться.

И вот на основании своей работы я хочу сказать о том, что радужные мнения, сформированные в 50-х годах, теперь не выдерживают критики.

Почему-то у нас единственно верным считается мнение профессора Ягунова С.А., согласно которому спортсменки легче вынашивают беременность, легче рожают детей. Пока для этого нет оснований. Работы коллег, которые я постоянно анализирую, более или менее занимающихся этим вопросом, дают мне основание говорить о том, что мы должны быть обеспокоены проблемой репродуктивного здоровья наших спортсменок. Да, она выиграла эту золотую медаль, но какой ценой? И что будет с ее ребенком? Мы не можем говорить о перспективе. А этим надо заниматься, потому что, если в будущем мы хотим иметь от этого золотого генофонда хороших, талантливых детей-спортсме нов, мы должны его сохранять. И я считаю, что в свете инновационных технологий наш журнал - единственный в мире, он должен нести нам эти знания. Наконец, мы не должны закрывать глаза на те негативные моменты, которые связаны со здоровьем женщин-спортсменок. Они, к сожалению, в 5-6 раз тяжелее рожают, хуже вынашивают беременность, трудно достаются им дети. Дети рождаются травмированными в сравнении с популяцией. С чем это связано, мы до сих пор не можем ответить. Но роль чрезмерных нагрузок, т.е. тех экстремальных ситуаций, в которые попадает женский организм, здесь однозначна. Когда проанализировали количество выкидышей, бесплодий у женщин-спортсменок, оказалось, что они превышают таковые в популяции. Каковы же причины? То ли это специально отобранные соматотипы, то ли влияние чрезмерных нагрузок, т.е. той экстремальной жизнедеятельности, в которую наши спортсменки попадают. Я с большой радостью прочитала статью Вадима Константиновича в вашем журнале, где он пишет о том, что наконец начинает возрождаться, расширяться такая наука, как спортивная генетика. Это прекрасно. Дело в том, что мы не знаем, существуют ли изменения генетической структуры женщины, в частности на базе такого экстремального воздействия, в которое попадает женский организм в спорте. Акушеры-гинекологи говорят, что выкидыши у женщин в первые периоды беременности происходят в связи с генетическими мутациями. Может быть, у наших спортсменок это связано с чрезмерными нагрузками?

Я хочу поблагодарить наш журнал за то, что он обратился к этому вопросу. Большое спасибо Людмиле Ивановне за предоставленную нам возможностиь обобщить результаты нашей работы: в 6-м номере за 1999 год благодаря инициативе Станислава Сохи из Польши мы наконец обобщили усилия ученых России, занимающихся проблемами женского спорта. Мы не должны замалевывать негативные факты, говоря, что спорт - только благо. Нет, мы должны привлекать медиков, генетиков, физиологов, психофизиологов, психоневрологов, которые объяснят, что происходит с организмом человека, в частности с женским организмом, при занятиях большим спортом. Действительно ли женщина более адаптированна, более вынослива? Но до какого предела? Не существует ли границы этой выносливости, за которой идет уже разрушение организма?

Я предлагаю, в случае если мы не сможем самостоятельно решить эти вопросы, сотрудничать с Академией медицинских наук, с Институтом педиатрии. Давайте создадим в журнале рубрику "Консультации специалистов по проблемам женского спорта. Большое спасибо за внимание.

С. Соха, доктор педагогических наук, профессор Катовицкой академии физического воспитания, Польша

Уважаемые Людмила Ивановна, Вадим Константинович, уважаемые дамы и господа!

Прежде всего я хочу извиниться за то, что решил выступить в этом замечательном кругу ученых на языке Пушкина, который я еще не совсем изучил. Хочу продолжить мысль, высказанную только что по вопросам женского спорта и по инновационным мероприятиям. Если 100 лет назад мужской спорт уже имел свои национальные организационные структуры, даже такого понятия "женский спорт" не было. Когда женщины приняли решение заниматься спортом, появились теории многих ученых, что занятия спортом представляют для здоровья женщин большую угрозу, поэтому возникли официальные запреты. Но независимо от этих запретов в конце ХХ столетия 50% мирового спорта было представлено женским спортом. Насколько наука помогла женщинам достичь такого успеха в спорте? Я думаю, что по крайней мере в первой половине ХХ века наука только ограничивала возможности женщин в занятиях спортом. Только во второй половине нашего столетия наука стала стимулировать развитие женского спорта, в частности на страницах славного журнала "Теория и практика физической культуры". Просмотр мною статей, относящихся к женскому спорту, показал, что это - единственный журнал, который говорил о положительном влиянии занятий спортом на женщин, помогал им показывать высокие результаты без ущерба для здоровья. И в этом отношении заслуга журнала в мировом масштабе, бесспорно, очень большая. Ни один журнал в мире не представил столько работ по женскому спорту, сколько журнал "Теория и практика физической культуры". Год назад один из номеров был полностью посвящен этой тематике.

Я благодарен редакции за то, что она стала лидером в науке, занимающейся вопросами женского спорта. Можно себе представить, как развивались бы функциональные возможности женщин, если бы они не занимались спортом, а остановились бы на рубеже XIX - XХ столетий, когда единственными полезными движениями для них были стирка белья, чистка обуви и некоторые другие. Они развились исключительно в спортивной деятельности! В 1922 году члены Академии наук, Королевской Академии в Лондоне представили доклад о вреде занятий физическими упражнениями для женщин. Доклад оказал существенное влияние на запреты, которые тогда существовали. И поэтому ученые должны пониже опустить голову при виде того, какие возможности для исследования функциональных способностей женского организма создают сегодня занятия спортом.

Инновационных мероприятий, в которых науке надо участвовать, очень много. Сегодня уже известно, что ни одна страна не будет лидером в мировом, а особенно в олимпийском, спорте, без крупнейших достижений женщин. В Советском Союзе это было хорошо известно, и если проследить за олимпийскими достижениями сборной Советского Союза с 1952 года, то окажется, что большинство медалей завоевали женщины. Несмотря на то что еще в 1976 г. олимпийская программа женщин была представлена лишь 25% видов программы, они завоевали половину медалей сборной Союза. Так что надо принимать всякие меры, чтобы женщины-спортсменки были здоровыми и показывали высокие результаты.

Рогозкин В.А., доктор биологических наук, профессор, директор СПбНИИФКа.

Уважаемые коллеги!

Через 38 дней человечество вступит в XXI век. На рубеже XX и XXI веков средства массовой информации и ученые разных стран подводят итоги и прогнозируют, что нас ждет в XXI веке. Если внимательно посмотреть на те события, которые произошли в течение этого года, мы должны признать, что наступает век генетики и в XXI веке основные достижения в области биологии будут связаны прежде всего с развитием молекулярной генетики. Какие к этому есть основания? 4-6 апреля 2000 г. в Квебеке прошла очередная ежегодная конференция по проблеме "Геном человека". На этой конференции директор Национального института Соединенных Штатов Америки профессор Френсис Коллинз выступил с прогнозом генетических исследований до 2010 - 2040 годов. Он прогнозирует, что к 2010 году многие метаболические процессы и физиологические функции, о которых мы сейчас говорим, но не знаем их истоков, будут связаны с конкретными специфическими генами. И на этой же конференции возникла очень острая дискуссия между двумя крупными научными организациями. Одна из них включает 22 страны, участвующие в международном проекте "Геном человека". Вторая - частная компания Силера, которую 3 года назад организовал один из выдающихся ученых Соединенных Штатов Америки. Эта компания сделала колоссальный рывок за последние полтора года, и фактически на этой конференции они заявили, что расшифровали геном человека, но в базу данных никого не пустили. Возникла очень острая конфликтная ситуация, которую 26 июня решил в публичном выступлении президент Соединенных Штатов Америки Билл Клинтон вместе с премьер-министром Англии Энтони Блэром. На этой пресс-конференции было официально заявлено, что ученые мира расшифровали геном человека и в дальнейшем две организации, которые работают в области генома человека, и частная компания Силера подписали соглашение о том, что банк данных будет открыт и начнутся публикации. И действительно, в последующие месяцы, к сожалению у нас в стране эта информация была представлена очень скудно, журнал "Nature" опубликовал расшифровку двух хромосом: 21-й и 22-й. Это выдающиеся успехи объединенных групп ученых. Вполне естественно, что правительства многих стран обратили внимание на это новое направление, и сейчас во многих странах начиная с Германии (я уже не говорю о Соединенных Штатах, Японии, Англии) финансирование этих проектов идет в усиленном режиме. Я приведу только один пример. В Соединенных Штатах сейчас выделено более 150 млн долларов на создание семи национальных центров, которые будут заниматься уже не проблемами генов, а проблемами структуры белков, которые синтезируются с учетом расшифровки генов. Вполне естественно, возникает вопрос: а какое это имеет отношение к спортивной науке? Анализ пяти крупнейших международных конференций по спортивной науке, которые проводились в этом году, показал, что на первое место в них выходили вопросы, связанные с достижениями спортивной генетики, и попытки выявления специфических генов, отвечающих за развитие физических качеств человека. Наш институт работает в этом направлении уже второй год. Причины связаны с тем, что два года назад в журнале "Nature" появилась статья "Гены, обеспечивающие развитие выносливости". Мы проверили эту работу, провели исследование в Санкт-Петербурге. Они полностью подтвердили данные, которые были опубликованы профессором Монтгомери. Сейчас у нас идет совместная работа в этом направлении. Я уже сделал несколько докладов: один - в Москве и два - в Санкт-Петербур ге. И с чем я столкнулся? С общим непониманием этой проблемы. И вот в пятом номере журнала "Вестник Академии наук" руководитель национальной программы нашей страны Киселев Лев Львович публикует статью, которая называется "Геномы человека и XXI век". Очень интересная статья. Приведены современные данные о достижениях в этой области, но заканчивается она, с моей точки зрения, ну просто трагически. Он говорит, что Россия не готова к вступлению в век биологии. И не только потому, что у нас на протяжении многих лет скудное финансирование именно биологии, а потому, что общество не готово принять новые идеи генетики. Как это можно трактовать с точки зрения спортивной науки, того, чем я непосредственно занимаюсь? Я выступал несколько раз: перед тренерами, руководителями, выступал перед директорами детско-юношеских спортивных школ, рассказывал, показывал, что нужно делать, как нужно сделать, и - полнейшее непонимание.

Как мне видится роль журнала "Теория и практика физической культуры" в этой обстановке, при входе в XXI век? Я хотел бы попросить редколлегию журнала провести "круглый стол", пригласить специалистов, работающих в разных отраслях знаний, начиная с социологии и кончая биохимией, молекулярной биологией и генетикой, для того чтобы мы обсудили проблему "Достижения современной генетики и спорта" с разных позиций и разработали общую концепцию.

И второе. Для того чтобы внедрить эти данные, нам нужно прежде всего провести работу с тренерами. Эта часть, по-видимому, должна быть связана с приложением "Тренер", чтобы показать тренерам изменения по генотипу, принадлежность к генотипу ИИ, которая дает возможность иметь в 7-8 раз большую физическую работоспособность. Как тренер может воспользоваться этим? Увеличивать интенсивность или менять соотношение интенсивности и длительности физических нагрузок? Как будет построен недельный цикл для того, чтобы тренер понял, что если он работает со спортсменом, принадлежащим к генотипу ИИ, его адаптация к физическим нагрузкам будет существенно лучше, быстрее и он достигнет лучшего результата, чем спортсмен, который принадлежит к другому генотипу. И вот если бы удалось это доказать тренерам или привлечь их внимание к проблеме, я думаю, что эффективность работы большинства спортивных организаций была бы существенно выше и достижений, к которым мы идем, наверное, было бы больше. И, наконец, последнее.

В сентябрьском номере журнала "Scientific America" есть статья группы европейских ученых во главе с профессором Вэнтом Салкиным. Он прогнозирует использование генной терапии на Олимпийских играх 2012 года и приводит фантастический рассказ о том, как выполняется старт в беге на 100 м, кто побеждает и почему. Один из спортсменов побеждает только потому, что врач команды с помощью генной терапии ввел ему соответствующий ген, который привел к трансформации мышечных волокон. Вы знаете, что спринтеры имеют мышечные волокна одной конфигурации и одного метаболизма, а стайеры - другой конфигурации. Вот такая статья уже появилась. С моей точки зрения, это аморально. Нельзя уже сейчас достижения генной терапии внедрять в олимпийский спорт. Но факт есть факт. Статья называется: "Гены, мышцы и спортивные достижения". Словом, я призываю журнал "Теория и практика физической культуры" обратить внимание на те достижения, которые сейчас есть в молекулярной генетике . Я думаю, что в этом направлении нас ждут очень большие открытия. Спасибо.

Бальсевич В.К. Ну вот теперь вы видите, как можно с позиций молекулярной генетики преподнести одну из сущностей высоких технологий спортивной подготовки. Вот это и есть высокая технология спортивной подготовки. Надо только, чтобы она не превратилась в нечто такое, от чего Виктор Алексеевич сейчас нас предостерег. Чтобы спортсмены не превращались в подопытных кроликов, на которых можно было бы ставить самые невероятные опыты.

Я хочу сказать, что статья В.А. Рогозкина по этой проблеме опубликована в 12-м номере нашего журнала. Но не в его традиционном научном пространстве, а в журнале в журнале "Тренер". Мы впервые в журнале "Тренер", предназначенном исключительно для практиков спорта, даем информацию о высоких технологиях спортивной подготовки.

Куликов Л.М., доктор педагогических наук, профессор, ректор Уральской академии физической культуры.

75-летний юбилей доказывает великую значимость журнала в нашем физкультурном движении, в жизни нашей страны. Для многих поколений как ученых, так и педагогов журнал был настольной книгой и путеводной звездой. Я могу это сказать и о наших студентах, и о наших преподавателях. Мы ждем журнал и сами стараемся публиковаться в нем.

И сегодня журнал остается для студентов настольной книгой. Сегодня в России появились новые научно-педагогические, методические центры. Мы гордимся тем, что на Дальнем Востоке есть аспирантура и Совет по защите диссертаций, в Сибири, на Урале, в западном регионе. Я уж не говорю о юге: Кубанская академия, без сомнения, является научно-методическим, научно-педагогическим центром. Все это позволяет говорить о том, что журнал сегодня востребован, нужен и нужен всё в большей степени. Журнал идет правильным, поисковым, инновационным путем.

Вот журнал в журнале "Тренер" - новый пласт, совершенно необычный. Новый журнал "Физическая культура...". Журнал "Теория и практика физической культуры" в порядке эксперимента дает возможность региональным центрам, в том числе и Уральской академии, публикацией своих номеров заявлять о школах. Это хорошо. Сегодня целые номера посвящаются Сибирской академии, Уральской академии, Смоленскому, Великолукскому институтам, Кубанской академии.

Проблемы, о которых мы сегодня говорим на "круглом столе", которые мы поднимаем, наверное, неисчерпаемы. Идет поиск, идет развитие научной мысли в России, и это здорово. В связи с этим у меня такое предложение. В своих регионах мы стараемся поддерживать этот уровень, проводим конференции, выпускаем сборники. Достаточно сказать, что Уральская академия издает в год 10-12 сборников, не говоря об учебных пособиях, монографиях и т.д. Открываются местные издательства, которые имеют гриф и разрешение на издания, но я все-таки хотел бы попросить редакцию журнала "Теория и практика физической культуры" взять нас под свою опеку.

Нужен системный подход к рассмотрению этих проблем. Для их решения целесообразно, может быть, выпускать журнал "Теория и практика физической культуры", за который отвечает, например, Уральская академия, не посягая на основной тираж, на основной объем печатных листов. Аналогичные проблемы можно было бы поднять по направлениям и по видам спорта. Это один из путей некоторых инноваций в укреплении, распространении журнала. Каждый ученый мечтает быть автором именно журнала "Теория и практика физической культуры", что раньше было недоступно регионам. Это дало бы возможность молодым ученым и новым направлениям найти свое место в журнале.

Виноградов П.А., доктор педагогических наук, профессор, начальник управления Госкомспорта России.

Я думаю, надо идти дальше. Был журнал, потом появился еще один журнал - приложение. Надо делать библиотечку "Теории и практики физической культуры", тем более что у вас сейчас свой издательский центр.

И второе предложение, как мне кажется, очень правильное, как можно больше проблем выносить на обсуждение читателям. Теперь что касается моей должности. Теперь я по-иному смотрю на практику и сам журнал. О теории мы сейчас много говорили. А что о практике? Если мы хотим, чтобы все идеи, которые публикуются в журнале, доходили до реальных дел, нужно, чтобы он обсуждался, хотя бы читался председателями. Тем более, среди председателей уже есть, правда немного, кандидаты наук, люди, которые имеют по 2-3 образования. Надо добиться, чтобы они были заинтересованы в этом журнале. А для этого нужны статьи, которые они хотели бы видеть, и решались те проблемы, которые для него важны.

Например, опыт. Как сейчас на практике использовать опыт, который у нас имеется во многих регионах, насколько он определяет будущее этой деятельности, которые мы найдем или обобщим вместе с учеными и предложим для внедрения.

Еще очень важный момент - это право, вся нормативная система и т.д. Как все это внедрять с точки зрения практики. Ведь законов сейчас так много, но они не работают. Кто это изучает и кто это излагает? Практики задыхаются. Председатели говорят: "Дайте нам материалы". Как нам поступить в этом случае?. Я думаю, эту проблему надо поднимать.

Следующая проблема - это проблема управления и организации физкультурного движения сегодня, когда есть федеральные округа, когда есть институты, новые структуры на муниципальном и ниже уровнях. Как там все это делается? Кто этим будет заниматься? То есть эти проблемы очень острые, а ими сейчас никто серьезно не занимается и публикаций не очень много. Проблемы организации соревнований, приоритетов могут способствовать вовлечению в занятия различных категорий и групп населения. Сейчас много разговоров о том, что дает культура, что дает спорт? Что это - культура, искусство, соревнова ние? Великолепно как-то сказал Станиславский, когда его спросили о том, что такое театр - культура, искусство, отдых, развлечение? Он ответил, что его это не интересует. Главное для него - открылась сцена, погас свет, и он может делать с аудиторией все, что захочет. Должен быть человек, который придет в театр. А у нас только 10% населения занимаются физической культурой. Вот проблема номер один, как, почему это происходит, почему у нас в стране не занимаются физической культурой? Мне кажется, это проблема многоаспектная. Если мы поднимем этот пласт, я думаю, мы поможем практикам многие проблемы решить, тогда мы решим и проблему интереса к журналу чистых практиков. Спасибо.

Чепик В.Д., доктор педагогических наук, профессор, проректор Российской международной академии туризма.

Я благодарен за приглашение принять участие в вашем торжестве. Я поздравляю вас с юбилеем. По поручению ректора Российской международной академии туризма и ее коллектива хочу выступить на вашем "круглом столе" на тему: каким быть журналу в ближайшие годы. Все, что здесь сказали, прекрасно, я со всеми согласен, особенно с Виктором Алексеевичем Рогозкиным. Я был участником предолимпийского научного конгресса. Было представлено 1200 докладов, четыре рубрики. Я уехал из Сиднея с тяжелым чувством. Например, молекулярная биология, биохимия жизни - громадный пласт докладов. Спортивная терминология. Спортивная медицина. Вы знаете, что за эффективность научных разработок Олимпийский комитет присуждает премии. Последнюю получил американец японского происхождения. Эта премия - в полмиллиона долларов. Громадное внимание мировая наука сейчас уделяет биомеханике, причем не биомеханике движений, а той, где спортсмен взаимодействует с приборами и аппаратурой. Сейчас в этом направлении развивается вся индустрия.

Я присоединяюсь к последнему выступлению Петра Алексеевича Виноградова. Все-таки нашему журналу не хватает публицистической рубрики. Вот вы сделали специализированный восьмой номер по спортивно-оз доровительному туризму. Пошли запросы на этот номер. Это значит,что мы затронули жизненно важные интересы населения. И на предолимпийском конгрессе тоже был большой пакет докладов, связанных с социально-пси хологическими аспектами прежде всего спорта высших достижений, а ведь здесь конструируются модели, которые идут в массовое движение. Дело в том, что социально-психологический аспект связан не только с образом жизни в спорте высших достижений, но и с другими проблемами: мы вошли в новую формацию, а в журнале пока это не нашло отражения.

Давайте поднимем этот публицистический аспект, и, конечно, я бы порекомендовал больше внимания уделить сейчас спортивно-оздоровительному туризму. В этом есть громадная потребность. Более того, сюда вовлечено очень много молодежи, все краеведческое движение, туристско-экс курсионная деятельность. Здесь работают тысячи специалистов и сотни тысяч молодежи участвуют в этом. А журналов-то нет. Есть газеты "Вольный ветер", "Турист". А ведь нам нужны теория, практика и, конечно, идеология. Спасибо за внимание.

Тхоревский В.И., доктор медицинских наук, профессор РГАФК.

Дорогие друзья!

Я и мои коллеги поздравляем журнал с юбилеем.

Мое краткое выступление сводится, по сути, к предложению - возродить и сделать если не постоянную рубрику, так, может быть, время от времени публикуемый раздел "Медицина и биология спортивной науки". Чтобы это были не такие материалы, как в журнале "Спортивная медицина". Он все-таки специфический журнал для врачей. А давайте сделаем так, чтобы эти статьи (мы же их рецензируем, рекомендуем) были понятны тренерам, педагогам, всем, кто занимается нашими науками. Я думаю, что это будет очень и очень полезно, ибо этого не хватает. Никто из педагогов не будет читать журнал "Физиология человека" или чисто экспериментальные российские физиологические журналы. А журнал "Теория и практика физической культуры" - читают. Но здесь, я думаю, виноваты и мы, довольно инертные ученые: мы скорее напишем в "Физиологию человека", чем сюда, и вы, господа руководители журнала, нас тоже мало теребите.

С праздником, вас!

Бальсевич В.К. Мы давно чувствуем, что ежегодного первого номера журнала, полностью посвященного медико-биологическим проблемам, действительно уже недостаточно, особенно если учесть, что мы вступаем ныне в век биологии, как сказал сегодня В.А. Рогозкин. Мы посоветуемся с редколлегией нашего журнала и, может быть, все-таки два таких номера в год сделаем, полностью медико-биологического содержания.

Родиченко В.С., профессор, доктор педагогических наук, вице-прези дент Олимпийского комитета России Я думаю, что процесс должен быть обоюдным. Ученые, которые работают над инновациями, должны быть заинтересованы в том, чтобы опубликоваться в нашем ведущем журнале. А пока у нас еще мало публикаций по таким проблемам (я их отношу к инновациям), как олимпийское образование, - по нему уже защищено восемь диссертаций и на выходе примерно еще столько же. Скажем, региональные олимпийские академии - это приниципиально новое явление в мировой практике вообще, а не только в российской, результат преобразований в стране, которая изменила не только название.

Я охотно поддерживаю Петра Алексеевича Виноградова, который считает, что вопросы управления физической культурой и спортом в субъектах Российской Федерации, коих у нас 89, это очень серьезная и нужная тема, потому что и там происходят инновационные процессы. Больше того, согласно Российской Конституции субъект Федерации есть высший орган управления спортом и физической культурой на своей территории. Выше него в этом процессе управления по Конституции никого нет, даже Федерального центра. Что касается вопросов управления на федеральном уровне, то здесь я, наоборот, хочу призвать ученых не заниматься этой проблемой в связи с ее абсолютной бессмысленностью, поскольку вопросы управления спортом и физической культурой на федеральном уровне решаются отнюдь не на научной основе: у Федерального органа исполнительной власти в области физической культуры и спорта на протяжении последних двух лет название менялось 3 раза.

Возвращаясь к теме инноваций, полагаю, что в XXI веке наша система наук, изучающих физическую культуру и спорт как социальный институт, должна обогатиться новой междисцип линарной областью знания, которую можно было бы назвать спортологией (разумеется, до меня слово "спортоло гия" уже предлагалось, и, может быть, не один раз). Спортология могла бы синтезировать достижения и методы истории, социологии, философии, педагогики, ТФВ, теории управления, экономических, политических, юридических и ряда других смежных наук и стать реальной основой инновационных процессов в спорте.

Бальсевич В.К., доктор биологических наук, профессор, научный консультант журнала "Теория и практика физической культуры".

Подводя итоги дискуссии в рамках нашего "круглого стола", я от имени редакции благодарю его участников за конструктивный вклад в обсуждение поставленной здесь проблемы инновационных преобразований в сфере физической культуры и спорта в России.

К сожалению, приходится констатировать, что относительное единство мнений ученых по данной проблеме еще не трансформирова лось в настойчивое стремление управленцев к их реализации в практике развития физической культуры и спорта в стране.

Пока еще медленно раскручивается механизм развития информационных технологий управления в этой сфере. Об этом свидетельствуют до смешного низкая востребованность нашего журнала в России по сравнению с дальним зарубежьем, общий низкий уровень культуры потребления информации не только на местах, но и в центре, в высших управленческих структурах, их низкая активность в создании новых условий для обучения и повышения компетентности кадров, в том числе и кадров управленцев.

Между тем до сих пор в нашей спортивной среде, в том числе и среди руководства, бытует мнение, что возврат к советской системе спортивной подготовки обеспечит нам устойчивое лидерство в мировом спорте. На мой взгляд, это опасное заблуждение. Ведь лучшие образцы этой системы уже давно и в более совершенных организационных формах используются нашими конкурентами в спорте высших достижений. Повторять их - значит заведомо отстать в развитии своего спортивного потенциала.

Стратегической задачей текущей фазы развития физической культуры и спорта в России является ускоренный выход на опережающее развитие спортивной науки и технологий на путях все углубляющейся интеграции физического воспитания, массовой физической, спортивной и олимпийской культур, с максимальным использованием уникальных качеств и возможностей российской культуры научного творчества с опорой на педагогическую талантливость российских тренеров, самоотверженность, смелость и природное упорство наших спортсменов и спортсменок, ну и, конечно, на традиционную неизбалованность и тех, и других добрым, человеческим к ним отношением. Не исключено, что последний фактор при его замещении на противоположный по смыслу может стать решающим для наших будущих спортивных успехов.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!