Abstract PEDAGOGICS AND PROFESSIONAL TRAINING OF STUDENTS PHYSICAL CULTURE UNIVERSITIES B.A. Karpushin, Ph. D., corresponding member of Academy of pedagogical and social sciences St.-Petersburg state P.F. Lesgaft's academy of physical culture, St.-Petersburg Key words: pedagogics, sports education, student, complex of knowledges. The pedagogics concerns to the social sciences and is directly connected with politics, ideology, economy and social system. The two directions are studied in it: substantial - what to teach and what to bring up, and executive - how to carry it out. That is the distinctive part explaining the pedagogical laws of influence to a human. The base of student's preparedness to professional activity consists of: the knowledge of the purpose and tasks of education, the knowledge of the psycho-biological characteristics of a human in view of his (her) age and sexual features, the knowledge and skills to apply the methods of pedagogical researches, principles, the methods of training and education. The substantial part of this knowledge from the scientific and the methodical positions is thoroughly developed. To develop pedagogical abilities and to learn the creative approach to educational process is the impossible conditions for a lecture-hall. The success can be achieved only by the pedagogical practice with the consistently becoming complicated contents.
|
ПЕДАГОГИКА И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Член-корреспондент Академии
педагогических и социальных наук, Санкт-Петербургская
государственная академия физической культуры Ключевые слова: педагогика, физкультурное образование, студент, комплекс знаний. Дискуссия по проблемам педагогики организована журналом весьма своевременно, поскольку именно сейчас мы находимся на некотором водоразделе, от которого зависит, в какую сторону потечет социальная жизнь нашей страны и нашего спорта и как к этому будет подготовлено подрастающее поколение. Особенно не вдаваясь в полемику с некоторыми весьма спорными высказываниями в адрес педагогики, озвучу свою точку зрения - человека, который пришел в эту науку 33 года назад из практики, поработав тренером и учителем школы. К.Д. Ушинскому принадлежит изречение о том, что педагогика - это и наука, и искусство. Это дает скептикам повод подвергать сомнению научную обоснованность педагогики. Попробуем разобраться в этом вопросе. Педагогика относится к общественным наукам и прямым образом связана с политикой, идеологией, экономикой и социальным устройством общества. В ней изучаются два направления: содержательное - чему учить и что воспитывать (это нормативная часть), и исполнительное - как это осуществлять. Это дистинктивная часть, объясняющая (изучающая) педагогические закономерности воздействия на человека. Содержательная сторона обучения и воспитания наиболее политизирована и, соответственно, наиболее подвержена изменениям, обеспечивая запросы и потребности общества настоящего периода с его спецификой общественных отношений, уровнем развития науки, техники и производства. Научность здесь имеет некоторый конъюнктурный оттенок. В то же время это наиболее слабое звено педагогики, поскольку воспитание и образование должны готовить человека к будущей жизни на 10 - 20 лет вперед, когда ребенок достигнет зрелого трудового состояния, а надежные прогнозы об этом будущем отсутствуют. В результате получается то, что, мы имеем сейчас, когда воспитанные в советские времена люди в своем большинстве оказались не готовы к новым, изменившимся условиям жизни. Второе направление, изучающее закономерности и механизмы обучения и воспитания, в меньшей степени подвержено изменениям, поскольку психолого-биологические особенности человека в историческом плане остаются почти стабильными. Углубление научных знаний в этой сфере во многом происходит и по мере получения новых, более глубоких сведений о психолого-биологических свойствах человека. Основными блоками здесь являются принципы, средства, методы и организационные формы обучения и воспитания. Содержательная сторона блоков и технология их применения в научном плане достаточно хорошо изучены и получили апробацию как в советских, так и в зарубежных исследовани ях. Но применение этого содержания связано с первой частью: сначала что воспитывать, затем чему учить. При тоталитарном строе критически мыслящий человек не нужен, даже опасен. Поэтому общественные науки преподносятся догматически, подобно средневековому теологичес кому обучению, где сомнения трактовались как ересь со всеми вытекающими отсюда трагическими последствиями, У нас термин "еретик" трансформировался во "враг народа", а затем в более мягкое "диссидент", но столь же печальное по своим последствиям для получившего это клеймо. Поэтому развитие интеллектуальных качеств в 30-60-е годы в народном образовании ограничивалось восприятием, вниманием и памятью, а второй уровень - мышление, речь и конструктивное воображение - являлся в основном уделом немногих элитных учебных заведений. С этих позиций несправедливо утверждать, что педагогичес кая наука - "механизм партийной пропаганды" (Л.Д. Квиртия [2, с. 25]), как и ругать, например, химическую науку за производство отравляющих и взрывчатых веществ. Все дело в том, как человек использует добытое наукой, В качестве исторической иллюстрации можно привести появление в советской школе в 20-е годы таких методов, как эвристический, исследовательский и метод проектов ( П.П. Блонский, Б.В. Всехсвятский, А.П. Пинкевич и др. [1,7], которые были начисто забыты в 30-50-е годы, в период жесткого диктаторского режима. Их вновь открыли в середине 60-х, но без упоминания имен предшественников и дали название проблемного, поискового и исследовательского. Внедрениеих в практику шло весьма медленно. Будем надеяться, что к тоталитаризму возврата нет и что яркой идеологической подоплеки в воспитании на государственном уровне больше не будет. Вместе с тем нужно помнить, что господствующие круги всегда стремятся подчинить народное образование своим интересам. В целом можно утверждать, что педагогической наукой достаточно хорошо разработан инструмента рий для осуществления обучения и воспитания. Значительно сложнее с проблемой чему учить и что воспитывать. Предложение В.С. Лазарева строить обучение на основе технократических принципов - жесткой технологии интенсивной передачи знаний [2, с. 26] вряд ли имеет смысл. Это та же догматическая накачка сведениями, которые, занимая место в памяти, быстро устаревают в условиях лавинообразного их удвоения каждые 8 - 10 лет. Более целесообразным представляется жесткий отбор фундаментальных знаний в каждой научной отрасли, при освоении которых обеспечивается развитие познавательных способностей на основе интеллектуальных качеств второго уровня - мышления, речи и конструктивного воображения. Благодаря этому специалист на протяжении своей жизни способен пополнять и сам генерировать новые знания, конечно при условии сохранившейся любознательности как атавизма возраста "почемучки", задавая вопросы уже окружающему миру. В этом зерно творчества и мастерства. Рассмотрим теперь возможности и место педагогики в подготовке специалиста по физической культуре через высшие учебные заведения, а именно: чему учить и как учить. Профессионала в любой области, в которой конечный продукт получают путем обработки сырья или полуфабриката, характеризует следующее: наличие заданного точного конечного продукта (образца, эталона, чертежа и т.п.), по степени приближения к которому и судят о мастерстве; знание исходного материала и его продуктивных возможностей; знание и владение инструментами, по его обработке; соблюдение технологических требований производственного процесса; соответствующая организация рабочего места. Эта схема справедлива для работы тренера. Опираясь на нее, мы можем выделить наиболее существенные, выполняющие роль фундамента знания по педагогике, которыми должен обладать студент. Обсуждение полной профессиограммы специалиста, заканчивающего вуз, - самостоятельная большая тема, требующая специального обсуждения, а ограниченный объем данной статьи не позволяет этого сделать. Рассмотрим только отдельные вопросы, связанные с педагогикой. Так, мы солидарны с Т.В. Левченковой, утверждающей, что систему воспитания нужно строить "не из концепции той или иной идеологии, а из реальных условий жизни людей, с учетом их жизненно важных интересов" [2, с. 41]. Поэтому студенты стопроцен тно должны знать цели и задачи воспитания гармонично развивающейся личности, чтобы физическое воспитание не превращалось в однобокое, сродни флюсу. Перечень задач сторон воспитания имеется в учебнике "Педагогика" для ИФК 1986 г. издания и перепечатан в соответствующем учебнике 1996 г., правда, без указания первоначального авторства. Из личностных свойств и качеств будущего специалиста отметим необходимость полноценной нравственности и способность к творческому мышлению и, соответственно, к творческому подходу в самой деятельности. Но об этом несколько позднее. Материал, с которым работает тренер, - человек. Достаточную характеристику его биологических, возрастных и половых особенностей студент получает в цикле психолого-биологических дисциплин. Но неповторимая особенность каждого воспитанника и каждой учебной группы обязывает специалиста владеть всеми методами педагогического исследования, обучение которым наряду с кафедрой педагогики должны осуществлять профилирующие кафедры. Инструментами педагога являются средства, методы и методические приемы обучения и воспитания, знание и владение которыми должно быть стопроцентным. Технологические требования к организации и проведению учебно-воспитательного процесса содержатся в перечне принципов обучения и воспитания. Их неполноценная реализация, как любое нарушение технологии, приводит к браку. Естественно, что это - область основательных знаний студента. Организация рабочего места включает гигиену мест занятий, наличие необходимого оборудования, инвентаря, знание оптимального расположения воспитанников и педагога и др. Эта область преимущественной компетенции кафедры ТиМФК и профилирующих кафедр. Суммируем. Фундамент подготовки студента к профессиональной деятельности составляют: знания цели и задач воспитания, знания психолого-биологических характеристик человека с учетом его возрастных и половых особенностей, знания и умения применять методы педагогических исследований, принципы и методы обучения и воспитания, организовывать свое рабочее место. Содержательная сторона этих знаний с научных и методических позиций основательно разработана. Теперь о нравственности. Психолого-педагогичес кая подготовка преподавателя учит его управлять поведением и чувствами подопечных. Весь вопрос в том, используется ли это во благо обучаемых или педагог манипулирует ими в своих интересах. В области физического воспитания и спорта, где есть риск подрыва здоровья воспитанников, эгоистическое отношение к ним еще опаснее. Трудно передать свои чувства, когда студенты хором скандируют: "Физкультура лечит, спорт калечит". И дело не в рифмованной подсказке, а в убеждении многих, кому не повезло с наставником - он оказался или непорядочным, или малограмотным, или безразличным к судьбе своих подопечных. Однако винить во всем тренеров тоже несправедливо. Причина в ранее существовавшей государственной политике в области спорта, ориентированной на места и рекорды, которые определяли финансовое благополучие каждого тренера. Приходилось завидовать тренерам Германской Демократической Республики, где каждый из них работал на своем профессиональном уровне с соответствующим контингентом, а одаренные дети ступенчато передавались все более квалифицированным тренерам. При достижении спортсменом высших спортивных результатов на государственном уровне поощрялись все тренеры, через руки которых он прошел. У нас, как правило, слава доставалась только тому тренеру, который представлял спортсмена в период его высшего взлета. Помнится, только В. Попенченко, став олимпийским чемпионом по боксу, проявил инициативу и добился того, чтобы наряду с Г. Kyсикьянцем звание заслуженного тренера СССР получил и его первый тренер из суворовского училища. Воспитание нравственной порядочности будущих педагогов - важнейшая и одна из самых трудоемких задач. У взрослого человека уже имеется свой, нередко негативный нравственный опыт, влияют на него и снижение общего уровня нравственности в обществе в последнее десятилетие, и финансовые трудности, которые переживают спорт и вузы физической культуры. Но все эти отрицательные моменты могут быть преодолены благодаря четкой организации учебного и воспитательного процессов. Нельзя согласиться с постулатом Т.В. Левченковой о необходимости признать приоритет роли среды и условий жизнедеятельности над воспитанием [2, с. 41]. Мы не отрицаемих роли, тем более роли наследственности в спорте. Однако воспитание есть специально организованная педагогическая деятельность по развитию и формированию личности, которая не только противостоит стихийному влиянию окружающих условий, но и подчиняет и упорядочивает или в худшем случае нейтрализует их влияние. Непонятно утверждение А.М. Кузьмина в его достаточно интересной статье о том, что воспитывать можно отношения, а формировать - качества. В сложившейся педагогической терминологии нет четкого различия между понятиями "воспитание" и "формирование", когда это касается качеств и свойств личности, чаще всего они употребляются как синонимы. Причем в обычной речи даже благозвучнее воспринимается "воспитание смелости и выносливости", чем их "формирование". Не совсем ясно, что такое "отношения": среди установившихся педагогических понятий его нет. Из контекста можно предположить, что имеется в виду социальная и нравственная позиция человека, или, точнее, то, что в психологии именуется социальной установкой, - "предрасположенность определенным образом реагировать на те или иные явления социальной действительности" [6, с. 382]. Если наша догадка верна, то это сложное психологическое образование, "имеющее в своей структуре три компонента: когнитивный, эмоциональный и поведенчес кий" [6, с. 382]. Первый компонент включает знание об объекте, оценочные суждения и убеждения. Убеждение, как известно, представляет собой критически осмысленный индивидуальный и общественный опыт, ставший руководством к действию. Соответственно два других компонента способствуют формированию убеждений и реализуются через организацию жизни и деятельности вуза. Это положительный моральный климат во всех подразделениях, включая каждое занятие, экзамен, зачети, конечно, хорошо организованную педагогическую практику студентов. Выявлено, что социальная установка может изменяться под влиянием новой информации, полученной из авторитетного источника. Поэтому на формирование у студентов моральных взглядов и убеждений относительно своей будущей работы существенно воздействуют примеры и высказывания уважаемых преподава телей и тренеров, а также дискуссионные обсуждения проблем спортивной этики, личного спортивного опыта, судьбы послеспортивной жизни великих в прошлом спортсменов. Конечно, нельзя надеяться, что все выпускники станут проявлять высокую нравственность и порядочность в своей работе, - некоторое количество недобросовестных людей всегда имеется. Главное - благодаря полноценно организованному воспитанию предельно уменьшить их число. Теперь
постараемся понять, почему К.Д. Ушинский назвал
педагогику искусством и в каком сочетании с
наукой эта ее часть находится. Представим себе
реальный педагогический процесс, в котором кроме
намеченных на урок основных задач нет ничего
постоянного: возникают дополнительные учебные
задачи и спонтанно воспитательные проблемы;
меняется физическое и психическое состояние
подопечных в зависимости от времени суток,
предыдущей деятельности и сиюминутных
внутригрупповых отношений, от окружающей
обстановки; наконец, это физическое и
психическое состояние самого педагога в данный
момент. Ясно, что одинаковость в его действиях не Развить педагогические способности и научить творческому подходу к учебно-воспитательному процессу аудиторно нельзя, этого можно добиться только в процессе педагогической практики сквозного характера, с первого по последний курс, с последовательно усложняющимся ее содержанием. На практических аудиторных занятиях создаются только определенные предпосылки к этому путем тематических выступлений студентов перед своими товарищами по группе и решения разнообразных ситуативных задач. Литература 1. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения/ Под ред А.В. Петровского. Т. 2.-М.: Педагогика, 1979, с. 5 - 340. 2. "Круглый стол журнала": "Современные проблемы педагогики на рубеже 21 века" //Теор. и практ. физ. культ. 2000, № 2, с. 24 - 26, 39 - 45. 3. Кузьмин А.М. Теоретические аспекты профессионального воспитания студентов вуза физической культуры // Теор. и практ. физ. культ. 1999, № 10, с. 19 - 21. 4. Педагогика: Учебник для институтов физической культуры/ Под ред. В.В. Белорусовой и И.Н. Решетень.- М.: ФиС, 1986, с. 47- 59. 5. Психологический словарь/ Под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др. - М.: Педагогика, 1983. 6. Сидоров А.А., Прохорова М.В., Синюхин Б.Д. Педагогика: Учебник для студентов, аспирантов, преподавателей и тренеров по дисциплине "Физическая культура". СПб. 1996, с. 169 - 172. 7. Шульман Н.М. Общие методы школьной работы. В кн. Педагогическая энциклопедия/ Под ред. А.Г. Калашникова, при участии М.С. Эпштейна.- М.: Работник просвещения, 1929, с. 563 - 579. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
Реклама:
|