Abstract MECHANISMS OF SOCIOCULTURAL INTEGRATION OF CONTENTS AND ORGANIZATION OF STUDENTS YOUTH UNSPECIALIZED SPORTS EDUCATION V.I. Grigoriyev, Ph. D., professor St.-Petersburg state P.F. Lesgaft's academy of physical culture, St.-Petersburg Key words: integration, potential of physical culture, pedagogical technologies, creativity of educational process. The purpose of this paper was the theoretical and experimental substantiation of the objective-substantial, methodical and organizational bases of students' unspecialized sports education perfection in the view of the humanization and regionalization processes in the education system in the modern socio-economic conditions. The complex researches with using the methods of a theoretical analysis both generalization and the wide range of pedagogical methods were carried out on the basis of state universities of St.-Petersburg. More than 3000 male and female students in the age of 17-20 years, and also more than 200 lecturers of St.-Petersburg universities have taken part in researches. The realization of the complex measures was described to comprehend the values of physical culture like new ones in the article provides using the new creative forms of work with youth public consciousness allowing in the modern transfer conditions.
|
МЕХАНИЗМЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ НЕСПЕЦИАЛЬНОГО ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ Кандидат педагогических наук, профессор В.И. Григорьев Санкт-Петербургская государственная академия физической культуры им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург Ключевые слова: интеграция, потенциал физической культуры, педагогические технологии, креативность учебного процесса. Постановка проблемы: современный научно-технический прогресс, связанный с инновационными преобразованиями в биотехноло гии, информатике, организации труда и досуга, привел к новому пониманию не только структуры и интегративных функций, но и в первую очередь общественной значимости института образования, его роли в подготовке кадров для общественного производства и воcпроизводства культурно-образовательного и научного потенциала общества, что получило достаточно широкое освещение в научной и учебной литературе [1, 2, 7, 13, 24]. Однако высокая инерционность высшей школы, ее неготовность эффективно развиваться в условиях обострившихся противоречий между ценностями культуры и культурной деятельностью, между результатом, продуктом творческого акта в культуре и самим процессом деятельности, его структурой, содержанием и направленностью потребовалb научного обоснования интегративной управленческой стратегии, которая обеспечила бы целостность организационно-педагогических и социокультурных аспектов формирования качественно новых отношений всех структурных компонентов физкультурного образования студенческой молодежи [3, 4]. Очевидная своевременность реконструкции данной культурной сферы, обусловленная разработкой предметно-содержательных, организационных и социально-экономических механизмов его социокультурной интеграции в систему высшего профессионального образования, является в этой связи задачей государственной важности, поскольку недооценка его роли в этих процессах затрудняет выполнение кафедрами физического воспитания вузов своих уставных обязательств, следствием чего является снижение качественной однородности подготовки специалистов [5, 6]. Несмотря на значительное количество выполненных в последнее десятилетие диссертационных исследований по проблематике совершенствования содержания и организации физкультурного образования, раскрывающих вопросы антропоцентрической дидактики в данной сфере культуры, а также дающих научное обоснование механизмов внедрения инноваций в организационно-управленческую структуру высшей школы и ее инфраструктуру, эти проблемы сегодня еще далеки от своего решения [7, 12]. Кроме того, на фоне положительной в целом тенденции к увеличению числа государственных и негосударственных вузов, а соответственно и студенческого корпуса, численность которого превышает на сегодняшний день 3 млн 46 тыс. чел., физическое развитие и состояние здоровья студентов вызывают серьезные опасения [9, 10]. Вследствие снижения темпов развития инфраструктуры физической культуры в вузах и определившейся тенденции к повышению стоимости предоставляемых студентам физкультурно-образовательных и спортивных услуг в последнее десятилетие существенно возросло число студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальному медицинскому отделению [11]. Не случайно поэтому в числе первоочередных мер, направленных на преодоление сложившейся кризисной ситуации, в основополагающих программных документах: "Концепции охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 г." (утвержденной постановлением Правительства № 1202-р от 31.09.2000 г.); "Национальной образовательной доктрине" (№ 751 от 4.10.2000 г.); "Федеральной целевой программе `'Физическое воспитание и оздоровление детей, подростков и молодежи в Российской Федерации на 2002-2006 гг.''", а также в плане работы Правительства (№ 1077-р от 26.07. 2000 г.) определены условия модернизации социально-экономической политики, направленной на преодоление духовного и социально-экономического кризиса путем активного привлечения учащейся молодежи и студентов к систематическим занятиям физической культурой и спортом. Поэтому всестороннее осмысление сущности неспециального физкультурного образования студентов, путей социокультурной интеграции его содержания с учетом приоритетной разработки теоретико -методологических и организационных основ исключительно актуально, особенно в современных социально-экономических условиях. Цель данного исследования - теоретическое и экспериментальное обоснование с культуроведческих позиций предметно-содержательных, методических и организационных основ совершенствования неспециального физкультурного образования студентов с учетом процессов гуманизации и регионализации системы образования в современных социально- экономических условиях. Методы и организация исследования. Комплексные исследования предметно-содержательных основ неспециального физкультурного образования студентов проводились на базе государственных вузов С.-Петербурга с использованием методов теоретического анализа и обобщения и комплекса педагогических методов. В исследованиях приняли участие более 3000 студентов - юношей и девушек в возрасте 17-20 лет, а также более 200 преподавателей вузов Санкт-Петербурга. Результаты исследования. Этимология понятия "образование" в культурологическом, экзистенциальном, цивилизационном и собственно физкультурно-педагогическом контекстах определяется единством воспитания и просвещения, предусматриваю щим активизацию познавательных процессов при достижении некоторого идеала (образа) в процессе освоения культурных ценностей и социализации человека. Осмысление его интегративных свойств на базе современных концепций социогенетики, квалитологии и теории физической культуры позволяет рассматривать данную культурную сферу в интегративной целостности двух аспектов: во-первых, как систему социально-экономического, когнитивного и человекотворческого объектов и процессов, отражающих единство системно-структурного и ценностно-прагматического аспектов; во-вторых, как целостность процессов личностно ориентированной трансляции культуры, знания, социального и профессионального опыта в обществе, становясь в этой связи главным социокультурным механизмом воспроизводства качества человека [12]. При эксплицировании понятия "неспециальное физкультурное образование" студентов с учетом экспансии социального опыта в решении проблемы социокультурной интеграции его содержания было установлено, что его сущность выходит за процессуальные и результативные рамки требований государственного образовательного стандарта первого и второго поколения по профессионально-при кладной физической подготовке студентов к будущей профессиональной деятельности и ориентирует их активность на освоение ценностей физической культуры в более широком социокультурном смысле [13, 14]. Как структурный элемент высшего профессионального образования указанная сфера культуры проявляет системные свойства в процессе формирования связей между наукой, педагогической технологией, информационным и ресурсным обеспечением учебного процесса, генерируя их развитие и способствуя в этой связи увеличению производительных сил общества в целом. Отмеченные функциональные связи позволяют рассматривать сферу неспециального физкультурного образования студентов в аспекте жизнеобеспечи вающей государственной системы, поскольку ее интегративная сущность связана с укреплением обороноспособности страны и формированием здоровья нации. Осмысление путей социокультурной интеграции его содержания применительно к педагогическому процессу с позиций целостности образования и культуры позволило сделать заключение, что этот процесс обусловлен социокультурным единством человека, определяющим его предметно-содержательные основы на четырех исследовательских уровнях: социально-генетическом, отражающем социальные механизмы освоения индивидом культурных ценностей (взаимосвязь биологического и социального в системе непрерывного физкультурного образования); творчески -атрибутивном, раскрывающем процессы развития и совершенствования учебно-воспитательного процесса (фундаментальные знания и биопедагогические технологии формирования потенциала физической культуры личности и общества); системно-функцио нальном, характеризующем его как молодежную субкультуру (роль в процессе формирования молодежной культуры), и аксиологическом, раскрывающем его ценностный потенциал [15, 16]. В результате педагогических и социологических исследований механизмов социокультурной интеграции содержания неспециального физкультурного образования, рассматриваемого в более широком плане как взаимодействие многих его составляющих, определен системно-комплексный характер взаимосвязей физкультурной деятельности с социокультурными и природными детерминан тами здоровья и физической активности студентов. Это взаимодействие проявляется в детерминации трех наиболее существенных факторов: социокуль турного, организационного развития и физкультур но-антропоцентрического. В их содержательной основе заложен процесс социализации студенческой молодежи средствами физической культуры, что дало возможность сопоставить их значимость в доперестроечный и перестроечный периоды. Так, например, сущность первого - "социокуль турного" - фактора определяется как социально обусловленное влияние на динамику формирования ценностных ориентиров, познавательной и двигательной активности студенческой молодежи, семейного воспитания, информационного обеспечения и их совокупного физкультурного опыта. В социокультурном плане Российская Федерация - одна из наиболее благоприятных стран для развития физкультурного образования, так как в его основе заложена гуманистическая триада: образование - наука - культура. Очевидно, что в указанной гуманистической триаде сфера неспециального физкультурного образования занимает приоритетное место, представляя собой социокультурный инструмент не только воспроизводства, но и качественного преобразования человеческих ресурсов. В переходных условиях к рыночным отношениям гуманистический императив всестороннего, гармонически-целостного, творческого развития человека становится экологическим и экономическим императивом, что, по мнению А.И. Субетто, обусловлено синтетической (системной, человеческой, интеллектно-инновационной, квалитативной и рефлексивной) революцией в механизмах развития человеческой цивилизации [21], которая проявляется в росте системности экономики и социума, возрастании количества сверхсложных и интеллектоемких систем, требующих для своей эксплуатации специалистов-проблемников, имеющих энциклопедическую подготовку. Очевидно, что на смену рациональному человеку в современном индустриальном обществе приходит человек, обладающий сверхинформированностью, для которого информация становится продуктом потребления. В сфере физкультурного образования определились следующие тенденции: во-первых, культуроло гическое переосмысление содержания, ценностей и целевых ориентиров советской системы физкультурного образования, определяющее дифференцированный характер педагогических воздействий на личностное (социокультурное, физическое и интеллектуаль ное) развитие студентов, унитарность учебно-воспи тательного процесса в целом; во-вторых, валеологи ческое, с учетом требований принципов аддитивности и социокультурной целостности человека, осмысление гуманистической идеологии физкультурно -спортивной деятельности студенческой молодежи, предусматривающее освоение ценностей олимпизма и спорта; в-третьих, научное обоснование с учетом принципов кумулятивности и рыночных механизмов развития физической культуры, путей социокультурной интеграции содержания и организации физкультурного образования студентов. Научное обоснование новой управленческой стратегии, предусматривающей использование гибкой линейно-функциональной структуры управления данной культурной сферой, связано с усилением гуманитарно-воспитательной направленности учебного процесса, реализацией целостности управленческих, экономических, организационных, педагогических и социокультурных основ физкультурно-образова тельной деятельности. Важное место в этом процессе занимает научное обоснование управленческого механизма реализации общенациональных целей через систему физкультурного образования, рационально сочетающего принципы централизации и децентрализации управления, а также после утраты на этапе перестройки программно-целевого значения Всесоюзного комплекса ГТО, разработки унифицированного комплекса целевых индикаторов, обеспечивающих структурирование учебного процесса и адекватную оценку сформированности культурного потенциала студентов. На этапе формирования ценностных образцов физической культуры в эпоху становления рыночного утилитаризма выявлена устойчивая тенденция к снижению роли семейного воспитания, информационного обеспечения и совокупного довузовского опыта физкультурных занятий студенческой молодежи на выбор целевых ориентиров неспециального физкультурного образования. Отмеченная смена целевых ориентиров проявляется в тенденции к возрастанию маргинальности студентов в их содержательной оценке репродуктивной практики физической культуры в вузе. Это потребовало пересмотра архаичной модели "воспитания всесторонне и гармонически развитой личности студента", не обеспечившей, как показала практика, эффективности данной сферы культуры, и обращения к новой модели "формирования физической культуры личности студента", что нашло отражение в образовательных стандартах первого и второго поколения. Нельзя не согласиться в этой связи с М.Я. Виленским, что подобная культурно-содержательная модернизация цели физкультурного образования придает ее содержанию интегративный личностно ориентированный характер [5]. Укрепление гуманистических основ социокультурной интеграции содержания неспециального физкультурного образования связано, таким образом, с формированием образа гармонически развитого человека, способствующего воспитанию молодежной моды на здоровье и физическое совершенство среди студентов. Формирование интегративной методологии воспитательной работы, отвечающей новым социально -экономическим, духовным и образовательным условиям развития современного общества, обусловле но наряду с усилением гуманистической направленности преподавания предмета "Физическая культура" воспитанием ценностного отношения студентов к предмету путем развития клубной деятельности, объединяющей студентов по интересам и способствую щей активизации их творческой деятельности в овладении навыками продуктивной самостоятельной работы. Это, в свою очередь, предусматривает создание определенного физкультурного пространства, способствующего объединению студенческого актива, привлечению из студенческой среды волонтеров, участвующих в организации массовых физкультурных мероприятий (спортивных вечеров, массовых соревнований), в целом способствующих усилению роли различных форм студенческого самоуправления, развитию демократических основ творческой самореализации студенческой молодежи [12 - 14]. Очевидно, что решение столь сложной проблемы осуществляется на нескольких уровнях: методологическом, общенаучном, частнонаучном, общепрофессиональном и частнопрофессиональном. В структуре второго фактора - "организаци онного развития" - доминируют плеяды показателей, отражающих эффективность структурно -организационных и технологических механизмов развития физической культуры в вузе, ее ресурсного и кадрового обеспечения, используемого финансового механизма. Являясь монополистом в формировании потенциала физической культуры студентов, неспециальное физкультурное образование приобретает в современных условиях статус молодежной субкультуры, что позволяет рассматривать его в аспекте жизнеобеспе чивающей государственной системы, дающей интегративный народнохозяйственный и социокультурный эффект. Повышение его эффективности тесно связано с инвестиционной политикой, определяющей целевую адресную направленность финансирования физической культуры с учетом особенностей региона и затратных категорий. Наиболее перспективным направлением социокультурной интеграции содержания неспециального физкультурного образования является организация межвузовского физкультурно-спортивного центра, функции которого - координация физкультурно-образовательной, спортивной, физкультурно-адаптивной деятельности студентов и активизация их досуга средствами физической культуры. Системный характер его деятельности проявляется в неразрывности функционирования и развития целостной системы: государство-вуз-центр, где предпринимательская деятельность в оказании физкультурно-образовательных услуг используется в качестве основного социально -экономического механизма развития данной сферы культуры. Включенность в единый образовательный комплекс научно-исследовательских, академических, физкультурно-оздоровительных учреждений ВПО определяет его специализацию как интегративно-координирующую по содержанию; организационно-правовую - по форме; межпредметную и многопрофильную - по структуре; комплексную - по организации; межотраслевую - по сфере функционирования и региональную - по тенденции развития, координируя, таким образом, инициативы вузов в системе сквозного довузовского, высшего неспециального и дополнительного физкультурного образования студентов после завершения обучения. Привлечение центром дополнительных финансовых ресурсов позволяет создавать благоприятный имидж кафедр физического воспитания и совершенствовать их корпоративную культуру. Существенное значение в реализации указанных целей имеет фактор кадрового обеспечения учебно-воспитательного процесса, где традиционно на передний план выступает сложный симптомокомплекс профессионально значимых личностных свойств, отражающих стиль педагогической деятельности преподава теля, уровень его профессиональной компетентности и способности к авторефлексии. Установленная в ходе настоящего исследования несформированность методологической культуры современного преподавате ля, проявляемая в несбалансированности регулятив но-ценностной структуры его профессиональной деятельности (использовании архаичных обучающих технологий, доминировании автократического стиля педагогической деятельности и др.), служит одной из причин его низкой инновационной активности, затрудняющей внедрение в практику передовых технологий модульного, проблемного, контекстного и другого обучения. В постперестроечный период в результате увеличения среднестатистического возраста преподавателя важное значение наряду с повышением профессиональной компетентности приобретает поло-возрастной фактор. Преодоление кадрового дефицита предусматривает совершенствование учебного плана и методов переподготовки кадров специалистов по физической культуре, а также привлечение к работе со студентами известных тренеров, спортивных менеджеров и выдающихся спортсменов в соответствии с принципом референтности. Влияние третьего - "физкультурно-антропо центрического" - фактора отражает связь мотивационной сферы, когнитивной и физической активности студентов при различном уровне их физической подготовленности, раскрывая, таким образом, флуктуативный характер процессов их самоопределения при выборе индивидуально приемлемого вида физических упражнений. Его сущность выражается в синергетическом воздействии множества объективных и субъективных факторов, в совокупности обеспечивающих на пути преодоления технократических тенденций развития физической культуры адаптивную коррекцию структуры и формы деятельностного сознания студентов при определении адекватной индивидуальным особенностям и физической подготовленности осознанной меры физической нагрузки. Творческое развитие личности в сфере неспециального физкультурного образования проявляется в единстве духовно и материально преобразующих познавательной, ценностно-ориентационной и коммуникативной деятельности как распредмечивание физической культуры [5]. Соотношение мотивационной и когнитивной сфер, соразмерность телесного, интеллектуального и духовного развития определяет дивергентность в определении меры физической активности студентов. Поэтому не биологизация или социологизация, а гармония физического (телесного) и духовного (социального) становится определяющей методологической основой содержания учебно-воспитательно о процесса [20]. Установлено, что обладающие высокими показателями физического развития и здоровья студенты в качестве организационной формы физкультурного образования предпочитают интенсивную тренировочную деятельность. Студенты специальной медицинской группы в большей мере склонны к индивидуальным занятиям, предусматривающим дифференциро ванное, с учетом генетически обусловленных процессов адаптации функций их организма, использование целевых физических нагрузок. Привлекательность занятий для студентов объясняется применением дивергентных способов моделирования на уроке двигательных действий, обеспечивающих познание механизмов (причинно-следственных зависимостей) воздействия физических упражнений на функции организма, что позволяет считать их креативным элементом формирования потенциала физической культуры студентов [10, 17]. Содержательная интеграция физкультурного образования предусматривает, таким образом, преодоление чрезмерной унификации учебно-воспитатель ного процесса и повышение коммуникативной диалогизации объектов и субъектов физкультурной деятельности с учетом единства принципов адекватности (природосообразности психофизических нагрузок) и детерминации (ориентации на онтогенетическую, морфофункциональную и психофизическую неповторимость студентов), а также принципов дезагрегации целей (фазового акцента) и гармонизации содержания и организации учебно-воспитательного процесса [4, 17, 23]. Это предполагает организацию воспитательной системы как сложной совокупности факторов, условий и закономерных фаз становления и развития личности на стратегическом (формирование физкультурной компетентности будущего специалис та); тактическом (обеспечение необходимых условий формирования его культурного потенциала) и оперативном (непосредственное осуществление качественной коррекции учебно-воспитательного процесса) уровнях. В совокупности указанные направления реконструкции содержания и организации рассматривае мой культурной сферы определяют специфику трансфера, т.е. формирования гибкого механизма конверсии передовых спортивных технологий в физическую культуру студентов. Данный методологический подход научно обоснован комплексными исследованиями В.К. Бальсевича и Л.И. Лубышевой и представлен в литературе термином "спортизация физкультурного образования" [3, 15, 16]. Это предусматривает существенное расширение тематического разнообразия направлений физкультурно-спортивной деятельности студентов, внедрение в учебный процесс профессионально ориентированных и дистантных обучающих программ и педагогических технологий, обеспечивающих межпредметную интеграцию и физкультурно -образовательный трансфер используемых информационных ресурсов, повышая, таким образом, качество использования учебного и внеучебного времени. Ее результат - потенциал физической культуры студентов, позволяющий им эффективно решать аналитико-рефлексивные, конструктивно-прогностические, организационно-деятельностные, операционно-информационные и коррекционно-регулирующие задачи. Организационно реализация указанных задач связана с оптимальным сочетанием теоретических, методико-практических и практических занятий, комплексным использованием интегративных средств и методов спортивной тренировки, повышением профессионально-прикладной направленности учебного процесса, его устойчивой ориентацией на конечные результаты, в совокупности обеспечивающие овладение студентами системными знаниями, умениями ставить и решать творческие задачи с использовани ем средств физической культуры, методически правильно организовывать свой досуг, т.е. сформированность природосообразных стереотипов поведения, мотивов и потребностей. Выявленные особенности структурных связей физкультурно-антропоцентрического фактора в целом отражают негэнтропийный характер процессов социокультурной интеграции содержания неспециального физкультурного образования студентов, определяя специфику их самоопределения в физической культуре. По результатам исследования с учетом требований государственной "Концепции развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2005 года" [14] разработана региональная программа неспециального физкультурного образования, предусматривающая проведение комплексных мероприятий (на базе межвузовского физкультурно -спортивного центра) и обеспечивающая в этой связи, во-первых, разработку теоретико-методологических основ и совершенствование программно-методического, информационного и организационного обеспечения учебно-воспитательного процесса с целью повышения двигательной активности студентов до 6-8 ч в неделю; во-вторых, интегративное развитие студенческого спорта, физического воспитания, адаптивного раздела физкультурного образования и их активного досуга путем использования современных научных технологий спортивной тренировки, обеспечивающих достижение высоких объемов и сбалансированность тренировочных и соревновательных нагрузок, внетренировочных средств отдыха и стимулирования физической работоспособности [8]. Заключение. Развиваясь по законам кумулятивности, аддитивности и суперпозиции, социокуль турная интеграция предметно-содержательных, естественно-научных и организационных основ неспециального физкультурного образования студентов как методологический подход к построению учебно-вос питательного процесса предусматривает коррекцию не только статических (обоснование антикризисной модели развития данной сферы образования с учетом региональных особенностей), но и динамических связей между его составляющими (разработку инновационной технологии формирования потенциала физической культуры студенческой молодежи). Осуществление указанных комплексных мероприятий предусматривает использование новых созидающих форм работы с молодежным общественным сознанием, позволяющих в современных трансфертных условиях по-новому осмыслить ценности физической культуры, а также обеспечивает использование дополнительных форм воспитательного воздействия на большие группы студентов, предостав ляя более широкие возможности творческой самореализации в личностном развитии и способствуя таким образом их вовлечению в занятия массовой физической культурой. Литература 1. Агеевец В.У. Физическое образование в России. СПб., 1996. - 31 с. 2. Аксиологические аспекты историко-педагогического обоснования стратегии развития отечественного образования / Под ред. З.И. Равкина. - М.: Просвещение, 1994. - 206 с. 3. Бальсевич В.К. Перспективы развития общей теории и технологий спортивной подготовки и физического воспитания (методологический аспект) // Теор. и практ. физ. культ. 1999, № 4, с. 21-26. 4. Бальсевич В.К. Закономерности естественного и стимулирующего возрастного развития двигательной функции человека // Физическая культура и спорт на рубеже тысячелетий: Матер. всерос. научно-практ. конф. СПб., 2001, с. 17-24. 5. Виленский М.Я. Целеполагание в образовательном процессе по физическому воспитанию студентов и подходу к реализации его содержания // Физическая культура молодежи в ХХI веке: Матер. 1-й научно-практ. конф. вузов ЦЧР России. - Воронеж: ВГУ, 2001, с. 19-23. 6. Волков Ю.Г., Поликарпов В.С. Интегральная природа человека: естественнонаучный и гуманитарный аспекты: Учеб. пос. РГУ. - Ростов-на-Дону, 1994. - 283 с. 7. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века (в поисках практико-ориентированных образовательных концепций). - М.: Совершенство, 1998. - 608 с. 8. Григорьев В.И., Трунин В.В. Региональная программа неспециального физкультурного образования студентов вузов Санкт-Петербурга.- СПб.: СПбГУЭФ, 2000. - 71 с. 9. Гостев Р.Г. Основные направления развития физической культуры и спорта в вузах России в начале ХХI века // Физическая культура молодежи в ХХI веке: Матер. 1-й научно-практ. конф. ЦЧР России. - Воронеж: ВГУ, 2001, с. 127-134. 10. Дмитриев С.В. От технократической биомеханики к социо-культурной теории двигательных действий. Н. Новгород, 1999, с. 46-47. 11. Евсеев С.П. Физическая культура в системе высшего профессионального образования: реалии и перспективы. СПбГАФК им.П.Ф. Лесгафта. СПб., 1999. - 144 с. 12. Запесоцкий А.С. Молодежь в современном мире: проблемы индивидуализации и социально-культурной интеграции / СПбГУП. - СПб., 1996. - 350 с. 13. Концепция воспитания студентов вузов РФ: Метод. пособие / Под ред. В.Т. Лисовского. - СПб.: СпбГУ, 1999. - 92 с. 14. Концепция развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2005 года // Теор. и практ. физ. культ. 2001, № 4, с. 2-8. 15. Лубышева Л.И. Социальные аспекты обновления содержания физического воспитания в ХХI веке // Физическая культура и спорт на рубеже тысячелетий: Матер. всерос. научно-практ. конф. СПб., 2001, с. 78-79. 16. Лубышева Л.И., Лотоненко А.В., Игнатьев А.С. Физическая культура и молодежь: Учеб. пос. - М.: ТиПФК, 2000. - 182 с. 17. Матвеев А.П. Физкультурное образование: проблемы и перспективы развития - М.: РГАФК, 1996. - 37 с. 18. Наталов Г.Г. Предметная интеграция теоретических основ физической культуры, спорта и физического воспитания (логика, история, методология): Автореф. докт. дис. Краснодар, 1998. - 105 с. 19. Национальная Доктрина развития российского образования (концептуальный аспект) / Ю.В. Громыко, Н.Г. Алексеев. М., 1996. - 36 с. 20. Николаев Ю.М. Теория физической культуры: функциональный, ценностный, деятельностный, результативный аспекты: Учеб. пос. СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта. СПб., 2000. - 80 с. 21. Субетто А.И. Введение в нормологию и стандартологию образования. М., 2001.- 182 с. 22. Федеральный закон Российской Федерации "Об образовании". М., 1995. - 18 с. 23. Evans J., Davies B. Physical Education, Pedagogy and Identity: A Student Reader/ Taylor and Francis, Inc. 1999, p. 11-14. 24. Freeman W.H. Physical Education and Sport in a Changing Society/ Allyn and Bacon, Inc. 1996, p. 224. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |