|
ОЦЕНКА ОПТИМАЛЬНОГО ПСИХИЧЕСКОГО НАПРЯЖЕНИЯ У ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ В СОРЕВНОВАТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ Доктор педагогических наук, профессор В.И.Сиваков Челябинский государственный педагогический университет, Челябинск Психическая напряженность и ситуативная тревога подвергаются общепсихологическому и методологическому анализу, имеются различные точки зрения и принципиальные подходы в понимании психических состояний и свойств личности в спорте. В последнее время положение c этой проблемой несколько изменилось. Решением вопроса психического напряжения в спорте занимаются многие ученые [2, 3, 6, 7 и др.]. В экспериментальных исследованиях по теории методике лыжного спорта проблеме оценки психической напряженности и управления психическим состоянием лыжников-гонщиков высокой квалификации уделяется недостаточно внимания. По всей видимости, проблема психической напряженности будет актуальна и в ХХI веке. Актуальность рассматриваемой темы исследования определяется совокупностью следующих противоречий, имеющих место в подготовке лыжников-гонщиков к соревнованиям. Из предложенных противоречий рассмотрим следующие: во-первых, в современном спорте высших достижений большое значение имеет оптимальное психическое напряжение (до и после соревнований); во-вторых, выявлены трудности в оценке психической напряженности у лыжников в соревновательном периоде подготовки; в-третьих, недостаточно изучена динамика психической напряженности, в этом случае в психологической подготовке больше сформулировано вопросов, чем решено педагогических задач. И наконец, многие вопросы психического напряжения в лыжном спорте остаются неисследованными, это и явилось основанием для их изучения. В проблеме исследования и обоснования темы представляется целесообразным кратко рассмотреть определения тревоги, тревожности, которые непосредственно участвуют в проявлении психической напряженности (стресса). В психологическом энциклопедическом словаре (1990, 2000) тревога определяется как "эмоциональное состояние, возникающее в ожидании неблагополучного развития событий". Тревожности дается следующее определение: "Склонность индивида к переживанию тревоги, характеризирующаяся низким порогом возникновения реакций тревоги". Из анализа понятий отмечаем, что тревога и тревожность сопровождают проявления в развитии психической напряженности, возникающие в ответ на результат эмоционального неблагополучия в соревнованиях, и могут порождать устойчивую тревожность, распространяющуюся на другие виды подготовленности лыжников. Вышеизложенное позволяет заключить, что психическое напряжение в определенных ситуациях затрудняет деятельность лыжников-гон щиков. Тем не менее необходимо отметить, что на ее оптимальном уровне можно успешно решать любые задачи, поставленные в соревнованиях. В связи с изложенной актуальностью цель нашего исследования - дать оптимальные оценки психической напряженности, обеспечивающие успешность выступления лыжников-гонщиков в соревнованиях. Из целевой направленности исследования обозначим следующие задачи: 1. Изучить влияние психической напряженности на соревновательную деятельность лыжников-гонщиков высокой квалификации. 2. Дать оценку оптимальной психической напряженности, влияющей на успешность выступления лыжников-гонщиков в соревновательном периоде. Организация и методы исследования. В исследовании приняли участие 15 лыжников-гонщиков высокой квалификации (МС, МСМК) национальной команды Казахстана в период 1994 - 1996 гг.. В исследовании использовались следующие методы: педагогическое наблюдение, беседы, психодиагностические тесты ситуативной тревоги и личностной тревожности по Спилбергеру-Ханину и методы математического и логического анализов. Психическую напряженность определяем по результатам тестов и тем уровням, которые обозначены в ключе. Диагностика проводилась до и после соревнований: контрольных, Кубка Казахстана, Чемпионата Казахстана, Универсиады и Чемпионата мира. Результаты исследования. Анализ результатов исследования психической напряженности у лыжников-гонщиков показал, что имеется позитивное влияние психической напряженности на успешность выступления и необходимость ее оценки у лыжников-гонщиков в зависимости от ранга соревнований и занятых мест. Из оценки оптимальной психической напряженности следует, что она зависит прежде всего от согласованности различных психических состояний и во многом от ситуативной и личностной тревожности. Нельзя в этом не согласиться с О.А. Сиротиным [6]. Ученый относит эмоциональный стресс к практикуемому стрессу как хроническое состояние высокой тревожности, обеспечивающее постоянную мобилизацию организма для решения важной практической задачи. Если такая мобилизация не приводит к решению постоянных задач в соревнованиях и отказ от нее невозможен, тогда возникает дистресс с последствиями в виде неврозов, ослабления функций, систем организма и снижения работоспособности. Рис.1. Динамика ситуативной и личностной тревожности у лыжников-гонщиков в соревновательном периоде. Примечание. 1 - контрольные соревнования; 2 - Кубок Казахстана; 3- Чемпионат Казахстана; 4 - Универсиада; 5 - Чемпионат мира: а - до соревнований - ситуативная тревога; б - до соревнований личностная тревожность; в - после соревнований - ситуативная тревога; г - после соревнований - личностная тревожность Оптимальная психическая напряженность в данном случае определяется уровнем, при котором ситуативная тревога не должна превышать личностную тревожность (от 0,5 до 1,9 балла). Соответственно, чем меньше будет разница между ними в установленных границах, тем экономичней расходуется "биологическая энергия" в системах и функциях организма в период соревнований (рис. 1). Безусловно, проявление ситуативной и личностной тревожности в рамках вышеустановленных показателей свидетельствует о толерантности лыжников-гонщиков к психической напряженности во время соревнований. Увеличение данной разницы между ними (от 2,0 балла и выше) приведет к повышению психической напряженности и снижению успешности выступления в соревнованиях (рис. 2). Следовательно, оперируя данными критериями оптимальной психической напряженности лыжников-гон щиков, тренер-преподаватель вовремя сможет скорректировать ее в соревнованиях. Из результатов исследования отмечаем, что психическая напряженность устойчива в динамике у лыжников и обеспечивается высокой подготовленностью. Очевидно, что достаточный уровень подготовленности или оптимальное состояние спортивной формы положительно влияет на психическую напряженность до и после соревнований (рис. 3). В нашем исследовании лыжники-гонщики имеют оптимальные уровни психической напряженности: у мужчин - от 36,0 до 37,8 балла, а у женщин - от 38,3 до 42,5 балла. Необходимо отметить, что данные показатели психической напряженности обеспечивают минимальный расход "биологической энергии" у сильнейших лыжников на соревнованиях (см. рис. 3). По мнению Г. Селье, высокий уровень тревоги истощает системы и функции организма, мы же в исследовании рассматриваем ситуативную тревогу и личностную тревожность на оптимальном уровне проявления психической напряженности, способствующей успешности выступления в соревнованиях. Анализ результатов исследования свидетельствует, что чем ниже лыжники-гонщики занимают места в соревнованиях, тем выше их уровень психической напряженности. Таким образом, в соревновательной деятельности успешно выступают те лыжники, которые умеют скорректировать психическую напряженность до и после соревнований, что важно для сохранения подготовленности и спортивной формы. Следовательно, чем сильнее волнуется лыжник-гонщик на соревнованиях, тем слабее его активность в ответ на соревновательную нагрузку. Высокая психическая напряженность способствует процессу активации гормонов (адреналина), а их переизбыток в последующем "истощает энергетический потенциал" систем и функций организма. Истощенный от интенсивного и объемного гормонального воздействия организм не в состоянии поддерживать определенную скорость, темп, что приводит к снижению результата. По этому поводу часто утверждают: "спортсмен перегорел на старте". Как видно из рис. 1, 3, лыжницы менее толерантны к психической напряженности. Изменение толерантности зависит от ранга соревнования. Можно привести пример по Универсиаде, где психическая напряженность составила у лыжников - 36,8, а у лыжниц - 37,5 балла. На Чемпионате мира совсем иная раскладка психической напряженности: у лыжников - 37,9, а у лыжниц - 41,5 балла. Из данного обоснования следует, что такие вариативные изменения не способствуют успешному выступлению лыжниц, о чем свидетельствуют и результаты протоколов соревнований. У лыжников отмечена устойчивая динамика психической напряженности от соревнования к соревнованию, у лыжниц она имеет некоторую вариативность. Объяснением тому является реальная установка у лыжниц на результат, в которой доминирует эмоциональная оценка, сопровождаемая повышенным психическим напряжением, соответственно и гормональным уровнем, что в итоге и приводит к низкому результату. В продолжение данного объяснения у лыжниц мы видим высокий уровень психической напряженности (Чемпионат мира), а его последствия сохраняются в соревновательном , учебно-тренировочном процессах у лыжников до 3 дней, у лыжниц - от 5 до 7 дней. Тем не менее такая продолжительность психической напряженности является неоптимальной и требует срочной психолого-педагогической коррекции. Из анализа результатов исследования отмечаем некоторое повышение психической напряженности на объемную работу (от 30 до 50 км) во 2-й и 3-й зонах мощности у лыжниц. Возможны случаи, когда психическая напряженность во время учебно-тренировочных занятий превышает нормативные показатели - это указывает на неадекватность предлагаемых специальных физических нагрузок для лыжниц, что требует постоянной коррекции учебно-тренировочных планов подготовки к соревнованиям.
Рис. 2. Динамика психической напряженности у лыжников-гонщиков в соревновательном периоде. Примечание. 1 - контрольные соревнования (ноябрь); 2 - Кубок Казахстана (декабрь); 3 - Чемпионат Казахстана (январь); 4 - Универсиада (февраль); 5 - Чемпионат мира (март): а - лыжники (МС); б - лыжницы (МС) Рис. 3. Зависимость успешного выступления в соревновательном периоде от психической напряженности лыжников-гонщиков. Примечание. 1, 2, 3, 4, 5 - призовые места, занятые в соревнованиях: а - лыжники (МС); б - лыжницы (МС) При обсуждении результатов исследования необходимо отметить, что изучение психической напряженности у лыжников-гонщиков в соревновательной деятельности будет способствовать ее оптимизации, следовательно, успешности выступления, совершенствованию психологической подготовки и спортивного мастерства. Выводы 1. Результаты исследования свидетельствуют, что с повышением подготовленности и становлением спортивной формы (от контрольных соревнований до чемпионата мира) психическая напряженность устойчива в динамике у лыжников, а у лыжниц она имеет некоторую вариативность. 2. Установлено, что непревышение показателей ситуативной тревоги над личностной тревожностью (от 0,5 до 1,9 балла) обеспечивает оптимальный уровень психической напряженности у лыжников (от 36,0 до 37,8 балла), а у лыжниц (от 38,3 до 42,5 балла) в целом обоснованные оценочные показатели влияют на успешность выступления в соревнованиях и являются диагностическим критерием. 3. Тренерам-преподавателям рекомендуем оптимизировать психическую напряженность лыжниц до и после соревнований, а у лыжников необходимо обращать внимание на тех, кто неудачно выступил или не реализовал поставленных задач (так как состояние психической напряженности может сохраняться на неоптимальном уровне от 3 до 7 дней). Литература 1. Васильев В.Н. Здоровье и стресс. - М.: Знание, 1991. - 159 с. 2. Вяткин Б.А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях. - М.: ФиС, 1981. - 112 с. 3. Вяткин Б.А. Интегральная индивидуальность человека и ее развитие в специфических условиях спортивной деятельности //Психологический журнал. 1993, т. 14, № 2, с. 73. 4. Селье Г. Стресс без дистресса. - М.: Прогресс, 1982. - 124 с. 5. Сиваков В.И. Педагогические основы управления психическим состоянием школьников на уроках физической культуры: Автореф. докт. дис. М., 1998. - 36 с. 6. Сиротин О.А. Психолого-педагогические основы индивидуализации спортивной подготовки дзюдоистов: Автореф. докт. дис. М., 1996. - 49 с. 7. Ханин Ю.Л. Управление эмоциональным состоянием студентов средствами физического воспитания //Стресс и тревога в спорте. - М.: ФиС, 1983, с. 261 - 267. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |