КОНСУЛЬТАЦИИ



ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА ФКиС И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЦЕНТРА РГАФК

Директор учебно-исследовательского социологического центра РГАФК Л.В. Майорова

Уровень профессиональной культуры специалиста - одна из наиболее актуальных проблем сегодняшней России, так как от этого зависят перспективы подлинного реформирования страны. Необходимость разрешения этой проблемы отразилась и в создании новой специальности в педагогике 13.00.08 - Профессио нальное образование. Подготовка будущего специалиста (студента) осуществляется в системе высшего и среднего специального образования. Качество подготовки студента, являющегося продуктом вузовской и собственной человеческой деятельности, зависит от многих факторов, в том числе и от системы образования, которая сама является продуктом совокупной человеческой деятельнос ти. В существующем виде система образования определяется изменением способа производства и развитием новейших технологий. Современное общественное производство требует актуализации проблемы профессионализма, что находит отражение и в сфере образования. Более того, роль образования в решении проблем профессионализма, подготовки специалистов видится наиболее важной.

В этой статье не раскрывается очень важная сторона профессиона лизма - духовность специалиста, но не потому, что она не нужна. Для формирования профессиональной культуры специалиста, наоборот, она просто необходима, особенно для специалистов ФКиС. Именно наша сфера наиболее остро и часто должна ставить эти вопросы, но дело в том, что все люди, независимо от их специальности, обязаны духовно развиваться , а развитие духовности в первую очередь касается системы образования, где в большей степени происходит ее формирование и развитие. Цель же этой публикации обратить - внимание на необходимость развития в сфере физической культуры и спорта социологической исследовательской базы, которая позволит повысить уровень профессиональной культуры будущего специалиста ФКиС. Не новость, что социология ФКиС формирует общее видение деятельности физической культуры и спорта в обществе. Умение применять знания социологии на практике поможет решить учебно-исследовательский социологический центр.

Созданный и сформированный на современном уровне социологический центр сможет решать задачи учебного и научного характера. Так, выполняя образовательную функцию, будут использоваться современные методики и информационные технологии в учебном процессе по проведению социологических исследований для повышения уровня профессиональной культуры будущего специалиста ФК, прививая на практике понимание необходимости этих знаний в своей профессиональной деятельности.

Социология ФКиС закладывает методологическую основу в процесс познания изучаемых явлений в сфере ФКиС, учит мыслить научно, решая познавательную функцию, помогает осмыслить происходящие действия в данной сфере жизни, глубже раскрыть роль, место и функции физической культуры и спорта в обществе. Таким образом, осваивая методологию социологических исследований в сфере физической культуры и спорта, будущий специалист ФКиС повышает свой научный и профессиональный потенциал.

Преподавание предмета социологии ФКиС с использованием компьютеров, специально созданных обучающих программ, электронных библиотек по социологии ФКиС позволит усовершенствовать процесс обучения студентов. Включение раздела по обработке социологических данных и их интерпретации позволит сблизить учебный и научный процессы, теорию и практику, социологию (как гуманитарный предмет) и математику, метод экспертных оценок и методики тренировки в различных видах спорта, а также социологию и спортивный менеджмент, где решаются организационно-управленческая и прогностическая функции социологии, помогает принимать правильные управленческие решений, что, в конечном счете, повышает профессиональную культуру специалис та ФКиС, а значит, и уровень всей отрасли в целом. Проведение исследований студентами, магистрантами и аспирантами способствует накоплению эмпирических данных самим социологическим центром. Такой подход полностью отвечает духу времени, современным требованиям.

Внедрение в практику социологических методов исследования обеспечивает обратную связь и выступает существенной гарантией принятия грамотных управленческих решений, направленных на стабилизацию общества, более эффективную работу всех его подсистем, субъектов и объектов управления. Нестабильное общество требует постоянного изучения реальных процессов, что значительно повышает значение социологического знания, анализирующего отношение населения ко всему происходящему в стране, выявляющего социальные тенденции и способного определять пути дальнейшего развития.

При возникающих противоречиях в отрасли и в обществе существует необходимость регулярного получения конкретной, полной и достоверной социологической информации по широкому кругу проблем. Эта информация необходима как для своевременного принятия управленчес ких решений, так и для усиления эффективности самого процесса управления.

С созданием базы данных по КСИ и постепенного накопления материала по исследованиям кроме решения узких практических задач в социологическом центре появится возможность проведения вторичного анализа данных, который позволит обеспечить глубокое понимание современных общественных процессов, специфики функционирования социального института физической культуры и спорта и его связи с другими институтами, что будет способствовать разработке теоретической социологии, выявлению эвристического потенциала применяемых методов сбора и обработки информации, углублению теоретического обоснования гипотез, формулировке целей и задач, адекватно раскрывающих исследовательское поле. Это повысит научный престиж социологии ФКиС за рубежом.

Одна из важнейших проблем социологии - это преодоление существующего разрыва между гуманитарными науками и математикой, который можно ликвидировать при функционировании социологического центра. С одной стороны, гуманитарии, проводящие социологические исследования имеют недостаточные знания о теориях систем, анализа, обработки статистических данных, с другой - математики, не обладающие знаниями по обществознанию. Включение в учебный процесс непосредственно исследовательской деятельности соединяет две стороны: учебную и научную, а также гуманитарную и математическую.

Естественно, для этого должны быть созданы соответствующие материально-технические условия, без которых решение этих задач невозможно.

Повышение профессиональной культуры будущего специалиста ФКиС поможет достичь созданная электронная библиотека по социологии физической культуры и спорта. Программы конкретных социологи ческих исследований, базы данных по проведенным социологическим исследованиям в сфере ФКиС, статьи по социальным проблемам физической культуры и спорта позволят восполнить пробел в недостатке литературы в библиотеке; электронный библиографический указатель по социологии ФКиС - ориентироваться в социологических проблемах.

Накопленная информация может быть реализована через различного рода публикации, учебный процесс, конференции, позволит выйти в Интернет для реализации ее потребителям, нуждающимся в этих данных в нашей отрасли, в том числе Государственному Комитету РФ по ФКСТ, Комитетам и Управлениям по ФКиС и другим организациям. Все это даст возможность лучше решать информационную и иллюстративную функции.

Система образования формирует человека профессионального, ибо он осознанно, целенаправленно и мотивированно сделал свой выбор; цели деятельности вуза и его собственные цели согласованы; окончание вуза подвело его к началу реализации профессионально-жизненных целей. Успешность реализации целей зависит не только от качества деятельности вуза, а также от социальных условий и от качества контингента выпускников школ. Все это служит мерой адекватности функций вуза складывающемуся социальному заказу и подтверждением релевантности его деятельности как социального института. Специализирующей функции системы высшего профессионального образования все большую конкуренцию начинает составлять функция формальной социализации (для многих студентов сегодня "очень важно иметь диплом о высшем образовании"). И если традиционная система образования будет просто сохраняться, не трансформируясь в соответствии с объективной ситуацией, она под давлением обстоятельств сама будет деформироваться с огромными потерями для общества. Необходимо, чтобы доминирующей функцией высшего профессионального образования на деле стала функция профессионализации. Но существует еще проблема, которая напрямую связана с мотивацией получения профессии - это проблема престижа и статуса профессии в обществе, зависящая в первую очередь от уровня оплаты специалиста.

Сегодня система образования, находящаяся в стадии реформирования , не формирует общество и не ведет его за собой. Напротив, изменения, происходящие в общественной жизни, ведут к изменению деятельности системы образования. И поэтому вузы нуждаются в комплексных исследованиях процессов, происходящих в обществе, чтобы лучше видеть задачи по подготовке специалистов, точнее прогнозировать потребность в отраслевых кадрах. Это жизненно важно для того, чтобы их деятельность не только соответство вала социально-экономической конъюнктуре данного периода, но и учитывала краткосрочную и долгосрочную перспективу развития страны.

Система образования не выпускает полностью готовых профессиона лов, но основа профессионализма как база для самореализации личности через дальнейшую профессиональную деятельность закладывается именно в процессе образования и воспитания, которую частично поможет решить учебно-исследовательский социологический центр, созданный по инициативе заведующего кафедрой философии и социологии доктора философских наук Владислава Ивановича Столярова, поддержанный ректором академии академиком РАО Кузиным В.В. и Советом академии. Тем самым сделан нужный шаг, отвечающий интересам вуза и студента, а также и всей отрасли.

Профессиональную культуру специалиста формируют социальная среда и сама система образования как организованный целенаправленный процесс. Эти же составляющие определяют заказ на КСИ через какую-либо организацию или учреждение (Комитет РФ по ФКСТ или ректорат, или клуб и т.д.), желающее выявить пути решения, возникшей проблемы.

УИСЦ самостоятельно или через учебную деятельность студента разрабатывает программу и анкету этой проблемы, используя учебные занятия по социологии ФКиС. При этом
студент осваивает методологию КСИ и разработку инструментария, соединяя учебную и исследовательскую деятельности студента. Обработка данных и их интерпретация позволяют подойти к аналитическому мышлению и выйти на научно-исследова тельскую деятельность. В этом периоде используются компьютерные программы для социологического анализа, соединяя гуманитарную и математическую стороны социологического знания.

Таким образом, участие УИСЦ в учебном процессе студента позволяет поднять уровень преподавания за счет введения в учебный процесс компьютерных технологий и анализа конкретных результатов исследования , а также получать реальные сведения о состоянии ФКиС в том или ином регионе, или клубе, или виде спорта, или в целом по стране, организовав сеть социологических исследовательских баз в сотрудничестве с другими институтами ФК, курсы повышения квалификации по социологии ФКиС, стажировки для преподавателей физкультурных вузов и факультетов физического воспитания педагогических университетов. Курсы повышения квалификации начнут функционировать в этом учебном году.

Результаты исследований будут обобщаться и в виде публикаций и отчетов пополнят библиотеку методического кабинета УИСЦ по социологии ФКиС и социологическим исследованиям. Это просто необходимо, так как литературы по социологии ФКиС не хватает в библиотеке академии для ведения учебного процесса. Методическому кабинету отводится очень важная роль по представлению социологических данных с помощью демонстрационного оборудования и компьютерных технологий. Таким образом, методический кабинет будет показательным, что даст возможность поднять престиж гуманитарного социологического знания, которое необходимо для решения профессиональных задач.

Накопленная информация в базе данных УИСЦ по социологическим исследованиям предоставит возможность делать ретроспективный (вторичный) анализ с возможными путями решения проблем в сфере ФКиС.

И закончить статью стоит фразой, сказанной ректором МГУ на ежегодном Совете университета: "Серое образование сегодня приведет к черному обществу завтра. Вся наука уже разрушена, но еще кое-что осталось".

Хотелось бы, чтобы это кое-что было поддержано и могло дать новые ростки в науке и образовании.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
 

Реклама: