ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ СПОРТА


Abstract

RESEARCH ALGORITHM OF BECOMING AND DEVELOPMENT OF KIND OF SPORT (on the example of Grecian-Roman wrestling)

A.G. Semenov, honoured worker of physical culture of Russian Federation, Ph. D., lecturer

St.-Petersburg state university of economy and finance, St.-Petersburg

M.V. Prokhorova, Dr. Hab., professor

St.-Petersburg state P.F. Lesgaft's academy of physical culture, St.-Petersburg

Key words: model of system analysis, rules of development of kind of sport, methodological principles, Grecian-Roman wrestling.

The study of the development process of any kind of sport has the high urgency, because allows to reveal the basic laws determining changes of its states, and on this basis to plan the further prospects.

The laws, considered by authors are caused by the scientific and technical progress, the development of the social processes and changes of the functioning of the management-administrative structures supervising a kind of sport.

The research of the development of a kind of sport is basing on the following methodological principles:

1. The principle of the system and integrated approach. 2. The remedial principle. 3. The principle of conflict. 4. The principle of educating influence. 5. The principle of predicting development.


АЛГОРИТМ ИССЛЕДОВАНИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ВИДА СПОРТА
(на примере греко-римской борьбы)

Заслуженный работник физической культуры Российской Федерации,
кандидат педагогических наук, доцент А.Г. Семенов

Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов, Санкт-Петербург

Доктор педагогических наук, профессор М.В. Прохорова

Санкт-Петербургская государственная академия физической культуры
им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

Ключевые слова: модель системного анализа, закономерности развития вида спорта, методологические принципы, греко-римская борьба.

Изучение процесса развития того или иного вида спорта имеет высокую актуальность, поскольку позволяет выявить основные закономерности , определяющие динамику его состояния, и на этой основе наметить дальнейшие перспективы.

Для такого изучения, как показал наш опыт, целесообразно использовать модель системного анализа развития вида спорта (алгоритм), разработанную и апробированную нами на примере греко-римской борьбы.

Согласно одному из последних фундаментальных учебных пособий по психологии развития [2] и философскому энциклопедическому словарю дефиницию "развитие " можно характеризовать как качественное преобразование системы на основе изменений, происходящих со временем в результате внутренних процессов, осуществляемых в системе, и воздействий среды.

В связи с этим можно рассматривать следующие аспекты развития вида спорта: исторический, социальный и педагогический, что мы и делаем, опираясь на комплексный системный анализ (cм.рисунок).

Модель системного анализа развития вида спорта

Известный специалист в вопросах эффективности педагогических исследований Ю.К. Бабанский отмечал, что системный целостный подход к изучению любых педагогических явлений (а спорт мы рассматри ваем именно с этих позиций) должен быть сознательно применен каждым ученым, определенным образом аргументирован и использован на всех последующих этапах исследования. Такой анализ позволит обеспечить возможно более целостный подход к характеристике состава и структуры изучаемых понятий путем всестороннего охвата компонентов системы; выделить показатели, наиболее полно отражающие суть изучаемого понятия; конкретнее описать признаки основных компонентов состава изучаемого явления, а также их основные, главные целостные свойства; выявить критерии эффективности и уровни функционирования явления; описать условия функционирования системы [1].

Наша модель, построенная с учетом этих исходных позиций, включает системно-исторический, системно-функциональный и системно-структурный уровни рассмотрения. Системно-исторический подход предусматривает выявление основных закономерностей в развитии вида спорта. В данном случае мы исходим из того, что под закономерностью в общественных явлениях понимается объективно существующая, необходимая, повторяющаяся существенная связь явлений жизни или этапов процесса, характеризующая их поступательное развитие. Закономерность выражает определенный порядок причинной, необходимой и устойчивой связи между явлениями и свойствами объективного мира, при которых изменения одних из них вызывают вполне определенные изменения других [1].

Рассматриваемые нами закономерности обусловлены научно-техническим прогрессом, развитием социальных процессов в обществе и динамикой функционирования организационно-управленческих структур, курирующих данный вид.

Влияние научно-технического прогресса на развитие того или иного вида спорта связано с тем, что достижения науки и техники в первую очередь позволяют вносить коррективы в производство инвентаря и оборудования, что дает толчок дальнейшему развитию самого вида. В греко-римской борьбе такие изменения происходили благодаря появлению высококачественного борцовского ковра и покрытия, электронного табло, возможности видеозаписи встреч, использованию компьютера в оценке деятельности спортсменов, что способствовало эволюции правил проведения соревнований и техники самой борьбы [4].

Социальный уровень развития общества создает предпосылки для расширения или сужения массовости, создания и распространения новых видов спорта, подготовки и переподготовки педагогических и судейских кадров, способствует развитию спорта как составной части культуры общества, создает условия для развития научного обоснования спорта [9].

Динамика функционирования организационно-уп равленческих структур, курирующих развитие данного вида спорта, предусматривает изменения характера взаимосвязи государственных и общественных органов управления на разных этапах развития вида спорта [10]. На примере греко-римской борьбы выявлено, что существенное преобладание в управлении ими государственных или общественных органов менее способствует ее развитию, нежели их оптимальное сочетание. Перспективным является развитие новых организаци онно-управленческих форм, функционирующих на низовом уровне, таких, как спортивные клубы по видам спорта, межвузовские спортивные комплексы и др. [3].

Системно-функциональный подход позволяет раскрыть специфику функционирования вида спорта в различных звеньях физкультурного движения в связи с их целями и задачами, в частности имеющих спортивную, учебную, оздоровительную, рекреацион ную направленность [5, 6].

Чисто спортивная направленность дает возможность привлечь к занятиям ограниченное число людей с ярко выраженными способностями к достижению успеха в данном виде спорта, что без учета других направленностей ограничивает возможности его развития. Кроме того, недостаточная распространенность того или иного вида спорта среди широких масс населения не способствует привлечению внимания к данному виду руководителей, спортивной общественности и возможных спонсоров. Поэтому так важно, чтобы каждый вид спорта находил отражение в том или ином варианте, возможно с некоторыми модификациями, в учебных программах образовательных учреждений и использовался в оздоровительных и рекреационных целях [12]. Так, греко-римская борьба, введенная в школьную программу, учебные программы вузов, стала более известной и популярной среди широких масс молодежи и даже способствовала появлению у женщин интереса к занятиям этим видом спорта [7].

Оздоровительная направленность занятий спортивной борьбой используется в группах здоровья, где при введении соответствующих ограничений на применение отдельных технических приемов можно акцентировать внимание на таких оздоровительных эффектах, как воздействие на все группы мышц, осуществление массирующего эффекта и другие.

Учебная направленность позволяет увидеть прикладное значение умений, приобретаемых в процессе занятий борьбой, ознакомить с широким диапазоном возможностей ее использования, а также выявить ребят, способных к дальнейшим углубленным занятиям данным видом спорта [11].

Системно-структурный подход обеспечивает возможность прослеживания взаимосвязей различных этапов процессов обучения и совершенствования в физическом воспитании, массовом спорте и спорте высших достижений [8].

Уровень спорта высших достижений напрямую зависит от развития массового спорта, который позволяет отбирать и делегировать способных спортсменов для более углубленных занятий.

Массовый спорт, в свою очередь, опирается на физическое воспитание, которое дает возможность пополнять его желающими продолжать занятия, повысить свою спортивную квалификацию, выполнить спортивные разряды.

В исследованиях развития вида спорта целесообразно, на наш взгляд, опираться на следующие методологические принципы (В.А. Моляко, М.Н. Скаткин, С.И. Гессен, Б.С. Гершунский):

1. Принцип системности и комплексности, отраженный в приведенной модели. С точки зрения системного подхода соблюдаются его основные позиции: выделение системообразующего фактора, наличие отдельных элементов системы, их структурирование, наличие внешних связей и генезис системы.

2. Процессуальный - принцип, в русле которого условия развития вида спорта рассматриваются не как застывший конгломерат определенных позиций, а во взаимообусловленности с динамикой окружающей среды, ее характером и конкретными особенностями.

3. Принцип конфликтности, предусматривающий наличие возможных противоречий, возникающих в процессе развития.

4. Принцип воспитывающего воздействия, требующий выявления воспитательного потенциала рассматриваемого вида спорта в плане реализации идей профессионализации и позитивной самореализации.

5. Принцип прогнозирующего развития, т.е. ориентация на перспективу.

Такой подход к построению модели системного анализа вида спорта позволяет рассматривать ее с позиций целостности, прогностичности и чувствительности к изменениям среды.

Литература

1. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований - М.: Педагогика, 1982.

2. Грейс Крайг. Психология развития. - СПб.: "Питер", 2000.

3. Греко-римская борьба: Учеб. пос./ Под общ. ред. А.Г. Семенова и М.В. Прохоровой. - СПб.: СПбГУЭФ, 2000.

4. Игуменов В.М. История развития классической борьбы. - М.: ГЦОЛИФК, 1986.

5. Пилоян Р.А. Мотивация спортивной деятельности. - М.: ФиС, 1984.

6. Прохорова М.В., Семенов А.Г., Посошков И.Д. Воспитательный потенциал греко-римской борьбы. - СПб.: СПбГУЭФ, 1998.

7. Прохорова М.В., Семенов А.Г., Посошков И.Д. Греко-римская борьба в спортивном движении студенческой молодежи. - СПб.: СПбГУЭФ, 1997.

8. Прохорова М.В., Семенов А.Г., Посошков И.Д. Самореализация в спортивной борьбе. - СПб.: СПбГУЭФ, 2000.

9. Прохорова М.В., Семенов А.Г., Посошков И.Д. Спортивная борьба: достижения, проблемы, перспективы. - СПб.: СПбГУЭФ, 1999.

10. Семенов А.Г. Развитие греко-римской борьбы в отечественном студенческом спорте и физическом воспитании. Докт. дис. СПб., 2001.

11. Тараканов Б.И. Педагогическое руководство физической и технико-тактической подготовкой борцов. Докт дис. СПб., 2000.

12. Туманян Г.С. Методология разработки многолетних учебных программ для различных видов спорта (на примере спортивной борьбы) // Теор. и практ. физ. культ. 1989, № 9.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
 

Реклама: