ОЛИМПИЙСКОЕ ДВИЖЕНИЕ


Abstract

IDEA OF FAIR-PLAY IN PEDAGOGICAL EDITIONS. EXPERIENCE OF CONTENT-ANALYSIS

M. Zakharov, post-graduate

Smolensk state institute of physical culture, Smolensk

Key words: content analysis, moral-ethical subjects, Olympic education, role of printed mass-media.

The author has put the task to carry out the comparative analysis of the contents of the publications from the point of view of the illumination of the fair-play and olympism, and also to consider priorities in the accommodation and the submission of such materials. The similar analysis allows to determine the place of the moral-ethical problematic among other urgent problems of the school education, and also to reveal the role of the printed mass-media in the formation of moral-ethical priorities of the school physical education.

The research was based on the method of the content analysis. The purpose of this research was to reveal the most typical tendencies in the information on this problematic, including general tone and accents. For the realisation of this purpose the frequency of the publications of the moral-ethical subjects was analysed, the comparative analysis of the total frequency of the publications between the selected editions was carried out, the tendency to increase or decrease of the interest of the printed mass-media to these questions came to light.

The analysis of the frequency of the key words allows to make the conclusion, that the level of the information about the moral-ethical problems has no tendency to increase, and the tendency of decrease is traced in some editions. The publications of the analysed printed mass-media has the extremely insignificant place for theme of the Olympic education.


ИДЕЯ ФЭЙР- ПЛЭЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗДАНИЯХ.
ОПЫТ КОНТЕНТ- АНАЛИЗА

М. Захаров
Смоленский государственный институт физической культуры, Смоленск

Ключевые слова: контент-анализ, нравственно-этическая тематика, олимпийское образование, роль печатных изданий.

Современный этап развития школьного образования характеризу ется повышенным вниманием к гуманизации процесса воспитания. Наиболее эффективный путь активизации этого процесса - пропаганда среди молодежи идей и принципов Фэйр-Плэй, которые являются нравственно- этическим кодексом поведения как в спорте, так и вне его. Инициируется создание новых форм и методов образования, в которых занятия спортом тесно переплетаются с воспитанием в духе олимпийских идеалов и принципов Фэйр-Плэй. Существенная роль в этом процессе отводится СМИ, и прежде всего педагогическим изданиям, которые имеют большой потенциал для значительного воздействия на формирование современных образовательных систем. В связи с этим объективно возникает вопрос о месте нравственно-этической проблематики в некоторых печатных изданиях России, ориентированных преимущественно на профессиональный круг читателей, который составляют преподаватели ФК общеобразовательных школ, тренеры ДЮСШ и другие.

Мы поставили перед собой задачу провести сравнительный анализ содержания публикаций с точки зрения освещения указанных проблем, а также рассмотреть приоритеты в размещении и подаче такого рода материалов. Подобный анализ позволяет определить место нравственно-этичес кой проблематики среди других актуальных проблем школьного образования, а также выявить роль печатных изданий в институционализации нравственно-этических приоритетов школьного физического воспитания.

Процедура исследования основана на методе контент-анализа в соответствии со всеми предъявляемыми к нему требованиями. Целью было прежде всего выявить наиболее характерные тенденции в освещении данной проблематики, включая общий тон и акценты в артикуляции рассматриваемых проблем (табл. 1). Для реализации поставленной цели анализировалась частота выхода публикаций нравственно-этической тематики, проводился сравнительный анализ суммарной частоты публикаций между отобранными изданиями, выявлялась тенденция к повышению или снижению интереса печатных изданий к указанным вопросам. Артикуляция нравственно-этических проблем оценивалась путем анализа частоты упоминания ключевых слов как по каждому изданию в отдельности, так и по всему массиву в целом.

В качестве объекта исследования отобраны журнал "Физическая культура в школе" и приложение к газете " Первое сентября" " Спорт в школе" - органы Министерства образования России. Ввиду того что перечисленные для анализа издания начали выходить с полной периодичностью только с 1996 г., хронологические рамки анализа газетных публикаций ограничены периодом 1996 - 2000 гг.. Особенностью изданий является то, что приложение "Спорт в школе" выходит два раза в месяц, журнал "Физическая культура в школе" - с периодичностью 6 - 8 раз в год. Ввиду существенного различия объема отобранных изданий особый интерес вызвала степень информативности каждого из них в аспекте выбранной проблематики.

Для анализа нравственно-этической проблематики, освещаемой в изучаемых периодических изданиях, была построена таблица, включающая информацию следующего содержания: сквозную нумерацию периодического издания, наименование статьи, классификатор указанных проблем.

Проведен анализ конструктивности публикаций как по печатному массиву в целом, так и по отдельным публикациям. Показатель конструктивности публикаций определялся тем, в какой степени поставленная в публикации нравственно-этическая проблема сочетается с возможным ее решением. В ходе проведенного исследования выделено три уровня: полное отсутствие конструктивности; общая артикуляция путей решения, или незначительная конструктивность; указание конкретных путей решения, или выраженная конструктивность.

Таблица 1. Частота упоминания ключевых слов

ПРОБЛЕМАТИКА КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА СПОРТ В ШКОЛЕ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ШКОЛЕ
иода издания
1996 1997 1998 1999 2000 1996 1997 1998 1999 2000
Морально-нравственные качества, культура поведения в спорте честность, духовность, гуманизм благородство, скромность доброжелательность взаимоуважение, духовная красота 14 11 16 22 17 77 52 36 18 10
Соблюдение правил честной игры, Фэйр-Плэй, награды Фэйр-Плэй, принципы Фэйр-Плэй соблюдение правил, Фэйр-Плэй олимпийские идеалы, этика поведения в спорте,честное судейство, красота действий и поступков, награды Фэйр-Плэй 12 4 5 9 0 7 27 27 12 8
Олимпийское образование олимпийское образование олимпийский проект "СпАрт" воспитание в духе олимпийских идеалов, ценности олимпизма идеалы Кубертена, гармоничное развитие 0 2 5 3 0 22 16 15 8 4
Негативные проявления в спорте допинг, насилие, грубость оскорбления, жестокость, нечестное судейство, одностороннее развитие криминализация 15 6 27 24 17 30 8 18 19 77
  Всего упоминаний 41 23 53 58 34 136 103 96 57 29

Таблица 2. Индекс частоты выхода публикаций

Наименование издания Количество номеров за пять лет Количество номеров содержащих необходимые публикации Частота выхода публикаций за 1996-2000гг
"Спорт в школе" 120 29 0,24
"Физическая культура в школе" 33 18 0,54

На предварительном этапе исследования был построен классификатор проблем, представленный в табл. 1.

Основная гипотеза исследования состояла в следующем: в своем большинстве газетные публикации носят информационно-описательный характер при освещении нравственно-этических проблем и поэтому зачастую не предлагают конструктивного их решения. Однако частота освещения в прессе конкретных нравственно-этических проблем позволяет выявить те компоненты указанной проблематики, которые в силу различных причин наиболее актуальны для современно го образования.

Основные результаты исследования. Показатель частоты выхода публикаций нравственно-этической проблематики в печатных изданиях является одним из индикаторов уровня профессионального интереса к указанным проблемам.

Данный показатель рассчитывался как частное, полученное делением общего количества номеров издания на количество номеров, в которых присутство вали публикации по указанной тематике (табл. 2).

Следует отметить, что индекс частоты выхода публикаций не позволяет выявить степень конструктивности подачи материала. В частности, анализ публикаций в приложении "Спорт в школе" свидетельствует, что это преимущественно информационные материалы, тогда как в журнале "Физическая культура в школе " преобладают материалы аналитического характера.

Произведенный подсчет указанного показателя свидетельствует о достаточно высокой частоте выхо
да публикаций нравственно-этической проблемати ки в журнале "Физическая культура в школе". Однако частота выхода указанных публикаций в приложении "Cпорт в школе" крайне незначительна. Аналогичная тенденция просматривается при оценке уровня конструктивности в освещении материалов нравствен но-этического содержания.

В частности, анализ публикаций издания "Спорт в школе" показывает, что все-таки определенное внимание в нем уделяется вопросам культуры поведения молодежи на спортивной арене, подчеркивается необходимость ведения честной борьбы. Находит освещение проблема негативных проявлений в спорте, рассказывается о вреде применения допингов, а также о недопустимости нечестных и насильственных действий по отношению к сопернику. Однако в газете отсутствуют материалы, предлагающие практические рекомендации по разрешению данных проблем. Фактически не встречаются упоминания о движении Фэйр-Плэй и его принципах. Обходятся стороной вопросы олимпийского образования.

В процессе анализа публикаций издания "Физическая культура в школе" был установлен более глубокий уровень конструктивности в освещении обозначенных вопросов. Имеют место публикации, освещающие проблему нравственных качеств молодых спортсменов, культуры поведения в спорте. Ряд статей посвящен вопросам Фэйр-Плэй и его принципам, рассказывается о наградах Фэйр-Плэй. Присутствуют материалы, освещающие проблему олимпийского образования.

С целью ранжирования нравственно-этических проблем в публикациях был произведен подсчет суммарной частоты упоминания данных проблем в соответствии с классификатором.

Анализ (см. табл. 1) частоты упоминания ключевых слов позволяет сделать вывод, что уровень освещения проблем нравственно-этического характера в издании "Спорт в школе" не имеет существенной тенденции к повышению, а в издании "Физическая культура в школе" прослеживается тенденция снижения данного уровня. Высокая частота упоминания ключевых слов в некоторых печатных массивах достигается прежде всего единичными, но довольно развернутыми публикациями по данному вопросу, что демонстрирует малую артикуляцию нравственно-этической проблематики издания в целом. Обращает на себя внимание отсутствие систематичности в освещении вопросов нравственно-этического характера. Зачастую публикации ситуативны, носят преимущественно информационный характер без должного содержательного анализа. Стоит отметить, что в проанализи рованных печатных изданиях крайне незначительное место занимает тема олимпийского образования, в рамках которой задается сама парадигма нравствен но-этического воспитания в сфере спорта. Большое отражение на страницах отобранных изданий получила тема олимпийских игр. Рассказывается об их истории и современности, о героях и рекордах. Однако идейное и духовное содержание олимпизма чаще остается без внимания авторов. Тем не менее весьма значим тот факт, что авторы довольно часто обращаются к вопросам нравственного воспитания школьников, акцентируют внимание на недопустимости нечестного поведения в спорте, а также рассматривают вопрос формирования здорового образа жизни, вреда для детей и подростков курения, алкоголя и наркотиков.

Подводя итог, необходимо еще раз подчеркнуть значимость отобранных печатных изданий в распространении идей и принципов Фэйр-Плэй, а также в акцентировании внимания педагогов на вопросах нравственно-этического характера. Возрастание внимания печатных изданий к указанным проблемам должно происходить как за счет увеличения количества публикаций по данной тематике, так и в большей степени путем улучшения качества содержания публикуемых материалов, профессионализма их авторов. Для эффективности ведения данной работы надо активно развивать опыт сотрудничества СМИ с учеными и практиками олимпийского движения. Это позволит преподавателям глубже и систематичнее затрагивать вопросы Фэйр-Плэй в педагогической деятельности, более основательно подходить к проблеме гуманизации в воспитательном процессе.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!