ВЕСТИ ИНФОРМАЦИОН-
НО-АНАЛИТИЧЕС-
КОГО ЦЕНТРА


Abstract

STATISTICAL EXPERT SYSTEM "KARATE-DO COMPETITIONS" FOR REFEREES, COACHES AND ATHLETES TRAINING FOR COMPETITIONS

O.B. Dmitryev, E.R. Akhmedzyanov

Udmurt state university, Izhevsk

Key words: information technologies, multimedia technology, expert statistical system, system of education, pedagogical concept of physical culture and sports specialists training, competitions traditional karate, refereeing.

The construction of the multimedia expert statistical system (ESS) "Karate-Do Competitions" is considered in this article. The ESS in basing on methods of the qualimetry and application of it as the educating-supervising system and the training equipment for the professional skills of the physical culture and sports specialists training (on an example of the Karate referees).

The conceptual tendency of the application of the information technologies in the area of physical culture and sports:

1. The multimedia expert statistical systems allows to organise the reference and the trainee modes of functioning of the computer environment, and the statistical analysis of the professional skills of the user, formation of the general sample of opinions of the experts-users and definition of the statistical characteristics on the each element of the database.

2. As the "standards" the most typical and characteristic problem situations reflecting the different items of rules of competitions get out.

3. The average selective values are formed for all groups of the subjects of competitions: referees, coaches and athletes.


СТАТИСТИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ СИСТЕМА "СОРЕВНОВАНИЯ ПО КАРАТЭ-ДО" ДЛЯ ПОДГОТОВКИ СУДЕЙ, ТРЕНЕРОВ И СПОРТСМЕНОВ К СОРЕВНОВАНИЯМ

О.Б. Дмитриев, Э.Р. Ахмедзянов
Удмуртский государственный университет, Ижевск

Ключевые слова: информационные технологии, мультимедиа технология, экспертная статистическая система, система образования, педагогическая концепция подготовки специалистов по физической культуре и спорту, соревнования, традиционное каратэ, судейство.

В настоящее время уже сформулирована КОНЦЕПЦИЯ использования информационных и коммуникационных технологий в системе непрерывного образования и сквозной профессиональной подготовки специалистов [4 - 7], которая соответствует современному уровню развития компьютеров, программного обеспечения и технологий "мультиме диа" и "виртуальная реальность". Согласно данной концепции одним из перспективных и эффективных направлений использования средств новых информационных технологий в сфере образования являются: экспертные обучающие системы (ЭОС), учебные базы данных (УБД) и учебные базы знаний (УБЗ) в предметных областях, видеокомпьютерные системы, технологии "Мультимедиа" и "Виртуальная реальность" и др. [5]. Применение современных информационных технологий в предметной области "Физическая культура и спорт" позволяет улучшить качество и повысить эффективность учебного процесса, спортивно-тренировочного процесса, организации и проведения соревнований по видам спорта, оздоровительной физической культуры и т.д. [2 - 7].

Мультимедиа - экспертный статистический подход к использованию информационных технологий в системе подготовки специалистов по физической культуре и спорту [1] - представляет собой определенную тенденцию , одну из составляющих ветвей педагогической концепции компьютеризации физкультурного образования и спортивной практики.

Во многих видах спорта результаты соревнований определяются на основе измерения качества (квалиметрии ) тактико-технических действий спортсменов и соответствия этих действий правилам соревнований. Основными используемыми при этом, методами квалиметрии являются: метод анкетирования, метод экспертной оценки и метод групповой экспертной оценки [8]. Работа одного эксперта при судействе, тестирова нии, экзаменовании и т.д. представляет собой метод экспертной оценки какой-либо проблемы, ситуации. Как правило, в действительности эксперту предлагается решать (высказывать мнение, давать оценку) не по одной задаче, а по комплексу (анкете) задач. Например, на соревнованиях каждому судье-эксперту необходимо оценить действия всех спортсменов от начала соревнований до финала (это и есть некоторая абстрактная произвольная анкета в конкретных соревнованиях), а все принятые решения эксперта-судьи (по данной "абстрактной анкете") фиксируются в протоколах соревнования. Для повышения точности измерения любых качественных характеристик и процессов используется метод групповой экспертной оценки. Для судейства соревнований формируются группы (бригады) из 5 - 10 экспертов, а итоговой оценкой деятельности судейской бригады является "средняя выборочная величина" из их решений по каждой проблемной ситуации на соревнованиях.

Для предметной области "Судейство соревнований по видам спорта" широкие возможности и перспективы при подготовке специалистов (субъектов соревнований) имеют экспертные обучающие системы. Условно экспертные системы делят на два типа: в первой используются рассуждения, основанные на вероятностных соображениях [1, 5]; во второй - основанные на строгой логике [3, 5]. Однако для реализации возможности развивающего и проблемного обучения, а также повышения квалификации практикующих судей-экспертов целесообразно построение ЭОС смешанного типа. Алгоритм построения экспертной обучающей системы со строгой логикой,в которой используются экспертные комментарии (текстовые и мультимедиа) по правилам соревнований и однозначная трактовка решения заданий при контроле знаний, умений и навыков пользователя , подробно описан в [2, 3]. Статистическая экспертная система в предметной области "Соревнования по традиционному каратэ" [1] основана на сочетании методов экспертной оценки, анкетирования и групповой экспертной оценки. Каждый пользователь (судья, тренер или спортсмен) выступает в роли эксперта-судьи. Информация о квалификации пользователя отражается при его регистрации перед работой с экспертной системой.

Мультимедиа экспертная статистическая система "Соревнования по каратэ" ЭСС "СК") (рис. 1) [1] - компьютерная среда с базой данных (БД) и базой знаний (БЗ) по "Правилам соревнований по традиционному каратэ" с высокой степенью адекватности к реальной предметной области со встроенными элементами обучения и контроля теоретических знаний и строения двигательных действий по виду спорта, формирования и тестирования профессиональных качеств и навыков, статистической обработки результатов контроля и тестирования с сохранением их в базе данных, с возможностями для пользователя при работе с системой реализовать свою индивидуальность и творческую активность.

Соревнования по каратэ можно разбить на отдельные ситуации. В настоящее время в базе данных (рис. 2) Мультимедиа ЭСС "СК" хранится несколько сотен видеофрагментов ситуаций реальных соревнований высокого уровня и планируется довести их количество до нескольких тысяч. Судья оценивает каждую ситуацию в соревнованиях по кумитэ исходя примерно из 80 позиций, предусмотренных правилами. При таком подходе возможен разброс решений экспертов-судей, и очень часто одну и ту же ситуацию разные судьи оценивают по-разному (рис. 3). При наличии выборки экспертов-судей существуют и определяются статистическая "истинная" оценка (средняя выборочная величина) проблемной ситуации соревнований и разброс мнений экспертов. По видеофраг менту "Ситуация 009", экспертная группа приняла единое решение - "Ака хансоку". Такие ситуации (с "единым решением") являются "явными очевидными стандартами". Чаще на соревнованиях возникают неоднозначные, с точки зрения экспертов-судей, в какой-то мере спорные ситуации (см. рис. 3). Качество действий судьи-эксперта определяется достоверно стью разрешения спорных ситуаций (степенью приближения к "истинному решению", определяемому правилами соревнований).

Рис. 1. Титульная заставка экспертной статистической системы

Рис. 2. Банк данных видеофрагментов экспертной системы

Рис.3. Просмотр результатов экспертных оценок тестируемой группой судей (объем выборки 9 судей) ситуации 1/32 (тестовая анкета из тридцати двух видеофрагментов ситуаций соревнований по каратэ, позиция в анкете № 1). В левой нижней части экрана - результаты индивидуального голосования. В левой верхней части экрана - статистика голосования (средняя выборочная величина и разброс голосования)

"Стандарт" - это обоснованная коллективная оценка ситуаций соревнований группой экспертов наивысшей квалификации из судейской коллегии Международной федерации каратэ (или по виду спорта). "Стандартами" являются наиболее типичные ситуации соревнований, характеризующие различные пункты правил. Представляется целесообразным к правилам соревнований добавлять приложение "Cтандарты".

"Истинное статистическое решение" - это средняя выборочная величина из выборки решений проблемной ситуации соревнований судьями, тренерами и спортсменами. "Истинное статистичес кое решение" соответствует наибольшему проценту выпадения результата из о.Чем выше качество подготовки субъектов соревнований, тем меньше разброс между стандартами и "истинными статистическими решениями".

Заключение. Концептуальная тенденция применения информационных технологий в области физической культуры и спорта.

1. Мультимедиа экспертные статистические системы позволяют организовать как справочно-инфор мационный и обучающий режимы [2 - 6] функциони рования компьютерной среды (базы знаний), так и статистический анализ профессиональных умений и навыков пользователя [1, 5], формирование генеральной выборки мнений экспертов-пользователей и определение статистических характеристик по каждому элементу базы данных. Статистический подход значительно расширяет возможности процесса обучения с помощью информационных технологий. Анализ "стандартов", "генеральной выборки" и "статистических характеристик" из банка данных ведет к правильному образному восприятию правил соревнований.

Здесь нет "жесткого" алгоритма обучения. Но мы считаем, целесообразным сочетание традиционного подхода к обучению - "учитель-ученик" и творческого активного индивидуального обучения и самообучения пользователя. Мультимедиа ЭСС является также компьютерной предметно-ориентированной средой. Пользователь "погружается" в мультимедиа компьютерную среду, созданную на основе "базы данных" и "базы знаний", для практической работы. Система выступает в виде "тренажера" [3 - 5] по развитию профессиональных качеств и умений, формированию и закреплению профессиональных навыков пользователя.

2. В качестве "стандартов" выбираются наиболее типичные и характерные проблемные ситуации, отражающие те или иные пункты правил соревнований (базы знаний). Поэтому количество "стандартов" ограниченно. "Средняя выборочная величина мнений экспертов-пользователей" может формироваться для любой ситуации соревнований из банка данных, даже если эта ситуация находится на границе "стандартов" (пунктов правил соревнований) - так называемая "спорная ситуация". Весомой и важной составляю щей процесса подготовки специалистов и повышения их квалификации является изучение решений "спорных ситуаций" из общей генеральной выборки.

3. Средние выборочные величины формируются для всех групп субъектов соревнований: судей, тренеров и спортсменов. А это позволяет сравнивать расхождения средних статистических оценок каждой из этих групп по любой проблемной ситуации соревнований, особенно спорных.

Литература

1. Дмитриев О.Б. Статистический принцип построения экспертной обучающей системы по правилам соревнований каратэ, основанной на диагностике двигательного действия // V Всероссийская конференция по биомеханике. Тезисы докладов. Нижний Новгород: ИПФ РАН, 2000, с. 166.

2. Дмитриев О.Б., Петров П.К., Широков В.А. Мультимедиа контрольные задания в педагогической квалиметрии (на примере оценки знаний, умений и навыков судей по каратэ-до) // Психолого-педагогические проблемы системы образования: Тез. докл. междунар. научно-метод. конф. - Ижевск: ИжГТУ, 1998, с. 130 - 131.

3. Дмитриев О.Б., Петров П.К., Широков В.А. Подготовка судей по каратэ-до и тестирование их знаний, умений и навыков с помощью мультимедиа компьютерной системы // Восточные единоборства - воинское искусство, спорт и система оздоровления: Сборник статей по материалам международной научно-практ. конф., 18 - 20 ноября 1998 г. / Под ред. О.Б. Дмитриева. - Ижевск: УдГУ, 1998, с. 48 - 55.

4. Петров П.К. Современные информационные технологии в подготовке специалистов по физической культуре и спорту // Теория и практика физической культуры, 1999, № 10, с. 6 - 9.

5. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. - М.: "Школа-Пресс", 1994. - 205 с.

6. Самсонова А.В., Козлов И.М., Таймазов В.А. Использование информационных технологий в физической культуре и спорте // Теор. и практ. физ. культ., 1999, № 9, с. 22 - 26.

7. Современные компьютерные технологии в развитии спортивной науки / М.П. Шестаков, К.В. Анненков, Е.Т. Антохина и др. // Теор. и практ. физ. культ., 1996, № 8, с. 43 - 45.

8. Черепанов В.С. Экспертные оценки в педагогических исследованиях. - М.: Педагогика, 1989. - 152 с.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
 

Реклама: