ВЕСТИ ИНФОРМАЦИОН-
НО-АНАЛИТИЧЕС-
КОГО ЦЕНТРА


Abstract

CHARACTERISTIC OF FRUSTRATING CONDITION AT SPEED SKIERS AFTER EDUCATING-TRAINING AND COMPETITIVE ACTIVITY

V.I. Sivakov, Dr.Hab., professor

V.G. Makarenko, Ph.D., lecturer

Chelyabinsk state pedagogical university, Chelyabinsk

Key words: optimisation, frustration, aggression, autoaggression, uneasiness, speed skier, educating-training and competitive activity.

The purpose of this research was to determine the influence of the frustrating condition to the humanisation processes and sports skill of speed skiers after the educating-training and competitive activity.

The estimation of the adequacy and not adequacy of the physical loads was determined on the cardiac rate, the mood, the weariness and Rozensweig's test in 1 hour after educating-training occupations. The successful and unsuccessful competitive activity came to light on V.L. Marischuk's technique, the protocol of competitions and self-estimation of speed skiers also. 18 speed skiers have taken part in the research.

The research brings to light, that the unsuccessful performance in competitions promotes the increase of the uneasiness, the aggression, and to decrease the self-estimation, the peaceful disposition, the restraint also, that confirms the mental intensity at skiers in the frustrating situation. The orientation and type of the frustrating reaction and its optimisation at speed skiers in the educating-training and competitive activity is determined.

The psycho-pedagogical control of the frustrating condition will allow to open the additional non-realised resources to increase the sports skill of speed skiers.


ХАРАКТЕРИСТИКА ФРУСТРИРУЮЩЕГО СОСТОЯНИЯ У ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ ПОСЛЕ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОЙ И СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Доктор педагогических наук, профессор В.И. Сиваков
Кандидат педагогических наук, доцент В.Г. Макаренко

Челябинский государственный педагогический университет, Челябинск

Ключевые слова: оптимизация, фрустрация, агрессивность, аутоагрессия, тревожность, лыжник-гонщик, учебно-тренировочная и соревновательная деятельности.

Актуальность избранной темы исследования определяется прежде всего тем, что демократические преобразования в обществе коснулись и системы подготовки спортсменов. Многие специалисты по лыжному спорту отмечают трудности в преодолении психической напряженности, особенно в период соревнований. Большинство опрошенных специалистов лыжного спорта (82,7%) затрудняются назвать пути преодоления фрустрации в подготовке лыжников-гонщиков.

Необходимость обоснования этой проблемы мы связываем со следующими условиями. Во-первых, продолжается рост интенсификации объема и интенсивности нагрузки в спортивной тренировке, в большинстве случае (87,4%) лыжники-гонщики испытывают состояние фрустрации. Во-вторых, это состояние, преломляемое через неадекватные нагрузки и неуспешность выступления, способствует проявлению таких личностных свойств, как агрессивность, тревожность, аутоагрессия, что непосредственно сказывается на снижении самооценки, миролюбия, сдержанности и спортивного мастерства. В-третьих, состояние фрустрации возникает вследствие реальной или воображаемой помехи, препятству ющей спортивному совершенствованию, проявляется за 5 - 7 дней до соревнованй и может сохраняться до недели после них [1 - 6].

Обозначенные проблемы лыжников-гонщиков необходимо решать посредством структур психологического профиля в учебно-тренировочной и соревновательной деятельности [2, 7 - 9].

Цель исследования было определить влияние состояния фрустрации на гуманизацию процесса спортивной тренировки и на процесс роста спортивного мастерства лыжников-гонщиков. Из целевой направленности исследования определены следующие задачи:

1. Изучить влияние фрустрирующего состояния на динамику личностных свойств лыжников-гонщиков в учебно-тренировочной и соревновательной деятельности.

2. Определить психологический профиль, способствующий оптимизации фрустрирующего состояния у лыжников-гонщиков.

Организация и методы исследования. В исследовании приняли участие

18 лыжников-гонщиков (1-го разряда и КМС) Павлодарского педагогического института и Челябинского государственного педагогического университетав период с 1995 по 2000 г. В исследовании использовались следующие методы: педагогическое наблюдение, беседы, анкетирование, психодиагностический тест и методы математического и логического анализа.

Оценка адекватности и неадекватности физической нагрузки определялась по ЧСС, тесту-САН Розенцвейга через 1 ч после учебно-тренировочных занятий. Успешность и неуспешность соревновательной деятельности выявлялась по методике В.Л. Марищука и протоколам соревнований.

Результаты исследования и их обсуждение. В исследовании было определено непосредственное влияние учебно-тренировочной и соревновательной нагрузки на состояние фрустрации у лыжников-гон щиков. Анализ показал, что она зависит от адекватности физической нагрузки, работоспособности лыжников-гонщиков и от успешности их выступления в соревновании. Адекватная физическая нагрузка способство вала оптимальному психическому состоянию лыжников. Так, после адекватной физической нагрузки у лыжников-гонщиков определено: 5,0 балла - экстрапунитивности (Е); 10,0 балла - интрапунитивности (I) и 9,0 балла - импунитивности (М). Более высокую напряженность они проявили при неадекватной физической нагрузке в учебно-тренировочной деятельности. Основанием для этого являются следующие показатели: 11,0 балла - экстрапунитивности, 9,0 - интрапунитивности и 4,0 - импунитивности.

Поскольку экстрапунитивность характеризует возбуждение нервной системы, интрапунитивность обозначает направленность фрустрации на себя, а импунитивность свидетельствует об отсутствии фрустрации (или характеризует торможение нервных процессов), следовательно, чем выше показатели экстрапунитивности, тем напряженнее фрустрация. Доминирование импунитивной направленности свидетельствует о психологическом благополучии лыжников-гонщиков в учебно-тренировочной и соревновательной деятельности.

Успешность выступления в соревнованиях указывает на оптимальное состояние фрустрации у лыжников и имеет следующую направленность: 6,0 балла - экстрапунитивности, 10,0 балла - интрапунитивности и 8,0 балла - импунитивности. При неуспешном выступлении в соревновании она более напряженная. В качестве констатации фактов приведем следующие результаты: 16,0 балла - экстрапунитивности, 5,0 - интрапунитивности, 3,0 - импунитивности.

В соревновательной деятельности отмечена существенная разница между успешностью и неуспешнос тью выступления лыжников-гонщиков. Результаты исследования свидетельствуют о том, что при неуспешном выступлении в соревнованиях напряженность увеличивается. Своевременное психолого-педагогическое вмешательство тренера или спортивного психолога будет способствовать ее переходу на более благоприятный, импунитивный, уровень. Если этого не предпринять, то фрустрация переходит от высокой экстрапунитивности к депрессии. Состояние депрессии сопровождается переживаниями, подавленностью, безысходно стью в решении соревновательных задач.

Таким образом, направленность фрустрации характеризует определенную психическую проблему лыжников в соревнованиях. Так, доминирующие показатели экстрапунитивности определяют нерациональный расход "эмоциональной энергии" в учебно-тренировочной и соревновательной деятельности. Превалирование интрапунитивной направленности над остальными характеризует внутреннее напряжение и глубокое переживание, связанное с нереализованностью соревновательной задачи. По данным направлениям реакции фрустрации у лыжников-гонщиков в соревновательной деятельности можно выявлять резервные возможности психофизиологического состояния и прогнозировать успешность выступления в соревновании Преобладание импунитивной реакции над остальными психологическими направлениями свидетельствует об отсутствии напряженности в ситуации фрустрации у лыжников-гонщиков.

Результаты исследования показывают, что напряженность фрустрации сказывается на проявлении личностных свойств. Так, неадекватные тренировочные и соревновательные нагрузки повышают у лыжников тревожность с 5,0 до 11,0 балла, агрессивность - с 3,0 до 5,0 балла, снижают самооценку с 5,0 до 1,0 балла, миролюбие - с 4,0 до 1,0 балла, сдержанность - с 5,0 до 1,0 балла и влияют на успешность выступления в соревнованиях (см. таблицу). Очевидно, что такие показатели неадекватности физической нагрузки не способствуют росту спортивного мастерства и воспитанию личностных свойств. Эти проблемные моменты психической напряженности в ситуации фрустрации остаются неучтеными в спортивной практике лыжного спорта. Ведь в целом при этих условиях снижается гуманизационная направленность спорта. Следует сказать, что состояние фрустрации у лыжников, с одной стороны, снижается эффективность учебно-тренировочной и соревновательной деятельности, а с другой - не способствует воспитанию личностных свойств в лыжном спорте. Основанием для этого является отсутствие психолого-педагогического контроля за фрустрированностью в учебно-трениро вочном и соревновательном процессе. Фрустриро ванность, с одной стороны, снижает эффективность любой деятельности, а с другой - рационально выверенная система подготовки и постоянный контроль ее оптимизируют.

Рассмотрев влияние направленности фрустрации, мы выявили следующие ее типы. Первый тип - "доминанта препятствия" (ОД) - отражает степень благоприятных и неблагоприятных ситуаций для лыжников. Результаты данного типа реакции показывают наличие разницы между успешностью и неуспешнос тью выступления в соревнованиях. Так, неуспешность в соревновательной деятельности увеличивает количество препятствий до 11,0 балла, а успешность уменьшает до 4,0 балла.

Аналогичны изменения и по второму типу реакции "защита своего Я" (ЕД). Этот тип реакции характеризует устойчивость либо неустойчивость личности к состоянию фрустрации. Чем ниже показатели (ЕД), тем выше устойчивость лыжников-гонщиков в напряженной соревновательной ситуации. Из таблицы видно, что с повышением подготовленности в учебно-тре нировочной деятельности и становлением спортивной формы в соревновательной деятельности у лыжников-гонщиков повышается устойчивость к фрустрированности . Об этом свидетельствуют показатели типа ЕД - 10,0 балла в учебно-тренировочной и 8,0 - в соревновательной деятельности.

Это убедительно подтверждает и третий тип реакции с фиксацией на "конструктивности разрешения фрустрации" (NР). В данном типе реакции отмечено увеличение конструктивных действий по ее разрешению до 11,0 балла в успешном выступлении лыжников. При неуспешном выступлении в соревновании конструктивность действий блокируется до 2,0 балла. Тип реакции (NP) показывает, что соревновательная деятельность при неуспешном исходе соревновательного результата существенно усиливает фрустрацию.

Обсуждение результатов исследования показало, что направленность и тип реакций зависят от подготовленности и спортивной формы. Совершенствование спортивного мастерства возможно только через оптимизацию состояния фрустрации. Необходимо отметить, что данный вопрос остается неучтенным в теории и практике лыжного спорта и требует дальнейшего изучения.

Выводы. 1. Определено, что состояние фрустрации усиливается при неадекватной учебно-трени ровочной и соревновательной нагрузке.

2. Установлено, что неуспешность выступления в соревнованиях способствует повышению тревожности, что подтверждает психическую напряженность во фрустрирующей ситуации у лыжников, направленность которой зависит от значимости и субъективной близости цели, сопровождаемой напряженностью.

3. Cпециалистам по лыжному спорту рекомендуется оптимизировать психическую напряженность в ситуации фрустрации не только до, но и после соревнований. За состоянием фрустрации необходим психолого-педагогический контрль, который позволит вскрыть нереализованные ресурсы в повышении спортивного мастерства (так как психологическая подготовка в соревновательном периоде является ведущей).

Рекомендуемая литература

1. Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. - Казань: КГУ, 1987. - 261 с.

2. Волков В.М. Нетрадиционные средства восстановления //Теор. и практ. физ. культ. 1995,. № 8, с. 22 - 23.

3. Вяткин Б.А. Темперамент, стресс и успешность деятельности в соревнованиях /Стресс и тревога в спорте. - М.: ФиС, 1983. с. 56 - 64.

4. Горбунов Г.Д. Психопедагогика физического воспитания и спорта: Автореф. докт. дис., 1994. - 58 с.

5. Корнелюк А.О. Стрессовые нагрузки в спорте и проблема адаптации. Минск, 1992, с. 6 - 8.

6. Неверкович С.Д., Попова А.Ф. Основной источник страха у борцов и пути его преодоления //Теор. и практ. физ. культ., 1996, № 8, с. 38 - 40.

7. Некрасов В.П., Худадов Н.А. Психорегуляция в подготовке спортсменов. - М.: ФиС, 1985. - 176 с.

8. Родионов А.В. Исследование спортивных стартовых состояний у спортсменов с различными особенностями свойств нервной системы /Психологические вопросы спортивной тренировки. - М.: ФиС, 1986, с. 7.

9. Романин А.Н. XIX Международный конгресс Общества исследования стресса и тревожности //Психологический журнал, 1999, т. 20, № 2, с. 132 - 134.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!