Abstract IMPROVEMENT OF PROFESSIONAL SKILL IN CONTEXT OF IDEA OF CONTINUOUS SPORTS EDUCATION: METHODOLOGICAL ASPECT, TENDENCIES, PRACTICAL EMBODIMENT N.N. Zvolinskaja, Ph. D., master scientific collaborator V.I. Maslov, Ph. D., professor Russian state academy of physical culture, Moscow Key words: continuous education, improvement of professional skill, dialogue. The official documents of the Ministry of Education of the Russian Federation frequently flashe with the concepts of the "post university education", "additional professional training" and so on. However all of them are easily stacked in one word collocation - "compensative education". Finding - out, why it occurs and became the purpose of this paper. The treatment of the purpose of improvement of professional skill as updating or upgrading of theoretical knowledge and practical skills in many respects is connected to the arising tendencies occurring first of all in information-technological processes. Certainly, at all variety of forms, methods, means it is necessary to take into account the specific features of such students, who has the usual outlook, their life experience, experience of sports, administrative and pedagogical activity, an own sight for a way of realization of the potential behind them.
|
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ В КОНТЕКСТЕ ИДЕИ НЕПРЕРЫВНОГО ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ, ТЕНДЕНЦИИ, ПРАКТИЧЕСКОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ Кандидат педагогических наук,
ведущий научный сотрудник Н.Н. Зволинская Российская государственная академия физической культуры, Москва Ключевые слова: непрерывное образование, повышение квалификации, общение. В официальных документах Минобразования РФ часто мелькают понятия "послевузовское образование", "дополнительное профессио нальное образование" и пр. [1, 2, 3]. Однако все они легко укладываются в одно словосочетание - "компенсаторное образование". Отчего это происходит? Трактовка цели повышения квалификации как обновление или дополучение теоретических знаний и практических умений и навыков во многом связана с усиливающимися тенденциями, происходящими прежде всего в информационно-технологических процессах. Стремительно меняющиеся условия жизни вынуждают искать новые подходы к качественному изменению состояния образования. В первую очередь происходит осознание резкого возрастания потока информации, возникновения новых знаний, потока такого стремительного, что, по сути, исчезает переходный период между получением этих знаний и их использовани ем. Вместе с тем новое в нашей жизни и в образовании нельзя определять и ограничивать результатами постиндустриальной, информаци онной революции. Доминирование такого подхода в той сфере, которая отвечает за "переучивание", "доучивание", "повышение квалификации", приводит к тому, что образовательный процесс протекает в русле традиционной преемственности, линейного последовательного приобретения дополнительных профессиональных знаний, но не в целях, условиях и результатах непрерывного образования. Почему без опоры и воплощения идеи и методологии непрерывного образования ни одна из организационных форм профессиональной подготовки и переподготовки не приведет к должному эффекту? Прежде всего потому, что "...сегодня речь идет не просто о высшем образовании, а о новом высшем образовании, связанном с осознанием особенностей новой эпохи; не о развитии бывшего, а о творении нового понимания сущности образования, что является актом творчества, не подменяемым разного рода федеральными программами и национальными доктринами" [4]. Глубинные сдвиги в отечественной образовательной сфере вызваны тем, что профессиональная квалификация, востребованность, личный успех, материальное благополучие и другие прагматические составляющие целей обучения профессии на любом образовательном этапе напрямую зависят от способности образовательного учреждения решать задачу более высокого уровня - развития самостоятельности и творческих способностей личности. Без ее решения - ни сегодня, ни в будущем тем более - невозможно достичь главной цели - результата непрерывного профессионального образования - сформированности потребности в постоянном самодвижении личности к вершинам профессии, ее способности адаптироваться к неожиданным жизненным ситуациям. Поэтому трудно ожидать серьезной результативности системы повышения квалификации и переподготовки специалистов по физической культуре, если она будет продолжать существовать в идеях, содержании, методологии функционального типа преемственности знания, умений, навыков, т.е. в рамках "компенсатор ного" типа образования. В традиционном компенсаторном образовании доминирует ориентация на пассивную трансляцию знаний, в лучшем случае - выработку профессиональных умений и навыков. Как бы параллельно, в основном в демагогических формах, присутствуют и вопросы воспитания, формирования личности. А этого недостаточно, если принять во внимание изменения, произошедшие под влиянием новых условий жизни, даже в самом подходе к понятию "профессионализм". Какие бы современные определения - и отечественные, и зарубежные - мы ни взяли за основу, каких бы профессий они ни касались, непременно будут присутствовать следующие составляющие этого понятия: - умение безотказно, надежно, оперативно решать типичные профессиональные задачи; - способность проявлять творчество, прогнозировать, находить оптимальные и эффективные решения в нестандартных ситуациях; - умение общаться с участниками профессио нальной деятельности на должном интеллектуально -культурном уровне; - наличие системы ценностей и способностей их отстаивать, аргументировать, делиться, не навязывая своей воли, с другими. Причем, если речь идет о профессионализме в современном его понимании, всегда отмечается не только необходимость, но и внутренняя потребность подтверждения и обновления образованности личности на протяжении всей жизни (т.е. непрерывного образования в его личностно-культурологическом смысле, а не как "пожизненного сидения за партой или компьютером в целях накопления и потребления прагматически полезных знаний) [5 - 7]. Актуализация идеи непрерывного образования происходит прежде всего из-за необходимости решить противоречие между стремительно разрастающимся набором вариантов представления информации и знаний и неспособностью их освоения старыми методами: репродуктивными, дескриптивными (описательными ) и т.п. Вот почему и в теории, и в практике всех видов и этапов профессионального образования усиленно ведется поиск новых путей выработки, усвоения, оперирования, передачи и хранения знаний с использованием возможностей различных информационных технологий. Однако есть опасность поставить этот фактор во главу угла (что, к сожалению, можно наблюдать сейчас на опыте многих образовательных учреждений) и тем самым вывести образование из социокультурно го "поля". Если процессы образования, обучения, просвещения, повышения профессионализма будут опираться только на разум, интеллект и рассматри ваться так технология, как адекватно-дисциплинарная система усвоения-передачи знаний (к тому же постепенно вырождаемая в постиндустриальном информационном обществе в информацию, приобретаемую с помощью информационных технологий), то нас ожидает постепенная "инструментализация" как профессионала, так и его ученика, а в конечном итоге и того мира, в котором мы живем. Поэтому важнейшим, а может и определяющим, направлением в выявлении наиболее общих закономерностей в функционировании образовательных организаций, в содержании деятельности основных участников процессов подготовки, повышения квалификации и переквалификации специалистов является целостное изучение человека как творца и созидателя будущего, как носителя творческого потенциала (акмеологический подход). Причем речь идет не только об ученике - человеке, но и об изучении себя - человека, а также о владении способами, приемами, методами прививать своему ученику систему духовных ценностей. А этими ценностями надо прежде всего обладать самому. Иначе есть опасность, что место педагога, преподавателя-учителя займет компьютер, человеческое общение заменится "коммуникацией", из образования уйдут душа, дух, чувства [9]. Среди исследователей, занимающихся проблемами обучения взрослых, существует мнение, что оно должно быть прикладным, практически направленным. У обучающихся, имеющих жизненный и профессио нальный опыт, больше, чем у студентов, присутствует потребность в смысле [8]. Однако (и об этом свидетельствуют результаты исследований проблемы профессионализации личности) хорошо прослеживаются две основные области проявления этой "потребности в смысле": потребность в приобретении знаний-умений для решения практических, производственных задач и потребность в личностно-профес сиональном и культурном развитии. Так, профессио нализация личности педагога-тренера выражается в росте рефлексивной способности, способности к смене ценностных ориентаций [9]. Само бытие человека отзывается его образованием, или иначе - образование человека и есть его бытие, причем в образовании человек не только образовывается, но и развивается его культура, социальные отношения и т.д., - считают ученые. Это обстоятельство и определяет тот фундаментальный факт, что при рассмотрении любого образовательного этапа - будь то довузовское, вузовское, послевузовское профессиональное образование - внимание необходимо концентрировать как собственно на образовании,так и на воспроизводстве культуры и социальности [10]. Всё вышесказанное следует учитывать, если поставить задачу - переориентировать подготовку и переподготовку кадров, связанных с физкультурным образованием, на современные цели и задачи. Все участники образовательного процесса (от организационно-управ ленческого звена до обучающихся) должны учитывать инновационные подходы к подбору и оформлению содержания, методов, средств обучения, построению практических занятий, а также тщательно продумывать приемы создания самой атмосферы общения субъектов образовательного процесса. Разумеется, на этапе переподготовки, дополнительного образования, повышения квалификации проблемы оперирования новыми способами передачи и усвоения знаний и методами обучения вершинам мастерства (педагогического прежде всего), совершенствования, коррекции и реорганизации профессиональной деятельности не только не снимаются, но и выступают как первоочередные . Однако нельзя забывать, что субъектом этого образовательного этапа является личность, уже имеющая профессиональный опыт и вместе с тем являющаяся специалистом, как правило педагогом, иными словами, "специалистом образования", независимо от предмета преподавания. Такой специалист должен владеть наукой и искусством развивать другого человека как индивида, личность, субъект деятельности, индивидуальность. Поэтому все средства, методы, формы, сама атмосфера обучения должны носить социокультурный характер, тем более что дисциплина, с помощью которой специалист ФК общается с субъектом своей профессиональной деятельности независимо от ее узкой специализации, культурно детерминирована. Переориентация процесса повышения квалификации, переподготовки кадров, приобретение дополнительного физкультурного образования потребуют: а) отказа от базисных положений о трансляции содержания образования, в котором представлены лишь ранее накопленные знания, умения, навыки, и принятия в качестве главной целевой установки создание особого психологического климата в образовательном заведении. Показателями и условиями его станут социокультурное наполнение содержания образования, "погружение" слушателей ИПК в различные проблемные ситуации их профессиональной деятельности, замена субъект-объектного (управленческого) способа отношений между преподавателями и слушателями субъект-субъектным, при котором корпорация становится главным направляющим взаимодействием субъектов образовательного процесса; б) изменения мотивации обучения. Одним из важных его предпосылок станет сознательное, самостоятельное, а следовательно, активное получение знаний, новый подход к проектированию преподава тельской (обучающей) и слушательской (учебной) деятельности. Это активная коррекция или изменение плана и программы в ходе их реализации, привлечение самих слушателей ИПК к их составлению и изменению в ходе образовательной деятельности, принципиальная недопустимость планирования операционального уровня деятельности (слушатель самостоятельно принимает решение в разрешении ситуации практики); в) выделения в качестве одного из ведущих методических приемов создания ситуации недостаточности средств деятельность и дефицита знаний (т.е. условий для проблемной ситуации). Использование такого приема стимулирует слушателя к самостоятельному поиску информации и способов исследования проблемы, выработке способности к решению задач в новой неожиданной ситуации; г) поиска новых форм "погружения" слушателей в ситуации профессиональной практики, например с учетом действия рыночного механизма, для развития у них способностей входить в новую образовательную или профессиональную среду и саморазвития в ней. Если учитывать вывод, к которому приходят ученые, что общение - это та сфера, где и должна происходить модификация образования, следует изыскивать приемы, формы, способы построения взаимоотношений между слушателями. В этой связи заслуживает внимания использование методического приема подготовки слушателями единого реферата к итоговой аттестации. Совокупность вкладов каждого слушателя с позиции отведенной ему роли приведет к решению проблемы. В этом случае группа слушателей предстает коллективом, который за время пребывания в ИПК при помощи прикрепленного преподавателя-консультанта ведет поиск необходимой информации (в том числе из области культуры, социально-общественной, духовной жизни и пр.), научных разработок, экономичес ких расчетов, справочных данных и т.п., позволяющих решать проблему полезной (прагматической) и социокультурной (морально-нравственной) значимости. Разумеется, при всем разнообразии форм, методов, средств необходимо учитывать индивидуальные особенности слушателей ИПК, за плечами которых - сложившееся мировоззрение, жизненный опыт, опыт спортивной, управленческой и педагогической деятельности, собственный взгляд на пути реализации своего потенциала. Литература 1. Положение о порядке и условиях профессиональной подготовки специалистов. Бюллетень Госкомспорта РФ, 1996, № 4. 2. О высшем послевузовском профессиональном образовании. ФЗ. Бюллетень Госкомспорта РФ, 1996, № 10. 3. Положение о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов. Бюллетень МО РФ, 1996, № 1. 4. Долженко О. История Европейского университета //Аlmа-Маter, 1999, № 1. 5. Кузьмина Н.В. Акмеологический подход к повышению качества подготовки специалистов образования. Известия РАО, 2000, № 1. 6. Савельев А. Инновационное образование и научные школы //Вестник высшей школы, 2000, № 5. 7. Тарасова О. Культурологические аспекты образования (к постановке вопроса) //Вестник высшей школы, 2001, № 5. 8. Кларин М. Корпоративный тренинг - инструмент развития, управления в организациях //Магистр, 2001, № 1. 9. Топчиян В., Волков Н. Определение путей содержания образования физкультурных кадров на основе моделирования деятельности специалиста по физической культуре и спорту. Отчет НИР зп 1988 г., ГЦОЛИФК, ЛФПФО. 10. Корнетов Г. Феномен образования //Магистр, 2001, № 1. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |