Abstract IMPROVEMENT OF PROFESSIONAL SKILL AND RETRAINING OF EXPERTS IN ADAPTIVE PHYSICAL CULTURE S.P. Evseev, Dr. Hab., professor, higher school honored worker St.-Petersburg state P.F. Lesgaft's academy of physical culture, St.-Petersburg Key words: improvement of professional skill, concept, professional work. The adaptive physical culture is rather young and quickly progressing direction of social practice in physical culture area. The system of the training, the improvement of professional skill and the retraining of a personnel is capable to realize effectily the most powerful potential of the adaptive physical culture in the decision of problems of the complex rehabilitation and the social integration of invalids and persons with deviations in the state of ones health, is the major component of the infrastructure necessary for the given category of the population of our country. It is made much for the formation of the harmonious system of the preparation of specialists of the various qualifications on the adaptive physical culture, what considerably actualized the problem of the improvement of the professional skill and the retraining of the personnel in this field of activity in the last five years. The experience of the faculty of the adaptive physical culture of P.F.Lesgaft's SPbSAPC shows, that in the modern conditions it is necessary as much as possible to expand the area of educational services in the system of the improvement of the professional skill and the retraining of the personnel to aspire to the account of the real needs and the opportunities of the future consumers of these services.
|
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ПО АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ Доктор педагогических наук,
профессор, заслуженный работник высшей школы С.П.
Евсеев Ключевые слова: повышение квалификации, концепция, профессио нальная деятельность. Адаптивная физическая культура, или физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья, включая инвалидов, - довольно молодое и быстро прогрессирующее направление социальной практики в отрасли "Физическая культура". Система подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров, способных эффективно реализовать мощнейший потенциал адаптивной физической культуры в решении проблем комплексной реабилитации и социальной интеграции инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья, является важнейшим компонентом инфраструктуры, необходимой для данной категории населения нашей страны [4]. В последние пять лет много сделано для формирования стройной системы подготовки специалистов различной квалификации по адаптивной физической культуре, что, безусловно, значительно актуализирова ло проблему повышения квалификации и переподготовки кадров в этой сфере деятельности. Так, Министерство образования Российской Федерации в 1997 г. утвердило Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 02.25.00. - "Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)" и магистерскую программу 52.19.14 - "Адаптивная физическая культура" в Государственном образовательном стандарте направления 52.19.00 - "Физическая культура" (для магистров); в 2000 г. утверждены новые поколения этих госстандар тов высшего профессионального образования. В феврале 2001 г. Минобразования России утвердило Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 03.23. - "Адаптивная физическая культура" (базовый уровень) (квалификация выпускника - педагог по адаптивной физической культуре). В том же году в Госкомитете Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму прошел рецензирование пакет документов, необходимых для утверждения госстандарта по этой специальности повышенного уровня среднего профессионального образования (квалификация выпускника - учитель адаптивной физической культуры). В 2000 г. Министерство науки и технологий Российской Федерации включило проблемное поле адаптивной физической культуры в краткий паспорт специальности научных работников 13.00.04, утвердив следующее ее название: "Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры". Таким образом, в настоящее время адаптивная физическая культура представлена как в системе среднего и высшего профессионального образования, так и в системе подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации (кандидатов и докторов наук). Этапным событием было утверждение в 2000 г. Министерством по труду и социальному развитию Российской Федерации тарифно-квали фикационных характеристик (требований) по новым должностям работников физической культуры и спорта нашей страны: тренера-преподава теля по адаптивной физической культуре (включая старшего) и инструктора-методиста по адаптивной физической культуре (включая старшего). Лица, изъявившие желание работать в качестве тренера-препода вателя или инструктора-методиста по адаптивной физической культуре (включая старших), должны знать теорию и методику адаптивной физической культуры, основы комплексной (медицинской, профессиональной и социальной) реабилитации инвалидов, возрастную и специальную педагогику и психологию, показания и противопоказания к проведению занятий по адаптивной физической культуре и целый ряд других разделов знаний, которых нет в госстандартах по специальностям в области физической культуры и спорта, коррекционной педагогики и др. Другими словами, лица, имеющие высшее профессиональное образование по физической культуре и спорту; педагогике и психологии, социальной педагогике, тифло-, сурдо-,олигофренопедагогике, логопедии, специальной психологии; медицинским и любым другим специальностям, не имеют права работать на должностях тренеров-преподавателей и инструкторов-ме тодистов по адаптивной физической культуре. Дело усугубляется еще и тем, что в настоящее время только один вуз России (СПбГАФК им.П.Ф. Лесгафта) сделал первый выпуск специалистов по адаптивной физической культуре. Причем этот выпуск оказался очень немногочис ленным. Перечисленные обстоятельства привели к востребованности всех существующих форм повышения квалификации и переподготовки кадров по адаптивной физической культуре. Так, для выпускников вузов физической культуры и факультетов физического воспитания, а также колледжей и техникумов физической культуры и претендующих на перечисленные должности наиболее целесообразны краткосрочные курсы повышения квалификации в объеме 72 или 100 ч с выдачей слушателям соответственно удостоверения о краткосрочном повышении квалификации или свидетельства о повышении квалификации. Для лиц, имеющих высшее профессиональное образование по педагогическим или медицинским специальностям, можно порекомендовать освоение образовательных программ переподготовки (в объеме не менее 500 ч), в том числе и для получения соответству ющей квалификации (в объеме не менее 1000 ч). Для преподавателей средней и высшей школы, стремящихся внедрять в своих образовательных учреждениях программы по адаптивной физической культуре (учебные спецкурсы, специализации, специальность 02.25.00, магистерскую программу по АФК и др.), наиболее приемлемы стажировки в вузах, имеющих опыт подготовки специалистов и (или) магистров по адаптивной физической культуре. В связи с широким распространением адаптивной физической культуры в Российской Федерации, что во многом обусловлено открытием в ряде субъектов России учреждений адаптивной физической культуры и спорта (детско-юношеских спортивных школ для инвалидов и подобных им структур), становится актуальной проблема разработки моделей выездных краткосрочных курсов повышения квалификации специалистов без их отрыва от работы. Это особенно актуально для отдаленных от Москвы и Санкт-Петербурга территорий, поскольку командирование тренеров-преподавателей, инструкторов-методистов по адаптивной физической культуре, других специалистов сопряжено со значительными финансовыми затратами. Приезд же преподава телей из Москвы или Санкт-Петербурга на места и проведение занятий с использованием современных технических средств позволит осуществить эти курсы со значительно меньшими затратами. Опыт академии физической культуры им П.Ф. Лесгафта показывает перспективность реализации подобных выездных моделей краткосрочных курсов повышения квалификации по адаптивной физической культуре. Еще одним перспективным направлением в работе институтов и факультетов повышения квалификации и переподготовки кадров является развитие системы переподготовки специалистов для получения дополнительной квалификации (объем программы -свыше 1000 аудиторных часов) по адаптивной физической культуре и внедрение этой системы в учебный процесс студентов старших курсов медицинских и педагогических вузов и университетов. Однако независимо от формы повышения квалификации или переподготовки кадров принципиально важно усвоение слушателями ряда концептуальных положений, составляющих сущность или, как часто отмечается в зарубежных публикациях, философию адаптивной физической культуры как одного из видов социальной работы с инвалидами, важного направления их социальной интеграции. При этом нельзя забывать, что социальная интеграция в этом случае представляет собой двусторонний процесс, предполагающий взаимное сближение, встречное движение двух социальных субъектов - инвалидов, стремящихся в общество здоровых людей, и самих этих людей, которые должны создать благоприятные организационно-функциональные, морально-психологические и другие условия для такого включения. Очевидно, что эффективность социальной интеграции детерминируется, во-первых, готовностью инвалидов войти в жизнь общества нормально развивающихся людей в качестве полноправных ее участников и, во-вторых, готовностью данного общества принять инвалидов в таком качестве [5]. Для первых обеспечение подобной готовности и составляет суть их реабилитации, важнейший компонент которой - преодоление комплексов психической неполноценности, характеризующихся тревогой, потерей уверенности в себе, пассивностью, эмоциональной вялостью, апатичностью, зависимостью от опекающих лиц и т.п., а подчас, наоборот, эгоцентризмом, агрессивностью и даже асоциальными установками. Для общества здоровых людей готовность принять инвалидов как его полноправных членов зависит от целого ряда факторов. Одним из центральных факторов является ценностная, аксиологическая концепция поведения или реакции общества на существование данных лиц. Т.И. Губарева [2] выделяет три подобные концепции. Широкое распространение имела, а нередко встречается и в настоящее время концепция, которая обозначается термином "инвалидизм". В ней доминируют три основных положения: 1) человечество разделено на здоровых людей и людей с ограниченными возможностями; 2) ограниченные возможности рассматриваются как существенный недостаток человека, поскольку здоровые люди способнее людей с ограниченными возможностями; 3) здоровые люди должны контролировать ресурсы и жизни людей с ограниченными возможностями [1]. По существу, "инвалидизм" как аксиологическая концепция поведения человека по отношению к лицам с ограниченными возможностями означает социальное притеснение и дискриминацию инвалидов. Несколько "смягченный" вариант "инвалидизма" - аксиологическая концепция социальной полезности лиц с ограниченными возможностями. Согласно данной концепции лица с ограниченными возможнос тями, обладающие умеренно выраженными дефектами, не мешающими выполнению хотя бы элементарной социально полезной деятельности, рассматрива лись как та часть общества, которая при необходимом обучении и доступной профессиональной подготовке становится способной материально обеспечить свое существование, переставая тем самым быть бременем для общества. Как отмечает Н.М. Назарова [6], данная концепция в нашей стране до последних лет почти не претерпела каких-либо существенных изменений в общественно-педагогическом сознании, поскольку она была вполне созвучна идеологии воспитания в советском обществе - формированию всесторонне развитых полезных членов общества. Приоритет интересов общества над интересами личности, подчиненность интересов личности интересам общества вполне соответствовали концепции социальной полезности людей с ограниченными возможностями. Вторая половина нашего столетия знаменует начало формирования личностно ориентированной гуманистической концепции отношения к людям с ограниченными возможностями как идеи их равных прав и возможностей и целесообразности их социальной интеграции. В основе данной концепции лежат такие гуманистические ценности, как признание самоценности личности человека с ограниченными возможностями и приоритет интересов личности над интересами общества. Ограниченные возможности не рассматриваются как существенный недостаток человека, создающий проблемы по вине самого этого человека; эти ограничения находятся "на совести" общества в большей степени, чем самого инвалида; и задача преодоления ограничений - общая задача общества. Это становится особенно очевидным, если иметь в виду детей, рожденных инвалидами. Иногда ограниченные возможности в основном являются результатом социального, экономического и политического притеснения таких людей в обществе; и при наличии последнего людей с ограниченными возможностями следует рассматривать не как аномальную или трагическую, а прежде всего как притесняемую группу [2]. Согласно данной концепции усилия общества должны быть направлены на изменение не только людей с ограниченными возможностями, но и тех негативных социальных условий, которые создают проблемы для этих людей, на устранение негативных установок по отношению к ним, рутинных правил, абсурдных предрассудков и т.д. Необходимо помочь им бороться с недугами и предоставить равные возможности путем создания особых условий, учитывающих их проблемы, для полноценного участия во всех сферах жизни и видах социальной активности. "При этом люди с ограниченными возможностями должны быть интегрированы в общество на их собственных условиях, а не приспособлены к правилам мира здоровых людей" [1, c. 6]. Таким образом, личностно ориентированная концепция рассматривает человека с ограниченными возможностями или специфическими проблемами, независимо от его дееспособности и полезности для общества, как объект особой социальной помощи и заботы, ориентированных на создание условий для максимально полной самоактуализации его личности, реализации всех имеющихся возможностей интеграции в общество. Завершая небольшой экскурс в теорию вопроса об отношении общества здоровых людей к лицам с особыми проблемами, подчеркнем, что уяснение и, что особенно важно, принятие слушателями институтов (или факультетов) повышения квалификации и переподготовки кадров рассмотренной личностно ориентированной концепции - первейшая задача. Без этого невозможно эффективное проведение занятий по любым видам адаптивной физической культуры, будь то адаптивное физическое воспитание или адаптивный спорт, адаптивная двигательная рекреация или адаптивная физическая реабилитация. Специалисты, предполагающие работать в сфере адаптивной физической культуры, должны осознать, что при взаимодействии с лицами с особыми проблемами ни в коем случае недопустимо проявление чувства превосходства, чрезмерной заботы, опеки и особенно жалости. В 1996 г. автором данной статьи [3] был сформулирован следующий основной лейтмотив деятельности в области адаптивной физической культуры. Максималь ное развитие с помощью средств и методов адаптивной физической культуры жизнеспособности человека, поддержание у него оптимального психофизического состояния предоставляет возможности каждому инвалиду реализовать творческие потенции и достичь выдающихся результатов, не только соизмеримых с результатами здоровых людей, но и превышающих их. В контексте личностно ориентированной концепции цель адаптивной физической культуры как вида физической культуры состоит в максимально возможном развитии жизнеспособности человека, имеющего устойчивые отклонения в состоянии здоровья, за счет обеспечения оптимального режима функциони рования отпущенных природой и имеющихся в наличии (оставшихся в процессе жизни) его телесно-дви гательных характеристик и духовных сил, их гармонизации для максимальной самореализации в качестве социально и индивидуально значимого субъекта [3]. Таким образом, освоение философии адаптивной физической культуры является, так сказать, метазадачей для лиц, стремящихся работать в данной сфере социальной практики. Освоение же конкретных средств, методов, организационных форм и т.д. и т.п. адаптивной физической культуры будет определяться исходным образовательным уровнем слушателей и выбранными ими программами повышения квалификации или переподготовки. Опыт факультета адаптивной физической культуры СПбГАФК им.П.Ф. Лесгафта показывает, что в современных условиях необходимо максимально расширять сферу образовательных услуг в системе повышения квалификации и переподготовки кадров, стремиться к учету реальных потребностей и возможностей будущих потребителей этих услуг. В заключение автор статьи хотел бы проинформировать читателей, интересующихся проблемами повышения квалификации и переподготовки кадров в области адаптивной физической культуры, что с 2000 г. в Санкт-Петербурге издается ежеквартальный журнал "Адаптивная физическая культура" (академия физической культуры им. П.Ф. Лесгафта - один из его издателей), в котором должное внимание уделяется и рассмотренным в данной публикации вопросам. Литература 1. Астапов В.М., Лебединская О.И., Шапиро Б.Ю. Теоретико-методологические аспекты подготовки специалистов социально-педагогической сферы для работы с детьми, имеющими отклонения в развитии. - М.: МИПКРО, 1995. - 34 с. 2. Губарева Т.И. Спорт лиц с ограниченными возможностями в системе гуманистически ориентированной социальной политики. - М.: ФОН, 2000. - 192 с. 3. Евсеев С.П. Адаптивная физическая культура, ее философия, содержание, задачи. В учеб. пос. "Адаптивная физическая культура и функциональное состояние инвалидов" /Под ред. С.П. Евсеева и А.С. Солодкова/ СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта. - СПб., 1996, с. 3-35. 4. Евсеев С.П., Шапкова Л.В. Адаптивная физическая культура: Учеб. пос. - М.: Советский спорт, 2000. - 240 с. 5. Кантор В.З. Концептуальные основы реабилитации лиц с нарушением в развитии/ В кн. "Теория и практика обучения, воспитания и реабилитации лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата": Сб. матер. российско-франц.-португ. научно-практ. конф. и семинаров. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000, с. 36-41. 6. Назарова Н.М. Об изменениях в понятийном аппарате специальной педагогики и ее современных лингво-семантических проблемах //Понятийный аппарат педагогики и образования (под ред. Е.В. Ткаченко). Екатеринбург, 1995, с.157-162. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
Реклама:
|