Abstract ADDITIONAL PROFESSIONAL TRAINING IN AREA OF PHYSICAL TRAINING AND SPORTS: CONDITION AND PROSPECTS N.I. Nikolaeva, Ph. D. Russian state academy of physical culture, Moscow Key words: additional professional training; improvement of professional skill, a professional training, professional additional education programs. The serious methodological problem consists in the substantiation of professional additional education system structure, and in research of those system-creating factors, which give to system complete properties also. The general tasks of the structural divisions, which are carrying out additional professional training of specialists: 1) The organization and the realization of the improvement of professional skill of teachers; 2) The updating and the deepening of the knowledge of experts in professional and psycho-pedagogical areas on the basis of modern achievements of the science, engineering and technology, information of education; 3) The development of the new forms, methods and means of training and the increase of the general culture of experts; 4) The training on the basis of the modern achievements of the pedagogical science, the introduction of methods of the activization of the cognitive activity, means and the intensive technologies of the training; 5) The development and preparation for the edition of curricula, programs, manuals.
|
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ Кандидат педагогических наук
Н.И. Николаева Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование; повышение квалификации, подготовка кадров, профессиональные дополнительные образовательные программы. Образовательная политика - это социальная технология расширения возможностей и общества, и личности. Выбор этой политики - вопрос ценностный, принципиальный, вопрос глобального выбора. Дополнительное профессиональное образование (ДПО) - составная часть системы профессионального образования и представляет собой комплекс образовательных учреждений, обеспечивающих организационное и содержательное единство и преемственную взаимосвязь всех звеньев образования, совместно и скоординированно решающих задачи повышения квалификации и переподготовки кадров в соответствии с потребностями личности и общества, государственными стандартами образования в области физической культуры и спорта. Понятия "переподготовка" и "повышение квалификации" различных специалистов объединены в Законе РФ "Об образовании" в одно общее понятие - "дополнительное профессиональное образование". Дополнительное профессиональное образование - это образование, направленное на развитие творческих способностей и культуры личности, постоянное повышение квалификации и профессиональную переподготовку граждан в соответствии с образовательными программами на основе квалификационных требований к профессиям и должностям (Закон РФ "Об образовании", ст. 26). Система подготовки кадров для деятельности в области физической культуры и спорта - одна из важных составляющих института образования в каждой стране. Образование в сфере физической культуры и спорта является самостоятельной, исторически сложившейся областью профессионального образования. В России в настоящий момент выделяется три уровня профессионального (базового) физкультурного образования: начальное (училища олимпийского резерва), среднее (колледжи и техникумы) и высшее (многоуровневое - неполное высшее, бакалавр, магистр). Оправданно или неоправданно оставшийся с доперестроечных времен уровень образования "специалист", соответствующий программе пятилетне го образования, имеет место в системе физкультурного образования. Важной составляющей системы профессионального образования является послевузовское образование, в первую очередь это относится к научно-педагогическим кадрам. Говоря о подготовке кадров в широком смысле, нужно указать в системе профессионального образования и место ДПО, куда входят и повышение квалификации, и профессиональная переподго товка. Повышение квалификации касается всех без исключения специалистов и "красной нитью" проходит через всю их профессиональную деятельность, в том числе и в сфере физической культуры и спорта. В течение длительного периода времени в России складывалась многоуровневая и многокомпонентная система подготовки специалистов по физической культуре и спорту, не имеющая аналогов в мировой системе образования, получившая высокую оценку и мировое признание у зарубежных партнеров и коллег. В то же время формирование новых условий функционирования системы образования, формирование единого образовательного пространства создало предпосылки для пересмотра системы и структуры образования, реформирования всего образовательного пространства России. В Законе РФ "Об образовании" перечисляется несколько уровней профессионального образования: начальное, среднее, высшее, послевузовское дополнительное образование. В пределах каждого уровня основной задачей дополнительного образования является непрерывное повышение квалификации специалиста в связи с постоянным совершенствованием образовательных стандартов. В настоящее время система ДПО (по данным Министерства образования РФ) состоит из более чем 1100 образовательных учреждений и подразделений, в том числе из 14 академий, 14 межотраслевых институтов, 52 межотраслевых региональных центра, 119 отраслевых институтов и т.д. Только в 1998 г. в учебных заведениях дополнительного образования обучалось около 1 млн человек. В системе ДПО сферы физической культуры и спорта (рис. 1) в 2000/2001 учебном году насчитыва лось 6 институтов повышения квалификации, 6 факультетов, 1 подразделение повышения квалификации (в Иркутском техникуме физической культуры), до недавнего времени подразделений ДПО было всего 9. В прошлом учебном году в системе повышения квалификации обучалось всего 2037 человек (данные Государственного комитета РФ по ФКСиТ). Дробление образовательных учреждений, с одной стороны, оправдано трудностями дальних переездов слушателей для обучения, отрывом их от работы, с другой стороны, ограничивает возможность разнообразить программы обучения с использованием инновационных технологий. Серьезная методологическая проблема состоит в обосновании структуры системы ДПО, а также в исследовании тех системообразующих факторов, которые придают системе целостные свойства. Уже при первом взгляде на данную схему видно, что в настоящее время сложилось равное соотношение между такими структурно-организационными формами повышения квалификации, как ФПК и ИПК. Вместе с тем есть и некоторые отличия между существующими ИПК. Так, например, ИППК РГАФК несколько отличается от ему подобных по своему предназначению и организационной структуре, что, естественно, вытекает из ведущей роли РГАФК в системе физкультурного образования, опыта работы, накопленного предыдущими ФПК РГАФК, географического положения. Общие задачи структурных подразделений, осуществляющих дополнительное профессиональное образование специалистов: - организация и проведение повышения квалификации преподавателей высших и средних специальных учебных заведений; - обновление и углубление знаний специалистов в профессиональной и психолого-педагогических областях на основе современных достижений науки, техники и технологии, информатизации образования; - освоение новых форм, методов и средств обучения и повышения общей культуры специалистов; - обучение на основе современных достижений педагогической науки, внедрения методов активизации познавательной деятельности, технических средств и интенсивных технологий обучения; - разработка и подготовка к изданию учебных планов, программ, учебных пособий. В основе концепции системы повышения квалификации лежит идея поступательного роста специалиста как личности и как профессионала - этот процесс осуществляется на всем протяжении его практической деятельности. Особое место в силу специфики обучения взрослых занимают проблемы обеспечения компетентными преподавателями системы подготовки и повышения квалификации специалистов в области физической культуры и спорта. К ним предъявляются повышенные требования с учетом сложности в работе со слушателями: разный возраст, педагогический стаж, повторность обучения на ФПК, требующая постоянного обновления содержания образования, совместное обучение специалистов разной квалификации и т. д. В целом вся система умений и знаний в процессе повышения квалификации интегрируется вокруг потребностей трудовой практики. Важный момент - повышение квалификации этой категории преподавателей. Важнейшей целью обучения на ФПК является не только ликвидация пробелов и недостатков предшествующей подготовки, но и выработка навыков постоянного совершенствования методов собственной работы и самообразования, овладение не только учебно-познавательной деятельностью, но и профессиональной. К числу наиболее существенных особенностей ДПО (повышения квалификации) в рамках непрерывной системы обучения относится и периодичность повышения квалификации слушателей, требующая постоянного обновления содержания обучения. Отличительной особенностью по сравнению с вузовским учебным процессом является различие целей обучения, принципов отбора и конструирования содержания, системы мотивации слушателей, взаимоотношений слушателей и преподавателей. При самостоятельном повышении профессионального уровня каждый специалист всегда имеет в виду определенные цели, знает профессиональные потребности, предвидит, как он будет применять полученные знания и умения и т. д., т. е. руководствуется принципами целесообразности, в то время как система повышения квалификации была в значительной мере оторвана, отчуждена от своих целей. Разрыв между целями системы повышения квалификации и характером ее функционирования выражается также в отсутствии обратной связи, которая позволяла бы точно определять, какие знания и умения и в какой форме необходимы в данный момент конкретной группе преподавателей. Рис. 1. Структура дополнительного профессионального образования в сфере физической культуры и спорта Становится очевидным, что переход к новой системе обучения должен повлечь структурные изменения в органах, на которые будет возложена задача переподготовки и повышения квалификации профессор ско-преподавательского состава. Выделим основные предложения и рекомендации по улучшению организационной структуры ИППК: 1. Изменить статус ИППК вуза в плане приоритета прав и материально-технического обеспечения перед другими учебными подразделениями. 2. В основу программ обучения в ИППК должна лечь прогрессивная технология обучения со всеми ее компонентами. 3. В основу организационных изменений ИППК следует положить мотивационный принцип. Каждый специалист должен самостоятельно определить исходный уровень своей профессиональной подготовки, на основе которого должны быть определены рациональные сроки переподготовки с учетом его научно-педагогической подготовки. 4. Существующая структура ИППК должна быть изменена по штатному составу преподавателей и материально-технической оснащенности. Следует также иметь в виду, что эта организаци онная структура воплощает в себе определенную управленческую парадигму. В связи с существующей потребностью совершенствования и переподготовки кадров разных профилей, включая физкультурные, данное структурное образование должно быть более эффективным, легче управляемым, организационно четко выстроенным, штатно не перегруженным и финансируемым из разных источников. В современных условиях в системе ДПО для совершенствования организации процесса повышения квалификации и совершенствования содержания профессиональных программ (рис. 2), по нашему мнению, нужно ориентироваться на специальные программы для специалистов в сфере физической культуры и спорта. Обязательна организация групп повышения квалификации для различных категорий слушателей на договорной и смешанной системе оплаты обучения. Для создания интересных и новых по содержанию профессиональных программ с приглашением лучших специалистов, скорее всего, следует целенаправленно привлекать средства как из бюджета, так и от заинтересованных организаций и частных лиц при условии комплектования полноценных (по численности слушателей) групп. В сложившейся экономической ситуации, как нам представляется, нужно концентрировать бюджетные средства и привлекать дополнительные средства путем заключения договоров с организациями и частными лицами для повышения качества и престижнос ти обучения по программам ДПО, разработки интересных профессиональных программ, что также повлияло бы на желание преподавателей вузов физической культуры повышать квалификацию. Согласование всех составляющих процесса повышения квалификации специалистов разного профиля: профессиональной программы, состава группы, наполняемости групп, а также денежного обеспечения обучения слушателей, по нашему мнению, должно быть возложено на отдел учебных заведений Государственного комитета РФ по ФКиТ, который бы отвечал за организацию повышения квалификации преподавателей в системе ФКиС. Повышение квалификации предлагается проводить либо в ведущем учреждении повышения квалификации (ИПК) - для высококвалифицированных специалистов, либо на региональном уровне, либо на ФПК при вузе, где работает данный преподаватель - этот уровень для молодых специалистов и слушателей, впервые повышающих свою квалификацию. Составляемые программы по содержанию должны быть направлены на мотивацию преподавателей самостоятельно повышать свою квалификацию. Рис. 2. Профессиональные дополнительные образовательные программы обучения (повышения квалификации) В "Законе об образовании" РФ говорится: "Образование является одним из факторов экономического и социального прогресса общества...". Политическое и социально-экономическое переустройство, происходящее в нашей стране, определяет новую стратегию развития педагогического образования и требует его радикальной реформы, в том числе и в системе ДПО в области физической культуры и спорта, основной целью которого является непрерывное повышение квалификации и профессио нальная переподготовка тренеров, преподавателей и других специалистов. Несмотря на обилие постановлений и определенных организационных мер, в высшей школе изменений в системе ДПО не происходит. Существующие в настоящее время законы касаются вопросов разных уровней базового профессионального образования, послевузовского образования; закон о дополнительном образовании находится в стадии разработки, поэтому проблемам ДПО должно уделяться больше внимания, что позволило бы сохранить имеющуюся систему и обеспечить дальнейшее ее развитие. Нормативообразующей стороной обучения в реальной практике выступают концептуальные схемы, которые проецируются на различные системы обучения. Значимость разработки концепций образования подтверждается фактическими социальными заказами. Появилась реальная потребность в организации исследовательских центров, поставляющих информацию о социальном заказе. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
Реклама:
|