ДОПОЛНИТЕЛЬ-
НОЕ ПРОФЕС-
СИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ


Abstract

PROSPECTS OF TECHNOLOGY OF REMOTE TRAINING IN HIGHEST PHYSICAL CULTURE SCHOOL

V.D. Sjachin, Dr. Hab., professor, higher school honored worker of the Russian Federation

M.A. Novoselov, Ph. D.

Russian state academy of physical culture, Moscow

Key words: information, remote training, technologies, centers of remote training.

The mass production of computers, the software, and also constant perfection of means of information communications open ample opportunities for information of educational process.

The basic innovation introduced in educational process by information communication technologies is the interactivity that assumes not only dialogue of a trained person and a computer, but also the trained one and the teacher in the real time scale.

The information and communication technologies (including the Internet) make the basic of the remote education.

The sociological investigation of the RSAPC students has shown, that they are ready to use technologies of the remote education in the educational and sports practice.

The studying of the lead centers of the remote education in the Russia has given the basis to make the project of the software for the remote education "ORBIT".

The beta-version of the software "ORBIT" on computer science and physics is approved by the Russian state academy of physical culture and Russian Judo Federation. Developments for other educational subjects and kinds of sports are conducted.


ПЕРСПЕКТИВЫ ТЕХНОЛОГИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ В.Д. Сячин
Кандидат педагогических наук М.А. Новоселов

Российская государственная академия физической культуры , Москва

Ключевые слова: информатизация, дистанционное обучение, технологии, центры дистанционного обучения.

Одна из тенденций развития современного общества - его информатизация. В настоящее время мы являемся свидетелями стремительного вторжения информационных технологий во все сферы жизни и деятельности человека. По мнению ряда ученых (Видемейер, Мур, Холмберг, Стюарт, Петерс, Кинелев, Романов, Меськов, Вержбицкий), в наступившем тысячелетии данная тенденция станет еще более выраженной.

Массовое производство компьютеров, программного обеспечения, а также постоянное совершенствование средств информационных коммуникаций открывают широкие возможности информатизации учебного процесса.

Такая форма обучения не нова. Еще в 70-е годы проводились учебные занятия через телевизионные каналы в виде тематических лекций, а рассылка печатного учебного материала между учебным заведением и студентами, получающими образование заочно, существует уже более ста лет.

Принципиальным новшеством, привносимым в образовательный процесс инфокоммуникационными технологиями, или, как сейчас принято называть, новыми информационными технологиями, является интерактивность, что предполагает не только диалог обучаемого и компьютера, но и обучаемого и преподавателя в режиме реального времени.

Информационные и коммуникационные технологии (включая Интернет) составляют основу дистанционного образования.

Под дистанционным образованием понимается такая педагогическая система, в которой процесс дистанционного обучения реализуется с подтверждением образовательного ценза.

По ряду юридических, экономических и технических причин в России дистанционное образование не является самостоятельной формой обучения (Согласно Федеральному закону "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", ст. 6 образовательные программы высшего профессионального образования могут осваиваться обучающимся в очной, очно-заочной (вечерней), заочной форме и в форме экстерната). Поэтому здесь и далее мы можем говорить о новой образовательной технологии - технологии дистанционного обучения, которая определяет набор средств, методов, организационных форм обучения.

Технологии дистанционного обучения (ДО):

- кейс-технологии (набор учебно-методических материалов, записанных на дискеты, CD-ROM, аудио- и видеокассеты, твердые копии учебных пособий, передается или пересылается обучаемому для самостоятельного изучения с периодическими консультациями у назначенных ему преподавателей);

- TV-технологии (телевизионные лекции);

- сетевые технологии (использование локальных и глобальных сетей как для обеспечения обучаемого учебно-методическим материалом, так и для интерактивного взаимодействия преподавателя и обучаемого или группы обучаемых между собой).

В качестве средств ДО выступают технические (компьютеры, глобальные и локальные сети) и программные (реляционные базы данных, компьютерные обучающие программы, компьютерные электронные учебники, программы тестового контроля знаний) средства .

Методы ДО:

- асинхронное обучение , при котором обучаемые, проживающие далеко от вуза, составляют группу одного курса и занимаются по индивидуальному учебному плану с использованием учебно-методических материалов, разработанных образовательным учреждением;

- синхронное обучение , когда дистанционно разделены вуз и группа обучаемых (в современном понимании это может быть вообще виртуальная учебная группа, а обучаемые в данном случае не обязательно находятся в одной аудитории и даже в одном городе). При этом взаимодействие между преподавателем и дистантными обучаемыми происходит в реальном масштабе времени.

ДО является дальнейшим развитием заочной формы обучения. Принципиальная особенность здесь в том, что обучаемые разделены в гораздо большей степени, чем при классической форме заочного обучения. Опыт российских вузов (например, МТУСИ) показывает, что технологии ДО можно использовать не только для заочного, но и для очного обучения, а также для факультетов и институтов повышения квалификации и переподготовки кадров как дополнительное средство повышения эффективности образовательного процесса.

В Федеральной программе "Развитие системы дистанционного образования в Российской Федерации на период 2001 - 2005 годов" определена задача создания национальной системы дистанционного образования. В такой информационно-об разовательной среде обучаемый может получать знания из различных источников, консультировать ся у дистантных преподавателей, находящихся за пределами учебного заведения и, более того, за пределами города, страны. Очевидно, что национальная система дистанционного образования будет базироваться на отраслевых центрах ДО. В свою очередь, отраслевые центры будут интегрировать региональные центры ДО, но в рамках отдельной отрасли (в частности, в нашей отрасли физической культуры и спорта).

В педагогической практике российских вузов уже известны подобные объединения (Институт ДО Московского государственного университета экономики, статистики и информатики объединяет 260 образовательных учреждений на основе отношений франчайзинга).

Очевидно, что интеграция вузов в области ДО как в отдельной отрасли, так и в рамках национальной системы ставит первоочередную задачу создания центров ДО в каждом отдельно взятом вузе.

Создание такого центра будет призвано решить ряд задач:

- юридического (разработка принципов организации и функционирования системы дистанционного образования, которые должны соответствовать действующему законодательству РФ),

- экономического (разработка и реализация бизнес-плана создания системы ДО, обеспечивающего баланс между капитальными и эксплуатационными затратами и объемом финансирования из различных источников),

- организационного (формирование организационно-управленческой структуры СДО как учебного подразделения вуза),

- технического (определение состава и ввод в строй материально-технических ресурсов и программного обеспечения, необходимых для системы ДО),

- кадрового (разработка и реализация учебно-методического обеспечения для подготовки преподавательских кадров нового типа для системы ДО),

- методического характера (разработка учебных планов и программ системы ДО).

Возможны пять направлений деятельности центра ДО:

- довузовская подготовка;

- бакалавр физической культуры;

- специалист по физической культуре и спорту;

- магистр физической культуры;

- дополнительное высшее образование (аспиранту ра, повышение квалификации и переподготовка кадров).

Специфика физкультурных вузов (сочетание учебной и спортивной деятельности) есть фактор, стимулирующий развитие технологии ДО.

Социологический опрос студентов РГАФК показал, что они готовы в той или иной степени использовать технологии ДО в своей учебной и спортивной практике.

Так, анкетирование 60 студентов 3-го курса 3,4 и 5-го факультетов показало следующие результаты:

- дома компьютер имеют 31% респондентов из числа принявших участие в анкетировании;

- 25 % подключены к Интернету.

На вопрос: с какими информационными службами Интернета имеете практический навык работы, получили следующие ответы (в процентах):

- электронная почта - 69;

- телеконференция - 8;

- чат - 69;

- видеоконференция -2;

- передача файлов в Интернет FTP - 63;

- всемирная паутина WWW - 69 %.

Было высказано желание дистанционно пройти курс по истории физической культуры, философии, социологии, теории физического воспитания, экономике, биомеханике, информатике, физике.

Наиболее оптимальным, на наш взгляд, является следующий алгоритм формирования центра ДО:

1. Подготовка базового программного обеспечения ДО, включая предварительное тестирование.

2. Оборудование помещения Центра ДО компьютерами и средствами телекоммуникаций.

3. Формирование штатных сотрудников Центра ДО.

4. Подготовка учебного пакета ДО (на основе сетевых и кейс-технологий).

5. Подготовка дистантных преподавателей.

6. Набор дистантных студентов.

Изучение ведущих центров ДО в России (в частности, МТУСИ, МЭСИ, Международный институт менеджмента "Линк", Современный гуманитарный университет) дало основание составить проект пакета базового программного обеспечения для ДО, который впоследствии был назван проектом "ОРБИТА" .

Основу проекта "ОРБИТА" составляют:

1. Интегрированная база данных "ОРБИТА-АКАДЕ МИЯ" с банками данных студентов, преподавателей и учебных дисциплин.

2. Программа ДО через Интернет "ОРБИТА-ОЛИМП".

3. Полифункциональный мультимедийный тест "ОРБИТА-2000".

4. Полифункциональный мультимедийный учебник "ОРБИТА-СПОРТ".

Бета-версия пакета программ "ОРБИТА" по информатике и физике апробирована Российской государственной академией физической культуры и Федерацией дзюдо России. Ведутся разработки для других учебных дисциплин и видов спорта.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
 

Реклама: