Abstract ATTITUDE OF SPECIALISTS IN PHYSICAL CULTURE AND SPORTS TO PROBLEM OF INCREASE OF PROFESSIONAL QUALIFICATION B.E. Losin, Ph. D., director of the Institute of the improvement of the professional skill and the retraining of the personnel of St.-Petersburg state P.F. Lesgaft's academy of physical culture, Saint-Petersburg Key words: improvement of professional skill, system of improvement of professional skill, courses of improvement of qualification. The process of the optimization of the system of the improvement of specialists professional skill in the area of physical culture and sports demands all-round studying features of its organization and the conditions of its realization. It is known, that there cannot be the effective system of the improvement of their professional skill without the active, interested position of the main participants of this process. The author investigated the position and the specialists attitude to the problem of the increase of the professional qualification. The leading teachers, time successfully working in the systems of the improvement of the professional skill of the academy for the long acted as specialists. The positive attitude of students to the process of the increase of the qualification is revealed. The most significant motives of the improvement of the professional skill are acknowledged. The reasons preventing the physical culture and sports specialists in to raise their qualification are also acknowledged.
|
ОТНОШЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ К ПРОБЛЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ СВОЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ Кандидат педагогических наук, директор Института повышения квалификации и переподго товки кадров Санкт-Петербургской государственной академии физической культуры им. П.Ф. Лесгафта Б.Е. Лосин, Санкт-Петербур Ключевые слова: повышение квалификации, система повышения квалификации, курсы повышения квалификации. Процесс оптимизация системы повышения квалификации (СПК) специалистов в области физической культуры и спорта (ФКиС) требует всестороннего изучения особенностей его организации и условий проведения. Известно, что без активной, заинтересованной позиции главных участников этого процесса (слушателей) не может быть эффективной СПК. Нами были изучены позиция и отношение специалистов СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта (слушателей и экспертов) к проблеме повышения профессиональной квалификации. В качестве экспертов выступали ведущие преподаватели, давно и успешно работающие в СПК академии. 100% преподавателей физического воспитания вузов и 97% тренеров полагают, что им необходимо повышать свою квалификацию. Это, безусловно, положительный факт. Однако 48,5% тренеров и 31,4% преподавателей считают, что повышать квалификацию следует тогда, когда они почувствуют в этом необходимость. Можно предположить, что большая часть из этих специалистов может вообще никогда этого момента не почувствовать. Таким образом, необходимо констатировать, что имеется немало специалистов, которые считают себя "всезнающими" и вообще не собираются повышать свою квалификации. Несколько более сознательными в этом отношении являются преподаватели физического воспитания вузов. Около 40% специалистов уверенно считают, что повышать квалификацию (ПК) необходимо постоянно. Следует отметить, что в понимании необходимости постоянного повышения своей квалификации специалисты в области физической культуры и спорта значительно уступают своим коллегам - учителям, преподающим различные учебные дисциплины в общеобразовательной школе: более 80% учителей считают, что необходимо постоянно повышать свою квалификацию [2]. Мнения экспертов по вопросу повышения квалификации специалистов по ФКиС более вариативны: 75% экспертов считают, что квалификацию необходимо повышать постоянно и 45%, что через определенное время. Безусловно, важны и мотивы, побуждающие слушателей повышать свою квалификацию. Без соответствующей мотивированности специалистов к повышению своей квалификации трудно добиться высокой эффективности учебного процесса в СПК, который может быть превращен в профанацию и оказаться практически бесполезным времяпрепровож дением. Известно, что мотивационно-целевая основа обучения представляет собой сложную многоуровневую и многомерную систему [4]. Мы изучали лишь мотивы, относящиеся к профессиональной деятельности специалистов. Анализ мотивов, побуждающих специалистов по физической культуре и спорту повышать свою квалификацию, показывает, что около 75% преподавателей и еще больший процент тренеров хотели бы в процессе повышения квалификации познакомиться с новыми методами и технологиями, а также обновить знания по специализации. Следует отметить наличие большого количества специалистов, желающих повысить свое методическое мастерство, глубже осмыслить тенденции развития своей профессиональной деятельности и обменяться опытом работы с коллегами. Эти же мотивы оказались наиболее важными и значимыми для учителей, преподающих различные учебные дисциплины в общеобразовательной школе [2]. Среди наиболее важных мотивов ПК специалистами по ФКиС эксперты выделяют желание ознакомиться с новыми методами и технологиями профессиональной деятельности, получить дополнительные знания по своей специализации, а также обменяться опытом с коллегами и единомышленниками. Нами были изучены наиболее оптимальные, по мнению слушателей, формы ПК, используемые в сфере ФКиС. С этой целью слушателям и экспертам было предложено проранжировать по мере значимости 7 наиболее часто встречающихся форм ПК. По мнению всех групп специалистов, наиболее важной формой ПК специалистов оказались курсы повышения квалификации (КПК). Самообразовательная работа и КПК определены как наиболее важные формы ПК и среди руководителей общеобразовательных школ [3]. Эффективной формой ПК, по мнению тренеров, являются научно-практические конференции и семинары, а по мнению преподавателей и экспертов - стажировка и самообразовательная работа. Малоэффек тивными формами ПК тренеры считают научную работу, а преподаватели и эксперты - совещания и собрания, проводимые вышестоящими инстанциями. Однако, хотя КПК и являются, по мнению преподавателей вузов, тренеров и экспертов, самой важной формой ПК, двухнедельное краткосрочное обучение, проводимое раз в пять лет, не может в достаточной степени пополнить профессиональный багаж современного специалиста. Необходима многоуровневая СПК, которая бы способствовала профессиональному росту специалиста по ФКиС. Однако, по всей видимости, для постоянного развития и ПК специалисту недостаточно только раз в пять лет пройти обучение на КПК: процесс ПК должен быть постоянным. Специалист должен ежедневно заниматься самообразованием: читать специальную литературу, обмениваться с коллегами мнениями по профессиональным проблемам и т.д. (первый уровень ПК). Безусловно, много полезной информации специалист может почерпнуть на КПК, где на него должно быть оказано мощное концентрированное образовательное воздействие (второй уровень ПК). На КПК специалист должен пополнить свои профессиональные знания той информацией, которую он не может добыть самостоятельно. КПК призваны способствовать зарождению у специалиста новых творческих планов и профессио нальных идей. Задача обучения на КПК - определить вектор последующего самообразования слушателя и дать дополнительный импульс этому процессу. Высшим уровнем ПК специалиста является его аналитическая и научно-практическая деятельность (третий уровень ПК), которая позволяет не только аналитически и творчески подходить к решению педагогических задач, но и эффективно их решать. В пользу такой модели говорит и тот факт, что существующая СПК не устраивает многих преподавателей ведущих вузов России. Так, по некоторым данным, полностью удовлетворены существующей СПК менее 20 % специалистов [1]. Изучение причин, мешающих специалистам по ФКиС повышать свою квалификацию, показало, что чаще всего слушатели (42% тренеров и 45% преподавателей) ссылаются на большую загруженность повседневными делами. Это положение особенно усугубляется в последние годы, когда социально-эконо мические изменения в обществе резко снизили престиж профессии (особенно преподавательской) и заставили специалистов работать одновременно в нескольких местах. Следующими по значимости причинами для тренеров являются отсутствие стройной СПК и низкая эффективность обучения на КПК, а для преподавателей - отсутствие материальной заинтересо ванности в ПК. 12-14% специалистов считают, что у них нет причин, которые мешают им повышать квалификацию. Эксперты выделяют главным образом две причины, мешающие специалистам по ФКиС повышать квалификацию, - это отсутствие материальной заинтересованности и отсутствие рациональной СПК. В течение своей профессиональной карьеры 75% преподавателей 2 и более раза повышали свою квалификацию. Среди тренеров таких специалистов было несколько меньше (57%). Представления у специалистов по физической культуре и спорту о возможностях ПК различны. Как свидетельствуют данные нашего опроса слушателей, более половины преподавателей физического воспитания вузов оценивают их как хорошие, еще 35% считают свои возможности повышать квалификацию удовлетворительными. Таким образом, для более чем 86% преподавателей физического воспитания вузов нет особых преград для ПК. Эксперты достаточно осторожны в оценках возможностей ПК специалистами: 45% эти возможности оценивают как удовлетвори тельные, 20% - как плохие и 30% вообще затруднились с ответом. 15% тренеров возможности повышать свою квалификацию оценивают как хорошие и 18% - как удовлетворительные. В сумме эти две группы тренеров составляют лишь одну треть от опрошенных нами слушателей. Остальные тренеры либо оценивают свои возможности как плохие, либо просто затрудняются с ответом. Более плохие возможности у тренеров повысить квалификацию по сравнению с преподавателями, по всей видимости, можно объяснить тем, что тренер не может на относительно длительное время оставить своих учеников, так как заменить его на работе некому. Учитывая специфику тренерской деятельности, вероятно, необходимо составлять более гибкие графики и искать другие формы повышения их квалификации. По все видимости, предпочти тельнее проводить КПК, растянутые во времени (от 2 до 10 месяцев), отрывая тренеров от работы не чаще 1-2 раз в неделю. Оценивая в целом возможности ПК специалис тами в отрасли ФКиС, необходимо отметить, что они, по всей видимости, не хуже, чем в других сферах деятельности. Таким образом, выявлено в целом положительное отношение слушателей к процессу повышения своей квалификации, установлены наиболее значимые мотивы ПК, а также причины, мешающие специалистам по ФКиС повышать квалификацию. Наиболее важной из форм ПК специалисты считают КПК. Оптимальной представляется многоуровневая система ПК специалистов, которая включает в себя три подсистемы: постоянную самообразовательную, регулярное участие в организованных формах повышения квалификации (КПК и стажировка), аналитическую и научно-практическую деятельность. Литература 1. Васенина И.В., Сорокина Н.Д. Кадровый потенциал вузов в условиях реформирования высшей школы // Высшая школа России: научные исследования и передовой опыт. Информационно-аналитический сборник. М., 1993. Вып. 8. - 56 с. 2. Концепция повышения квалификации педагогических кадров школы. /Под ред. Онушкина В.Г., Кулюткина Ю.Н., Воронцовой В.Г. - СПб: ИОВ РАО, СПбУПМ, 1996. - 122 с. 3. Луценко Л.И. Использование активных методов обучения в процессе повышения квалификации руководителей школ на ФППК ОНО //Проблемы выбора оптимальной модели учебного процесса. Тверь, 1991, с. 110-112. 4. Якунин В.А. Педагогическая психология: Учеб. пос. Европейский институт экспертов. - СПб.: Изд-во "Полиус", 1998. - 639 с. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |