ВЕСТИ ИНФОРМАЦИОН-
НО-АНАЛИТИЧЕС-
КОГО ЦЕНТРА


Abstract

MODERN INFORMATION TECHNOLOGIES IN SYSTEM OF IMPROVEMENT OF PROFESSIONAL SKILL AND CONTINUOUS EDUCATION OF SPECIALISTS IN PHYSICAL CULTURE AND SPORTS (problems and ways of decision)

P.K. Petrov, Ph. D., professor

O.B. Dmitriev, postgraduate

E.R. Ahmedzjanov

Udmurt state university, Izhevsk

Key words: modern information technologies, continuous education, system of improvement of professional skill, multimedia, sports-pedagogical disciplines, software.

It is accepted to allocate three levels in the system of the improvement of the professional skill on the development of the modern information technologies: the computer awareness (initial acquaintance), the computer literacy and the information culture.

The information culture is not only the skill to work with the ready applied software: the text and graphic editors, spreadsheets, database. It first of all the penetration into the essence of processes of processing of on information, and deep enough if it is possible to solve the various tasks on the personal computer easily and quickly just as truly competent person can read and write freely. Therefore the primary goal of the system of the improvement of the professional skill and the continuous education of the specialists in the physical training and sports is the formation of their information culture, using the various organizational forms and methods of a work.


СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И НЕПРЕРЫВНОМ ОБРАЗОВАНИИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ
(проблемы и пути решения)

Кандидат педагогических наук, профессор П.К. Петров
Аспирант О.Б. Дмитриев, Э.Р. Ахмедзянов

Удмуртский государственный университет, Ижевск

Ключевые слова: современные информационные технологии, непрерывное образование, система повышения квалификации, мультимедиа, спортивно-педагогические дисциплины, компьютерные программы.

От проблемы информатизации общества - к информатизации физкультурного образования.

Информатизация общества. Признано, что конец ХХ и начало ХХI века являются переходом развитых стран от индустриального общества к информационному. Это выражается в интенсивном совершенствова нии средств вычислительной техники и техники связи, в появлении новых и в дальнейшем развитии существующих информационных технологий, а также в реализации прикладных информационных систем. Достижения информатики заняли достойное место в организационном управлении, в промышленности, в проведении научных исследований и в автоматизи рованном проектировании. Информатизация охватила и социальную сферу: образование, науку, культуру, здравоохранение.

Трудно назвать другую сферу человеческой деятельности, которая развивалась бы столь стремительно и порождала бы такое разнообразие проблем, как информатизация и компьютеризация общества. История развития информационных технологий характеризуется быстрым изменением концептуальных представлений, технических средств, методов и сфер применения. Уровень информатизации общества в настоящее время - один из основных критериев оценки степени развития государства, важнейший фактор его экономического, политического и военного могущества. Ведущие страны мира придают созданию информационной индустрии и использованию современных средств информационных технологий исключительно большое значение, направляя на решение этих задач громадные ресурсы и усилия. Для информационного общества характерно полное удовлетворение информационных потребностей населения при завершении формирования единой информационной среды, определяющей новую культуру как общества в целом, так и каждого человека в отдельности.

Информатизация образования . В этой связи предъявляются значительные требования к системе образования на всех его уровнях. Построение в Российской Федерации информационного общества ставит перед системой образования задачу ее информатизации, предполагаю щей подготовку граждан к жизни в условиях современного информатизи рованного мирового сообщества и повышения качества общеобразова тельной и профессиональной подготовки специалистов на основе широкого использования современных информационных и коммуникационных технологий. Под последними в данном случае понимается совокупность методов и технических средств сбора, организации, хранения, обработки, передачи и представления информации, расширяющей знания людей и развивающей их возможности по управлению техническими и социальными процессами.

Перспективная система образования должна быть способна не только вооружать знаниями обучающегося, но и вследствие постоянного и быстрого обновления знаний в нашу эпоху формировать потребность в непрерывном самостоятельном овладении ими, умения и навыки самообразования, а также самостоятельный и творческий подход к знаниям в течение всей активной жизни человека. В итоге образование должно стать таким социальным институтом, который был бы способен предоставить человеку разнообразные наборы образовательных услуг, позволяющих учиться непрерывно, обеспечивать широким слоям населения возможность получения послевузовского и дополнительного образования.

Переход к информационному обществу заставляет задуматься о готовности выпускников учебных заведений к жизни и труду в обществе ХХI века. С учетом того что уже в настоящее время скорости преобразования технологий производства стали опережать темпы смены поколения, необходимо не только совершенствование и дополнительная подготовка, но и неоднократное освоение новых видов деятельности в течение трудовой жизни. Поэтому в информационном обществе встает проблема обучения, и непрерывное образование становится составной частью жизни каждого человека. В этих условиях информатизация означает изменение всей образовательной системы с ее ориентацией на новую информационную культуру, освоение которой может в значительной степени реализоваться за счет внедрения в учебный процесс, управление образованием и в повседневную жизнь перспективных информационных технологий.

Информатизация физкультурного образования . При анализе социального заказа на подготовку и переподготовку специалиста необходимо учитывать значение информатизации, связанной с процессом перехода к информационному обществу, которое характеризуется перемещением центра тяжести на производство, переработку и наиболее полное использование информации во всех видах человеческой деятельности. Не является исключением и область физической культуры и спорта. Все это ставит принципиально новые задачи перед научно-педагогическим стилем мышления, перед общей коммуникативной и информационной культурой педагога, предъявляет новые требования к информационным технологиям обучения, материально-техническому и методическому обеспечению учебного процесса, формам и методам подготовки и переподготовки специалистов по физической культуре и спорту.

Проблемы повышения квалификации и непрерывного образования специалистов по физической культуре и спорту в условиях использования современных информационных технологий.

1. Проблема информационной подготовленности профессорско-преподавательского состава институтов и факультетов физической культуры . Одной из проблем повышения квалификации и непрерывного образования является информационная культура самих преподавателей факультетов и институтов физической культуры, их готовность к применению современных информационных технологий в системе подготовки и повышения квалификации специалистов по физической культуре и спорту [8, 9, 13, 14]. Компьютер не станет инструментом в деятельности будущих специалистов до тех пор, пока преподаватели физкультурных вузов и факультетов физической культуры не будут в совершенстве владеть этим инструментом. Поэтому умение использовать компьютер при обучении и в профессиональной деятельности специалистов по физической культуре и спорту становится одним из необходимых качеств преподавателя. И если рассматривать процесс компьютеризации обучения как одну из наиболее современных тенденций методики преподавания любых спортивно -педагогических дисциплин, то владение методологи ей использования современных информационных технологий в учебном процессе должно стать неотъемлемым качеством каждого преподавателя независимо от специализации. В основу формирования информационной культуры преподавательского состава должна быть положена идея компьютерной поддержки каждого изучаемого предмета: нельзя подменить это изучением единственного курса информатики. Наряду с дисциплиной "Информатика", которая стала обязательной для всех специальностей согласно государственным образовательным стандартам нового поколения, в учебных планах физкультурных вузов и факультетов физической культуры может предусматри ваться ряд курсов и дисциплин, играющих значительную роль в информационной подготовке будущих специалистов. Это прежде всего биомеханика, спортивная метрология, основы научно-методической деятельности и др. На сегодняшний день практически каждый преподаватель вуза должен знать операционную систему Windows и владеть ею, работать в редакторской системе Word, использовать электронную таблицу Microsoft Excel, уметь пользоваться системой управления базами данных Microsoft Access и, конечно же, владеть основами знаний и умений по поиску и обмену информацией с помощью Интернет.

2. Проблема программно-методического обеспечения учебного процесса и самостоятельной работы. Немаловажной задачей использования современных информационных технологий в системе повышения квалификации и непрерывного физкультурного образования является программно -методическое обеспечение. Здесь только начинается серьезная работа по созданию и внедрению в учебный процесс дидактических материалов, подготовленных на основе современных информационных технологий [1, 4, 11, 19, 20].Очень важно в системе подготовки и повышения квалификации создавать и использовать единую многомодульную систему электронных учебников и справочников, банков данных и баз знаний, развивать на унифицированной основе электронные библиотеки и обеспечить взаимодействие между ними средствами телекоммуникаций. Методически современные информационные технологии в системе повышения квалификации и непрерывном образовании должны быть проработаны с ориентацией на конкретное применение в учебно-тренировочном процессе, проведение научных исследований, учитывать специфику отдельных видов спортивно-педагогических дисциплин. Так, например, часть технологий может поддерживать лекционные и практические занятия - это электронные учебники и энциклопедии, обучающие и контролирующие программы, подготовленные на основе технологий мультимедиа [3, 6, 7, 12, 21], другая - поиск, обработку и представление научно-методической информации на основе Интернет-технологий [10, 14, 18], третья может быть ориентиро вана на создание Web-страниц и презентаций и т.д. [14,18,20]. Особую значимость информационные технологии приобретают при выполнении самостоятельных заданий на домашнем компьютере, при организации дистанционного обучения [14,17,18], проведении научных исследований [5 ,10, 16,17, 20].

3. Проблема создания информсреды физкультурного образования. Сегодня очень важно создание опережающей информационной среды физкультурного образования, которая могла бы позволить свободно пользоваться базами данных и знаний, подготовленных в институтах и на факультетах физической культуры, всем специалистам независимо от места их проживания. Сюда прежде всего можно отнести базы данных по защищенным диссертациям, новым учебникам, статьям межвузовских научных сборников и тезисов докладов научно-практических конференций, перспективным программным оболочкам по разработке электронных учебников по различным спортивно-педагогическим дисциплинам и оздоровительной работе с населением, защищенным выпускным квалификационным работам студентов, подготовленным и используемым в учебно-тренировочном процессе мультимедийным изданиям и т.д. Однако, как нам представляется, решение данного вопроса задерживается из-за низкой технической оснащенности физкультурных вузов - базы современных информационных технологий. В этом плане лучше обстоят дела в университетах, в которых в свое время при поддержке фонда Сороса созданы уникальные Интернет-центры и уже накоплен определенный опыт.

4. Проблема создания материально-технической азы институтов и факультетов физической культуры. Данная проблема является основополагающей и заключается в создании и использовании в институтах и на факультетах физической культуры современных компьютерных классов, соединенных внутренними сетями и возможностью выхода во Всемирную сеть Интернет. На сегодняшний день у большинства институтов нет такой базы, поэтому они не имеют не только своих сайтов в Интернете, но и электронной почты, что затрудняет обмен информацией между ними.

Пути и формы повышения квалификации и непрерывного образования специалистов по физической культуре и спорту в современных условиях. В условиях построения информационного общества значительноусиливается роль системы повышения квалификации и непрерывного образования специалистов по физической культуре и спорту. К сожалению на определенном этапе кризис образования в России в первую очередь затронул сферу повы
шения квалификации и переподготовки специалистов, или, пользуясь терминологией закона "Об образовании", сферу дополнительного профессионального образования. В этой сфере кризисные моменты проявились еще в конце 80-х годов, одновременно с процессом резкого уменьшения бюджетного финансирования. Образовательные учреждения оказались во многом предоставлены самим себе и начали самостоятельно вырабатывать и реализовывать стратегию выживания в условиях только формирующегося отечественного рынка образовательных услуг. Изменения в общественной жизни России вызвали не только количественные, но и структурные сдвиги в образовании, в спросе на образовательные услуги и продукты. Поэтому на современном этапе одной из основных становится задача переподготовки кадров, повышения их квалификации и непрерывного образования. Естественно, появление современных информацион ных технологий позволяет значительно изменить и варьировать формы и методы организации этой важнейшей работы. Так, например, активизировали работы по повышению квалификации специалистов по физической культуре и спорту Российская, Санкт-Петер бургская и Московская академии физической культуры, в которых организованы ФПК в традиционных формах, то есть в форме краткосрочных курсов. Однако следует отметить, что сегодня появляется возможность значительно эффективнее работать самостоятельно . В этом большую помощь могут оказать Интернет-технологии. В учебном процессе и проведении научных исследований - это и самое современное мощное инструментальное средство, и всеобъемлю щая информсреда, и, наконец, принципиально новая организационно-методическая инфраструктура информационного обмена. Поэтому эффективное использование средств и возможностей Интернет-тех нологий, равно как и их изучение, - важнейшая профессиональная необходимость для всех участников учебного процесса: руководителей образовательных учреждений, профессоров и преподавателей, лаборантов и методистов, обеспечивающих учебный процесс, а главное, студентов, аспирантов и всех желающих самостоятельно повышать свою квалификацию. Основным путеводителем по ресурсам Интернета, связанным с высшим образованием, является сервер центра информатизации Министерства образования РФ "Информика" - http://www.informika.ru.

Здесь можно найти много полезной информации: адреса всех вузов России с указанием специальнос тей, советов по защите диссертаций, законодательные документы, учебные пособия и учебники, представленные к изданию с грифами Министерства образования РФ, Государственные стандарты, примерные учебные планы по специальностям, перечень научных мероприятий и т.д.

Вторым наиболее важным для получения научно-методической информации является сервер Российской государственной библиотеки, имеющий адрес: http://www.rsl.ru.

Наибольший интерес для специалистов по физической культуре и спорту представляет сервер Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму "Спортивная Россия", расположенный по адресу: http://www.infosport.ru.

На этом сайте много полезного, в том числе статьи из журналов "Теория и практика физической культуры" и "Физическая культура: воспитание, образование, тренировка", здесь же вы можете попасть в научную библиотеку Российской государственной академии физической культуры, узнать о новостях спорта и т.д.

Определенный интерес представляют сайты по новым видам спорта, с которыми вы можете ознакомиться, пользуясь следующими адресами:

Шейпинг : http://www.shaping.ru;

Аэробика : http://www.aerobic.ru;

Бодибилдинг : http://www.bodybuilding.da.ru;

Единоборства: http://www8.infoart.ru/hobby/wrestle/Index.htm ;

Пауэрлифтинг : http://www.lifting.newmail.ru;

Спортивные бальные танцы в России и в мире: http://www.dancelife.ru:8101;

Айкидо: http://www.aiki.ru;

Тхеквондо : http://www.taekwondo.ru;

Экстремальный спорт в России: http://www.risk.ru и др.

Значительный интерес в процессе обмена информацией представляют электронная почта (e-mail); системы телеконференций, в перспективе и системы видеоконференций. Для специалистов по физической культуре и спорту в Интернете есть возможность поиска, накопления и последующего использования музыкальных и видеофайлов.

По мере накопления опыта появится желание попробовать свои силы в создании презентаций. В этом поможет программа Microsoft Power Point. Подготовить Web-страницу можно также, используя Word 97, где есть Мастер Web-страниц. Создание аудио и видео на компьютере требует определенных знаний и умений, но вполне доступно [2, 15].

В заключение хотелось бы отметить, что в системе повышения квалификации по освоению современных информационных технологий принято выделять три уровня: компьютерную осведомленность (первоначальное знакомство), компьютерную грамотность и информационную культуру. Информационная культура - это не только умение работать с готовым прикладным программным обеспечением: текстовым и графическим редакторами, электронными таблицами, базой данных, это прежде всего проникновение в суть процессов обработки информации, причем достаточно глубокое, чтобы можно было легко и быстро решать различные задачи на ПК, подобно тому как истинно грамотный человек может свободно читать и писать. Поэтому основной задачей системы повышения квалификации и непрерывного образования специалистов по физической культуре и спорту является формирование их информационной культуры, используя при этом различные организационные формы и методы работы.

Литература

1. Волков В.Ю. Компьютерные технологии в физической культуре, оздоровительной деятельности и образовательном процессе //Теор. и практ. физ. культ. 2001, № 4, с. 60 - 63; № 5, с. 56 - 61.

2. Грошев С.В., Коцюбинский А.О. Аудио и видео на компьютере: Экспресс-курс. - М.: Триумф, 2001. - 256 с.

3. Дмитриев О.Б., Ахмедзянов Э.Р., Калинина Е.А. Совершенствование учебного процесса по курсу "Биомеханика" на основе применения компьютерных мультимедиа информационных технологий //Теор. и практ. физ. культ. 1999, № 10, с. 10 - 14.

4. Дмитриев О.Б., Широков В.А., Петров П.К. Метод проблемно-структурного моделирования мультимедиа соревнований по традиционному каратэ-до //Теор. и практ. физ. культ. 2000, № 7, с. 39 - 41.

5. Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: Учеб. пос. - М.: Издательский центр "Академия", 2001. - 256 с.

6. Кречман Д.Л., Пушков А.И. Мультимедиа своими руками. - СПб.: БХВ - Санкт-Петербург, 1999. - 528 с.

7. О создании федерального экспертного Совета по учебным электронным изданиям Министерства общего и профессионального образования РФ от 19 июня 1998 г. № 1644 //Бюллетень Министерства общего и профессионального образования РФ. М., 1998, № 9, с. 6 - 17.

8. Петров П.К. Современные информационные технологии в подготовке специалистов по физической культуре и спорту //Теор. и практ. физ. культ. 1999, № 10, с. 6 - 9.

9. Петров П.К. Основы программированного обучения в физическом воспитании: Учеб. пос. для студ. пед. фак. физ. восп. - Устинов: Изд-во Удм. университета, 1987. - 106 с.

10. Петров П.К. Современные информационные технологии в научно-исследовательской работе студентов факультетов физической культуры: Учеб. пос. - Ижевск: Издательский дом "Удмуртский университет", 2000. - 128 с.

11. Петров П.К., Дмитриев О.Б., Ахмедзянов Э.Р. Универсальная информационно-диагностическая система по спортивно-педагогическим дисциплинам на основе современных информационных технологий //Теор. и практ. физ. культ. 2001, № 6, с. 57 - 59.

12. Петров П.К., Дмитриев О.Б., Широков В.А. Обучающая мультимедийная система по восточным единоборствам // Теор. и практ. физ. культ. 1998, № 11/12, с. 55 - 58.

13. Петров П.К., Закиров А.М., Мельников И.Н. и др. Программирование самостоятельной работы студентов в дисплейном классе //Теор. и практ. физ. культ. 1990, № 12, с. 53 - 54.

14. Подготовка и проведение учебных курсов в заочно-дистанционной форме обучения: Метод. рекомендации преподавателям /Под ред. И.А. Цикина. - СПб.: Изд-во СПбГТУ, 2000. - 126 с.

15. Резников Ф.А., Комягин В.Б. Видеомонтаж на персональном компьютере. Adobe Premiere 5.5 и Adobe Alfer Effects 4.1: Практ. пособие. - М.: Триумф, 2001. - 464 с.

16. Роберт И.В. Научные исследования в области информатизации образовательной среды России// Современные информационные технологии в физической культуре и спорте. Ижевск, 2001, с. 6 - 13.

17. Роберт И.В., Самойленко П.И. Информационные технологии в науке и образовании. М., 1998. - 177 с.

18. Романов А.Н., Торопцов В.С., Григорович Д.Б. Технология дистанционного обучения в системе заочного экономического образования. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 303 с.

19. Самсонова А.В., Козлов И.М., Таймазов В.А. От ЭВМ - к информационным технологиям //Теор. и практ. физ. культ. 2000, № 11, с. 9 - 15.

20. Современные информационные технологии в физической культуре и спорте: Тез. докладов Международной научно-практической конференции, посвященной 70-летию образования Удмуртского государственного университета / Под общ. ред. проф. П.К. Петрова. - Ижевск: Изд. дом "Удмуртский университет", 2001. - 164 с.

21. Уваров А.Ю. Электронный учебник: теория и практика. - М.: Изд-во УРАО, 1999. - 220 с.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!