ВТОРОЕ РОЖДЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА


Abstract

BASES OF FORMATION OF EDUCATIONAL STANDARD OF ADDITIONAL PROFESSIONAL TRAINING

V.M. Igumenov, Dr. Hab., professor

Russian state academy of physical culture, Moscow

Key words: educational standard, variations in additional professional training, integration.

The conceptual bases of formation of the educational standard of additional professional training in the area of physical culture and sports is represented by:

1) the number of significant-useful ideas and the paradigms forming complete set of ways and methods of the solving of problems of additional education.

2) the system interdisciplinary complex of the philosophical, pedagogical, psychological, medical and biologic, economic, social bases forming its theoretical-methodological and social-technological borders;

3) the requirements "necessities and sufficiency", on the one hand, and requirements of the urgency - with another.


ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Доктор педагогических наук, профессор В.М. Игуменов
Российская государственная академия физической культуры, Москва

Ключевые слова: образовательный стандарт, вариативность дополнительного профессионального образования, интеграция.

Концептуальные основы формирования образовательного стандарта (ОС) дополнительного профессионального образования (ДПО) в сфере физической культуры и спорта представляют собой:

1) множество значимо-полезных идей и парадигм, образующих целостную совокупность способов и методов решения проблем дополнительного образования. Парадигма - это исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, методов исследования, господствующих в течение определенного исторического периода в научном сообществе [2, 3];

2) системный междисциплинарный комплекс философских, педагогических, психологических, медико-биологических, экономических, социальных основ, формирующих его теоретико-методологические и социально-технологические границы;

3) требования "необходимости и достаточности", с одной стороны, и требования актуальности - с другой.

Сущность ОС заключается в теоретическом типе знания, включающего в себя эмпирию стандартизации в образовании, а также типе знания, построенного согласно особенностям интеграции.

Достаточно полную характеристику ОС дает В.И. Байденко в монографии "Стандарты в непрерывном образовании: концептуальные, теоретические, методологические проблемы" [1].

Приведем лишь некоторую часть обсуждения образовательного стандарта автора:

"Будучи "свернутой" нормой образования, стандарт отражает тот тип общества и тот тип будущего, к интеграции в котором должен приготовиться образовывающийся человек-гражданин" (с.100). ОC представляет собой концентрированный "образ" образования. (с.116). Образовательный стандарт (ОС) - это информационная модель меры качества образования. ОС - базовый элемент организационно-экономического механизма, образовательных отношений. ОС - отражение заданного типа культуры и культуры человека (с.116). "Образовательный стандарт это нормирование образования, его качества и целеполагания" (с. 9). "Образовательный стандарт - это способ проектирования и нормирования образования, объект социальной природы" (с. 29). "Образовательный стандарт - это не только способ нормирования образования, это в будущем и форма самопроектирования образования каждой личности" (с. 54). "Образовательный стандарт есть "сжатая", концентрированная, герменевтическая норма образования и его качества" (с. 44). "Образовательный стандарт суть "образ" образования в его сущностных параметрах, отражающий цели и ценности образования, его содержание и результаты (требования к уровню подготовки), основные характеристики образовательных программ, формативную структуру образовательного процесса, его поэтапное и итоговое диагностирование степеней достижения цели. Уровень образования и образованности в масштабах страны и ее административных территорий на сравнимость и сопоставляемость в международном плане" (с. 138) [1].

Рис. 1. Интеграция целей элементов политики, социальной реальности в образовании

Основными признаками ОС являются:

- ориентированность на цели образования;

- тенденция к ориентации на конечный результат;

- интеграция научных знаний;

- многоуровневый характер построения;

- учет экономической культуры (психофизические нагрузки образования на организм обучающегося);

- приоритетность выбора курса на высокие национальные стандарты [1].

ОС характеризуется:

1) уровнем общей и профессиональной культуры общества;

2) формированием у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;

3) интеграцией личности в национальную и мировую культуру;

4) формированием человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

5) воспроизводством и развитием кадрового потенциала общества [15].

Развитие ОС представляет собой эволюцию способов нормирования образования и образованности (рис.1).

Процесс рефлексии (анализа) ОС может включать следующие вопросы: 1) какого типа развития политика? 2) развития для кого? 3) с какой целью? 4) каким образом?

Ответы на данные вопросы позволяют решить проблему интеграции элементов социальной, экономической и образовательной политики государства.

Функции OC - это способы его воздействия на образование как на систему, на субъекты образовательного процесса, а также интегративные формы взаимодействия "потребителей" образования. В.И. Байденко (1999) выделяет следующие функции образовательного стандарта: 1) организационно-управлен ческую; 2) развивающую; 3) прогностическую; 4) преемственности; 5) конвертирующую.

Рис. 2. Схема вариативности ДПО

"Организационно-управленческая функция ОС - это упорядочение и регламентация качественных и количественных характеристик образовательной системы, посредством которых обеспечивается контроль за образованием со стороны личности, государства, общества, работодателя и др." [1]. "Развивающая функция - функция оптимизации образовательного процесса и образовательных политик с точки зрения предoставления личности условий для ее актуального и потенциального развития" [2]. "Прогностическая функция ОС - функция, которая позволяет объективировать оценку результатов образования, обеспечивая тем самым престиж образования, образованности и достаточную "высоту" образовательного стандарта" [1]. "Функция преемственности ОС - это "обеспечение взаимосвязи и взаимозависимости всех звеньев и ступеней образования в условиях диверсифицированной образовательной системы" [1]. "Конвертирующая функция образовательного стандарта - это интернаци онализация качества образования, гарантирующего личности географическую мобильность в плане ее компетентности" [1].

Вариативность является объективной характеристикой образования, так как даже при унификации учебных планов, программ, норм в образовательный процесс включены его субъекты (обучающие и обучающиеся), "чьи индивидуальности принципиально не устранены из воспитания и обучения "[1].

На рис. 2 представлена схема вариативности ДПО.

ОC должен обладать социально-специфическими нормами, так как по отношению к нормированию он как тип проектирования образования представляет собой явление не техническое, а социально-специфическое.

Литература

1. Байденко В.И. Стандарты в непрерывном образовании: концептуальные, теоретические и методологические проблемы /Монография. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. 1999. - 296 с.

2. Валицкая А.П. Модели образовательных систем и подходы к стандартизации //Образовательные стандарты: Материалы международного семинара. - СПб.: Образование. 1995.

3. Валицкая А.П. Философские основания современной парадигмы образования //Педагогика, 1997, № 3, с. 15 -19.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!