КАМСКОМУ ГИФКу - 25 ЛЕТ


Abstract

INNOVATIONAL COMPONENT OF PHYSICAL EDUCATION TEACHER PEDAGOGICAL ACTIVITIES

I.V. Rabotin, Ph. D., lecturer

Kama State Institute of Physical Culture, Naberezhnie Chelni

Key words: humanization, innovations, pedagogical technology, module, writing practice, context training.

This article contains the prognosis of the development in pedagogical systems of training. Humanization and innovation are the main characteristics of these systems. The brief analysis of the conception and the development of the pedagogical innovation in Russia is carried out. The conclusion about the urgency of the pedagogical technology creation for students' training in innovational activities is represented. Some components of this technology are analized in the article.


ИННОВАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Кандидат педагогических наук, доцент И.В. Работин

Больше и чаще всего образованию ставится в вину, что оно отстает и не следует за тенденциями в обществе, что оно закрыто, инертно и неэффективно и что работает оно со старой технологией. Выход из такого состояния можно найти только в нововведениях.

К. Ангеловски

 

 

 

Ключевые слова: гуманизация, контекстное обучение, модуль, инновации, педагогическая технология, письменная речь.

Как известно, существует несколько уровней, или способов, размышления о будущем. Один из них (назовем его обывательским) предполагает свободные радужные мечтания-импровизации на тему о том, "как фантастично хорошо все изменится в ХХI веке". Другой из уровней - научный. Он основывается на применении закономерностей футурологии, в частности на реальной возможности предвосхищать будущее, анализируя настоящее. Здесь в качестве логической "посылки" выступают реалии современности. Именно второй из способов, а точнее метод научного анализа современности и футурологического осмысления предстоящего, выбран автором данного исследования за основу.

Парадокс образования состоит в том, что, с одной стороны, оно является средством развития возможностей личности, ориентировано на реализацию личностного потенциала человека, его свободное самовыражение, а с другой - именно образование является одним из способов интеграции человека в социальную машину. Предоставление обучаемому максимальной возможности для самореализации, отказ от диктата формальной педагогики сегодня принято называть гуманистической парадигмой образования.

Личностная ориентация в непрерывном образовании является отражением либерализации всей жизни общества. По мнению многих авторов, гуманизация образования является важнейшей перспективой общества. "Исходным должно стать представление о необходимости осуществить гуманистическую конверсию образования..." [2]. Таким образом, уже сегодня можно предположить, что педагогические системы обозримого будущего осознанно и с точностью до необходимости должны культивировать гуманистическую парадигму. Вопросы истинности той или иной научной гипотезы, конечно, не решаются простым большинством голосов. Тем не менее сегодня именно идея о гуманистической составляющей присутствует в проектировании большинства педагогических систем, в размышлениях о перспективах образования.

Рассмотрение вопроса о профессионализме педагога в контексте идей гуманизации приводит к мысли о том, что составляющими этого профессионализма должны быть творчество и инновационность. Напомним, что на основе работ Н.В. Кузьминой (1972, 1984), А.А. Деркача, А.А. Исаева (1982) выделены пять основных компонентов педагогической деятельности учителя физической культуры - гностический, проектировочный, конструктивный, организаторский и коммуникативный. Мы разделяем точку зрения авторов учебного пособия "Характеристика педагогической позиции специалиста по физической культуре учебных заведений нового типа" М.В. Прохоровой, Е.В. Катрич, Д.Ю. Федорова, изданного в Санкт-Петербурге в 1995 году, которые считают необходимым включение шестого компонента - инновационного. Причем именно инновационный компонент , с нашей точки зрения, необходим для "осуществления гуманистической конверсии".

Поскольку важнейшим гносеологическим ориентиром в дальнейшем выступает понятие "инновация", в целях уточнения терминологии кратко остановимся на его толковании.

У педагогической инноватики довольно лаконичная предыстория. Понятие "инновация" вошло в обиход научного лексикона еще в ХIХ веке. А первые десятилетия ХХ века положили начало науке, которая сегодня называется инноватикой. Доказательством может служить попытка Шумпетера дать определение этому понятию в одной из своих публикаций в 1939 году (Schumpeter g. Business Cyciz/mc Gram - Hill, New York, 1939). Высказываясь по поводу приоритетов в инноватике , большинство отечественных авторов отдают пальму первенства зарубежным коллегам. Во вступительной статье к книге венгерского ученого Б. Санто известный специалист в этой сфере Б.В. Сазонов на с. 5 с горечью пишет: "...попытки привлечь внимание к этой действительности, начать ее исследование и практический запуск делались в те же годы, что и переводы зарубежных работ", и далее, на с. 7: "Нелицеприятная правда заключается в том, что советское хозяйство принципиально антиинновационно..." [1].

В СССР одна из первых конференций по вопросам инноватики состоялась в 1978 году в Таллинне. Она называлась "Проблемы управленческих нововведений и хозяйственного эксперимен тирования". В 1979 году конференция по подобной проблематике состоялась в Москве.

На западе к вопросам педагогических инноваций обратились в конце 50-х годов. А в нашей стране зарождение этой сферы человеческого знания ознаменовало публичное признание успехов учителей-новаторов в начале 80-х. Пожалуй, наиболее известной книгой в области педагогической инноватики на сегодняшний день является коллективный труд "Управление развитием школы" [5].

Учитывая ограниченные рамки данной работы, в заключение справки о педагогической инноватике определим только термин "инновация". Инновация (лат. in - в, novus - новый) рядом авторов трактуется как нововведение. Собственно говоря, этиология слова "нововведение" (innovation) говорит о сходстве содержания этих понятий. В научных работах сотрудников бывшего Всесоюзного научно-исследовательского института системных исследований термин "нововведе ние" часто заменяется аббревиатурой НВД [3,4]. Итак, инновация есть комплексный процесс создания, распространения и использования нового. Соответственно, в качестве рабочего определения педагогической инноватики (ПИ) возможно следующее: ПИ - это наука о закономерностях создания, распространения и использования педагогических новшеств.

Сегодня педагогическая инноватика - в стадии становления. Еще раз подчеркнем, что сущность прогноза автора данных строк заключается в том, что, по нашему мнению, инновацион ность должна стать свойством педагогической деятельности ближайших десятилетий . А если это так, то вузовское образование должно строиться с учетом насущной потребности формирования инновационного компонента педагогической деятельности у будущего учителя. Частично это уже осуществляется. Например, растет удельный вес НИРС, осуществляется преподавание предмета "Основы научно-методической деятельности", начиная с 1998 года в КамГИФКе все без исключения студенты пишут дипломные или квалифика ционные работы.

Инновационная педагогическая деятельность - это особый вид деятельности, и студентов необходимо готовить к ней. Таким образом, сегодня нужна разработка концепции технологии подготовки педагога к работе в условиях инновационности. Не претендуя на полноту изложения, посвятим заключительную часть данной статьи описанию авторской точки зрения на некоторые аспекты такой технологии.

Нам, конечно, известно о непримиримых спорах, которые ведутся теоретиками педагогики о понятии "педагогическая технология". Считаем, что на данном уровне освещения проблемы достаточной будет следующая трактовка этого понятия. Технология (вообще) - это упорядоченная совокупность действий, превращающих сырье в целевой продукт. Технология в педагогической деятельности есть синтез теоретического, прикладного и процессуального. Перечень наиболее важных отличительных черт педагогической технологии содержит:

1) предварительное проектирование (наличие диагностично поставленных целей, аппарата измерений, критериев и показателей);

2) стабильность;

3) системность;

4) упорядоченность;

5) прикладную контекстуальность.

Автором данных строк уже несколько лет ведется работа по созданию педагогической технологии подготовки будущих учителей физической культуры к инновационной деятельности. Мы считаем, что такая технология должна иметь модульную структуру, т.е. состоять из отдельных автономных, но в то же время сочетающихся блоков.

Содержательное наполнение модулей различно. На данном этапе мы можем с уверенностью сказать, что один из модулей должен включать в себя материалы, касающиеся формирования письменной речи исследователя. Напомним, что различают несколько видов речи: внешнюю, внутреннюю, монологическую, диалогическую, письменную и др. Становление исследовательского мышления связано с развитием научного "диалекта" письменной речи. Учителя-исследователи испытывают трудности с написанием статей, программ эксперимента, доклада, презентующего результаты научно-исследовательской деятельности. В качестве одного из способов формирования письменной речи студента мы применяем метод внеконтекстных операций с базовыми понятиями, разработанный профессором В.И. Журавлевым.

Другим аспектом обсуждаемой технологии является факт более активного использования "контекстного обучения". Контекстное обучение понимается нами как обучение, отличное от формирования ЗУНов, которые в принципе пригодятся в дальнейшем. Контекстное обучение - это работа над конкретной научно-исследовательской темой и личностный рост в ходе такой работы.

Таковы наши соображения, касающиеся реальных перспектив профессии педагога, в том числе и педагога в сфере физической культуры. Совершенно очевидно, что все учителя не могут быть исследователями, да этого и не требуется. Особенностью педагогической инновационной деятельности является то, что ее нельзя ни вменить, ни отменить волевым решением. Но всегда находятся люди, которые не мыслят своей профессии без творчества. Их и надо готовить к грамотному научному творчеству.

Литература

1. Инновация как средство экономического развития: Пер. с венгер./ Общ. ред. и вступ. ст. Б.В. Сазонова. - М.: Прогресс, 1990. - 296 с.

2. Кларин М.В. Личностная ориентация в непрерывном образовании. Педагогика, 1996, № 2, с. 14.

3. Методы активизации инновационных процессов: Сборник трудов. Вып. 16. - М.: ВНИИ системных исследований, 1988.

4. Социальные факторы нововведений в организационных системах: Тр. конф. - М.: ВНИИ системных исследований , 1980.

5. Управление развитием школы: Пособие для руководителей образовательных учреждений /Под ред. В.В. Лазарева. - М.: Новая школа, 1995.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!