КАМСКОМУ ГИФКу - 25 ЛЕТ


Abstract

INFLUENCE OF MOTOR ACTIVITY OF PREGNANT WOMAN AND FOETUS ON LEVEL OF NEWBORN MATURITY

G.N. Golubeva, Ph.D., lecturer

Kama state institute of physical culture, Naberezhnie Chelni

Key words: motor schedule, motor activity of a fetus, newborn physiological maturity, "gymnastics before birth".

There are inconsistent data on what motor schedule is necessary for a pregnant woman to give birth a physiologically mature child, and practically there is no information on the influence of a motor activity schedule of a foetus and a newborn condition. Besides they do not coincide the separate scientific statements about the role of sports and physical culture during pregnancy.

The results of researches have revealed the positive dependence of the physiological maturity level on motor activity of a foetus.

The newborn physiological maturity depends on motor activity of a foetus during pregnancy.


ВЛИЯНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ БЕРЕМЕННОЙ ЖЕНЩИНЫ И ПЛОДА НА УРОВЕНЬ ЗРЕЛОСТИ НОВОРОЖДЕННОГО

Кандидат педагогических наук, доцент Г.Н. Голубева
Камский государственный институт физической культуры, Набережные Челны

Ключевые слова: двигательный режим, двигательная активность плода, физиологическая зрелость новорожденного, "гимнастика до рождения".

В настоящее время имеются противоречивые данные о том, какой двигательный режим необходимо иметь беременной женщине для рождения физиологически зрелого ребенка, и практически нет информации о влиянии режима на двигательную активность плода и состояние новорожденного. Кроме того, не совпадают высказывания отдельных ученых о роли спорта и физической культуры в течении беременности. Так, одни авторы [8] утверждают, что занятия спортом противопоказаны во время беременности. Другие [5, 6, 7] допускают занятия спортом в первой половине беременности. Некоторые из них [5] утверждают, что спортсменки рожают намного легче и без осложнений для себя и ребенка благодаря хорошему тонусу мышц, участвующих в родах. Что касается занятий физической культурой, то многие авторы вообще не уделяют внимания этому виду активности в течение беременности.

Нами было проведено исследование двигательных режимов 136 женщин, родивших детей. Среди них 67 активно занимались спортом до беременности и 69 не занимались. Уровень спортивной квалификации у 16,4% женщин - мс; у 19,4% - кмс; у остальных - I разряд. Среди спортсменок 46,3% продолжали занятия спортом: до 3 месяцев беременности - 17,9%; до 4 - 19,4%; до 5 - 7,5%. Причем "совсем не испытывали" потребности в занятиях: а) спортом - 13,4% спортсменок; б) физической культурой - 3% спортсменок и 11,6% не занимавшихся спортом. Анализ уровня физиологической зрелости новорожденных показал, что у 88,1% спортсменок дети набрали 7 и более баллов, что соответствует состоянию физиологической зрелости, у не занимавшихся спортом - 68,1% детей с такими же показателями.

До последнего времени неясно, насколько запрограммированной является двигательная активность человека.

Так, представления о закономерностях регуляции двигательной активности еще во внутриутробном периоде получили свое развитие в работах профессора И.А. Аршавского [1, 2]. Им сформулировано энергетическое правило скелетных мышц, согласно которому состояние и развитие организма в каждом возрастном периоде обусловлено функционированием мышечной системы. Каждое движение является фактором индукции избыточного анаболизма, обеспечивающего избыточное восстановление структур и энергии после движения, в результате чего становятся возможными рост и развитие организмов. Это правило действует на протяжении всего онтогенеза, начиная с эмбрионального периода.

Установление связи эмбриона с материнским организмом через плаценту существенно осложняет и затрудняет получение питательных веществ и кислорода. Этот процесс лимитируется в основном избирательной проницаемостью плаценты - величиной площади обмена плацентарной мембраны. Причем масса тела в процессе роста плода увеличивается в третьей степени, а площадь поверхности транскапиллярного обмена - во второй. Наряду с избирательной проницаемостью это исключает для плода комфортные условия в смысле снабжения питательными веществами и кислородом. Насыщение артериальной крови кислородом не превышает 50 - 60% [4].

Известно, что на фоне постоянной позы плод периодически осуществляет генерализованную или локальную двигательную реакцию разгибательного характера. Причина этой активности заключается в периодическом обеднении внутренней среды плода пластическими и энергетическими ресурсами. В результате увеличивается скорость фетального кровообращения, кровь плода обогащается кислородом и питательными веществами и избавляется от накопившихся в избытке продуктов жизнедеятельности. Кроме того, статическое напряжение мускулатуры плода, поддерживаю щей ортостатическую позу, и особенно периодическая динамическая двигательная активность индуцируют избыточный анаболизм и ускорение роста и развития плода [2].

В связи с вышеизложенным нами проводилась оценка двигательной активности плода по тесту Пирсона, по данным ультразвукового исследования (УЗИ) и кардиотахографии (КТГ), а также определялось состояние здоровья новорожденных по шкале Апгар.

Результаты исследований выявили положительную зависимость уровня физиологической зрелости от двигательной активности плода. Так, у 83,4% женщин двигательная активность плода по результатам всех тестов отмечалась как "норма", а у 16,6% - как "ниже нормы". Исход родов показал, что у тех же 83,4% женщин уровень физиологической зрелости составил не менее 7 баллов, что соответствует хорошему показателю состояния новорожденного, а у 16,6% дети родились физиологически незрелыми. Таким образом, физиологическая зрелость новорожденного зависит от двигательной активности плода во время беременности.

Из вышеизложенного следует, что двигательную активность можно целенаправленно стимулировать еще во внутриутробном периоде, создавая условия для "гимнастики до рождения", которая как "микротренировка" приводит к развитию, совершенствованию и укреплению мышц, сердца и всего организма, повышает функциональные резервы и приспособление к физическим нагрузкам и недостатку кислорода у плода, а в дальнейшем способствует нормальной адаптации как после рождения, так и при социальной адаптации к дошкольному образовательному учреждению.

В какой-то степени стоит высказать предположение о том, что во внутриутробный период и в первый год жизни, возможно, формируется потребность в двигательной активности, сказывающаяся на уровне этой активности (высокий, средний, низкий).

Если эта гипотеза подтверждается, тогда большое значение приобретают психофизическая подготовка в течение беременности и физическое воспитание ребенка в раннем возрасте, особенно в первый год жизни.

Таким образом, самый важный период в создании предпосылок для гармоничного развития ребенка проходит в семье и зависит от готовности матери к процессу воспитания личности.

Поступление ребенка в детский сад, то есть дальнейшее изменение социальной среды, является в какой-то степени проверкой его адаптивных способностей [3], которые тренировались, но к другим факторам, во внутриутробном периоде, в процессе рождения, сразу после рождения, по мере становления статических и динамических функций, в процессе игровой деятельности. И первый критерий слабой адаптации - заболеваемость ребенка.

Литература

1. Аршавский И.А. К физиологическому анализу физического развития и его особенностей у новорожденных детей//Физиология человека, 1979, № 5.

2. Аршавский И.А. Физиологические основы периодизации индивидуального развития / Нормальная физиология: учебник для студентов ун-тов /Под ред. А.В. Коробкова - М.: Высшая школа, 1980, с. 545.

3. Бальсевич В.К., Запорожанов В.А. Физическая активность человека. - Киев: Здоров'я, 1987. - 224 с.

4. Киселев В.И., Куликов В.П. Потребность в двигательной активности/Физиология. Валеология. Реабилитология. 1998. - 133 с.

5. Крефф А.Ф., Каню М.Ф. Женщина и спорт/ Пер. с франц. /предисл. - М.: ФиС, 1986. - 143 с.

6. Симкин П., Вэлли Дж., Кепплер Э. Гид по беременности/ Пер. с англ. А. Кудряшова. - М.: ФАИР, 1998. - 576 с.

7. Физическая реабилитация: Учебник для академий и ИФК /Под ред. С.Н. Попова - Ростов-на-Дону: Феникс, 1999, с. 507 - 522.

8. Чимаров В.М. Основы здоровья детей. - Ташкент: Изд-во им. Ибн Сины, 1993. - 207 с.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
 

Реклама: