КАМСКОМУ ГИФКу - 25 ЛЕТ


Abstract

THE RESEARCH ON DYNAMICS OF CHANGES IN STRUCTURE OF PHYSICAL CULTURE SPECIALISTS FUNCTIONAL READINESS IN ONTOGENESIS

A.M. Imashev, Ph. D., lecturer

Kama state institute of physical culture, Naberezhnie Chelni

Key words: professional preparedness, functional preparedness, specialist of physical culture, pedagogical system, basic pedagogical functions, functional elements, questionnaire.

The author devoted his research to the professional preparedness of specialists in physical culture.

He had analyzed the experimental material about the levels of functional readiness condition of the students of KamSIFC and teachers of physical culture. He had also noted and used the original complex of knowlege-skills-experiences of basic pedagogical functions.

According to the author's opinion there are many different kinds in the methods of professional training, that must be used for the progressive development.


ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИКИ ИЗМЕНЕНИЯ СТРУКТУРЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Кандидат педагогических наук, доцент А.М. Имашев
Камский государственный институт физической культуры, Набережные Челны

Ключевые слова: профессиональная готовность, функциональная готовность, специалист по физической культуре, педагогическая система, основные педагогические функции, функциональные элементы, анкетирование.

Функциональная готовность (ФГ) специалиста по физической культуре (СФК) рассматри вается нами как часть его профессионально-дея тельностной готовности, характеризующаяся уровнем отработанности у него основных педагогических функций (ОПФ) [2, 3].

Проблема повышения динамики изменения уровня ФГ в вузовском онтогенетическом процессе становления СФК весьма актуальна в решении задач их профессионально-деятельностной подготовки. Поэтому мы направили свое внимание на более глубокое констатирующее эмпирическое исследование изменения состояния ФГ СФК в условиях проявления ими основ элементарного профессионально-педагогического мастерства в высшей физкультурно-педагогической школе.

Предполагалось, что диагностические срезы по определению состояний ФГ будущих СФК (БСФК) и СФК дадут желаемую информацию о динамике изучаемого объекта.

В связи с этим в исследовании были поставлены такие задачи:

1) определить уровни отработанности ОПФ у СФК и у БСФК до и после педагогической практики (ПП) ;

2) проанализировать характер динамики ФГ от БСФК к ФГ СФК;

3) выявить направления коррекции содержания процесса профессиональной подготовки БСФК и СФК.

В качестве основного инструмента проведения диагностической работы был использован опросник [4], включающий в себя знания, умения, навыки (ЗУН) ОПФ как функциональные элементы (ФЭ) деятельности СФК.

В него вошли ЗУН следующих ОПФ:

Общетрудовые - коммуникативная (КПФ) как комплекс ФЭ по установлению педагогически целесообразных взаимоотношений между субъектом и объектом педагогической системы [1] (сПС и оПС), организационно-управленческая (УПФ) как комплекс ФЭ по реализации достижения цели ПС, конструктивная (СПФ) как комплекс ФЭ по логическому структурированию содержания ПС, проектировочная (ППФ) как комплекс ФЭ по последовательному распределению во времени содержания ПС, гностическая (ГПФ) как комплекс ФЭ по приобщению сПС и оПС к исследовательской деятельности;

Общепедагогические - информационная (ИПФ) как комплекс ФЭ по передаче оПС содержания ПС, ориентационно-вос питательная(ВПФ) как комплекс ФЭ по формированию направленности оПС на ценностные ориентации, развивающая (РПФ) как комплекс ФЭ по раскрытию внутреннего потенциала оПС, мобилизационная (МПФ) как комплекс ФЭ по устремлению внутреннего потенциала оПС на достижение ее цели;

Специфическая - двигательная (ДПФ) как комплекс ФЭ по реализации моторного потенциала оПС.

Для сбора информации по изучаемой проблеме нами был выбран метод анкетирования, в котором в качестве экспертов, опрашиваемых по деятельности БСФК, выступили преподаватели КамГИФКа - методисты по педагогической практике (всего 20 респондентов) и учителя ФК города (15 человек).

Вузовским работникам было предложено оценить среднюю ФГ студентов-практи кантов [5] по бригадам, которыми они руководили в период ПП, а учителям ФК - оценить свою ФГ и проставить соответствую щие баллы в специально разработанных для этого бланках по следующему правилу:

"0" - при отсутствии знания о данном ФЭ;

"I" - при наличии знания о данном ФЭ;

"II" - при наличии умения (пользовался данным ФЭ хотя бы раз);

"III" - при наличии навыка (довел владение данным ФЭ до автоматизма).

В результате проведенной работы были получены данные, охарактеризовавшие динамику ФГ как положительную : интегральная характеристика значений уровней сформированности ФЭ показала тенденцию к прогрессивной динамике (статистическая достоверность различий между значениями ФГ у БСФК до и после ПП и между значениями ФГ у СФК оказалась на уровне значимости р < 0,05 по t-критерию Стьюдента).

Анализ статистических результатов по составляющим ФГ, а также их графо-анали тическая интерпретация показали следующее:

- средний уровень ФГ по группе испытуемых до ПП оказался равным 0,94, что означает отсутствие знаний о данном виде деятельности;

- средний уровень ФГ испытуемых после ПП оказался равным 1,72, что соответствует "знанию" выполняемых студентами ФЭ;

- средний уровень ФГ по группе СФК оказался равным 2,33, что соответствует "умению" выполняемых ФЭ;

- наиболее сформированной среди всех других ОПФ оказалась ДПФ, причем эта функция была единственной, по которой уровень ФГ БСФК к окончанию ПП был оценен методистами выше, чем "умение";

- на 2-е место участники опроса вывели соответственно ИПФ, ИПФ и ВПФ c CПФ;

- наименее сформированными ("западающими") до ПП, после ПП у БСФК и у СФК проявили себя соответственно РПФ, ВПФ и ГПФ;

- РПФ и ВПФ оказались наиболее прогрессирующими за исследуемые периоды (соответственно 1,57 и 1,65);

- наименее прогрессирующими опрашиваемые считают ГПФ и ИПФ (по 1,17).

Таким образом, с целью ликвидации "западания" части ОПФ в описываемых процессах по профессионально-деятельностной подготовке БСФК и СФК необходимо сделать акцент на осуществлении работы в направлении изменения характера отработки основных педагогических функций - гностической, развивающей и ориентационно -воспитательной .

Литература

1. Беспалько В.П., Татур Ю.Г. Системно-методическое обеспечение УВП подготовки специалистов, - М.: Высшая школа. 1989. - 144 с.

2. Бобырев Н.Д., Мерлинкин В.П. Особенности структури рования функциональных компонентов в деятельности учителя ФК. Казань, 1989, c. 130.

3. Половникова Н.А. Интенсификация подготовки специалиста высшей квалификации //Сов. пед. 1986, № 3, с. 72 - 78.

4. Имашев А.М. Интенсификация функциональной подготовки будущего учителя ФК. Наб.Челны, 1998, c. 16 - 20.

5. Имашев А.М., Батищев В.И. Влияние педагогической практики на функциональную готовность будущего специалистов по физической культуре. Воронеж, ВГИФК - РГАФК. 1999, c. 49 - 54.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
 

Реклама: