Abstract LAWMAKING ABOUT PHYSICAL CULTURE AND SPORTS AT LEVEL OF SUBJECT OF RUSSIAN FEDERATION V.N. Zuyev, Dr. Hab., lecturer, honorable worker of physical culture of Russian Federation Tyumen state university, Tyumen Key words: physical culture and sports, law, legal system, lawmaking, subject of Russian Federation, normative-legal acts, program for development of physical culture and sports, legal guarantees, legal regulation, tax privileges, budget, financing, labour contract. The lawmaking activity in the subjects of Russian Federation is consecutive and forms the concept of management in the area of physical culture and sports. The basic tasks in lawmaking is the state support in the financial stabilization of the branch, in the stimulation of preferential taxation, which promote the realization of social-economic conditions in health-improving work for the population and for the changes in the sports of maximum achievements. The successful decision for the today's problems of
development and functioning of physical culture and sports, the management in that area
are possible first of all on the perfect legal basis ensuring the rights and the freedoms
of citizens in Russian Federation.
|
ЗАКОНОТВОРЧЕСТВО О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТЕ НА УРОВНЕ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Доктор педагогических наук,
доцент, заслуженный работник физической
культуры Тюменский государственный университет, Тюмень Ключевые слова: физическая культура и спорт, закон, правовая система, законотворчество, субъект Российской Федерации, нормативно-правовые акты, программа развития физической культуры и спорта, правовые гарантии, правовое регулирование, налоговые льготы, бюджет, финансирование, трудовой договор (контракт). Законотворческая деятельность в субъектах Российской Федерации в последние годы последовательно и поступательно формирует концепцию по управлению сферой физической культуры и спорта (ФКиС). Основные задачи в законотворчестве - государственная поддержка в стабилизации финансирования отрасли, в стимулировании льготного налогообложения, которые способствуют реализации социально -экономических условий в оздоровительной работе среди населения и созидательной динамике спорта высших достижений. Успешное плодотворное решение современных проблем развития и функционирования ФКиС, управления в этой сфере возможны в первую очередь на совершенной правовой основе, обеспечивающей права и свободы граждан РФ. Вся правовая система активно действует в формировании и осуществлении правовых основ и норм деятельности в сфере физической культуры, спорта, физического воспитания с применением этой системы на федеральном, территориальном и местном уровнях. Законотворчество в сфере ФКиС с учетом Основ законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте и в последующем Федерального Закона " О физической культуре и спорте в Российской Федерации" от 29.04.1999 г. активизировало принятие законов во многих субъектах РФ, причем в большинстве случаев сохранялась редакция статей Федерального законодательства. В законотворчестве регионов (Москва, Московская, Омская, Пермская, Тюменская области, Башкортостан, Бурятия и др.) в содержание законов привнесены собственные положения и нормативы, что расширяет и совершенствует правовые отношения и защиту интересов населения в сфере физической культуры и спорта, совершенствования физического воспитания подрастающего поколения. Региональные законы, принятые в соответствии с Конституцией РФ, Основами законодательства, Конституцией или Уставом субъекта РФ, другими нормативно-правовыми актами, регулируют отношения в сфере ФКиС на территории данного региона. Закон о ФКиС субъекта РФ является базовым законом, определяю щим регулируемые правом отношения в сфере физической культуры и спорта на территории и в пределах компетенции субъекта федерации. Закон базируется на федеральном законодательстве, положениях федеральных ведомственных актов и не противоречит иным нормативно -правовым актам, касающимся образования, здравоохранения и прочих сфер социальной деятельности, обеспечивающих физическую культуру, физическое воспитание и здоровый образ жизни населения. Такие акты, в свою очередь, соответствуют закону о ФКиС. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ и субъекта федерации являются составной частью правовой системы ФКиС региона. Если международным договором субъекта федерации установлены иные правила, нежели те, которые предусмотрены законодательством субъекта федерации, применяются правила международного договора. Закон о ФКиС направлен на достижение необходимого и достаточного физического развития и совершенствования людей, освоение ими в процессе и в результате физического воспитания жизненно важных, необходимых и полезных для здоровья знаний, двигательных умений и основных навыков физической культуры, спорта и здорового образа жизни. Основными задачами закона являются: - обеспечение и защита права граждан на занятия ФКиС; - создание правовых гарантий для функционирования и развития системы физического воспитания; - определение прав, обязанностей и ответственности физических и юридических лиц в сфере ФКиС; - правовое регулирование отношений, возникающих и осуществляемых в системе физическо го воспитания и в физкультурном движении. При разработке закона соблюдаются следующие принципы: 1.Соответствие закона публичному и частному праву. Непротиворечивость и соблюдение единообразия действия по вертикали и горизонтали отраслевого закона, учитывающего основные положения нормативно-правовых актов высшей компетенции и действующих актов, принятых самим субъектом регионального законотворчества. 2. Системность, соблюдение единства и целостности правового пространства РФ, признание базовых положений, нормативов и технологий реализации, действующих в соответствии с законодательством РФ и субъекта федерации. 3. Соответствие уровня и формы правового регулирования объекту правоприменения. 4. Обоснованность и соответствие закона и логически следующих из него нормативных актов реальным тенденциям развития общественных отношений, а также ресурсам общества. 5. "Презумпция" равенства исходных возможностей граждан для получения необходимого прожиточного, минимального социального стандарта объема и состава физкультурно-спортивных и рекреационных услуг и т.п. К компетенции регионального представительно о органа (республиканского парламента, областной думы и т.п.) в сфере ФКиС относится: - принятие нормативных правовых актов субъекта федерации в сфере ФКиС; - утверждение в рамках закона о региональном юджете расходов на ФКиС; - утверждение государственных программ региона по развитию ФКиС; - предоставление налоговых и других льгот организациям, деятельность которых направлена на развитие ФКиС, и др. К компетенции территориальных органов управления в сфере ФКиС субъектов РФ относится: - формирование и осуществление политики в области ФКиС на территории субъекта федерации; - разработка и выполнение государственных программ субъекта федерации (области и др.) в сфере развития ФКиС; - в соответствии с Конституцией или Уставом субъекта федерации исполнение законодательства в сфере ФКиС; - разработка нормативно-правовых актов в сфере ФКиС; - разработка минимальных социальных стандартов в сфере ФКиС; - участие в реализации федеральных программ развития ФК и формировании здорового образа жизни, развитие спорта, совершенствование системы физического воспитания за счет средств федерального и регионального (субъекта федерации) бюджетов; - содействие развитию производства товаров и услуг, обеспечивающих потребности в сфере ФКиС на территории региона; - организация системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов ФКиС региона; - организация информационного обеспечения, издание научной, учебной и популярной литературы по ФКиС. Органы исполнительной власти субъекта федерации в сфере управления ФКиС как самостоятельно, так и совместно с общественными объединениями осуществляют развитие ФКиС на территории региона. Учитывая потребности населения в спортивных зрелищах и существование профессиональной спортивной деятельности, по соответствующе му решению в регионе могут создаваться специализированные организации по подготовке спортсменов высокого класса. Статус, условия и порядок их деятельности определяются учредительными документами. Специализированные организации по подготовке спортсменов высокого класса могут быть коммерческими и некоммерческими. Учредителем (соучредителями) специализированных организаций по подготовке спортсменов высокого класса вправе быть: - государственные органы управления ФКиС; - отечественные и зарубежные предприятия, учреждения и организации, их ассоциации и другие объединения; федеральный фонд ФКиС;региональный фонд ФКиС, соответствующие местные фонды, отечественные и зарубежные общественные и частные фонды; - физкультурно-спортивные организации и объединения, зарегистрированные в установленном порядке; - физические лица. Мы исследовали большинство статей регионального закона Тюменской области. В законе этого субъекта РФ "О физической культуре и спорте" привлекают внимание положения, законодатель но закрепляющие финансовое и материальное обеспечение физической культуры и спорта. Так, в ст. 3 "Компетенция органов государственной власти Тюменской области в сфере физической культуры и спорта" говорится (п. 4) о формировании "фонда развития физической культуры и спорта". Ст. 8 (п.1) определяет, что "администрация учреждений, организаций, предприятий и их объединений обязана создавать работникам условия для реализации их права на занятия физической культурой, включая реабилитационные и профессио нально-прикладные занятия в режиме рабочего дня, послетрудовое восстановление, профилактические занятия, спортивно-массовую работу, что может быть отражено в коллективном договоре". А следующий пункт той же статьи гарантирует, что "предприятия, организации, учреждения любой организационно-правовой формы при условии направления ими средств на финансирова ние спортивно-массовой работы среди населения области, включая и финансирование мероприятий реабилитации инвалидов с помощью физической культуры и спорта, в пределах фактически перечисленных средств освобождаются от уплаты фактических сумм налога на прибыль в части платежей, поступающих в областной бюджет (при наличии заключения Комитета по физической культуре и спорту администрации области по каждому налогоплательщику о вкладе в развитие физкультуры и спорта в области) на основании налогового законодательства". Законодатели области конструктивно восприняли имеющийся мировой опыт стимулирования развития физической культуры трудящихся и установили (ст. 8, п.3), что "лица, систематически занимающиеся физической культурой и спортом, ведущие здоровый образ жизни, имеют право на материальное и моральное поощрение со стороны администрации и руководителей учреждений, организаций, предприятий и их объединений, что может быть отражено в коллективном и трудовом договоре (контракте)". Обстоятельно утверждены позиции, определяющие условия финансирования физической культуры и спорта в Тюменской области. В п.1, ст. 11 отмечено, что источниками финансирования физической культуры и спорта являются федеральный и областной бюджеты, местные бюджеты, вклады средств учреждений, организаций, предприятий и их объединений, в том числе общественных объединений физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности, а также средства от продажи прав на рекламу и телевизионную трансляцию спортивных мероприятий, спортивных лотерей, средства государственного страхования, благотворительные пожертвования организаций и граждан и другие поступления. Таблица 1. Финансирование ФКиС на основании Закона Тюменской области "О физической культуре и спорте"
Таблица 2. Физкультурно-оздоровительные, спортивные сооружения, их использование н основании Закона Тюменской области "О физической культуре и спорте"
Расходы же на финансирование ФКиС, согласно п. 2 той же статьи, определяются при утверждении Закона Тюменской области "Об областном бюджете" на предстоящий год администрацией области с учетом реальных возможностей финансирования в размере 2% от расходной части бюджета. Доля расходов на цели развития спорта высших достижений установлена в размере 25% средств, направляемых на развитие ФКиС. Финансирование спортивно-массовых мероприятий и региональных программ развития ФКиС осуществляется областным бюджетом и Фондом развития ФКиС Тюменской области, созданным при государственном органе управления ФКиС. Поступление средств из внебюджетных источников не является основанием для сокращения отчислений из областного и местного бюджетов на развитие ФКиС. Законодательно определено, что в отношении предприятий, учреждений, а также физических лиц, направляющих свои средства в фонды ФКиС, может применяться льготный порядок исчисления налогов в соответствии с законодательством РФ и Тюменской области. Спортивные же сооружения, центры спортивной подготовки, ДЮСШ и другие организации физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности, отнесенные в установленном порядке к собственности Тюменской области и участвующие в выполнении областных государственных и местных программ развития ФКиС, освобождаются от уплаты всех видов налогов в части, зачисляемой в областной бюджет. Органы местного самоуправления могут устанавливать льготы по уплате налогов в части, зачисляемой в бюджет местного самоуправления. В законе определены условия регламентации использования физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, по которым органы местного самоуправления могут осуществлять строительство физкультурно-оздоровительных и спортивных объектов жилых микрорайонов и контролируют планирование, проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию на территории объектов физкультурно-спортивного назначения в соответствии с установленными нормами. В состав приемо-сдаточных комиссий микрорайонов включаются представители территориальных государственных органов управления ФКиС. Не допускается строительство новых образовательных учреждений всех типов, кроме учреждений дополнительного образования, без физкультурно -спортивной базы, а также ликвидация физкультур но-оздоровительных и спортивных сооружений без создания в пределах данной территории (района) равноценных сооружений и согласия органов местного самоуправления (ст. 12, п. 2). Физкультурно -оздоровительные и спортивные сооружения не могут быть перепрофилированы в случае их приватизации трудовыми коллективами или изменения собственника. Перечень сооружений, не подлежащих приватизации, согласовывается с государственным органом управления физической культурой и спортом Тюменской области. Исполнительные и законодательные органы власти сформировали в законе стимулирующие вопросы оплаты труда и льгот работникам предприятий, учреждений и организаций сферы ФКиС. Как и обычно, заработная плата работникам предприятий отрасли выплачивается за выполнение ими функциональных обязанностей и работ, предусмотренных трудовым договором (контрактом). Выполнение работником других обязанностей и работ оплачивается по дополнительному соглашению, кроме случаев, предусмотренных законодательством. Но положения пп. 3 ст. 14 явно способствуют стимулированию, социальной защите благосостоянию работников сферы ФКиС области. Так, работники предприятий сферы ФКиС, расположенных в рабочих поселках городского типа, сельской местности, имеют те же льготы, которые предусмотрены в Законе РФ "О социальном развитии села" для работников агропромыш ленного комплекса (п. 4). Предприятия, учреждения и организации физической культуры и спорта в пределах имеющихся средств на оплату труда самостоятельно устанавливают для своих работников форму и систему оплаты труда, размеры доплат и надбавок, премий и других выплат стимулирующего характера (п.3). Таблица 3. Оплата труда, льготы работникам предприятии, учреждении и организации ФКиС на основе законодательства Тюменской области
Таблица 4. Дополнительные льготы работникам предприятии, учреждении и организации физической культуры и спорта на основе законодательства Тюменской области
Наши исследования в законотворческой деятельности на территории Тюменской области в сфере ФКиС выявили следующее. Органы исполнительной и законодательной власти реализуют посредством закона развитие ФКиС как составной части социальной политики Тюменской области, направленной на социально -экономическое развитие территории. В законе регулируется государственная политика в сфере ФКиС: создание необходимых условий для жителей области в удовлетворении интересов и интеграции потребностей в занятиях ФКиС. Эффективная структура управления ФКиС региона реализуется через статьи закона в формировании ресурсов (финансирование, создание материально-технической базы, кадровое обеспечение). В действующий закон сформировалась востребованность в дополнении и коррекции положений по профессиональному и детско-юношескому спорту. Литература 1. Братановский С.Н. Государственное управление физической культурой и спортом. Саратов, 1991. - 234 с. 2. Гуськов С.И. Государство и спорт. М., 1996, - 48 с. 3. Гуськов С.И., Соколов А.С. Местные органы власти и спорт. 4. Государство, физическая культура и спорт: депутаты и специалисты размышляют (Материалы "круглого стола" от 23.05.1966 г. и парламентских слушаний от 9.07.1996 г.). М.,1996. 5. Жолдак В.И., Зуев В.Н. Основы менеджмента спорта. Тюмень, 1998. - 419 с. 6. Жолдак В.И., Сейранов С.С. Менеджмент. - М.: Советский спорт.- 526 с. 7. Жолдак В.И., Зуев В.Н. Управление в сфере физической культуры и спорта. М., 2000. - 329 с. 8. "Закон о физической культуре и спорте в Российской Федерации". М., 29.05.1999, № 80-ФЗ, с. 56. 9. "Закон о физической культуре и спорте в Тюменской области". Тюмень, 23.01.1998, № 140, с.14. 10. Зуев В.Н. Управление системой спортивного соревнования. Тюмень 1999.- 312 с. 11. Путалова И.Б. Правовые основы физической культуры и спорта. Омск, 1999, с. 243. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |