СПОРТ: ПРИРОДА И СОЦИУМ


Abstract

INFLUENCE OF FRUSTRATING SITUATIONS ON SOCIAL ADAPTATION OF ATHLETES TO EDUCATIONAL-TRAINING AND COMPETITIVE ACTIVITY

O.A. Sirotin,
Dr. Hab, professor
Ural state academy of physical culture,
Chelyabinsk

V.I. Sivakov,
Dr. Hab, professor
Chelyabinsk state pedagogical university, Chelyabinsk

Key words: frustration, aggression, social adaptation, athlete, educational-training and competitive activity.

The main condition in the formation of the harmoniously developed person is an I am parameter of social adaptation. On figure of social adaptation of an athlete is the social-econo-mic and psycho-pedagogical conditions influence. The structural orientation of these conditions is determined by social, and asocial party of influence on a mental condition of an athlete in his (her) educational-training and his (her) competitive activity also.

Tasks: 1. To study a level of social adaptation at sportsmen in occupations by various kinds of sports. 2. To determine the degree of social adaptation influence on an athlete's personality characteristics.

The revealed psychological structure of an athlete will allow a coach to correct the process of socialization. Owning such information, the coach-teacher can more purposefully operate a mental condition of athletes in educational-training and competitive activity.


ВОЗДЕЙСТВИЕ ФРУСТРИРУЮЩИХ СИТУАЦИЙ НА СОЦИАЛЬНУЮ АДАПТАЦИЮ СПОРТСМЕНОВ К УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОЙ И СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Доктор педагогических наук, профессор О.А. Сиротин
Уральская государственная академия физической культуры, Челябинск

Доктор педагогических наук, профессор В.И. Сиваков
Челябинский государственный педагогический университет, Челябинск

Ключевые слова: фрустрация, агрессивность, социальная адаптация, спортсмен, учебно-тренировочная и соревновательная деятельность.

Важнейшее условие в формировании гармонично развитой личности я - показатель социальной адаптации. На сформированность социальной адаптации спортсменов влияют прежде всего социально-эконо мические и психолого-педагогические условия. Структурная направленность этих условий определяется как социальной, так и асоциальной стороной воздействия на психическое состояние спортсменов в учебно-тре нировочной и соревновательной деятельности.

Социальная сторона воздействия положительно влияет на социализацию личности, и мы ее рассматривать не будем. Остановимся на развитии асоциальных свойств личности, таких, как агрессивность, тревожность, аутоагрессия, проявляемых под воздействием фрустрирующих факторов 1.

Необходимость решения этой проблемы мы связываем и с другими условиями. Во-первых, нельзя не согласиться с мнением многих ученых, полагающих, что физическая культура и спорт - это факторы успешной социализации спортсменов [1-4]. О позитивном влиянии физической культуры и спорта на личность говорилось также на Всемирном саммите по физической культуре, проходившем в Берлине. Участники саммита отметили, что физическая культура существенно сокращает масштабы негативных явлений среди молодежи [4]. Действительно, в различных видах спорта доминируют активные двигательные действия, определяемые мотивом, целью и ценностными ориентациями. Ценностная ориентация позволяет реализовать роли и адаптировать социальные связи в ситуации фрустрации, которые и приводят в действие психолого-педагогический механизм социализации личности. Следовательно, учитывая вышеизложенные условия, можно заключить, что чем выше процесс социализации, тем ниже показатели фрустрации у спортсменов. Вместе с тем имеются работы, свидетельствующие об асоциальном воздействии спорта высших достижений на личность спортсменов [2].

Для более основательного представления темы исследования обратимся к понятийному аппарату. Под социальной адаптацией понимается прежде всего соблюдение, выполнение принятых обществом норм и правил, способствующих развитию личности [5]. Термин же "фрустрация" происходит от латинского frustration - обман, расстройство. Фрустрация - это психическое состояние, возникающее вследствие реальной или воображаемой помехи, препятствующей достижению цели [5]. Проявление агрессии в ситуации фрустрации - проблема, которая все больше волнует учителей физической культуры, тренеров по различным видам спорта и, конечно, общественность. Как разрешить этот вопрос? Это невозможно без достаточно точного определения понятий "агрессия" и "агрессивность". Агрессия - это поведенческий акт, а агрессивность - свойство личности, проявляемое в агрессии. И приобретены они в ходе социального развития [5]. В связи с обоснованностью проблемы целью исследования стало изучение воздействий фрустрирующих ситуаций на уровень социальной адаптации спортсменов в различных видах спорта.

Исходя из цели исследования, были определены следующие задачи:

1. Изучить уровень социальной адаптации у спортсменов при занятиях различными видами спорта.

2.Определить степень воздействия социальной адаптации на личностные свойства спортсменов.

Организация и методы исследования. Исследования проводились на базе Павлодарского педагогического института и Челябинского государственного педагогического университета. В подготовительном периоде мы определяли уровень социальной адаптации у спортсменов различной спортивной квалификации и специализации. Всего было обследовано 374 спортсмена, от новичков до мастеров спорта международного класса.

Для решения задач использовались следующие методы: анализ научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование социальной адаптации (тест Розенцвейга). Уровень социальной адаптации спортсменов определялся с помощью теста Розенцвейга. В тесте на социальную адаптацию использовано 14 стандартных ситуаций из 24. Ответ, cовпадающий у спортсменов с ключом теста, оценивался в 1 балл. Максимальное количество баллов, набранное спортсменом по тесту, - 14, или 100%. В основном у спортсменов таких совпадений было от 2 до 8. Следовательно, чем больше баллов набирает спортсмен, тем выше уровень его социальной адаптации.

Результаты исследования и их обсуждение. Уровень социальной адаптации спортсменов в различных видах спорта определяется прежде всего социально-психологическими условиями в коллективе, которые базируются на нравственных традициях не столько спортсменов, сколько тренера-педагога. Следовательно, личность тренера во многом определяет социальные установки, нормы поведения спортсменов в ситуации фрустрации.

Результаты исследования подтвердили, что уровень социальной адаптации во многом зависит как от специализации, так и от квалификации спортсменов. Результаты, полученные на кикбоксерах, показывают, что чем выше спортивная квалификация, тем выше уровень социальной адаптации. Так, уровень социальной адаптации новичков, занимающихся кикбоксингом, составляет 14,8%, а мастеров спорта международного класса - 32,6%. Уровень развития социальной адаптации у кикбоксеров имеет ступенчато возрастающую направленность даже во фрустрирующей ситуации. Из результатов исследования можно заключить, что спортивная деятельность при соответствующих педагогических условиях способствует успешной адаптации спортсменов. Соответствен но, чем выше уровень социальной адаптации, тем успешнее процесс социализации личности в коллективе. Об этом свидетельствует также анализ результатов, полученных по 14 видам спорта.

Исследовался уровень социальной адаптации и спортсменов различных видов спорта, которые были разделены на пять групп. Высокий уровень социальной адаптации выявлен у спортсменов, занимающихся пулевой стрельбой ( = 51,6%). Вторую по уровню социальной адаптации группу составили спортсмены циклических видов спорта (=40,0%). На третьем месте оказались спортсмены, занимающиеся различными видами единоборств ( = 36,2%), на четвертом - спортигровики ( = 29,5%), а на пятом - спортивные акробаты (= 29,4%).

Результаты исследования показали, что уровень социальной адаптации у спортсменов - представителей различных видов спорта не превышает 500%-ного рубежа, за исключением пловцов и пулевиков. Недостаточно высокий уровень социальной адаптации спортсменов -- представителей различных видах спорта обусловлен влиянием социально-психологических условий, и прежде всего - макро- и микроклиматом спортивного коллектива.

Процесс социальной адаптации наиболее выражен у спортсменов, представляющих индивидуальные виды спорта, а не коллективные. Фрустрированность у спортсменов в индивидуальных видах спорта выражена в меньшей степени. Этому способствуют процессуальные мотивы, которые мобилизуют их на результативную деятельности даже в ситуации фрустрации.

У представителей коллективных видов спорта, напротив, преобладают эмоциональная напряженность, приводящая не только к характерному изменению уровня социальной адаптации, но и к фрустрации. Выявленный тип и направленность фрустрирующей реакции оказывают различное воздействие на формирование социальной адаптации в спорте. Это подтверждают и показатели исследования психологического профиля кикбоксеров.

Фрагменты изучаемой проблемы рассмотрим на примере проявления агрессивности спортсменами различной квалификации - от новичков до мастеров спорта международного класса. Из сравнительной характеристики психологического профиля видно, что показатели агрессивности снижаются от новичков (6,9 балла) до мсмк (3,4 балла). Подобные изменения определены и по экстрапунитивной направленности, которая составила у новичков 11,6 и у мсмк - 9,2 балла. Со снижением агрессивности, тревожности снижается и экстрапунитивная направленность фрустрации.

Из экспериментальных данных нельзя не отметить положительной динамики фрустрированности по типу и направленности реакции у кикбоксеров. У мсмк, например, уменьшается реакция на наличие препятствий (ОД), повышаются процесс социализации личности (ЕД) и пути решения фрустрирующих ситуаций (НП). Стабилизация фрустрирующих реакций у кикбоксеров происходит по следующим показателям: тревожности - Е, склонности к лидерству - е, аутоагрессии - /J/, самооценки - i, безразличию к фрустрации - М, миролюбию - /М/ и сдержанности - m.

Показатели психологического профиля имеют положительную динамику, и зависит она от квалификации и специализации спортсменов. Чем выше квалификация спортсменов, тем меньше трудностей возникает при разрешении фрустрирующих ситуаций. Следовательно, можно предположить, что со снижением фрустрации повышается устойчивость спортсменов и к стресс-факторам благодаря нахождению конструктивных путей для их решения. Ведь стресс и фрустрация -это два вида психического состояния, которые не исключают друг друга, хотя причины их проявления различны.

Обобщая результаты выполненного исследования, необходимо отметить, что у спортсменов - представителей различных видов спорта даже во время фрустрациисохраняется уровень социальной адаптации. Наиболее выражен этот процесс у кикбоксеров высокой квалификации. Для того чтобы мобилизовать спортсменов на высокий спортивный результат, необходимо знать свойство фрустраторов и своевременно их выявлять. Например, владение информацией о соотношении показателей экстрапунитивной и импунитивной направленности реакции позволяет прогнозировать успешность выступления спортсменов, а также эффективность восстановительных процессов после фрустрирующей ситуации. Так, превышение показателей импунитивной реакции над экстрапунитивной после физической нагрузки свидетельствует о стабилизации психических состояний у спортсменов.

Психологический профиль спортсменов в различных видах спорта дает своевременную информацию об их психофизиологическом состоянии. Результаты исследования позволяют вносить своевременные коррективы в преодоление состояния фрустрации. Как свидетельствуют полученные данные, уровень фрустрации снижается с повышением спортивного мастерства, но она может наблюдаться и у спортсменов высокой квалификации . Следовательно, можно предположить, что у мсмк под воздействием фрустрации ухудшаются работоспособность и координация движений, приводящие к снижению не только спортивного результата, но и уровня социальной адаптации. Это подтверждают и результаты исследования кикбоксеров, указывающие, что чем выше показатель направленности фрустрации вовне или на себя, тем ниже конструктивность решения фрустрирующих ситуаций. Иначе говоря, фрустрация приводит к рассогласованности многих функций и систем организма. Об этом свидетельствует и психологический профиль кикбоксеров различной квалификации, в котором показаны тип и направленность фрустрации, а также на уровень социальной адаптации у спортсменов - представителей различных видов спорта.

В заключение необходимо отметить, что нами не выявлено достаточно высокого уровня социальной адаптации у спортсменов - представителей многих видов спорта, что свидетельствует об их недостаточной устойчивости к фрустрирующим ситуациям, особенно кикбоксеров-новичков.

Предложенный для рассмотрения психологический профиль позволяет выделить структуру фрустрации у спортсменов - от новичка до мсмк, а также отследить не только уровень социальной адаптации, но и воздействие физической нагрузки на фрустрацию по экстрапунитивным и импунитивным направлениям реакции у спортсменов. Владея информацией о направленности и типе фрустрации у спортсменов, тренер-педагог сможет определить, какое влияние препятствие оказывает на спортсменов, какие первоначальные ценности он защищает и какие конструктивные шаги предпринимает для их решения.

В заключение необходимо сделать вывод о том, что выявленный психологический профиль, а также экстра- и импунитивная направленности реакций у спортсменов позволят тренеру скорректировать процесс социализации. Владея такой информацией, тренер-педагог сможет более целенаправленно управлять психическим состоянием спортсменов в учебно-тренировочной и соревновательной деятельности.

Литература

1. Бальсевич В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996, № 1, с. 23.

2. Ким В.В. Любительский спорт как придаток международных производственных монополий // Теор. и практ. физ. культ. 1999, № 7, с. 8-14.

3. Миртов М.Н. Бесчинства на стадионе // Теор. и практ. физ. культ. 1989, № 2, с. 45.

4. Моченов В.П., Уголькова И.В. Всемирный саммит по физической культуре // Физ. культ.: воспитание, образование, тренировка. 2000, № 1 c. 56.

5. Психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Т. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1990.- 494 с.


1 Фрустрация - это психическое состояние, возникающее вследствие реальной или воображаемой помехи, преодолеваемой спортсменом.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
 

Реклама: