|
НОВЫЕ ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МАСТЕРСТВА ТЕННИСИСТОК О.Ю. Портнова 1.Главные направления нашего ( авторского) мышления: - от анализа к комплексности к синтезу; - от методологии к методике к технологии; - от типологии к индивидуализации к персонализации; - от полисоревновательности к полицикличности к полиморфизму; - от алгоритма к альтернативе к выбору альтернатив (по оптимальности); - от тренированности к спортивной форме (готовности соревноваться) к пику спортивной формы (готовности к главному соревнованию); - от операции к звену к фазе; - от исполнительского мастерства к спортивному мастерству к виртуозности (совершенству) к ИССД; - от состояния к модели к статусу. 2. Полисоревновательный характер игры с дискретноэкстремальным ритмом физических и психических напряжений определяет и полиморфизм в системе подготовки (этапы, блоки, модули, фрагменты, тренировочные дни). 3. Первоочередность понимания технологичности системы подготовки, программно-технологического управления ее процессом с позиций экономичности или эргономичности. 4. Формы и виды подготовки: а) аналитическая (атлетическая, функциональная, техническая, тактическая, психическая, теоретическая); б) интегральная (сопряженная, ситуационная, игровая, соревновательная). 5. Что такое атлетизм теннисиста? Возможно, это сбалансированный, гармоничный статус игрока, оптимизированный по морфологическим (конституци ональным), качественным и функциональным характеристикам? 6. Понимание спортивного результата как главного интегрального показателя степени реализации накопленного потенциала, а игровых модельных характеристик как показателя уровня подготовленности игрока, команды (в парной и смешанной игре). 7. Необходимость учета взаимовлияния нагрузок по ходу тренировочного процесса, их последовательности (эффекта предшествующих и последующих тренировок), которая не должна быть излишне жесткой, заформализованной. 8. Для "блока" характерным будет концентриро ванное использование специализированных однонаправленных нагрузок и разведение по времени нагрузок различной преимущественной направленности (с учетом позитивных и негативных влияний!). 9. Технология в отличие от методики стремится не к увеличению набора средств в реальной тренировочной практике, а к использованию наиболее эффективных и адекватных из них для определенной ситуации, конкретного игрока (его состояния, подготовленности ), определенного сжатого отрезка рабочего времени. Смысл - в минимизации средств и времени при оптимальном качестве подготовки. 10. В чем заключается технология подготовки игрока (конечно, во взаимосвязи с подготовкой команды): а) в индивидуализации соревновательного режима, б) в специфике так называемого переходного периода (полный отдых, активный деятельный отдых, тренировочная работа без особых психических, эмоциональных напряжений преимущественно аналитического характера); в) в учете травмированности, заболеваемости, комплекса мероприятий по лечению и реабилитации; г) в учете оценок этапного и текущего состояния организма игрока после выполненной тренировочно -соревновательной работы (нагрузки); д) в формировании личностной социально-пси хологической установки на реализацию задач индивидуального плана или ЦКП. 11. Представляется принципиально новым (во всяком случае рациональным) не описывать по "классической схеме" средства и методы отдельных видов подготовки, а раскрывать их и выстраивать в тот или иной вариант технологического комплекса для решения основных задач подготовки игрока, вытекающих из его стратегии и тактики в главных соревнованиях. Затем эти задачи и технологические комплексы формируются в зависимости от уровня спортивного мастерства, стажа работы, игровой функции в команде, индивидуальных особенностей и состояний, а в заключение конкретизируются по этапам, блокам, модулям, фрагментам и дням. 12. Чисто технологическая проблема сегодняшнего тенниса: - с одной стороны - компактность, форсированность, конкурентность (отбор, "смотрины игроков") базовой подготовки; - с другой стороны - тонкость управления спортивной формой игрока и команды в связи с разными интервалами между матчами, разъездными и домашними матчами, с разными соперниками, разными потребностями в очках, местом в таблице, рейтингом. 13. Понятия "оптимальная избыточность " и "сверхмобилизация ", их возможная взаимосвязь. 14. Повышает ли технология возможности управления? 15. Технологичная программируемость и персонифицированность этапного и текущего контроля именно для помощи в решении этапных задач, модуля, фрагмента и др. 16. Необходимость самостоятельного социально -психологического моделирования игрока и команды на основе количественно-качественных характеристик. 17. Особенности формирования готовности игрока к соревнованиям в связи с системой психической регуляции его мотивационно-целевой, информацион но-оценочной, эмоционально-волевой и коррекцион но-исполнительской деятельности. 18. Уточнение и обогащение содержания и направленности психорегулирующей, психомышечной тренировок для регуляции: - предсоревновательных состояний, - предстартовых состояний, - состояний в ходе матча и турнира, - процессов восстановления после больших тренировочных и соревновательных напряжений. 19. В целом специфика игровой и соревновательной подготовки должна быть подчинена логике развертывания тренировочного процесса с планомерно нарастающей нагрузкой, но в то же время вестись с позиции бережного расходования психического и гуморально-гормонального потенциала путем повышения гибкости их режимов (упрощенные правила, однодневные турниры, серийные турниры по модели основного соревнования и т.д. и т.п.). На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |