ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ СПОРТА


Abstract

PSYCHOLOGICAL CONDITION AND MOTIVATION OF SPORT'S ACTIVITY OF MEDICAL UNIVERSITY STUDENTS

V.P. Plotnikov, Ph. D.

T.S. Mironova, Ph. D.

M.M. Rizhak, professor

Russian State Medical University, Moscow

Key words: psychological pressure, psychoemotional attitude to main concepts and persons, motivation.

The purpose of this research was the study of psychological and psychoemotional condition of practically healthy students, not occupied by sports, and also motives to occupations by sports at the students-athletes.

The questionnaire of T.A. Nemchin, the Luscher color test in original and it's modifications, and also specially developed questionnaire were used.

The research of the psychological pressure and of the psychoemotional status were carried out with 42 male and 48 female students. Under the questionnaire 52 male and 90 female students, occupied by sambo, basketball, ski, swimming and other kinds of sports were interrogated.


НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ И МОТИВАЦИЯ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

Кандидат медицинских наук В.П. Плотников
Kандидат педагогических наук Т.С. Миронова
Профессор М.М. Рыжак

Российский государственный медицинский университет, Москва

Ключевые слова: нервно-психическое напряжение, психоэмоциональное отношение к значимым понятиям и лицам, мотивация.

Современный студенческий контингент характеризуют большая умственная нагрузка в условиях дефицита двигательной активности [ 8 ]. Процесс обучения часто связан со сменой места жительства и привычного круга знакомств, изменением сложившегося жизненного стереотипа, социального статуса личности, недостаточны ми функциональными и материальными возможностями для удовлетворения своих актуальных, духовных и других потребностей.

Важнейшее биологическое свойство человека - способность адаптироваться к изменяющимся условиям воздействия внешней и внутренней среды. Эффективность приспособительного процесса наряду с физиологическими механизмами определяется и психическим статусом субъекта, значение которого в освоении студентом будущей профессии и в нарушении его физического здоровья трудно переоценить [4,5].

Спортивная деятельность играет достаточно большую роль в формировании профессионально значимых качеств врача. Кроме физической подготовленности, которую дают занятия спортом, для профессии врача важен опыт спортивной деятельности. Специфические проблемы, связанные с реакцией организма на нагрузки, профилактика и лечение спортивных травм, состояний перенапряжения, повышение функциональных резервов организма и т.д. могут быть хорошо изучены на собственном примере или на примере товарищей по команде. Как привлечь студентов к занятиям спортом и что нужно сделать для того, чтобы занимающиеся как можно дольше с ним не расставались? Ответить на эти вопросы можно только при хорошем знании системы мотивов, побуждающих студентов к спортивной деятельности.

Целью исследования явилось изучение нервно-психического и психоэмоционального состояний практически здоровых, не занимающихся спортом студентов, а также мотивы к занятиям спортом у студентов- спортсменов.

Методика. Использовались опросник Т.А. Немчина [7 ], цветовой тест Люшера [9] в оригинале и модификации [3], а также специально разработанная анкета.

Нервно-психическое напряжение (НПН) и психоэмоциональный статус исследовались у 42 студентов и 48 студенток. По анкете опрошены 52 студента и 90 студенток, занимающихся самбо, баскетболом, лыжами, плаванием и другими видами спорта.

Результаты и обсуждение . В целом НПН по опроснику Т.А. Немчина оценено как "легкой степени", сумма баллов субъективных характеристик составляла 43,0±2,4 балла у мужчин и и 46,7±2,1
балла - у женщин. Из 30 признаков НПН за пределами "легкой степени" у студентов находилось 7, у студенток - 8 признаков. В первом случае ни один из них не входил в зону чрезмерного НПН или в группу, характеризующую наличие психического дискомфорта. Во втором у студенток 4 признака отнесены к признакам психического дискомфорта, 1 - к наличию физического дискомфорта и 3 - к продолжительности и выраженности НПН.

Для сравнения: в группе студентов с НЦД по гипертензивному типу НПН характеризовалось как "умеренной степени" ( сумма баллов 51,2±2,0; р<0,01 ). При этом за пределы "легкой степени" НПН вышло 16 признаков. Причем два из них по сумме баллов относились к зоне чрезмерного НПН.

По результатам теста Люшера у 19 (45,2%) студентов обнаружен стресс легкой степени с выраженностью по шкале интенсивности 0,9±0,1 усл. ед. Присутствие источника стресса довольно высокой интенсивности (2,9±0,3) зафиксировано у 30 (62,5%) обследованных студенток. В последнем случае регистрировались также расстройство регуляции у 8 cтуденток (16,7%) и снижение способности к эффективным действиям у 6 студенток (12,5%).

Учитывая большую роль эмоциогенного фактора в активизации вегетативных систем, и прежде всего сердечно-сосудистой, возможность его вмешательства в рефлекторные реакции, в изменение эффекта ряда гуморальных агентов [1, 2, 6], мы попытались обнаружить потенциальные источники отрицательных эмоций, с которыми студенты и студентки встречаются чаще всего. С этой целью с помощью цветового теста отношений (ЦТО) [3] изучалась эмоциональная компонента отношения обследуемых к значимым понятиям и лицам. Обнаружились высокие коэффициенты "К" негативных эмоциональных отношений для значимых понятий: "зачет", "сессия", "экзамен", "настоящее". Из значимых лиц высокий "К" негативного эмоционального отношения принадлежал субъекту "подруга" (20,0±1,7 усл. ед).

Коэффициенты эмоциональных отношений к значимым понятиям и лицам у студентов и студенток

Кривые полиноминального тренда, построенные на величинах "К" эмоциональных отношений к значимым понятиям и лицам, у студентов и студенток были идентичны. Из-за низкой степени достоверности линии тренда оказались непригодными для прогнозирования величин "К", тем самым подтверждая способность отдельно взятого значимого понятия и лица оказывать то или иное эмоциональное воздействие на субъекта, а также валидность используемого метода для количественной оценки этого влияния (см. рисунок).

Официально спортивная деятельность не является основной: студенты поступают в медицинский институт учиться будущей специальности, а не заниматься спортом, и поэтому основной вид деятельности для них - учеба. Но на вопрос, какой вид деятельности вызывает интерес, большинство студентов и студенток в первую очередь указали на общение с друзьями. Спорт и учеба разделяют 2 - 3-е места, причем предпочтение чаще отдается учебе. Данный факт свидетельствует о том, что в ситуации выбора, вызванного дефицитом свободного времени, предпочтение, скорее всего, будет отдано общению с друзьями, чем занятиям спортом. Большинство опрошенных мужчин и женщин среди причин занятий ими спортом назвали "удовольствие от физической активности" (73%), "заботу о здоровье" (69%) и "желание поддержать спортивную форму" (65%).

Более детальный анализ прагматических мотивов показал, что занятия спортом аргументиро ваны соображениями о том, что они улучшают самочувствие (89% мужчин и 86% женщин), улучшают здоровье(75 и 67% cоответственно), а также придают уверенность в своих силах ( 74 и 56% ).

Распространенность иных доводов различна у студенток и студентов. Особенно это касается мнения о влиянии занятий спортом на функциональные резервы и физическую работоспособ ность. Положительного мнения на этот счет придерживаются 86% мужчин и только 40% женщин. А суждение о том, что спорт предохраняет от заболеваний, высказывают 67% мужчин и 25% женщин.

Что касается благоприятного влияния спорта на умственную работоспособность, то этого аргумента придерживаются 44% мужчин и менее трети (28%) женщин. Положительное влияние спорта на успеваемость большинство опрошенных отвергают (68% студентов и 88% студенток).

Более распространено среди студентов мнение (66% опрошенных), что занятия спортом позволяют им общаться с единомышленниками. А вот широко используемое в пропаганде здорового образа жизни утверждение, что спорт предохраняет от вредных привычек, подтверждают 56% мужчин и 30% женщин. Подобную аргументацию можно рассматривать как недостаточно эффективную.

Большую роль в развитии мотивации спортивной деятельности играет ее престижность в глазах окружающих - студентов и преподавателей вуза.

В нашем вузе пока нет позитивного влияния социально-психологического фактора на мотивацию. Лишь 37% мужчин и 8% женщин указали, что занятия спортом повысили их статус среди товарищей по учебе. Преподаватели о спортивных увлечениях и достижениях своих студентов либо вообще не знают (60% опрошенных), либо безразлич ны к этому факту ( 27%).

На вопрос: "Почему многие студенты не занимаются спортом?" ответы были: "Просто лень" (68%), "Нет свободного времени" (51%), "Не видят в этом необходимости" (49%), т. е. причины в основном субъективные. А на вопрос: "Что нужно сделать, чтобы привлечь студентов к занятиям спортом" - наиболее распространенными были следующие ответы: "Предоставить студентам широкий выбор спортивных секций" (59%) и "Пропагандировать здоровый образ жизни не только на словах, но и на деле" (37%).

Литература

1. Александрова Т.Б., Родионов И.М., Тхоревский В.А. Влияние эмоционального напряжения на тонус венозных и артериальных сосудов предплечья, кисти // Физиология человека. 1979. Т.V, № 6, с. 1114.

2. Алексеева Н.П., Почечуева Г.А., Макоева Л.Д. и др. Простогландины плазмы крови у больных с гипо- и гипертензивной нейроциркуляторной дистонией // Кардиология.1982. Т. XXII, № 3, с. 29

3. Бажин Е.Ф., Эткинд А.М. Цветовой тест отношений: Методические рекомендации.- Л.: Ленинградский психоневрологический институт,1985. - 18 с.

4. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. - Л.: Наука. 1988.- 268 с.

5. Губачёв Ю.М., Стабровский Е.М. Клинико-физиологические основы психосоматических соотношений. - Л.: Медицина, 1981. - 216 с.

6. Зимин С.А. Клинические аспекты изучения калликреин-кининовой системы у больных с нейроциркуляторной дистонией: Автореф. канд. дис. -М., 1983.

7. Немчин Т.А. Состояние нервно-психического напряжения. Л., 1983. - 165 с.

8. Фомин В.С., Левин В.С. Проблема физиолого-педагогического нормирования нагрузок при занятиях физической культурой и спортом // Вестник спортивной медицины России. 1998, № 1 - 2, с. 35 - 36.

9. Luscher Max. The Luscher colour test // Translated by I.A. Scoot. - London, Sydney: Poc. books. - 1983. - p. 207.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!