Abstract VOLLEYBALL AS RESOURCE OF REHABILITATION OF PEOPLE HAVING INFRINGEMENTS IN MOTOR-SUPPORTING DEVICE FUNCTIONS N.V. Lutkova, Ph. D., lecturer St.-Petersburg state P.F. Lesgaft's academy of physical culture, Saint Petersburg K.M. Komissarchik, Ph. D., lecturer St.-Petersburg pediatric medical academy, Saint Petersburg Key words: volleyball, coach, rehabilitation, level of physical preparedness, motor-supporting device, emotional motives, invalids. The purpose of current research, carried out in Professional rehabilitation center of Saint-Petersburg, was to determine the influence of volleyball as rehabilitation resource for people, having infringements in motor-supporting device (MSD) functions. To realize that purpose it was necessary to determine the influence of volleyball on people with infringements in MSD functions: 1. As the resource of psychological rehabilitation. 2. As the resource of physical (motor) rehabilitation. On the grounds of foregoing it become possible to draw the conclusion that the volleyball can serve as a complex resource for rehabilitation of on people with infringements in MSD functions and it gives them the opportunity for self-realization both in the sport, and in the life.
|
ВОЛЕЙБОЛ КАК СРЕДСТВО РЕАБИЛИТАЦИИ ПРИ ЗАНЯТИЯХ С ЛЮДЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ФУНКЦИЙ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА Кандидат педагогических наук,
доцент Н.В. Луткова Кандидат педагогических наук,
доцент К.М. Комиссарчик Ключевые слова: волейбол, тренер, реабилитация, уровень физической подготовленности, опорно-двигательный аппарат, эмоциональные мотивы, инвалиды По данным Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), каждый десятый человек на Земле - инвалид. В работах В.С. Дмитриева, А.В. Сахно (1993) убедительно доказано, что проблема инвалидов в нашей стране всегда была в тени, а советская статистика сознательно уменьшала их действительную численность, делая реальность более привлекательной. В настоящее время проблемы обеспечения полноценной жизнедеятельности особой категории населения страны - инвалидов, создания для них нормальных условий участия в доступной им трудовой деятельности, расширения диапазона и глубины проявления ими своих жизненных потенций - одни из наиболее важных. По мнению С.П. Евсеева, С.Ф. Курдыбайло, О.В. Морозова, А.С. Солодкова (1996), одним из важнейших пластов необходимой инфраструктуры для инвалидов являются предпосылки и условия для организации и осуществления физкультурно-спортивной деятельности. Целью нашего исследовании, проводимого на базе Профессионального реабилитационного центра города Санкт-Петербурга, было определить влияние волейбола как средства реабилитации на людей, имеющих нарушения функций опорно-двигательного аппарата (ОДА). Для реализации поставленной цели необходимо было определить влияние волейбола на людей с нарушением функций ОДА: 1. Как средства психологической реабилитации. 2. Как средства физической (двигательной) реабилитации. Возрастная категория исследуемых - 26-43 года. Все они имеют высшее, по преимуществу медицинское, физкультурное и техническое образование, 50% - два высших образования. Для решения первой задачи нами использовалась психологическая концепция личности, разработанная К.К. Платоновым. Согласно этой концепции, личность человека состоит из четырех подструктур: I. Социальная направленность - мотивы, взгляды. II. Оценка ценностей жизни. III. Уровень эмоциональных процессов - уровень эмоциональной уравновешенности и личностной тревожности. IV. Врожденные характеристики - тип темперамента. Для определения влияния игрового вида спорта, в частности волейбола, на каждую из четырех подструктур нами была определена батарея тестов: для подструктуры I - тесты по мотивации (Л.Н. Данилина, В.М. Мельников, 1990); для подструктуры II - тесты по определению материальных и духовных ценностей (Д.Я. Богданова, И.П. Волков, 1989); для III - тесты, определяющие уровень эмоциональной уравновешенности и личностной тревожности (К. Спилбергер, Дж. Тейлор, Г. Айзенк, Б.Н. Смирнов); для IV - тесты, определяющие и оценивающие тип темперамента (Г. Айзенк, Б.Н. Смирнов). В опросе приняли участие 11 человек, среди них пять - имели стаж травмы 5 лет, три -10 лет, три - с рождения. Двенадцатый участник команды не имел травм ОДА, что предусматривается правилами соревнований, поэтому он не принимал участия в опросе. Результаты, представленные в табл. 1, позволяют сделать заключение, что у людей с нарушениями ОДА имеется высокая мотивация к занятиям спортом, в частности волейболом, так как они сознательно хотят укреплять свое здоровье, общаться с людьми, имеющими схожие травмы, и здоровыми людьми, раскрепощаться и самоутвер ждаться посредством физической культуры. Таблица 1. Показатели мотивации при занятиях волейболом улиц, с нарушением функций ОДА
Таблица 2. Показатели отношения к ценностям жизни, %
Таблица 3. Суммарный показатель уровня личностной тревожности улиц с нарушением ОДА, %
Таблица 4. Показатели психологических харак-теристик темперамента, %
Результаты, представленные в табл. 2, свидетельствуют о высоких нравственных качествах этой категории занимающихся волейболом. Анализ показателей, представленных в табл. 3, свидетельствует, что у лиц с нарушением функций ОДА до занятий волейболом были высокие показатели уровня личностной тревожности, этот показатель в период регулярных занятий спортом снижается до среднего и низкого уровней. Изучение взаимоотношений между тренером и спортсменом позволяет определить высокий показатель оценки тренера по трем параметрам: гностическому, который выявляет уровень компетентности тренера, как специалиста, с точки зрения спортсмена; эмоциональному, который определяет, насколько тренер симпатичен спортсмену как личность, и поведенческому, который показывает, как складывается реальное взаимодействие тренера и спортсмена. На основании полученных результатов можно сделать заключение, что тренер на практике продемонстрировал спортсменам профессиональный подход к подбору конкретных упражнений и изучению элементов игры; взаимоотношения тренера и спортсмена не ограничиваются тренировочными занятиями и не являются чисто деловыми; тренер как личность симпатичен спортсмену, что позволяет им поддерживать доверительные и дружеские отношения друг с другом. Результаты, представленные в табл. 4, свидетельствуют, что исследуемые обладают высокими показателями экстраверсии, пластичности, эмоциональной уравновешенности, темпа реакции и активности. У 18% спортсменов определен высокий показатель интроверсии, эмоциональной возбудимости и низкий показатель темпа реакции и активности. На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что волейбол как игровой вид спорта, вполне может служить средством психологической реабилитации людей, имеющих нарушения ОДА. Высокие показатели мотивации, отношения к жизненным ценностям, уровня эмоциональных процессов являются ведущим мотивом в достижении оптимальной спортивной формы. Для решения второй задачи исследования нами использовались тесты по ОФП и СФП. Тесты на ОФП: бросок набивного мяча весом 2 кг - 10 м; сгибание-разгибание рук в упоре лежа - 28 раз; сгибание-разгибание туловища из положения лежа на спине - 24 раза; "елочка" - бег 92 м (с опорой на руки) - 42 с. Их результаты свидетельствуют о высоком уровне физической подготовленности лиц, имеющих нарушения функции ОДА и систематически занимающихся спортом. Показатели СФП в тестах (передача мяча двумя руками сверху из положения сидя - 63 раза за 1 мин, передача мяча двумя руками снизу из положения сидя - 53 раза за 1 мин, результативность нападающего удара - 7 из 10 попыток, результативность подачи - 8 из 10 попыток) также можно охарактеризовать как высокие. Уровень физической подготовленности реализовался в соревновательной деятельности, результат которой - призовые места на чемпионатах России за последние несколько лет. Следует отметить, что высокие результаты психологической и физической реабилитации помогают в социальной реализации этих людей. Подтверждение этому - высокий процент трудоустройства (80% наших исследуемых нашли работу по различным специальностям). На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что волейбол является комплексным средством реабилитации лиц с нарушением функций ОДА и позволяет им самореализовываться как в спорте, так и в жизни. Использованная литература 1. Данилина Л.Н., Мельников В.М. Методические указания по практическому применению психодиагностических методов. М., 1990. 2. Евсеев С.П., Курдыбайло С.Ф., Морозова О.В. и др. Адаптивная физическая культура и функциональное состояние инвалидов: Учеб. пос. /Под ред. С.П. Евсеева и А.С. Солодкова. - СПб.: СПбГАФК им П.Ф. Лесгафта, 1996. - 95 с. 3. Курдыбайло С.Ф. Лечебная физическая культура в реабилитации инвалидов после ампутации конечностей: Учеб. пос. /Под ред. С.П. Евсеева. - СПб.: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1997. - 150 с. 4. Практические занятия по психологии: Пособия для ИФК. /Под ред. Д.Я. Богдановой, И.П. Волкова. - М.: ФиС, 1989. - 160 с. 5. Сборник материалов к лекциям по физической культуре и спорту инвалидов /Ред.-сост. - В.С. Дмитриев, А.В. Сахно). Т. I и II. - М.: МОГИФК, ВНИИФК, 1993. Т. I. -272 с., T. II. - 292с. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |