|
В ПОИСКАХ ОПТИМИЗМА 5 августа 2001 года исполняется 70 лет видному деятелю отечественного спортивного и олимпийского движения, спортивной науки и образования вице-президенту Олимпийского комитета России, доктору педагогических наук, профессору Владимиру Сергеевичу Родиченко. Многим читателям нашего журнала известна его творческая и деловая биография. Тем не менее напомним некоторые ее моменты. Владимир Сергеевич - автор более 250 научных и методических статей, автор или руководитель авторских коллективов свыше 70 книг и брошюр. Результаты выполненных им исследований социальных и организационных проблем проведения спортивных соревнований и деятельности отечественных и международных спортивных объединений, излагавшиеся на десятках конгрессах и конференций, получили выход в практическую деятельность спортивных организаций. В качестве начальника Главного спортивно-мето дического управления Спорткомитета СССР, а затем одного из руководителей институтов физической культуры Владимир Сергеевич многие годы участвовал в совершенствовании отечественной системы наук, изучающих физическую культуру и спорт, и системы научно-методического обеспечения подготовки сборных команд страны. Главное управление кадров и учебных заведений Госкомспорта Российской Федерации, которое он возглавлял, способствовало совершенствованию системы высшего и среднего физкультурного образования в стране. Будучи начальником Управления спортивных программ Организационного комитета "Олимпиада -80", отвечавшим за проведение всех спортивных соревнований Олимпийских игр в Москве, он активно участвовал в отражении попыток сорвать Игры и их проведении на высоком организационном, техническом и спортивном уровне. Наиболее полно качества Владимира Сергеевича как руководителя проявились в создании, становлении и деятельности Олимпийского комитета России, одним из руководителей которого он является на протяжении 11 лет. Он инициатор и организатор формирования общественно-государственной системы олимпийского образования в стране - преподавания в тысячах школ знаний об олимпийском движении, Олимпийских играх и философии олимпизма. Им предложена единственная в мире система 12 региональных олимпийских академий, которые являются одной из важнейших составляющих олимпийского движения России. Высокого научно-методического уровня достигла организуемая им ежегодная научно-практическая конференция "Олимпийское движение и социальные процессы". Десять этих научных форумов стали существенным фактором формирования научной базы олимпийского движения России. Профессиональную работу Владимир Сергеевич всегда сочетает с многогранной общественной деятельностью в спортивных организациях. Вот и сейчас он вице-президент Всероссийской федерации легкой атлетики, председатель Российского комитета Фэйр Плэй. На протяжении многих десятилетий Владимир Сергеевич представляет интересы спортивных организаций нашей страны в международных спортивных объединениях, в частности с 1998 года он член исполнительного комитета Европейского движения Фэйр Плэй. Плодотворная профессиональная деятельность Владимира Сергеевича высоко оценена вручением ему ордена Дружбы народов и ордена Дружбы, он удостоен высших наград нескольких международных спортивных объединений - Всемирного совета физического воспитания и спортивной науки, Международной федерации и Европейской ассоциации легкой атлетики, международных федераций борьбы и плавания, Международного комитета Фэйр Плэй. В феврале 2000 года президент Международного олимпийского комитета Х.А. Самаранч наградил его Олимпийским орденом. Поскольку следующий номер журнала выйдет уже после 70-летия Владимира Сергеевича, редакция нашего журнала решила вопреки обычаю поздравить его уже сейчас и пожелать здоровья, новых начинаний и достижений на ниве спорта, науки и образования. Несколько недель назад наши корреспонденты встретились с Владимиром Сергеевичем, чтобы задать ему ряд вопросов о различных сторонах нашей многогранной социальной отрасли и ее международных аспектах. Ниже о том, как складывалась беседа. - Владимир Сергеевич, в июле в Москве проводится 112-я сессия Международного олимпийского комитета. Какие задачи стоят перед этим высшим форумом МОК? - Мы беседуем с вами за два месяца до сессии. Когда этот номер журнала попадет к нашему квалифицированному читателю, повестка дня сессии уже будет хорошо ему известна. Поэтому лучше скажу о том, чего жду от сессии лично я как практик олимпийского движения и как его исследователь. Прежде всего члены МОК дадут свою интегральную оценку двадцатилетнему периоду, на протяжении которого почти неограниченным воздействием на судьбы олимпийского движения обладал Хуан Антонио Самаранч. Как он воспользовался властью, которую сначала ему дал сам факт его избрания, а потом и новая редакция Олимпийской хартии, принятая в 1991 году? Сессия не может не зафиксиро вать: череда бойкотов 1976, 1980 и 1984 годов сменилась практически тотальным участием в последующих Играх. Число национальных олимпийских комитетов выросло в полтора раза. В те же полтора раза выросла и олимпийская программа. Это количественные показатели. Конечно, могут сказать: Самаранчу повезло с эпохой, в середине 80-х наступило потепление, и какое! Но сессия не сможет не отметить и бесценный личный вклад человека, который в борьбе за единство олимпийского движения в эти двадцать лет, что называется, "лично провел работу" почти в 200 странах. Я уже не говорю о проведенных Самаранчем реформах... Сессия МОК не только оценит период деятельности нынешнего президента МОК, но и сделает выбор ближайшего будущего. Каким оно будет для мирового олимпийского спорта - это почти на 100% зависит от фигуры нового президента. Таковы нынче его права согласно Олимпийской хартии. Наконец, многое в олимпийском спорте на ближайшее десятилетие, а может, и дольше будет определяться и выбором города для проведения Игр XXIX Олимпиады в 2008 году. И речь идет о выборе не только географических, но и социальных, и организационных, и экономических условий проведения высшего форума мирового спорта. - Вы упомянули о реформах, проведенных Самаранчем. Каковы, на ваш взгляд, наиболее существенные из них? - Вновь начну с того, что в июле, когда выйдет журнал, эти реформы давно будут у всех на слуху. Я их, конечно, тоже сейчас назову, но прежде всего подчеркну, что для меня стократ важнее не то, что делал Самаранч, а то, как и когда он это делал. Начну с главного, а это поиск финансовых ресурсов для олимпийского движения (сиречь "коммерциализация") и предоставле ние спортсмену-олимпийцу права на свободный выбор экономической базы своей трудовой деятельности в спорте (сиречь "професси онализация"). Так вот, для меня роль Самаранча и его мудрость состоят в том, что он нашел возможность дождаться, пока эти два - кстати, взаимосвязанных - процесса будут восприняты без протеста и опасности раскола важнейшей составляющей олимпийского движения, а именно теми странами, которые еще в начале периода правления седьмого президента МОК именовались "социалисти ческим лагерем". Самаранч нашел правильное время не только для радикального расширения женской программы Олимпийских игр, причем не убоявшись возможной критики со стороны своих западных коллег, опасавшихся роста престижа "соцлагеря", традиционно развивавшего женский спорт, но и инициировал включение женщин в руководящие спортивные органы, начиная с членства в МОК. Он нашел правильное время и нужные механизмы для того, чтобы расширить состав МОК принципиально новыми категориями деятелей спорта - представителями международных спортивных федераций, национальных олимпийских комитетов и спортсменами. И опять не убоявшись критики тех, кто опасался потери влияния изначально избранных членов МОК. Мог бы назвать и другие - и опять своевременные - реформы. Например, разделение годов проведения Олимпийских зимних игр и Игр Олимпиады. И разумеется, усиление борьбы с допингом, хотя пока еще не настало время признать допинг не только и не столько нарушением спортивных правил, сколько уголовным преступлением - мошенничеством... Словом, для одного президента МОК радикальных реформ более чем достаточно. Разумеется, не все из намеченного ему удалось реализовать. Храню письмо от него, в котором он сообщает, что поручил комиссии "МОК-2000" рассмотреть мои предложения (речь идет о введении критериев выбора олимпийской столицы). Не получилось, а жаль... - Так случилось, что для Олимпийского комитета России нынешний год - вдвойне ответственный. МОК доверил вам проведение своей сессии, а перевыборы руководства самого ОКР по уставу должны быть в году, следующем после Игр Олимпиады... - Да, исполком ОКР принял решение о проведении отчетно-вы борного Олимпийского собрания в первой половине сентября... - Но перед темой перевыборов, конечно, очень интересной - несколько слов о том, как сейчас, к середине 2001 года, изменились основные направления деятельности ОКР и что ожидается... - Вопрос, конечно, не без намека - два года назад федеральные власти произвели очередное изменение в названии и функциях, как бы это поточнее сказать,.. государственного органа исполнительной власти в области физической культуры и туризма. Точнее, не одно изменение, а два подряд: сначала появилось агентство, через неделю-другую - министерство. Около года спустя - Госкомитет. И в их названия было добавлено слово "спорт". Впрочем, дело не в названии, их чехарда уже десять лет - любимое кремлевское развлечение. Суть же в том, что струя государственного финансирования некоторой части расходов на олимпийский спорт пошла в общероссийские федерации не через ОКР, как раньше, а сразу из государственного органа. Заметьте, я не говорю об управлении тем или иным видом спорта или его развитием, поскольку юридическое право на это управление по всем международным и российским законам принадлежит на международном уровне и федеральном уровне России общероссийским спортивным федерациям. Вы спросите: а как на уровне 89 субъектов России? А вот там - по совокупности трех статей Российской конституции - 71, 72-й и 73-й - управление спортом должно принадлежать администрации самих этих субъектов. Это не я придумал, так, повторяю, в действующей Конституции. Кстати, может быть, не всем понравится то, что я скажу, но и Олимпийский комитет России не "управлял". И в уставе у нас этого нет. Почему? Потому что этого нет в Олимпийской хартии, уставах международных федераций, российских законах. А мы с самого начала - с 1 декабря 1989 года - себя задумали и сделали как организацию законопослушную. И не меняем этой политики каждый год. А вот поддержка государством - это принципиально другое дело: роль государства в поддержке спорта на всех уровнях переоценить трудно. Это общемировая тенденция... К тому же мы в ОКР с симпатией и сочувствием относимся к своим коллегам из государственного органа, которые с регулярностью, достойной лучшего применения, получают уведомления о грядущем увольнении или переназначении... Так что наша модель управления спортом - общественно-государ ственная: федеральный уровень - преимущественно общественный, уровень субъектов Федерации - преимущественно государственный. А вот если перейти от понятия управления к такому важнейшему делу, как координация олимпийского спорта, то с этим ОКР последние восемь лет справлялся неплохо. Почему? Да очень просто: ОКР как общественное объединение и есть сплав федераций, "территорий", спортивных обществ и ведомств и олимпийских академий. В нем - весь разноцветный спектр отрасли. А мы, избираемые этим "спектром" функционеры, - его, "спектра", служащие. Впрочем, как ОКР с этими функциями справлялся - этот вопрос лучше было бы задать не нам, а Олимпийскому комитету США. И лучше всего - на другой день после завершения Игр в Сиднее... Да и вторая - после представи тельства на Олимпийских играх - функция национального олимпийского комитета страны (в Хартии она, кстати, указана даже первой!), а именно олимпийское образование, хоть и зародилась в нашей стране меньше десятилетия назад, теперь стала всеобщей моделью для подражания. Эта модель - тоже общественно-государствен ная: нашим союзником с самого начала стало Министерство образования. Хотя надо честно признать: 130 тысяч экземпляров выпущенной Олимпийским комитетом книги "Твой олимпийский учебник" для шести десятков тысяч школ "маловато будет". Еще 10 тысяч - на подходе. На большее пока денег нет. Впрочем, это уже сугубо личное... Что касается перспектив ОКР, то... это тот случай, когда все зависит от того, будут ли в моей любимой стране по имени Россия исполняться международные и собственные - российские - законы. Пока будут исполняться - в России останется общественно-госу дарственная модель управления развитием спорта. И уж если в переходный период (он еще продолжается) эта модель себя хорошо зарекомендовала, то когда поднимется лежачая экономика (обратите внимание: я сказал не "если", а "когда", ибо вся моя сознательная жизнь - это поиски оптимизма!) наша система спорта получит еще одно качество - стабильность... - Владимир Сергеевич, вы сказали, что Олимпийская хартия упоминает олимпийское образование даже раньше, чем представительство на Олимпийских играх. А на каком этапе находится оно в России? - Дело, конечно, не в том, какая строчка Хартии выше, какая ниже. Для меня главное в другом. Оформляя организационно олимпийское движение в нашей стране, мы еще десять лет назад поставили задачу сделать его, если хотите, образцово-показательной моделью выполнения 31-й статьи Олимпийской хартии - той статьи, которая так и называется: "Миссия и роль НОК". А это означало, что нужно было прежде всего определиться, как понимать английский термин из Хартии "olympic education": воспитание или образование... Выбрал "образование" - так казалось честнее, ведь воспитание - это результат воздействия десятков факторов: семьи, улицы, школы и т.д. и т.п. Образование, по крайней мере, хоть можно проверить. А философию для заполнения идеологического вакуума, вдруг образовавше гося в юных умах, изобретать не пришлось, она именуется олимпизмом. Некоторый опыт в этой сфере тоже был - работы проф. В.И. Столярова и его учеников. Нашли, повторю, и союзника - Министерство образования Российской Федерации. Так в марте 1994 года появился, ни много ни мало, совместный приказ федерального министра Евгения Викторовича Ткаченко и президента общественной организации Виталия Георгиевича Смирнова. Что в нем было? А это не важно, я тогда сказал, что нам достаточно названия и подписей. А сегодня без тематики Олимпийских игр, олимпийского движения и олимпизма уже нет и не может быть государственных образовательных программ и стандартов... Вот только, повторяюсь, тиражей учебника явно недостаточно: образование, хоть и олимпийское, финансируется, как говорили раньше (а думают и сейчас), по "остаточному принципу". Что дальше? Есть план у меня и Управления олимпийского образования ОКР, которое возглавляет А.Т. Контанистов: в дополнение к школьным урокам ввести "олимпийские лекции" во всех высших учебных заведениях, не только в физкультурных. Их выпускники - инженеры, врачи, экономисты, военные - составят средний класс, который определяет политику и экономику. Должны, стало быть, овладеть основами "олимпийских знаний", чтобы никогда потом не сомневаться в социальной роли спорта в нынешней и будущей цивилизации... В общем, руководство ОКР "урожая 2001 года" должно будет решить, нужно ему продвигать олимпийское образование или... задвигать. Но независимо от этого большинство олимпийских академий России это дело в своих регионах не оставят. - Вот теперь самое время поговорить об олимпийских академиях. Как общенациональные общественные учреждения они появились во многих странах более 30 лет назад. Была национальная олимпийская академия и в СССР. В России же ее нет. Почему? - Когда в 1989 году, еще до образования Олимпийского комитета России, начали создаваться олимпийские академии в союзных республиках СССР, мы в российском Госкомспорте обсудили и наши потребности. Но тогда же родилось и убеждение: создать единую общероссийскую олимпийскую академию - это значит образовать еще одну бюрократи ческую надстройку над богатейшим научным и преподавательским потенциалом каждого из российских вузов. И тогда по приказу Госкомспорта России начали создаваться академии региональные . Появилось сперва 7, а сейчас у нас их, как известно, уже 12. Президенты региональных академий - почти всегда ректоры вузов, т.е. те великомученики, которые в тяжелейший переходный период и сберегли для России ее достояние - лучшую в мире систему физкультурного образования. Не буду называть академии, тем более давать им оценки, но убежден, что многие из них работают намного лучше, чем национальные олимпийские академии большинства стран мира. Без них (и конечно, вузов, на базе которых они созданы) не было бы ни нынешней методики российского олимпийского образования, ни такого объема научных исследований олимпийского движения - его истории, философии, социологии, политологии, теории управления, педагогики, экономики... Но неожиданно даже для меня, планировавшего создание академий, появилась еще одна функция некоторых их них: они стали центрами координации и организации проведения региональных спортивных соревнований - ведь в правления академий вошли многие председатели спорткомитетов со своими практическими интересами! Правда, если нет единой олимпийской академии страны, то нужно серьезно координировать деятельность региональных. Это и делается. Есть ежегодный сводный координационный план и работает совет президентов, который возглавляет академик РАО В.В. Кузин. Хотя в последнее время мы начали ощущать определенную потребность в учреждении, которое можно было бы охарактеризовать как Центр олимпийских исследований - наподобие того, который существует в Лозанне. Нужно сделать еще один шаг в координации и стимулировании науки по олимпийской проблематике - в дополнение к нашей традиционной ежегодной конференции "Олимпийское движение и социальные процессы". - О ней, если можно, поподробнее... - В нынешнем, так сказать, отчетном, году мы отмечаем юбилей: конференция уже 10-я по счету. Вынужден с сожалением отметить, что это единственная общероссийская конференция по спортивным наукам, которая проводится практически ежегодно. Система регулярных научных конференций по отдельным направлениям спортивной науки не то чтобы рухнула - просто приказала долго жить... Уровень же "олимпийской" конференции и проводимого в ее рамках с 1994 года всероссийского совещания "Практика олимпийского образования" не только не снижается, но продолжает расти. С 1990 года представлено более 600 докладов, на нынешнюю юбилейную - 75. Что еще радует - нашу научную ниву возделывают не только ветераны. Десятки молодых исследователей олимпизма разрабатывают эту тематику. Только по олимпийскому образованию кандидатских диссертаций уже почти десяток. Конечно, такого разворота и стабильности олимпийских исследований нет ни в одной стране мира - ни в США, ни в Германии, ни в Китае. - Возможно, теперь есть смысл вернуться к перевыборам руководства Олимпийского комитета России... - А ничего существенного не добавлю. Когда этот номер попадет к читателям, они будут об этой деликатной теме знать намного больше, чем мы знаем сейчас. Поделюсь только одной достаточно банальной мыслью. В нашей стране с ее вечными, бесполезными, а порой и жестокими, поисками "властной вертикали" (кстати, это понятие начисто отсутствует в Конституции, которую еще никто не отменил), судьба олимпийского движения очень даже зависит от фигуры будущего президента ОКР. Олимпийский комитет России, созданный и возглавляемый В.Г. Смирновым, в полной мере соответствует своей исторической миссии - быть тем стержнем, вокруг которого группировались все здоровые силы отечественного спортивного движения в трудные времена увлекательных поисков федеральных структур... Эта историческая миссия консолидации должна продолжаться при любом президенте ОКР. Как и линия развития отечественного олимпийского движения как гармоничного синтеза олимпийского спорта и олимпийского образования. Этому требованию гармонии должны соответствовать и президент ОКР, и вице-президенты. Опять произнесу банальность, но сентябрьскому Олимпийскому собранию стоило бы избрать не только тех, кого вознесут корпоративность (вполне, впрочем, допустимая в демократических процедурах) или, скажем, выборные технологии, но и тех, чьи профессиональные качества просто будут (а вдруг?) востребованы олимпийской Россией. Беседу провели На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
Реклама:
|