|
ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ В.А. Запорожанов, доктор
педагогических наук, профессор Под таким названием 18 - 19 мая с.г. на кафедре теории и методики легкой атлетики Академии физического воспитания в г. Гданьске (республика Польша) состоялась международная научно-методическая конференция, в работе которой приняли участие известные специалисты, тренеры из 8 стран. В их числе знаменитые в прошлом спортсмены, а ныне профессора З. Важны, З. Мрочинский, С. Соха, С. Жуковская и Р. Жуковский (Польша). К. Барбу и М. Стоица (Румыния), Д. Витт (Германия), И. Виндушкова (Чехия), К. Горнер и И. Чилик (Словакия). Активное участие в работе конференции приняли специалисты из России, профессора В. Бальсевич, Л. Лубышева, М. Шестаков. В ходе конференции в трех рабочих сессиях были заслушаны 34 доклада, содержание которых явилось предметом обсуждения в работе "круглого стола" "Актуальные проблемы тренировки легкоатлетов на этапе подготовки к Играм XXVIII Олимпиады". Открыл заседание проф. З. Мрочинский, подчеркнув актуальность обобщения опыта подготовки известных легкоатлетов в предшествующих олимпийских циклах в деле формирования концепции подготовки к Играм в Афинах. Проф. З. Важны остановился на проблемах совершенствования теоретических основ тренировки путем изучения биологических закономер ностей развития и функционирования организма легкоатлетов в условиях современных требований спорта высших достижений. Он подчеркнул важность обобщения опыта подготовки олимпийцев в деле совершенствования технологии тренировки. Проф. В. Бальсевич сформулировал пути разработки научно-технологической концепции построения тренировки легкоатлетов в условиях многолетнего процесса их подготовки. Он раскрыл структуру многолетней подготовки, основанную на реализации биологических закономерностей развития организма спортсмена и распределения сенситивных периодов. В. Бальсевич обратил внимание на содержание доклада проф. М. Шестакова и показал пути внедрения в практику принципов компьютерного моделирования процессов совершенствования технического мастерства легкоатлетов. Проф. М. Шестаков представил на примере подготовки сильнейших спринтеров мира методику использования новейших информационных технологий в тренерской практике. Он раскрыл основные принципы совершенствования технического мастерства спортсменов в рамках нового научного направления киберагоги ки, в основе которого лежит моделирование управления поведением человека системами искусственного интеллекта. В ходе дискуссии был затронут ряд принципиально важных вопросов теории и методики легкоатлетическо го спорта. Проф. С. Соха высказал мнение о целесообразности спортизации физического воспитания в средних школах там, где есть условия, традиции, тренерские кадры, поддержал опыт организации спортивного воспитания в г. Сургуте, освещенный в совместном докладе В. Бальсевича и Л. Лубышевой, показал на конкретных исследовательских материалах потенциальные возможности женщин в циклических видах легкой атлетики. В выступлении проф. С. Жуковской были освещены проблемы повышения профессиональной компетенции тренеров с позиций прикладных знаний тренеров в области организации тренировки, а также с позиций фундаментальных гуманистических ценностей в области физической культуры. Примеры творческих констант научных работников и тренеров в тех случаях, когда тренер имеет соответствующее образование, позволяющее воспользоваться научной информацией подняты проф. П. Ковальским. Им внесены предложения по совершенствованию системы повышения квалификации тренеров. Ведущая роль тренера в деле подготовки спортсменов отмечена в выступлении проф. Р. Жуковского. Он остановился на опыте польских тренеров, высказал соображение о концентрации средств на научное обеспечение ведущих спортсменов. Проф. Э. Млечко обратил внимание на совершенствование системы физического воспитания в средней школе, поддержал мнение проф. В. Бальсевича о целесообразности трансформации уроков физкультуры по типу тренировочных занятий. В выступлении проф. К. Кохановича была подчеркнута целесообразность индивидуального подхода в тренировке на основе изучения структуры подготовленности спортсменов, ориентируясь в первую очередь на развитие качеств и способностей, обусловленных генетически. Проф. В. Эрдман остановился на материалах биомеханического анализа техники с помощью современных диагностических стендов. Проф. В. Мищенко показал, в какой степени эффективность педагогических решений тренера в ходе подготовки спортсменов зависит от надежности и своевременности представления научной информации о характере реакций на тренировочные и соревновательные нагрузки. Проф. М. Шестаков - на примере сильнейших спринтеров мира представил методику использования новейших информационных технологий в тренерской практике; раскрыл основные принципы совершенствования технического мастерства спортсменов в рамках нового научного направления - киберагогики, в основе которого лежит моделирование управления поведением человека системами искусственного интеллекта. Конкретные предложения по вопросу обмена опытом подготовки спортсменов в группах родственных видов спорта выдвинуты к.п.н. К. Прусиным. Подводя итоги работы "круглого стола" проф. В. Запорожанов обобщил мнение его участников и подчеркнул, что одним из резервов повышения мастерства легкоатлетов может выступать индивидуальный подход в организации тренировки, реализация которого возможна на основе объективной количественной информации о состоянии и непосредственных реакциях спортсменов на тренировочные и соревновательные нагрузки. Для этого необходимо создавать компьютеризированные базы данных, аналитические программы управления и расширить другие возможности информационного обеспечения процесса спортивной подготовки легкоатлетов. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |