|
ТЕХНОЛОГИЯ
ПРОЦЕССА УСКОРЕННОГО ОБУЧЕНИЯ Доктор педагогических наук,
профессор В.П. Губа Смоленский государственный институт физической культуры, Смоленск На современном этапе актуальна технология ускоренного обучения разным спортивным двигательным действиям. Проведенные на дошкольниках, школьниках и взрослых спортсменах исследования свидетельствуют, что времени, за которое необходимо обучить детей и взрослых двигательным навыкам, а затем и выполнить необходимые практические спортивные нормативы по школьной или вузовской программе, явно недостаточно [6, 7]. Авторами статьи предпринята попытка на примере плавания показать возможности ускоренного обучения спортивным способам плавания. В связи с этим была разработана и экспериментально обоснована [3, 4] технология ускоренного обучения студентов технике спортивного плавания. Технология ускоренного обучения студентов спортивному плаванию включает пять этапов. На каждом этапе решаются конкретные задачи, в зависимости от которых применяются средства, используются методы и приемы обучения. Обучение технике всем (четырем) спортивным способам плавания происходит одновременно, но по элементам. Продолжительность этапов обучения варьируется в зависимости от усвоения студентами учебно-методического материала, общая продолжительность курса обучения плаванию составила 3 месяца (24 учебных занятия: 2 занятия в неделю по 90 мин каждое, из них 60 мин в воде). В работе представлены материалы сравнительного анализа эффективности разработанной нами технологии ускоренного (одновременного) обучения технике спортивного плавания и применяемого в настоящее время параллельно-последовательного обучения студентов институтов физической культуры [3, 4, 10, 12, 13]. В педагогическом эксперименте приняли участие 406 студенток 18 - 20 лет, не умеющих плавать спортивными способами, занимающихся циклическими видами спорта (лыжницы, легкоатлетки и велосипедистки), из них 200 спортсменок составили экспериментальные группы. Предварительно проведено их антропометрическое обследование [ 6, 8]. Общая характеристика испытуемых: лиц с замедленным типом развития в группе не обнаружено; с нормальным обнаружено 24%, с ускоренным - 76%. Участницы экспериментальных и контрольных групп по габаритным показателям (табл. 1) достоверных различий не имели (р > 0,05), что говорит о целесообразности проведения педагогического эксперимента. В конце обучения плаванию предлагалось проплывание контрольных дистанций и выполнение тестов. Эффективность сравниваемых технологий оценивалась по следующим показателям: технике плавания спортивными способами, силовым показателям, а также времени проплывания контрольных дистанций. Исходное состояние технической подготовленности студенток экспериментальной и контрольной групп было одинаковым и оценивалось "1". В конце курса обучения плаванию 4 экспертами по пятибалльной системе оценивалась техника плавания спортивными способами по разработанной нами шкале (табл. 2) с учетом результатов, полученных другими авторами [2, 11 - 14]. Экспертная оценка техники плавания кролем на груди проводилась по 29 компонентам, дельфином - по 23, кролем на спине - по 24, брассом на груди - по 25 компонентам (отдельно определялась техника движений руками, ногами, дыхания и др.). Данные табл. 3 свидетельствуют о том, что не освоили технику плавания всеми спортивными способами в экспериментальных группах 8,5%, в контрольных - 43,9% занимающихся. Оценка техники плавания спортивными способами выше у студенток экспериментальных групп. Более качественно они освоили технику проплывания дистанции 25 м дельфином ( P < 0,001), 50 м брассом на груди (P < 0,05). У студенток контрольных групп, изучавших технику спортивных способов плавания параллель но-последовательным методом, оценки были более низкие. Им потребовалось дополнительное время, чтобы качественно освоить технику плавания, особенно дельфином и брассом на груди. Силовые показатели измерялись по методике А.Г. Дембо (1979). Определялись: сила кистей (правой и левой) до и после курса обучения плаванию, силовой индекс (%) и становая сила (табл. 4). У студенток экспериментальных групп сила правой кисти достоверно увеличилась с 53,9 до 65,1%, или на 6 кг, а левой - с 49,5 до 58,3%, или на 4,6 кг (табл. 4). В контрольных группах, где спортсменки изучали технику спортивных способов плавания параллельно-пос ледовательным методом, сила кистей также увеличилась, но значительно меньше (соответственно с 53,3 до 54,8% и с 49,8 до 51,5%). В экспериментальных группах у спортсменок после окончания курса обучения плаванию становая сила увеличилась на 10,3 кг (Р < 0,001), в то время как у спортсменок контрольных групп увеличение становой силы произошло лишь на 5,4 кг (Р < 0,05). Для измерения динамических характеристик техники плавания применялся метод динамометрии - "плавание на привязи" (Е.С. Жукова, 1990). Установлено, что коэффициент координации оказался достоверно выше у студенток экспериментальных групп, плавающих дельфином, на 10,08% при Р < 0,05) (табл. 5); брассом на груди - на 8,04% при Р < 0,05 по сравнению со студентками контрольных групп. Было выявлено, что чем выше коэффициент координации, тем выше степень согласованности движений рук и ног в этих способах плавания, следовательно, у студенток экспериментальных групп техника плавания брассом и дельфином лучше [1, 5]. Таблица 1. Антропометрические показатели участниц эксперимента
Таблица 2. Шкала экспертных оценок техники плавания студенток спортивными способами (в баллах)
Таблица 3. Результаты экспертных оценок техники плавания в экспериментальных и контрольных группах
Примечание. В гр. 2,3- числитель - экспериментальные группы; знаменатель - контрольная группа; в гр. 4, 5, б - оценка техники плавания студенток контрольных групп по отношению к экспериментальным. Таблица 4. Динамика становой и кистевой сипы у студенток экспериментальных и контрольных групп до и после курса обучения плаванию
Примечание. В числителе - данные экспериментальных групп, в знаменателе - контрольных групп. Табли ца 5. Сила тяги в воде и коэффициент координации (КК) у студенток экспериментальных и контрольных групп
Примечание. В числителе - данные экспериментальных групп, в знаменателе - контрольных Таблица 6. Время (с) проплывания контрольной дистанции (25 м) студентками экспериментальных и контрольных групп (Х±т)
Таблица 7. Время проплывания дистанции (1000 м), средняя скорость и индекс общей выносливости (ИВ) у студенток экспериментальных и контрольных групп
Кроме того, высокий уровень координационных способностей позволяет спортсменкам быстро овладеть новыми двигательными (плавательными) навыками, рационально использовать имеющийся запас навыков и двигательных качеств, проявлять необходимую вариативность движений в соответствии с конкретной ситуацией тренировочной и соревновательной деятельности. Результативность сравниваемых технологий наиболее четко выражается в интегрированном показателе - времени проплывания контрольных дистанций в конце обучения (табл. 6, 7). Так, у студенток экспериментальных групп было достоверно лучшее время в плавании на дистанциях 25 м дельфином и брассом на груди, что подтверждает большую эффективность разработанной технологии ускоренного обучения спортивному плаванию. При плавании другими способами у студенток отмечалось незначитель ное улучшение результата на проплываемых дистанциях по сравнению со студентками контрольных групп. Для определения устойчивости приобретенного навыка и развития общей выносливости (оценка аэробных возможностей) в конце обучения был предложен тест на преодоление дистанции 1000 м кролем на груди с максимальной скоростью. Определялись: время проплывания дистанции, скорость, индекс выносливости, частота сердечных сокращений (регистрировалась за 10 с на 1, 3, 5, 7, 9-й мин). Выявлено, что около 36% студенток контрольных групп не получают достаточно прочного навыка за время, отводимое на обучение с использованием параллельно-последовательного метода (табл. 7). Причем в этих группах отмечается большее количество занимающихся (5%), которые вообще не смогли преодолеть контрольную дистанцию. Выводы 1. Экспериментально выявлены преимущества разработанной технологии ускоренного обучения технике спортивных способов плавания, создающей благоприятные условия для качественного освоения способов плавания, приобретения прочного и устойчивого навыка плавания студентками института физической культуры. 2. Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют, что проведение обучения по экспериментальной методике более эффективно. Студентки 18 - 20 лет быстрее и качественнее освоили технику плавания дельфином и брассом на груди, что подтверждается лучшим временем проплывания контрольных дистанций, более высоким коэффициентом координации, лучшими силовыми показателями. Студентки всех групп качественно освоили технику кроля на груди и на спине; 3. Для формирования прочного и устойчивого навыка плавания спортивными способами у студенток контрольных групп необходимо дополнительное время, особенно для изучения способов плавания дельфином и брассом на груди. Литература 1. Абсалямов Т.М. Научные основы планирования и управления подготовкой пловцов //Научное обеспечение подготовки пловцов: педагогические и медико-биологические исследования /Под ред. Т.М. Абсалямова и Т.С. Тимаковой. - М.: ФиС, 1983, с. 7 - 21. 2. Булгакова Н.Ж. Обучение плаванию в школе. - М.: Просвещение, 1974. - 191 с. 3. Быков В.А. Технология ускоренного обучения плаванию //Теор. и практ. физ. культ. 2000, № 6, с. 41 - 42. 4. Быков В.А. Технология ускоренного обучения студенток технике спортивного плавания: Учеб. пос. - Смоленск: СГИФК, 2001. - 72 с. 5. Вайцеховский С.М. Силовая подготовка пловца в воде //Плавание: Сб. ст. - М.: ФиС, 1982, вып. 2, с. 13 - 21. 6. Губа В.П. Возрастные основы формирования спортивных умений у детей в связи с начальной ориентацией в различных видах спорта: Докт. дис. М., 1997.- 270 с. 7. Губа В.П. Морфобиомеханические исследования в спорте. - М.: СпортАкадемПресс, 2000. - 120 с. 8. Дорохов Р.Н. Соматические типы и варианты развития детей и подростков: Докт. дис. М., 1984. - 340 с. 9. Егоров Г.И. Оптимизация методики обучения плаванию по программе физического воспитания вузов: Автореф. канд. дис. М., 1980. - 18 с. 10. Кистяковский И.В. Рекомендации по методике обучения детей плаванию // Плавание: Сб. ст. - М.: ФиС, 1976, вып. 1, с. 46 - 52; вып. 2, с. 47 - 55. 11. Погребной А.И. Биомеханические и психолого-педагогические основы обучения школьников плаванию // Теор. и практ. физ. культ. 1997, № 5, с. 45 - 46. 12. Полевой Г.Ф. Методика одновременного обучения спортивным способам плавания //Теор. и практ. физ. культ. 1958, т. ХХI, вып. 6, с. 412 - 415. 13. Савельев Ю.М. Преподавание курса плавания в ИФК для студентов, специализирующихся в разных видах спорта: Автореф. канд. дис. М., 1987. - 16 с. 14. Семенов А.В. Формирование двигательной готовности при обучении спортивной технике плавания: Автореф. канд. дис. Малаховка, 1992. - 23 с. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |