Abstract SELF-ORGANIZING IN REFORM OF HIGHEST PHYSICAL EDUCATION E.P. Oskina, postgraduate Seversk institute of technology of Tomsk polytechnical university, Seversk S.B. Narzulayev, Dr. Med., professor Institute of physical culture of Tomsk state pedagogical university, Tomsk Key words: physical education, reform of educational system, self-organizing, health, self-consciousness, educational space. The new educational paradigm shows the requirements to the organization of physical education. The physical culture, with its huge improving, educational and nurture potential has no equal among other kinds of human activity. The out-of-date forms of the organization of teaching do not allow to use its opportunities fully. The utilitarian approach in physical education has become absolete, but in the exchange new models of inculcation of this vital form of culture yet are not offered to the society. The authors offer the model, which basis is the centering of education around of the person, self-organizing and the personal responsibility of each student for the condition of his (her) health.
|
CАМООРГАНИЗАЦИЯ В РЕФОРМЕ ВУЗОВСКОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ Аспирантка Е.П. Оськина Северский технологический институт Томского политехнического университета, Северск Доктор медицинских наук, профессор С.Б. Нарзулаев Институт физической культуры Томского государственного педагогического университе та, Томск Ключевые слова: физическое воспитание, реформы системы обучения, самоорганизация, здоровье, самосознание, образовательное пространство. Мы вступили в эру, которая призывает нас к уравновешенности в общественном устройстве, к сбалансированности в отношениях с окружающей средой, к достижению гармонии и внутреннему равновесию в каждом из нас. Осуществление поворота от материального прогресса к духовному человеку, к личности как главному созидательному мотиву человеческой деятельности - важнейшая глобальная проблема современности, разрешение которой способно снова наполнить смыслом нашу индивидуальную и личную жизнь, до сих пор придавленную излишним стремлением к материальной пользе [1]. Как подойти к решению этой задачи? А начинать следует с изменения сознания живущих, с гуманитаризации всей сферы образования народа и прежде всего - высшего образования. "Если вы верите в гуманность вообще, - писал малоизвестный у нас английский писатель, философ Д.Г. Лоуренс, - то сегодня нет более важного дела, чем сохранить живой деятельность университета, главная функция которого связана с идеей образования и культуры народа. Университет, а затем институт или колледж должен превратиться в храм науки, искусства и культуры, в центр, от деятельности которого зависят судьба науки и судьба человечества"[8]. Тот факт, что образование выдвигается в число центральных факторов социального развития, приводит к мысли о необходимости трансформации учебных учреждений в более "ответственную образовательную среду", строящуюся в соответствии не с механистическим мировоззрением ХХ века, а в логике концепции самоорганизующегося мира. Постижение механизма самоорганизации стало одним из важнейших открытий уходящего столетия. Было доказано, что закон физики о росте энтропии справедлив и для замкнутых систем. Система образования оказалась под воздействием сильнейших флуктуаций внешнего мира: экономических, политических, социальных, технологических; и в итоге она вышла из состояния равновесия. Вернуться к прежнему, устойчивому, состоянию сегодня уже невозможно, т. к. для этого надо было бы заново строить замкнутую систему, привычный же и хорошо отлаженный механизм в новых условиях открытой системы действовать уже не сможет [6]. Настоятельным требованием в сегодняшних условиях становится разработка отечественных теоретических основ управления системой образования. Человек познан еще крайне неудовлетво рительно, и только он сам (конечно, с помощью специалистов) может попробовать строить свое образование, самостоятельно рисковать и потом отвечать за результаты своего движения в плохо предсказуемой среде, поэтому образование должно быть центрированным вокруг личности (а не направленным или ориентированным на нее). Некогда Кант, абсолютизировавший роль самосознания, утверждал: личность - "это то, что человек делает сам из себя" [2]. Вузовское физическое воспитание как подсистема также выбито из кокона стабильности, и особое внимание должно уделяться налаживанию диалога с внешним миром, т. е. коммуникации. А внешнему миру сегодня важны те знания и такое воспитание, которые могли бы влиять на поведение, потому что сегодня речь идет не о процветании (экономичес ком и любом другом) общности "российский народ", а об ее физическом существовании. Вот факты. 70% населения России живут в загрязненных городах; 50% пьют воду, не соответствующую санитарным нормам; более 6 млн человек подверглись радиационному воздействию; алкоголь, наркотики, табакокурение захватили 70% населения России. Что касается психоэмоционального стресса, то его испытывает все население страны. В России сформировалась не типичная ни для одной страны структура смертности: 672 тыс. чел. (1/3 умерших) в год уходят из жизни в трудоспособном возрасте, причем 80% - мужчины. Не имеет аналогов и смертность мужчин в трудоспособном возрасте от несчастных случаев, отравлений и травм. Каждый третий юноша не может по состоянию здоровья быть призван на военную службу (в 1985 г. - только каждый двадцатый). Среди призывников стало в 2 раза больше алкоголиков; 12% лиц, которые подлежат призыву, страдают хроническим алкоголизмом; 8% принимают наркотики. Если ситуация не изменится, то лишь 54% ребят, которым сегодня 16 лет, доживут до пенсионного возраста. Россию ждут и уже захлестывают четыре эпидемии: табакокурение, наркомания, СПИД и алкоголизм [6]. Сегодня решающими факторами улучшения здоровья населения являются создание благоприятной для человека среды обитания, обеспечение безопасности пищевых продуктов и воды, охрана труда и соблюдение техники безопасности на производстве, проведение продуманной демографической политики, пропаганда здорового образа жизни. А образование должно стать не только доступным, но и привлекательным, это для России и лекарство, и путь к спасению. Итак, сегодня доказано, что основные "факторы риска" имеют поведенческую основу, которая вырабатывается воспитанием. Но исследования показали, что сегодняшний учитель и преподаватель, так же как школьники и студенты, не имеют четкого научного представления о сущности здорового образа жизни. Они сами не заботятся должным образом о своем здоровье и не владеют обоснованными технологиями обучения здоровому образу жизни и его воспитания. Напрашивается вывод, что реформировать прежде всего следует физическое воспитание в вузах, хотя в основе лежит образование первичное, начальное, школьное. И причин здесь несколько: во-первых, его объем меньше; во-вторых, результат будет получен скорее; в-третьих, высшее образование формирует преподавательский корпус образования начального и среднего; в-четвертых, в процессе высшего образования ему подвергаются люди уже относительно взрослые, могущие иметь свое собственное мнение о том, как, чему и зачем их учат. Именно здесь, в стенах учебного заведения, т. е. в студенческие годы, молодой человек развивает свой человеческий талант, чтобы реализовать себя для себя, для своей страны, для человечества в целом. Однако решать проблемы сегодняшнего дня вчерашними методами невозможно. И если пришло понимание, что нормативный метод, привнеся много положительного в развитие физического воспитания, исчерпал себя, то постепенно, а не сокрушая все на своем пути, высшая школа должна выстроить новые модели воспитания физической культуры , в самом широком понимании слова культура . Нашим глубоким убеждением является то, что это должны быть личностно-центрированные модели, которые делают акцент на самоуправлении и снятии внешнего принуждения. На сегодня нет ни одной разработанной подробно, и мы предлагаем как вариант создание сельфцентров (от английского слова self-organizing - самоорганизация) - синтетических структур, которые используют все возможные достижения различных сфер жизни: медицины, науки, культуры, спорта. Уже в самом названии - точный, научно обоснованный смысл усиления процесса самоорганизации. Только добровольно, комплексно и избирательно можно привить физическую культуру и поместить ее достояния не в память, а в душу и интеллект. Государственные образовательные стандарты ставят перед физическим воспитанием задачу - сформировать стиль жизни студента, и только путь научения самоорганизации и саморазвития способен решить ее в полной мере. Сегодня идет поиск форм занятий, отвечающих характеру реально существующих потребностей. Основные идеи, направления и принципы физкультурного воспитания, отраженные в концепции физкультурного образования студентов [5], предусматривают кардинальное изменение содержания физического воспитания. Весь предшествующий опыт работы в высшей школе приводит к мысли, что личностно-центрированная модель образования именно в физическом воспитании могла бы прижиться и показать свою самостоятельность. Идея создания так называемых центров самоорганизации (ЦСО), предложенных В.Н. Компаниченко [3], показалась нам привлекательной. Здесь, и "либерализация", и "гуманизация", и "гармонизация", и "непрерывное развитие физкультурного воспитания". Автор идеи закладывает в название научно обоснованный смысл: центр должен способствовать усилению процесса самоорганизации в людях. Центр самоорганизации и медицина. Задача - предупреждение заболеваний, т.е. это профилактическая структура. Возможность заниматься должна быть предоставлена вне зависимости от того, здоров студент или болен и чем болен. Центр самоорганизации и наука. Хотя наука и не все объясняет, тем не менее она максимально приближает нас к объективной картине мира, ибо опирается на факты - реальные наблюдения. Деятельность центров должна быть пронизана ясной и свободной научной мыслью. Центр самоорганизации и спорт. Особое внимание должно быть уделено телесной организации как основе для выявления высших человеческих способностей. Спорт укрепляет физические кондиции человека. Методики, используемые в центре, должны быть компактными и включать комплексы разнообразных упражнений [3, 4]. В информационном центре самоорганизации должна быть сосредоточена информация (в печатных, электронных, видео- и аудио- материалах) об особенностях человеческого организма, о безграничных возможностях каждого из нас к совершенствованию, о взаимосвязи живых существ и т.д. Нужно повысить тонус мышления оригинально подобранной информацией, научить студента размышлять. Основная идея - создание образовательного пространства, в котором все максимально приспособлено для усвоения теоретических основ физической культуры и практики движения, предложение максимальной свободы выбора. Деятельность центра должна осуществляться таким образом, чтобы, с одной стороны, предоставить студенту возможность принять воздействия (или самовоздействия) любого вида, с другой - помочь ему самому составить индивидуальную программу саморазвития (то есть определить наиболее желаемый набор воздействий и их пропорции). Изложенные представления о центре - это "программа максимум", но начать можно с зародышевых структур, в которых осуществлялась хотя бы часть возможных воздействий, позволяя постепенно уходить от утилитарно -прикладной направленности вузовского физического воспитания. Литература 1. Гайдученок И.А. Слово о личности: Философское эссе /Под ред. Л.В. Уварова. Наука и техника, 1990. - 158 с. 2. Гуанский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования. - М.: Издательская корпорация "Логос", 2000. - 224 с. 3. Компаниченко В.Н. Цикл и смысл существования человечества. - Вестник ДСО РАН, 1993, № 6. 4. Компаниченко В.Н. Самоорганизация личности - путь к расцвету человечества, Хабаровск, 1994. - 51 с. 5. Лубышева Л.И. К концепции физкультурного воспитания студентов.//Теор. и практ. физ. культ. 1991, № 12, с.15. 6. Пальцев В. Образование как лекарство // Alma mater. 1998, № 7, с.19. 7. Соловьенко К., Пугачева Е. Открытость в реформе высшей школы // Alma mater. 1998, № 5, с. 3 - 5. 8. Lawrence D.H. Assorted Article/ London, 1932. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |