ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТА - ДЕЛО САМОГО СТУДЕНТА


Abstract

HEALTH CENTERS AS ORGANIZATIONAL-
PEDAGOGICAL FACTOR AND CIRCUMSTANCE OF STUDENTS HEALTHY LIFE STYLE FORMATION

G.M. Solovyov, Dr. Hab., professor

T.I. Prokopenko, Ph. D., lecturer

Stavropol state university, Stavropol

Key words: concept of development of physical culture, scientific-educational and consultative-improving center, healthy life style, domestic and foreign experience, technology, prospect.

The creation of pedagogical technologies which are taking into account all the forms of organizational-pedagogical activity, the conditions ensuring inclusion of student's youth in culturecreating of the healthy lifestyle environment is of the especially importance.

The authors create the model, rules, structure and forms of organizational activity of the Center of the healthy lifestyle.

The purposes of the creation of scientific-educational and consultative-improving center of the healthy lifestyle were the perfection of the technological mechanism of the realization of the educational and improving programs directed on the formation of a culture of the healthy lifestyle and the realization of the scientific researches in the given direction.


ЦЕНТРЫ ЗДОРОВЬЯ КАК ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР И УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ

Доктор педагогических наук, профессор Г. М. Соловьев
Кандидат педагогических наук, доцент Т. И. Прокопенко

Ставропольский государственный университет, Ставрополь

Ключевые слова: концепция развития физической культуры, научно-образовательный и консультативно-оздоровительный центр, здоровый образ жизни, отечественный и зарубежный опыт, технология, перспективы.

В "Концепции развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2005 г." отмечается, что приоритетными направлениями развития науки в области физической культуры и спорта должны быть разработка теоретико-методологических основ формирования физической культуры личности и здорового образа жизни, апробация и внедрение инновационных технологий, педагогических систем. Основой же физкультурно-спортивного движения в стране должны стать физкультур но-оздоровительные, спортивные, туристические клубы и центры.

Появление современной Концепции развития физической культуры и спорта объясняется потребностью в ней государственной социально -экономической политики, обусловленной тенденцией снижения уровня здоровья, физического развития и уровня подготовленности практичес ки всех социально-демографических групп населения России; сокращение сети физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений; недостаточного бюджетного финансирования системы физической культуры и спорта и др.

Между тем, несмотря на сложные социально-экономические условия, связанные с переходом из одной общественной формации в другую, специалисты физической культуры, ученые, педагоги осуществляют поиск эффективных физкультурно-воспитательных и образовательных технологий, отвечающих времени, потребностям и психологии студенческой молодежи. В рамках реализации Государственной программы развития физической культуры, формирования здорового образа жизни студенческой молодежи в высших учебных заведениях создаются различные оздоровительные направления и центры.

Например, по литературным источникам известно, что в Московском государственном строительном университете организованы кабинет и центр здоровья. В структуре центра, профилактория и кафедры физического воспитания осуществляются лечебно-оздоровительные мероприятия для студентов и сотрудников университета, организуются диагностика и лечение опорно-двигательного аппарата методами массажа, мануальной физиотерапии, выборочно используется и компьютерная диагностика здоровья студенческой молодежи [6]. Центр физической культуры, спорта и здорового образа жизни cоздается в Ростовском госуниверситете [11], Центр здоровья - в Донецком госуниверси тете [9], открытый Центр "Здоровья" в Санкт-Петербургском техническом университете располагает специализированным залом с комплексами тренажеров, классами массажа и психорегуляции, сауной, солярием, аудио-, видео- и вычислительной техникой. В Псковском государственном университете на хозрасчетной основе работает физкультур но-оздоровительный центр "Шейпинг", где используются массаж и тренажеры, проводятся занятия аэробикой, шейпингом, восточными единоборствами, атлетизмом, большим теннисом [10]. Создаются центры здоровья и на коммерческой основе, с частичной или полной оплатой услуг [5]. Разрабатываются программы и курсы по валеологии [7]. В общий ряд научных изысканий выдвигается и направление дополнительного профессионального образования в сфере физической культуры и валеологии, которое в условиях рыночной экономики, рынка труда является актуальной социальной и личностно значимой проблемой. Получив одну профессию выжить и приспособиться к постоянно изменяющимся условиям общества, найти работу и социальную нишу будет достаточно сложно [2, 3]. Идея, родившаяся в Московском областном педагогическом университете, получила свое развитие в технологическом аспекте. Сегодня проблема недоукомплектования учебных заведений специалистами по физической культуре и валеологии приобретает первостепенное значение. Более того, дополнительное профессиональное образование в данной сфере позволит удовлетворить практические потребности и интересы молодежи, значительно расширить технологический диапазон формирования культуры здорового образа жизни личности.

Еще в положении о Государственном комитете по физической культуре, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 27.04.95 г. в числе основных задач были обозначены и такие, как: 1) участие совместно с заинтересованными организациями в развитии сети учреждений дополнительного образования физкультурно-оздоровительного и спортивно го профиля, оказания им организационно-методической помощи; 2) обеспечение подготовки, переподготов ки и повышения квалификации преподавателей; 3) развитие совместно с заинтересованными организациями научно-исследовательской базы и совершенствование системы научно-методического обеспечения деятельности в области физической культуры [1].

Основной формой реализации стратегии оздоровления населения России должна стать современная Концепция. Ее реализацию необходимо строить по принципу активного освоения новых оздоровитель ных технологий на местах, комплексных региональ ных, городских, районных, школьных, вузовских оздоровительных программ с учетом рыночной экономики и норм труда специалиста по физкультурно-оздоро вительной работе. В этой связи уместно будет привести примеры опыта физкультурно-оздоровительной работы в зарубежных странах.

В США особое место в оздоровительной деятельности населения занимают Центры здоровья. Как правило, они оснащены компьютерной техникой и современным оборудованием. Их деятельность направлена на укрепление здоровья и увеличение продолжительности жизни, повышение работоспособности, на профилактику заболеваний [4, 12]. Президентский Совет по физической подготовке и спорту США рекомендует разработку и реализацию оздоровительных программ в школах и высших учебных заведениях, на государственных и частных предприятиях. Многочисленные исследования подтверждают существенную экономическую выгоду таких программ [13, 14, 18 - 20]. Особое значение в оздоровительных программах имеет агитационно-пропагандистская деятельность, публикация методических рекомендаций, красочных буклетов и т.д. [15, 16]. В Финляндии уже много десятилетий работает Ассоциация рекреационного спорта. Цель ее деятельности - оказание помощи в организации регулярной двигательной активности населения. Главная задача работы Ассоциации состоит в том, чтобы сделать занятия физическими упражнениями приятными и полезными для здоровья каждого индивидуума. В Ассоциации работают три подразделения: организационное занимается вопросами планирования , пропаганды и рационального питания; финансовое решает вопросы финансирования, продажи инвентаря, маркетинга; за работу центров подготовки отвечает отделение физической подготовки. Ассоциация организует специальные курсы подготовки преподавателей и специалистов в области физической культуры, публикует информационные и пропаганди стские материалы в помощь занимающимся и организациям, связанным с физической активностью населения. В Великобритании известна "Гуд Лайф Программа", объединяющая медицинские, валеологические , физкультурно-оздоровительные направления. Главное назначение программы - укрепление здоровья и развитие здорового образа жизни [17].

Известно, что попытки реанимировать физкультурно-оздоровительную и спортивно-массовую деятельность старыми организационными формами, как правило, не дают желаемых результатов, это явление можно отнести и к различного рода оздоровительным программам. Следует создавать такие программы и технологические модели воспитания культуры здорового образа жизни, которые существенно изменили бы проблемную ситуацию, отношение личности к своему здоровью. Одной из таких моделей могли бы стать Центры здоровья, но, к сожалению, деятельность даже небольшого количества имеющихся Центров ориентирована на решение утилитарных задач здоровья, физической подготовки. Решение образовательных задач (консультации, спецкурсы, лекции, повышение квалификации, дополнительное образование) практически не осуществляются.

В этой связи создание педагогических технологий, учитывающих все формы организационно-педа гогической деятельности (учебную и внеучебную), условия, обеспечивающие включение студенческой молодежи в культурообразующую здоровый образ жизни среду, имеет особо важное значение. А моделирование и внедрение в практику научно-образовательных и консультативно-оздоровительных Центров здорового образа жизни представляется на сегодня актуальной и социально необходимой проблемой.

Созданные нами модель, положения, структура и формы организационной деятельности Центра представляются нам следующими.

Цель создания научно-образовательного и консультативно-оздоровительного Центра здорового образа жизни - совершенствование технологического механизма реализации образовательных и оздоровительных программ, направленных на формирование культуры здорового образа жизни и проведение научных исследований в данном направлении.

Функционирование Центра предусматривает решение следующих задач:

1. Исследование состояния здоровья студентов и преподавателей университета, а также представи телей различных возрастных групп населения Ставропольского края.

2. Научная апробация оздоровительных систем.

3. Формирование системно-упорядоченного комплекса междисциплинарных знаний, охватывающих философскую, социальную, естественно-научную и психолого-педагогическую тематику, тесно связанного с теоретическими, методическими и организационными основами здорового образа жизни, навыков самостоятельной организации досуга с использованием средств физической культуры и спорта.

4. Овладение основами здорового образа жизни, оздоровительной физической культуры, семейного физического воспитания.

5. Включение студентов в реальную научно-образовательную практику, имеющую личностную, социальную и профессиональную ценности.

6. Содействие разностороннему развитию организма, сохранению и укреплению здоровья, повышению уровня физического развития, подготовленности профессионально значимых физических качеств и психотропных способностей будущих специалистов.

7. Укрепление здоровья профессорско-преподава тельского состава и сотрудников вуза и членов их семей.

8. Организация оздоровительной работы среди студентов по месту жительства.

Модель Центра

(содержание и формы организации)

1. Научно-образовательный и консультативно -оздоровительный Центр здорового образа жизни создан на базе кафедры физической культуры и спортивного клуба университета, функционирует также в системе деятельности института дополнительного образования. Учредители Центра - Ставропольский государственный университет и Министерство по физической культуре Правительства Ставропольского края.

2. Учредители обеспечивают материальную поддержку работы Центра. Кафедра физической культуры и спортивный клуб осуществляют консультативную, пропагандистскую, рекламную и научную деятельность, практическую физкультурно-образовательную и спортивно-массовую работу.

3. В структуре института дополнительного образования Центр осуществляет платные дополнительные образовательные услуги. Все доходы Центра идут на приобретение оборудования, спортивного инвентаря, ремонт помещений, дополнительную заработную плату преподавателям и обслуживающему персоналу.

4. Организация массовой физической культуры и спорта - обязательная функция кафедры физической культуры и спортивного клуба и поэтому не является коммерческой.

5. Научно-образовательный и консультативно-оздоровительный Центр здорового образа жизни - структурное подразделение кафедры физической культуры.

6. Руководство Центром приказом ректора университета возлагается на одного из ведущих специалистов кафедры физической культуры.

7. В педагогический коллектив Центра входят: преподаватель, отвечающий за массовую оздоровитель ную, физкультурную и спортивную работу (заместитель заведующего кафедрой); преподаватели, отвечающие за работу по физическому воспитанию на факультетах (заместители декана по физическому воспитанию).

К педагогической и тренерской работе в Центре привлекаются другие преподаватели кафедры физической культуры, а также преподаватели дисциплин валеологической направленности, психологи, медперсонал.

8. В структуре Центра - пять основных отделов: научный, гигиенических и естественных факторов природы здорового образа жизни, оздоровительной физической культуры, массовой физкультурной и спортивной работы, платных услуг.

Каждый из отделов возглавляет руководитель - ведущий специалист по данному направлению. Все отделы работают во взаимодействии.

9. Непосредственное управление Центром осуществляет начальник Центра, координирует его работу учредительный совет в лице представителей ректората, заведующего кафедрой физической культуры и председателя спортклуба.

Необходимо отметить, что при полном становлении функциональной деятельности подобных центров, обеспечении их научными кадрами, диагностическим и компьютерным оборудованием, научно-методической литературой, программным обеспечением и соответствующей оздоровительной материальной базой они могут стать региональными научно-образовательными и консультативно-оздоровительными Центрами здорового образа жизни не только студенческой молодежи, но и всего населения региона.

Один из основных отделов в структуре Центра - научно-образовательный, в содержание его деятельности входят: обеспечение дополнительного образования; научная деятельность; консультации; пропагандистская работа; преподавание на курсах повышения квалификации.

Сфера применения деятельности педагога дополнительного образования в области физической культуры направлена на организацию физкультурно -оздоровительной работы с детьми и молодежью, секционно-спортивную работу, руководство консультатив но-оздоровительными центрами в учебно-воспитательных учреждениях, при необходимости - на проведение уроков по физической культуре, на индивидуальное и семейное физическое воспитание.

Подготовка педагогов-инструкторов по здоровому образу жизни и оздоровительной физической культуре осуществлялась в объеме 500 ч. Из них 68 ч отводилось на лекционные и семинарские занятия, 32 ч - на методико-практические занятия, 30 ч - на педагогическую практику и 370 ч на физкультурно-педагоги ческое совершенствование в избранном виде (системе) физкультурно-оздоровительной деятельности. Лекторы-валеологи готовились Центром в рамках гуманитарных курсов по выбору. В заключение всех указанных образовательных направлений проводились аттестационные экзамены и при успешной их сдаче студентами выдавались дипломы (дополнительная специальность по физической культуре) и сертификаты (педагог-инструктор по здоровому образу жизни; лектор-валеолог), которые оформлялись через Институт дополнительного образования.

Участие в системе повышения квалификации учителей физической культуры осуществляется посредством связи Центра с образовательным комплексом Ставропольского края, инновационная деятельность - в форме организации конференций, семинаров, "круглых столов", консультаций и участия в них, а также внедрения в общеобразовательные учебные заведения разработанной модели консультатив но-оздоровительного Центра.

Консультации, организуемые в рамках Центра по различным составляющим здорового образа жизни, проводились как в процессе занятий, так и в специально отведенное для этого время. С целью диагностики состояния здоровья, физического развития и подготовленности была приобретена информационная программа "Атлетик Фитнесс". В стадии разработки - собственные программы центра "Эталон и мое психофизическое здоровье", "Я сам(а) - самоконтроль, самообразование, самовоспитание".

Пропагандистская и рекламная деятельность помимо стендовой, печатной и телевизионной информации включала междисциплинарные связи на уровне университета. С этой целью через учебно-методическое управление общеуниверситетским и специальным кафедрам рекомендовалось подготовить с учетом специфики преподаваемых предметов одну или несколько лекций, отражающих в рамках дисциплины аспекты здорового образа жизни, и ввести их в обязательный курс.

Научная деятельность содержала многогранный спектр исследований: социологических, диагности ческих, организационно-функциональных, опытно-экспериментальных, внедренческих, учебно-методического обеспечения и др.

Система платных услуг включала прокат инвентаря, создание групп здоровья по интересам (атлетическая гимнастика, шейпинг, оздоровительная гимнастика у-шу, курсы массажистов и др.) на добровольных началах с учетом материального состояния современной студенческой молодежи.

Все виды практической оздоровительной деятельности, включая платные услуги, обязательно содержали образовательный компонент, отвечающий особенностям рефлексивно-управленческой технологии; целью совместной деятельности преподавате
ля и студента было развитие у последнего способностей к самоуправлению, самовоспитанию через теоретические и методические знания и практический опыт, принцип открытости функциональных и методических действий (что?, с какой целью?, что это даёт?, на что влияет?, какие физиологические и психофизические процессы разворачиваются?, каковы принципы и методика?, какова нагрузка?, почему надо делать так, а не иначе? и др.). На все эти вопросы постоянно, в каждом занятии, отвечали преподаватели, делая деятельность студентов осознанным процессом.

Литература

1. Виноградов П.А., Душанин А.П. Органы управления развитием физической культуры и спорта на федеральном уровне // Теор. и практ. физ. культ. 1997, № 6, с. 42 - 46.

2. Горбатов В.Ф., Соловьев Г.М. Дополнительная специальность как индивидуальная траектория физкультурного образования// Организация учебного процесса, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы: Тез. докл. 4-й Межунивер ситетской науч.-практ. конф. Краснодар, 1996, с.183 - 184.

3. Горбунова Е.А. Некоторые социально-психологические аспекты здоровья // Здоровье и физическое состояние населения России на рубеже ХХI века: Матер. Всерос. науч.-практ. конф. М., 1994, с.26-27.

4. Гуськов С.И. Физическое воспитание в школах США // Физическая культура в школе. 1995, № 4, с.71-75.

5. Ефросинин И.Л., Кубасов В.И., Любимов А.И. Особенности физкультурно-оздоровительного кооператива в ВУЗе // Тез. докл. Межобл. науч.-практ. конф. "Актуальные вопросы физического воспитания студентов в системе подготовки специалистов народного хозяйства". Белгород, 1989, с. 13 - 14.

6. Коваленко В.А., Крылова Л.М., Савкин Т.Г. Здоровый образ жизни в учебных программах вузов: проблемы и перспективы // Здоровье и физическое состояние населения России на рубеже ХХI века: Матер. науч.-практ. конф. М.,1994, с. 46 - 47.

7. Крылова Л.М., Гулько Я.Н. Валеология как наука о здоровье и место физической культуры в ней //Актуальные проблемы физической культуры: Матер. регион. науч.-практ. конф. Ростов-на-Дону, 1995. Т. 4, Ч. 1, с. 27 - 30.

8. Николаев Ю.М. О культуре физической, ее теории и системе физкультурной деятельности //Теор. и практ. физ. культ. 1997, № 6, с. 2-10.

9. Подгорный Г.П. Спортивные соревнования и мотивация в физкультурно-оздоровительной деятельности студентов // Организация и методика учебного процесса, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы: Тез. докл. 2-й Межуниверси тетской научн.-метод. конф. Краснодар, 1996, с. 173-174.

10. Прокопенко Т.И. Сравнительный анализ и содержание деятельности оздоровительных Центров // Психолого-педагогические проблемы развития, образования и воспитания личности: Матер. научн. конф. Ставрополь: СГУ, 1997, с. 61- 62.

11. Татаринов Б.Н. Концепции функционирования процесса физического воспитания на современном этапе развития высшей школы // Актуальные проблемы физической культуры: Матер. регион. научн.-практ. конф. Ростов-на-Дону, 1995. Т. 2, с. 58-62.

12. Чепик В.Д., Кирищук А.Г. Нормы труда специалиста по физкультурно-оздоровительной работе // Теор. и практ. физ. культ. 1993, № 9-10, с. 32 - 33.

13. Fitness in the workplass // President's council on physical fitness and sport - 1998. - P. 3-5.

14. Kaman R.L., Huckaby J. Justification of employee fitness programs: cost versus benefit // Fitness in business. 1988. - Dec. - P. 90-95.

15. Martin Th. Ohio's: move a measured mil // Fitness in busines.- 1989. - Vol.3. - № 4. - P. 143-146.

16. Metcalfe L. Usins self-disco very/self-care materials to promote health // Fitness in business. - 1987, № 3. - P. 10-12.

17. Pessatello L., Leach C., Sands M., Scherzer H. A hospital model exercise screening // Fitness in business. - 1988. - December. - P. 97-101.

18. Rosenthal E. Computers help restore won executives. Dalla // Forth business. - 1983. - № 4. - P. 15-20.

19. Schwartz D. Career wellness // Fitness in business. - 1989. - V.3. - № 4. - P. 138-140.

20. Shore G., Pracad P., Zroback M. Metrofit: a cost-effective fitness programm // Fitness in business. - 1989. - V.3. - N 4. - P. 147-153.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
 

Реклама: