Abstract DEVELOPMENT OF CULTURE AND SPORTS - PRIORITY DIRECTION OF STATE SOCIAL POLICY Chairman of the State committee of the Russian Federation on physical culture, sports and tourism, Ph. D., Honored coach of Russia P.A. Rozhkov Key words: physical culture, sports, social policy, strategy of development, priority directions. There were many changes in the world which have positively affected the growing role of the physical culture and sports in the society, they have changed the attitude to this area of the state and society in many countries for the last 10-20 years. It is recognized world-wide, that occupations by physical culture and sports are the preventive means of the maintenance and strengthening of the health and preventive maintenance of the various infectious diseases (cardiovascular, ischemic illness of the heart, a diabetes, a bony rarefication, adiposity etc.) and harmful habits (drunkenness, smoking, glue sniffings etc.). The understanding of the fact that the future of any country is impossible without healthy members of a society, has resulted in amplification of the role of physical culture and sports in the activity on the state and the society strengthening and active use of physical culture and sports in maintenance and strengthening of the health of the population.
|
Развитие физической культуры и спорта - приоритетное направление социальной политики государства Председатель
Государственного комитета Российской Федерации
по физической культуре, Ключевые слова: физическая культура, спорт, социальная политика, стратегия развития, приоритетные направления. В условиях социально-экономических и политических преобразований современной России особое значение приобретают вопросы укрепления физического и духовного здоровья человека, формирования здорового образа жизни. В Послании Президента Российской Федерации В.В.Путина Федеральному Собранию "О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства" на 2001 год отмечается, что "... здоровье народа сегодня напрямую связано не только с состоянием общественного здравоохранения, но и с самим образом жизни людей...". В настоящее время в нашей стране продолжают оставаться очень сложными социально-демографическая ситуация и положение состояния здоровья населения. По данным Госкомстата России, естественная убыль населения находится на стабильно высоком уровне (0,7 млн человек в год). В 65 субъектах Российской Федерации сократилась численность населения. Депопуляция в разной степени затронула практически всю территорию России и почти все этнические группы. К началу 2001 г. численность населения Российской Федерации составила 145 млн человек. Состояние здоровья и уровень смертности населения отражаются на показателях ожидаемой продолжительности жизни населения страны, которая в настоящее время составляет 65,9 года (в 1992 г. - 68,8 года). Ожидаемая продолжительность жизни мужчин на 12 лет ниже, чем женщин. Общая тенденция динамики смертности населения страны характеризуется сверхсмертностью людей трудоспособного возраста, среди которых около 80% составляют мужчины. Уровень смертности среди мужчин в 4 раза выше, чем среди женщин. В 2000 г. рост числа умерших отмечался в 78 субъектах Российской Федерации. Особую тревогу вызывает ухудшение здоровья детей и подростков. Их численность в общей массе населения уменьшилась на 4,2 млн и составляет к сегодняшнему дню 35 млн. Около 75% детей дошкольного возраста имеют серьезные отклонения в уровне здоровья. Здоровые дети среди школьников младших классов составляют 10-12%, а среди старших - всего 5%. Более чем у 50% детей разного возраста диагностируются хронические заболевания. Впервые за 40 лет врачи столкнулись с проблемой гипертонии юношей-подростков. Сегодняшние дети имеют худшие показатели, чем их сверстники 10-15 лет назад, в росте, окружности грудной клетки, динамометрии. По данным различных исследований, лишь около 10% молодежи имеют уровень физического состояния и здоровья, близкий к норме, около 40% детей страдают хроническими заболеваниями. Резко прогрессируют болезни сердечно-сосудистой и костно-мышечной систем, которые во многом обусловлены недостаточной двигательной активностью. Около 50% юношей и девушек выходят из школы уже имея 2-3 диагноза болезней, а в целом лишь 15% выпускников можно считать практически здоровыми. Общая заболеваемость среди 15-17-летних подростков за последние 3 года увеличилась на 14,7%. При этом количество подростков с болезнями эндокринной системы, расстройствами питания возросло на 25,5%, с психическими расстройствами - на 24,5%, заболеваниями костно-мышечной системы - на 20,9%, системы кровообращения - на 17%. За последние 3 года число граждан, освобожденных от призыва в ряды Российской Армии в связи с психическими расстройствами, возросло в 1,5 раза, а в связи с алкоголизмом и наркоманией - в 2 раза. Количество лиц, злоупотребляющих психоактивными веществами, за период от постановки на воинский учет до призыва на военную службу возросло в 12 раз . По данным Научно-исследовательского центра физической подготовки и спорта Вооруженных Сил Российской Федерации, 60% молодого поколения имеют неудовлетворительные оценки по физической подготовке только 16% имеют спортивные разряды. Численность лиц с впервые установленным в отчетном году профзаболеванием составила 7,5 тыс. чел. Число человеко-дней нетрудоспособности у пострадавших с утратой трудоспособности на один рабочий день и более достигло 4,3 млн чел./дней. Кроме того, в течение последних 10 лет свыше 70% населения находилось в состоянии затяжного психоэмоционального и социального стресса, в результате чего отмечен рост депрессий, реактивных неврозов, алкоголизма, табакокурения, наркомании, антисоциальных вспышек, преступности. Сегодня около 4 млн россиян страдают психическими расстройствами, более 5 млн алкогольно зависимы. Сложная социально-экономическая ситуация влияет на рост показателей детской безнадзорности, беспризорности и социального сиротства. Ежегодно выявляется свыше 100 тыс. детей, оставшихся без попечения родителей. По данным проведенного в сентябре 1999 г. межведомственного обследования, образовательные учреждения не посещают около 70 тыс. детей. За последние годы резко возросла наркомания среди молодежи. Подавляющее большинство наркоманов составляют лица в возрасте до 30 лет. Заболеваемость наркоманией среди подростков за десятилетие увеличилась в 17 раз. Отмечается снижение среднего возраста начала употребления наркотиков: в 2000 г. выявлено свыше 1,3 тыс. заболевших наркоманией детей в возрасте до 14 лет. Серьезной социальной проблемой является высокая преступность среди молодежи. Только за 2000 г. около 1 млн молодых людей (14-29 лет) совершили преступления, из них почти 200 тыс. преступников в возрасте от 14 до 17 лет. На учете в милиции состоит более 100 тыс. детей, а в учреждениях уголовно-ис правительной системы содержится около 30 тыс. несовершеннолетних. Таким образом, в настоящее время в Российской Федерации назрела ситуация, когда необходимо принимать радикальные меры по качественному улучшению состояния здоровья населения, формированию новых ценностных ориентиров молодежи (включающих неприятие вредных привычек), высокого уровня гражданственности и патриотизма. Какими возможностями располагает сегодня государство, чтобы в комплексе решить проблемы формирования здорового образа жизни населения? Какова должна быть государственная стратегия действий? Мировой опыт показывает, что средства физической культуры и спорта обладают универсальной способностью в комплексе решать проблемы повышения уровня здоровья населения и формирования здорового морально-психологического климата в коллективах и в обществе в целом. Всемирно признано, что занятия физической культурой и спортом являются превентивным средством поддержания и укрепления здоровья и профилактики различных неинфекционных заболеваний (сердечно-сосудистых, ишемической болезни сердца, диабета, остеопороза, ожирения и т.д.) и вредных привычек (пьянства, табакокурения, токсикомании и т.д.). Причем, как отмечают американские специалисты, использование физической активности и спорта в целях предупреждения заболеваемости требует незначительных дополнительных затрат государства. В то же время потери от преждевременной смерти трудоспособного населения в США оцениваются в 25-30 млрд долл. в год. А канадские эксперты считают, что прямые и косвенные расходы на лечение заболеваний, связанных с физической пассивностью канадцев, составляют примерно 2,5 млрд долл. в год. Понимание того, что будущее любой страны определяется здоровьем членов общества, привело к усилению роли физической культуры и спорта в деятельности по укреплению государства и общества и активному использованию физической культуры и спорта в поддержании и укреплении здоровья населения. Помимо этого общемировой тенденцией является колоссальный рост интереса к спорту высших достижений. Данная тенденция отражает фундаментальные сдвиги в современной культуре. Процессы глобализации в определенной степени были стимулированы и развитием современного спорта, особенно олимпийского. Спорт на всех его уровнях - универсальный механизм для самореализации человека, для его самовыражения и развития. Именно поэтому за последние годы место спорта в системе ценностей современной культуры резко возросло. Мировое спортивное движение сегодня - одно из самых мощных и массовых международных движений. Олимпийское спортивное сообщество включает более 200 стран мира. В современном мире наблюдается устойчивая тенденция повышения социальной роли физической культуры и спорта. Она проявляется в: - повышении роли государства в развитии физической культуры и спорта; - широком использовании физической культуры и спорта в профилактике заболеваний и укреплении здоровья населения; - продлении активного творческого долголетия людей; - организации досуговой деятельности и в профилактике асоциального поведения молодежи; - вовлечении в занятия физической культурой и спортом трудоспособного населения; - использовании физической культуры и спорта в социальной и физической адаптации инвалидов, детей-сирот; - резком увеличении роста дохода от спортивных зрелищ и спортивной индустрии; - возрастающем объеме спортивного телерадио вещания и роли телевидения в развитии физической культуры и спорта и формировании здорового образа жизни; - развитии физкультурно-оздоровительной и спортивной инфраструктуры с учетом интересов и потребностей населения; - в многообразии форм, методов и средств, предлагаемых на рынке физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг. В соответствии с общемировой тенденцией и в нашей стране вопросы развития физической культуры и спорта становятся ключевым направлением социальной политики. Забота о развитии физической культуры и спорта является важнейшей составляющей социальной политики государства, обеспечивающей воплощение в жизнь гуманистических идеалов, ценностей и норм, дающей широкий простор для выявления способностей людей, удовлетворения их интересов и потребностей, активизации человеческого фактора. Физическая культура, являясь одной из граней общей культуры, во многом определяет поведение человека в учебе, на производстве, в быту, в общении, способствует решению социально-экономических, воспитательных и оздоровительных задач. Огромный социальный потенциал физической культуры и спорта необходимо в полной мере использовать на благо процветания России, поскольку это - наименее затратный и наиболее результативный рычаг форсированного морального и физического оздоровления нации. Однако в настоящее время физической культурой и спортом в стране занимаются всего 8-10% населения, тогда как в экономически развитых странах мира этот показатель достигает 40 - 60%. Самая острая и требующая срочного решения проблема - низкая физическая подготовленность учащихся. Реальный объем двигательной активности учащихся и студентов не обеспечивает полноценного развития и укрепления здоровья подрастающего поколения. Увеличивается число учащихся и студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе: в 2000 г. их стало 1 млн 300 тыс., что на 24% больше, чем в 1995 г. Распространенность гиподинамии среди школьников достигла 80%. Остается низким уровень вовлеченности в занятия физической культурой и спортом взрослого населения, особенно среди женщин: в 2000 г. число женщин, занимающихся физической культурой и спортом, составило 3,9 млн человек (это всего 5,1% от общего числа женщин). В настоящее время правовая и нормативная базы в области физической культуры и спорта не позволяют осуществить права каждого гражданина России на занятия физической культурой и спортом. Бюджетное финансирование не обеспечивает в полной мере потребности развития как спорта высших достижений, так и спорта для всех, а для инвесторов, готовых вкладывать средства в физическую культуру и спорт, не созданы соответствующие условия. В 2000 г. в бюджете населения в среднем на члена семьи в год расходы на услуги физкультуры и спорта составили 7,1 руб., что в 3 раза меньше, чем на услуги учреждений культуры, в 8 раз меньше, чем на экскурсионные, и почти в 20 раз меньше, чем на образовательные услуги. Недостаточное количество регулярно занимающихся физической культурой и спортом в значительной степени обусловлено практически полным отсутствием пропаганды здорового образа жизни и ценностей физической культуры и спорта в средствах массовой информации, особенно на телевидении. Серьезная проблема для сферы физической культуры и спорта - отток за рубеж квалифицированных специалистов, тренеров и спортсменов (более 1 тыс. человек). Это обусловлено, с одной стороны, высоким уровнем подготовленности наших специалистов, тренеров и спортсменов, востребованностью их на мировом уровне, а с другой - отсутствием условий для полноценной работы в нашей стране. За последние годы в несколько десятков раз снижены объемы отечественного производства спортивных товаров. В стране остро ощущается нехватка спортивного инвентаря и оборудования. В условиях перехода России к рыночной экономике, демократическому обществу и принятия Россией общечеловеческих ценностей и идеалов к системе физической культуры и спорта предъявляются новые требования. Эта система в новых условиях призвана обеспечить комплексное решение проблем развития человека и должна быть направлена на: - сохранение и укрепление физического и психического здоровья людей; - воспитание подрастающего поколения, способного противостоять негативным явлениям (таким, как наркомания, пьянство, табакокурение, асоциальное поведение и т.д.); - консолидацию общества, укрепление единства и сплоченности нации; - развитие народных и национальных систем физического воспитания, позволяющих полностью раскрыть национальные традиции народов России, их самобытность; - воспроизводство здорового населения; - подготовку к производственной деятельности и воинской службе; - формирование у людей способности адаптироваться к сложным ситуациям и противостоять повышенным стрессовым нагрузкам; - проведение досуговой деятельности в многообразных формах, способных удовлетворить интересы и потребности различных слоев населения; - удовлетворение потребности в массовых спортивных зрелищах; - создание мощной спортивной индустрии, входящей в качестве составного элемента в экономическую систему новой России; - более эффективную социальную и физическую реабилитацию инвалидов; - сохранение лидирующих позиций российских спортсменов в международном спортивном движении и ускорение процессов интеграции России в общемировую систему; - создание новой идеологии освещения в средствах массовой информации (особенно на телевидении) вопросов физической культуры, спорта и здорового образа жизни. В целях реализации новых социальных требований к системе физической культуры и спорта необходимо осуществить комплекс первоочередных мер по улучшению физкультурно-спортивной работы и формированию здорового образа жизни населения Одной из главных функций государства является удовлетворение общих потребностей, в том числе потребностей в здоровом образе жизни и в занятиях физкультурой и спортом. Сегодня необходимо разработать единую стратегию действий различных министерств и ведомств, общественных организаций, ученых и специалистов. Эта стратегия должна быть направлена на создание максимально благоприятных условий для оздоровления людей в трудовых коллективах, в образовательных учреждениях, по месту жительства, в местах отдыха. В настоящее время в стране формируется активный интерес к здоровому образу жизни. По сути дела, можно говорить о том, что в России возникает новый социальный феномен, выражающийся в острой экономической заинтересованности граждан в сохранении здоровья как основы материального благополучия. Однако такая заинтересованность еще не приобрела черты устойчивой, целостной системы поведения. Напротив, в нынешних условиях в системе поведения людей представлены стандарты и стили, унаследованные или заимствованные из разных исторических систем, разных культур, а потому они слабо совместимы между собой. Тем важнее государственное влияние, а может, и вмешательство в этот процесс, поскольку коррекция индивидуальных предпочтений - также важная функция государства. В этом плане отсутствие экономических предпосылок не может служить поводом для бездействия. Невозможно сначала обеспечить экономический рост, затем на его основе решать проблемы укрепления здоровья граждан и здорового образа жизни. К тому же повышение уровня жизни - увеличение зарплаты, размеров социальных пособий и т.д. - отнюдь не приводит автоматически к упорядочению образа жизни, особенно у части населения с традиционно низким культурно-образовательным потенциалом, а просто ведет к количественному росту объемов потребления К сожалению, государство в последние десять лет резко ограничило свое влияние на политику укрепления здоровья граждан и формирование их поведенческих устремлений к занятиям физической культурой и спортом. Если в советское время эта социальная сфера имела жесткое государственное регулирование и контроль, что обеспечивало СССР лидирующие позиции в физическом воспитании граждан и в спорте высших достижений, то за годы реформ она, по сути дела, была брошена на произвол судьбы. Достаточно сказать, что за это время было несколько реорганизаций высших органов, отвечающих за развитие сферы, и сменилось шесть руководителей федерального органа управления. В настоящее время необходимо сохранить и восстановить лучшие традиции отечественного физкультурно-спортивного движения и продолжить поиск новых высокоэффективных физкультурно-оздоровительных и спортивных технологий, направленных на максимальное вовлечение всех слоев населения в активные занятия физической культурой и спортом. Наряду с имеющимися или предлагаемыми программами охраны здоровья, реформирования системы оплаты труда, модернизации образования необходимы поведенческие ориентированные программы, подкрепляющие и развивающие положительные тенденции и устремления людей к здоровому образу жизни, в частности к занятиям физкультурой и спортом. Зарубежные аналоги поведенческих программ - "Джонсон и Джонсон", "Здоровье ради жизни", "Здоровое сердце", "Жизнь - будь в ней", "Тримминг 130" и т.д. У нас также было несколько таких программ, эффективно действовавших на протяжении нескольких десятков лет. Среди них - Всесоюзный комплекс ГТО, система производственной физической культуры и т.д. Во многих странах мира именно первые лица (Президент, Глава Правительства) возглавляют общенациональные движения по оздоровлению нации, по активному включению физической культуры и спорта в образ жизни населения. В качестве общенационального движения можно рассмотреть предложение о проведении общероссийской компании "За молодую и здоровую Россию, стартуем вместе с Президентом", а также проведение: - Всероссийского спортивно-оздоровительного фестиваля "Президентские состязания" (по федеральным округам); - Всероссийского фестиваля по национальным и народным видам спорта "Наследие"; - Всероссийских соревнований по спортивно -военному многоборью учащихся "Защитники Отечества"; - Всероссийского фестиваля детей-инвалидов и детей-сирот "Жить со спортом"; - Всероссийского фестиваля-соревнования для допризывной молодежи "Победа" и т.д. Общенациональное патриотическое движение за оздоровление российских граждан средствами физической культуры и спорта должно быть подкреплено на уровне региональной политики, инициативами предпринимательских кругов, трудовых коллективов, общественных организаций и партий, учебных заведений. Использование физической культуры и спорта для полноценного и активного досуга и воспитания всегда было прерогативой местных органов власти, тем более необходимо усиление их роли в настоящий период. В подавляющем большинстве стран развитием спорта в различных территориальных единицах, и прежде всего в городах, занимаются муниципальные органы, а на местах - коммуны и общины, которые вырабатывают и осуществляют совместно с другими спортивными организациями муниципальную и коммунальную спортивную политику. У нас и в теории и на практике делаются первые шаги в реализации муниципальной спортивной политики. Отсюда в деятельности региональных и территориальных управленческих структур имеется целый ряд проблемных вопросов, возникающих по разным причинам. Один из таких вопросов связан с ошибочными приоритетами, когда в субъектах Федерации и в территориях, даже на уровне районных спорткомитетов, определяющим показателем является не приобщение населения к массовому физкультурно-спортивному движению, а подготовка спортсменов высокого класса, их выступление на чемпионатах разного уровня. Исходя из этого нарушаются пропорции в расходовании средств на развитие спорта высших достижений и спорта для всех. В большом количестве и зачастую бесконтрольно финансовые ресурсы тратятся на проведение соревнований, а развитие материаль но-технической базы для физкультуры и спорта, обустройство спортивными сооружениями дворов и микрорайонов отодвигается на второй план. И это происходит несмотря на то, что по положению спорткомите ты должны содействовать гражданам в реализации их прав на занятия физической культурой, спортом и туризмом, содействовать развитию сферы досуга. Важнейшая задача совершенствования системы управления физической культурой и спортом - формирование оптимальной отраслевой модели управления , в которой будут четко распределены и согласованы компетенция и полномочия, функции и ответственность всех субъектов физкультурно -спортивной деятельности как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации и местных органов власти. Особое значение в новой системе управления физической культурой и спортом приобретает более тесное взаимодействие между органами здравоохранения, образования, труда, обороны, внутренних дел и других заинтересованных министерств и ведомств. Одной из перспективных идей формирования новой модели управления является усиление роли федеральных округов в организации и проведении физкультурно-спортивной работы, осуществлении координации с регионами. Это позволит оптимизировать вертикальные связи федерально го центра с федеральными округами. В новой модели возрастает ответственность общественных физкультурных организаций за развитие видов спорта, привлечение максимального количества людей к занятиям физической культурой и спортом. В условиях демократизации страны общественные физкультурно-спортивные организации имеют возможность более активно участвовать в процессе широкого привлечения к физической культуре и спорту всех слоев населения. Государство заинтересова но в развитии общественных начал управления в сфере физической культуры и спорта. Общественные организации обладают большими возможностями привлекать внебюджетные средства для развития физкультурно-спортивной инфраструктуры, а также привлекать к работе большое количество волонтеров. Деятельность Олимпийского комитета России, федераций по видам спорта, различных ассоциаций, союзов, обществ должна быть направлена на тесное взаимодействие с государственными органами управления и на реализацию общей стратегии развития физической культуры и спорта в стране. Известно, что конституционной основой развития физической культуры и спорта в стране являются две статьи Конституции Российской Федерации - статья 41, в которой сказано о том, что поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, и статья 72, где говорится о том, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Федерации находятся вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта. В 1999 г. был принят Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации". Этот закон - важная веха в формировании правовых основ физкультурно-спортивной деятельности. Однако сегодня необходимо идти дальше. Актуальной задачей становится формирование приоритет ного отношения к сфере физической культуры и спорта по всем параметрам: экономическим, идеологическим, политическим. Это приоритетное отношение должно быть закреплено прежде всего в системе законодательных актов. Государственная поддержка развития физической культуры и спорта должна осуществляться следующим образом: - целенаправленным финансированием из бюджетов всех уровней; - привлечением частного капитала к финансированию физической культуры и спорта; - комплексом мер по созданию в отрасли "Физическая культура и спорт" чисто рыночных структур (там, где это возможно). С учетом мировой практики следует более активно привлекать внебюджетные источники финансиро вания физической культуры и спорта, такие, как отчисления от лотерей, тотализаторов, игрового бизнеса, прав телетрансляций и т.д. Как и в других странах, физическая культура и спорт становятся в России "товаром". В последние годы физкультурно-спортивные организации всех уровней стали участвовать в проведении различного рода маркетинговых исследований, чтобы обеспечить финансовую составляющую своей деятельности. В стране стал активно развиваться рынок физкультурно-оздоровительных услуг населению. За последние годы существенно выросли объемы физкультурно-оздоровительных услуг: в 2000 г. их услуг было оказано на 2248 млн руб., что на 31% больше, чем в 1999 г., а в 2001 г. ожидается увеличение еще на 30%. Анализ состояния и развития физкультурно -спортивного движения показывает, что к настоящему времени уже сформировался базис и существуют предпосылки для дальнейшего развития коммерческой деятельности в этой сфере. В настоящее время требуется принять решительные меры по привлечению дополнительных источников финансирования физической культуры и спорта за счет: - усиления роли экономических рычагов привлечения ресурсов в сферу физической культуры и спорта, в том числе изменения налогообложения доходов юридических и физических лиц, направляемых на создание и поддержание физического воспитания детей, подростков и молодежи, развитие физической культуры и спорта среди трудящихся, инвалидов и лиц старшего возраста; - направления на финансирование учреждений и организаций физической культуры и спорта доходов, получаемых ими от предпринимательской деятельности; - привлечения международных займов и иностранных инвестиций для структурной перестройки сферы физической культуры, социальной защиты спортсменов, средств международных финансовых организаций для улучшения финансирования развития физической культуры и спорта как на федеральном, так и на региональном уровне; - более активного привлечения средств населения через развитие и стимулирование обязательного и добровольного страхования. С целью повышения эффективности системы подготовки кадров в сфере физической культуры и спорта следует создать оптимальные организацию и управление подготовкой специалистов по физической культуре и спорту. Для реализации новых подходов в развитии профессионального образования в области физической культуры и спорта необходимы: - апробация и внедрение новых образовательных профессиональных программ, педагогических и информационных технологий в учебный и исследова тельский процессы; - разработка новых научно-исследовательских направлений в области физической культуры и спорта; - долгосрочное планирование объемов подготовки кадров со средним и высшим профессиональным образованием. Расширение системы дополнительно го профессионального образования; - реорганизация ряда государственных академий физической культуры и спорта в университеты физической культуры и спорта; - укрепление учебно-спортивной и материально -технической базы образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования; - осуществление обмена опытом подготовки физкультурных кадров с зарубежными странами, включая стажировку; - обеспечение подготовки специалистов высокой квалификации применительно к основным видам их будущей профессиональной деятельности; - создание в учебных учреждениях высшего физкультурного образования кафедр и факультетов, готовящих специалистов по физкультурно-оздоровительной работе с дошкольниками, детьми младшего и среднего школьного возраста, с учащимися специальных медицинских групп, людьми, имеющими хронические заболевания, инвалидами, пенсионерами; - обеспечение подготовки, переподготовки и стимулирования деятельности общественных организаторов и тренеров (волонтеров) по физической культуре. Приоритетными направлениями развития науки в области физической культуры и спорта являются: - разработка теоретико-методологических основ формирования физической культуры личности и здорового образа жизни населения; - научно-методическое обоснование и обеспечение подготовки спортсменов высокой квалификации и подготовки спортивного резерва; - организационное, правовое, ресурсное и информационное обеспечение сферы физической культуры, спорта и спортивного туризма; - теоретические и методические основы развития и совершенствования системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров. Особое внимание необходимо сосредоточить на разработке новых физкультурно-оздоровительных технологий, создании отвечающих современным требованиям программ и методик оздоровительных занятий. Важное место должны занять исследования, направленные на поиск новых, наиболее эффективных, форм организации физкультурно-оздо ровительной работы с различными социально -демографическими группами населения. За последние годы финансирование научно-исследовательской деятельности удалось увеличить почти в 2 раза. Но этого еще недостаточно для обеспечения опережающего развития спортивной науки. В настоящее время необходимо: - проработать вопрос о создании инновационных центров, обеспечении их современной аппаратурой и оборудованием; - разработать программу поэтапного перехода от финансирования научных учреждений к финансированию научно-исследовательских проектов; - привлечь на конкурсной основе к разработке отраслевых проектов и программ широкий круг квалифицированных ученых и специалистов. Важной задачей является привлечение молодежи в спортивную науку. Необходимо разработать комплекс мер по стимулированию молодых ученых, работающих в области приоритетных направлений научных исследований по спортивной науке. Исходя из того что включенность человека в активные занятия физической культурой и спортом на протяжении всей жизни во многом определяется его отношением к ценностям физической культуры и осознанной необходимостью в занятиях физической культурой и спортом, из всего комплекса мер, направленных на развитие физической культуры среди населения, необходимо предусмотреть в качестве приоритетного направления целенаправленную пропаганду физической культуры и формирование здорового образа жизни. Тенденции последних лет говорят, с одной стороны, об увеличении количества изданий спортивной тематики, публикаций в печатных СМИ, с другой - о снижении количества спортивных передач и трансляций в телерадиопрограммах. Количество печатных СМИ спортивной тематики в 2001 г. составило 524, из них 257 газет (общероссийских 101), 249 журналов (общероссийских 204) и еще 24 общероссийских издания спортивной тематики - альманахи, сборники, бюллетени. Многие общественно-политические и молодежные газеты имеют спортивные странички, рубрики или периодически выходят со спортивными вкладышами. В стране выходят также специализированные издания, ориентированные на конкретный вид спорта, есть издания, рассчитанные на спортсменов-инвали дов и ветеранов спорта. Трансляция спортивных мероприятий и подготовка спортивных передач требуют больших финансовых затрат, а такими возможностями телевидение, в первую очередь государственное, не располагает. Сегодня на федеральных телеканалах время показа спортивных программ составляет около 1 ч в сутки. Это, безусловно, очень мало. На примере плана телетрансляции европейских и мировых чемпионатов, Олимпийских игр и других крупных спортивных событий государственным каналом РТР можно оценить, насколько это высокозатратные проекты: на 2002 г. запланировано 420 ч. вещания общей стоимостью 31,5 млн долл. Из этой суммы 90% составляют затраты на лицензии. Министерство Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций (МПТР России) поддерживает проекты, пропагандирующие здоровый образ жизни, в сфере телерадиовещания, выделяя на их производство финансовые средства. В 2000-2001 гг. было профинансировано 10 проектов, популяризирующих физическую культуру и спорт, формирующих у населения потребность вести здоровый образ жизни, на общую сумму 45,7 млн руб. Среди них - освещение Олимпийских и Параолимпийских игр, телепрограмма о семейных спортивных соревнованиях "Папа, мама, я - спортивная семья" на канале РТР и другие проекты. МПТР России совместно с Госкомспортом России в настоящее время ведут работу по производству роликов социальной спортивной рекламы. В частности, в 2002 г. планируется выпуск серии роликов "Спортсмены против наркотиков". Этот проект будет финансироваться МПТР России. Наблюдается положительная тенденция к увеличению издания литературы по физической культуре и спорту. Так, если в 1999 г. российские издательства выпустили 321 спортивное издание общим тиражом 1178,2 тыс. экземпляров, то в 2000 г. - 481 издание общим тиражом около 2 млн экземпляров. К сожалению, спортивная литература из-за недостатка финансовых средств не поступает в массовые, школьные, вузовские библиотеки. Необходимо принять программу целевого обеспечения литературой по физической культуре и спорту массовых библиотек страны. Необходимо более активно использовать возможности Интернета в целях привлечения молодежной аудитории к занятиям физической культурой и спортом, формированию здорового образа жизни. В настоящее время количество русскоязычных сайтов спортивной тематики неуклонно возрастает (до 50 в месяц) и составляет 2500. Пропагандистские усилия необходимо направить на создание привлекательного имиджа спортивного стиля жизни, моду на занятия спортом в досуговой деятельности . Важное значение средства массовой информации должны придавать раскрытию личности российского спортсмена, его положительного образа. Пропаганда физической культуры должна адресоваться непосредственно человеку, убедительно показывать приоритетное значение физической культуры и спорта в воспитании населения, профилактике болезней, продлении активного долголетия, в борьбе с наркоманией, курением, употреблением алкоголя, другими негативными явлениями. Изменение общественного сознания, возрастание идеалов здорового образа жизни в системе ценностей людей, особенно среди молодежи, должно сопровождаться интенсивным развитием спортивной инфраструктуры. Сегодня в России признаки таких изменений заметны. За последние два года в стране отмечается рост числа занимающихся физической культурой и спортом. Значительно увеличилось количество массовых спортивных соревнований для детей и молодежи как в регионах, так и на федеральном уровне. Вновь самыми массовыми и популярными среди детей стали знаменитые турниры "Кожаный мяч", "Золотая шайба", "Шиповка юных" и другие. Расширяется география спортивно-оздоровительной программы "Президентские состязания". Существенный прогресс отмечается в развитии физкультурно-спортивной работы среди инвалидов. За последнее время число занимающихся физической культурой и спортом инвалидов увеличилось на 60%. В физкультурных вузах страны ведется планомерная подготовка специалистов по адаптивной физической культуре. Усиление государственного управления спортом высших достижений также принесло положительные результаты . Олимпийские игры в Сиднее, успехи российских легкоатлетов на последнем Чемпионате мира, достижения российских спортсменов по итогам летнего спортивного сезона в 2001 г. (Россия завоевала на чемпионатах мира 75 медалей, а США - 53) свидетельствует об эффективности той модели управления спортом высших достижений, которая была реализована в 1999 году. Общий объем финансирования физической культуры и спорта из средств федерального бюджета за последние два года увеличился почти в три раза. Возросло внимание к вопросам развития физической культуры и спорта в регионах, особенно со стороны губернаторов. В последние годы Госкомспорт России установил очень тесные и деловые контакты с руководителями субъектов Российской Федерации, были проведены региональные совещания в федеральных округах. Сегодня у нас есть хорошие перспективы для дальнейшего развития. Правительство Российской Федерации поддерживает курс Госкомспорта России, и это является залогом наших успехов. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |